Напоминание

"Школьный медиамузей"

Автор: Плюхина Наталья Валерьевна

Должность: методист по туристко-краеведческйо работе

Учебное заведение: МКОУ ДО "Кетовский детско-юношеский центр"

Населённый пункт: Курганская область, Кетовский район, село Кетово

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Школьный медиамузей"

Описание:

методические рекомендации по созданию медиамузея в образовательной организации

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2774

Опубликовано 09.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кетовский детско-юношеский центр» Школьный медиа – музей (методические рекомендации) Кетово, 2014 г.
Содержание 1. Виртуальный музей. 2. Использование возможностей детского творчества в деятельности музеев образовательных учреждений. 3. Рекламная деятельность музея (пресс-релиз, визитная карточка) 2

Введение
Для того, чтобы музей образовательного учреждения стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирование у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться современные подростки и педагоги. Идея создания виртуального музея образовательного учреждения и использования Интернет-технологий, значительно расширяет рамки традиционного школьного музея, формирует круг своих постоянных посетителей, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность. Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Все это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
1.Виртуальный музей

(веб-сайт-музей)
Виртуальный музей – тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов образовательного учреждения. Это должен быть специализированных сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов из собраний школьного музея. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Профиль музея предполагается историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность музеев этого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный процесс и сферу дополнительного образования. Примерная тематика виртуальных выставок:  История школы;  Выпуск 1941 года, который с выпускного бала ушел прямо на фронт;  Герои живут рядом (ветераны войны, участники войн в Афганистане и Чечне);  Трудовые достижения наших бабушек и дедушек;  Почетные граждане нашего села. И многое другое, все зависит от материалов музея и материалов поисковой и исследовательской деятельности актива музея. Также немало важны виртуальные тематические выставки и экспозиции.
Критерии виртуального музея
 репрезентативность и содержательность виртуальной экспозиции, исключающих искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории, человеческих судьбах; 3
 многослойность представленной информации, подходящей для различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;  ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
Система работы по созданию виртуального музея
Участники процесса: o руководитель музея; o специалист-системный администратор; o педагоги образовательного учреждения; o учащиеся образовательного учреждения, их родители и родственники; o представители общественности. Из учащихся и педагогов, владеющих ИКТ-компетенциями, предполагается создание актива, который в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экспозиций. Предполагается, что актив музея должен состоять из тех, кого интересует сама работа в виртуальном музее. Одних привлекает научно - исследовательская работа, других - оформительская, третьих - поисковая и т. д. Поэтому актив школьного виртуального музея не является какой - то строго ограниченной группой. Он может увеличиваться и сокращаться в определенные периоды работы музея. В среднем актив музея состоит из 35 человек и проводит работу в разных направлениях. В соответствии с родом работы члены актива делятся на группы: • поисковая; • экскурсионная; • оформительская; • комплектование и учет фондов; • лекционная. Этапы работы: 1.Подготовительный o Анализ состояния проблемы. o Выявление и систематизация материалов в архиве музея школы. o Актуализация темы создания виртуального музея для всех участников образовательного процесса, выпускников, ветеранов школы. o Определение круга лиц для сотрудничества по созданию виртуального музея. o Создание актива музея из учащихся и педагогов. o Разработка программы деятельности. 2.Подготовка контента сайта o Определение тематики первых экспозиций (веб-страниц). o Оцифровка документальных и вещественных источников. o Создание электронной базы данных по истории школы. o Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов. o Подготовка материалов для медиа-экспозиций. 3.Поисково-исследовательский o Организация поисковой работы. o Создание творческих групп по направлениям деятельности музея. o Обучение актива музея основам музейной деятельности и ИКТ-компетенциям. o Добавление материалов к виртуальным экспозициям. o Создание новых веб-страниц. 4
o Создание и распространение печатной продукции по материалам виртуального музея. 4.Заключительный o Установление контактов с существующими виртуальными школьными музеями через Интернет. Результатами данной работы станут развитие навыков исследовательской деятельности, повышение уровня реализации патриотического воспитания в школе, увеличение количества экспонатов в музее, творческая направленность деятельности каждого участника процесса создания и дальнейшей работы медиамузея. Совместная деятельность учащихся и педагогов по созданию медиамузея означает повышение информационной культуры, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий.
2.Использование возможностей детского творчества в деятельности музеев

образовательных учреждений
Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Перспективы его развития обусловлены развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе музея образовательного учреждения, - лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музеи образовательных учреждений интегрированы в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности они связаны с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. В сознании многих детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Отличительной чертой музея большинство учащихся считают возможность увидеть: «старинные», «древние», «исторические»,' «доисторические», а также «редкие» или «дорогие» экспонаты. Это картины, скульптуры, драгоценности, книги и многое другое. Отмеченную особенность многие переносят и на музей образовательного учреждения. Поэтому, отвечая на вопрос: «Представьте, что Вы создаете музей в школе. Придумайте для него название и напишите, каким он будет», дети предлагают такие названия: «Музей истории древнего мира», «Палеонтологический музей», «Картинная галерея». Однако есть и другие мнения учащихся и их большинство, которые в школьном музее видят отражение своей собственной жизни. В числе тем и названий, предложенных учащимися, первое место занимают: «Музей истории школы», «Судьба моего района». Отвечая на вопрос «Чем, по Вашему мнению, музей в образовательном учреждении должен отличаться от других музеев?», школьники также выделяют две его особенности. Это адресность («Он должен быть адресован детям и быть интересен для них») и прямое участие детей в его создании («Часть экспонатов для него создается руками детей»). Точно те же две позиции выделили в качестве ведущих при ответе на этот вопрос и педагоги. Итак, согласно опросу главной чертой специфики музея ОУ считают ярко выраженную образовательную направленность, на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров, независимо от выбранного профиля: - историко-краеведческий; - литературно-краеведческий; 5
- народного быта и культуры; - истории школы, образования; - естественнонаучный; - военно-исторический; Однако, музеи должны работать не только с понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает проблема определения жанра как оптимального способа реализации своей самобытности, своих возможностей на уровне современных музейных технологий и активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся Можно выделить девять жанров, главным критерием определения которых стали способ, уровень интеграции и вовлечения детей в учебный процесс и сферу дополнительного образования.
Музей-экспозиция (выставка)
Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях образовательного учреждения такой музей чаще становится фактом престижа; внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально. Этот жанр музея нуждается в наращивании целого ряда функций. При инициативе руководителя и актива учащихся он, несомненно, обладает большими перспективами.
Музей-мастерская (студия)
Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции могут быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Все это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в сферу дополнительного образования детей.
Музей-лаборатория
Этот жанр очень близок музею-мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей-клуб, музей-театр.
Экспозиция музея данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу театральной студии образовательного учреждения, становится основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея-театра или музея-клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодокументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям изучаемой страны, музыкальными записями и пр.
Музей-адаптационный центр
. Это может быть музей с четко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель 6
такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по специально разработанной, рассчитанной на длительной срок программе, учитывающей специфику аудитории. Само экспозиционное пространство должно создавать «разгрузочную» среду, способствующую созданию климата доверительного общения, а также вовлечению детей в различные виды деятельности.
Музей-экскурсионное бюро
Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в том числе через циклы лекций и экскурсий. Создание такого музея возможно на основе введения в программу школы факультатива по «Экскурсоведению», в который войдут такие дисциплины как краеведение, экологический туризм, мастерство экскурсовода и др.
Музей-игротека
Это может быть музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей, например, на уроках технологии. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами продленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимой составляющей деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специальных сценариев для проведения тематических занятий. Это определяет целесообразность введения в программу занятий с активом факультатива "Музейный сценарий".
Музейное кафе
Уместнее всего организовать в школах или учреждениях профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления и потребления пищи была связана с историей, национальными праздниками и обычаями, традициями того или иного народа, а музейные посиделки приносили радость неформального общения всем участникам. Об органичности подобного жанра свидетельствует то, что многие детские музеи практикуют занятия, на которых можно научиться приготавливать пищу по старинным рецептам или окунуться в атмосферу традиционного для той или иной страны застолья. К примеру, здесь можно приобщиться к традиции празднования на Руси Масленицы, Пасхи, именин и других календарных и семейных праздников. В этом случае обыкновенное, на первый взгляд, застолье приобретает оттенок «исторической игры».
Музей-ярмарка
Одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучения подобным профессиям. При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего приходится учитывать реальные потребности конкретного образовательного учреждения. Чем разнообразнее используемые музеем жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленнее актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. Но в конечном итоге, успех будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет делать музей и сотрудничать с ним. 7
В концепции школьного музея ключевыми являются понятия актив, активность. Данная позиция нашла отражение и в Положении о музее образовательного учреждения (2003), где отмечается, что музеи организуются в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива учащихся, а для его организации в штатное расписание вводится специальная ставка музейного педагога, в компетенцию которого входит организация детского музейного актива.
Методы работы с активом:
Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно-воспитательный процесс является
проектный метод.
Проектная деятельность направлена на активизацию учащихся, развитие их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания, в частности в процессе работы с первоисточниками. В этом смысле велико значение школьного музея, который стимулирует развитие проектного метода в процессе работы с активом, да и с учащимися школы в целом. В данном случае на смену разрозненным усилиям в мероприятиях приходит осознание необходимости работать единой командой, в рамках общей идеологии, с четким осознанием цели и способов ее достижения, последовательно продумывая и проходя все этапы на четко обозначенной дистанции, осознавая неповторимость и уникальность конечного результата. Другим столь же актуальным методом организации и, главное, оптимизации работы актива является
метод игры
. Его возможности далеко не исчерпаны в музейной практике. Жизнь, постоянно доказывает, что не только учение должно соединяться с игрой и трудом, но и игра - с трудом и учением. Игра может пронизывать всю деятельность музея или отдельные ее элементы. Ведь даже создание музея можно превратить в увлекательную, хотя одновременно серьезную и умную игру. И, конечно, более широкое использование игровых форм станет стимулом роста музейного актива. В последние годы происходит значительное оживление
краеведческой работы
. Образовательное учреждение как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы. Сегодня в качестве особенно актуальных следует выделить три направления краеведческой работы:
семья, образовательное учреждение, родной край.
Семья: - родословное древо; - семейные реликвии и предания; - судьбы семьи в судьбе страны; - семейный архив. Образовательное учреждение: - изображение ОУ в разные годы существования (рисунки, фотографии, планы, макеты); - фотографии учителей (педагогов) и учеников с первых лет существования ОУ; - свидетельства жизни ОУ как процесса (своеобразная летопись образования); - атрибуты жизни ОУ разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради и т.п.); - детские сочинения, творческие работы. Родной край: - подлинники, первоисточники, представляющие историческую, художественную или иную ценность 8

Семья
Независимо от профиля музея тема семьи должна стать главной в краеведческой работе образовательного учреждения. Сегодня чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия). Составление простейшей схемы своего рода в виде родословного древа - посильное дело для любого школьника, даже младшего возраста. Простейшие методики позволяют обучить исследовательским приемам с генеалогическими источниками. Совместная деятельность в этой сфере позволит спасти многие ценные реликвии из домашнего архива, объединит людей разных поколений. Для начала следует выявить и описать наиболее ценные предметы из семейного наследия: самые различные документы, свидетельства, награды, письма, интересные предметы домашнего быта, о многих из которых можно рассказать интереснейшие истории. Пока не поздно следует записать рассказы бабушек и дедушек о своей жизни. Наиболее яркие воспоминания составят первые страницы семейной летописи. Выявляя интересные с точки зрения краеведа предметы, юные исследователи вместе со старшими членами семьи приступают к формированию семейного архива. Заводятся и подписываются конверты, тематические папки, заполняются вещицами небольшие коробки, составляются "легенды". Постепенно создается основа для небольшого домашнего музея. Хорошо, если первым музеем для каждого человека станет домашний музей. В результате краеведческая работа будет способствовать повышению престижа семьи, укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.
Образовательное учреждение
Каждый человек проходит через образовательное учреждение (будь то школа или УДОД), которое могло бы стать хранилищем памяти о людях, учившихся в нем, так или иначе связанных с ним. Собранные материалы в ОУ со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени образовательное учреждение может выполнять функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории самого ОУ. И тут никто кроме учителей (педагогов) и учеников не составит его полноценную летопись. В связи с этим рекомендуется собирать следующие материалы: - изображение ОУ в разные годы существования (рисунки, фотографии, планы, макеты); - фотографии учителей (педагогов) и учеников с первых лет существования ОУ; - свидетельства жизни ОУ как процесса (своеобразная летопись образования); - атрибуты жизни ОУ разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради и т.п.); - детские сочинения, творческие работы. Важно отразить детское восприятие школьных лет. Можно поручить нескольким классам (группам детей) стать местными летописцами и записывать главные, наиболее яркие события в хронологической последовательности. Это будет в полном смысле детская летопись. Минимальная авторская правка позволит максимально сохранить авторский стиль, детское восприятие, пристрастия и интересы юных граждан. Не утратила актуальности такая форма литературного творчества, как рукописный альманах. В нем могут быть следующие разделы: «День за днем», «Самое-самое», «Трибуна учителя», «В моей семье», «Прошу слова!», «Смех из-под парты» и т.п. Редактором подобного альманаха мог бы быть самый активный краевед, член музейного актива.
Родной край
9
Понятие родной край применительно к музейно-краеведческой деятельности не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Родной край - локальная, обозримая часть земли, страны, которую следует знать всем, кто считает себя краеведом. Крупными мазками покажите местную историю на фоне региональной и общероссийской. Не следует бояться общих мест. Ведь одно из назначений музея - способствовать учебному процессу. В этом помогут цитаты (повторение - мать учения), схемы и исторические карты расселения в крае древних людей, яркие иллюстрации и т.п. Поскольку музей детский, можно попытаться ввести в музейную жизнь элемент игры. Например, поставить бабушкин сундук (конечно, предназначенный преимущественно младшим школьникам). В нем находки - загадочные предметы, накопленные человечеством за многие столетия своего существования: древний топор, стрела, берестяная грамота, ядро, глиняная игрушка и многое, многое другое. Разумеется, все это, как правило, копийный материал, сделанный руками детей. Но уже в этом проявляется детское творчество, способность приобщиться к тайнам музейных профессий. Последнее, на чем хотелось бы акцентировать внимание, - обеспечение широких возможностей презентации краеведческой исследовательской и творческой деятельности школьного музея. Это могут быть как внутриучрежденческие презентации в виде музейных акций, выставок, конкурсов, отчетов и т.п., так и презентации, выходящие на более высокий уровень: публикации в районных и центральных газетах и журналах, участие в районных, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях. Итак, музей средством творческой самореализации инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.
3.Рекламная деятельность музея.

Пресс-релиз
– часть продуманной и спланированной стратегии контактов со средствами массовой информации. Пресс-релиз является основной формой передачи информации для тех, кто стремится предоставить ее журналистам и представляет собой небольшое сообщение (как правило объем не превышает одной страницы формата А4 или даже меньше, если посылается по электронной почте), в котором излагается суть того, что вы хотели бы увидеть напечатанным в соответствующем издании.
При написании пресс-релиза следует учесть некоторые советы
, чтобы текст был более привлекательным для читателя: o не следует использовать слишком много разных шрифтовых гарнитур и стилистических приемов (например, различную маркировку списков); o старайтесь чтобы абзацы хотя бы немного отличались друг от друга по количеству строк, и не напоминали своим видом кирпичей-близнецов; o если вы не слишком ограничены печатным местом, сделайте правую границу текста не строго выровненной, а «рваной». Такое форматирование меньше утомляет глаз; o для оживления текста используйте иллюстрации (чертежи. Карикатуры, фотографии); o иногда можно пользоваться приемами выделения (т.е. жирный шрифт, подчеркивание, заглавные буквы) каких-то фрагментов, которые вы считаете особенно важными; o заголовок следует набирать жирным шрифтам; o в конце страницы четко и ясно напечатайте необходимую контактную информацию; 10
o большинство пресс-релизов рассылается на белой бумаге, подумайте, не стоит ли использовать цветную, чтобы ваш пресс-релиз выделялся на общем фоне. Посылать пресс-релиз следует тогда, когда вы можете предложить действительно оригинальную новость, сообщение или истории. Приводим следующие
требования,

которым должны отвечать пресс-релизы (их анатомия):

Источник:
должно быть понятно от кого исходит пресс-релиз. 
Дата выпуска и дата эмбарго
(т.е. дата до которой пресс-релиз нельзя публиковать). 
Заголовок:
все пресс-релизы должны иметь привлекающий внимание заголовок. Заголовок не обязательно должен быть «выжимкой» содержания всего материала, в первую очередь он должен привлекать внимание. Если пресс-релиз отправляется в местные СМИ, в заголовке стоит упомянуть соответствующий город или населенный пункт. 
Особенно важным является первый абзац.
В нем должна содержаться основная информация (помните: « кто, что, где, зачем и когда»?), чтобы сразу была понятна суть, или на случай, если у читателя нет возможности или желания углубляться в детали. 
Следующие абзацы:
в них развивается тема, раскрываются некоторые детали, которые могут либо использоваться журналистами без изменений. Либо стать основой редакционного материала. 
Цитата из высказываний представителей данной организации или других

заинтересованных сторон.
Включение цитат делает заметку более убедительной и одновременно избавляет журналиста от необходимости связываться и беседовать с кем-либо для подкрепления материала.  Хорошим способом подтверждения высказываемой точки зрения и придания материалу убедительности является приведение
статистических данных
(данные опросов общественного мнения, с указанием названием организаций, проводящих опросы, даты их проведения или числа опросов за какой период). 
Последний абзац:
из него должно быть понятно, что в дальнейшем делать и куда обращаться журналисту. В данном случае дается понять. Что журналисты могут получить дополнительную информацию (включая, вероятно, и фотоматериалы), а также четко прописано с указанием телефонов, куда и к кому обращаться.
Визитная карточка.
В энциклопедии профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева дано объяснение понятиям
содержание и форма
– это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. В нашем вопросе под содержанием следует понимать весь тот фондовый материал, который имеется в школьном музее, а вот под формой можно понимать визитную карточку или коротко – «визитку» вашего музея, которая должна выражать содержание, при чем кратко, сжато, но интересно. В толковом словаре Ожегова и в Большом энциклопедическом словаре «визитка» - это карточка с именем, отчеством, фамилией, названием должности, адресом, телефоном и другими сведениями о лице, вручающем или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо и т.п. «Визитка» музея, конечно, будет отличаться от обычной формы «визитки» и поэтому ее можно назвать «Визитная карточка», так как она должна содержать несколько больший объем информации. В качестве примера предлагаем образец визитной карточки. 11

Полное название музея

Историческая справка
(Дата создания музея, основатель музея)
Музей сегодня
(Основные моменты развития музея в настоящее время)
Экспозиции музея
(Основные экспозиции музея)
Темы экскурсий
(Темы экскурсий, которые музей может предложить для посетителей)
Музей дружит
(Организации и люди, с которыми музей поддерживает связи)
О работе музея рассказано
(Музей в средствах массовой информации и на страницах печатных изданий)
Контакты
Адрес музея (юридический адрес, контактный телефон) Руководитель музея (фамилия, имя, отчество руководителя музея)
Возможно использование фотографий (электронный вариант)

Музей музыкальных инструментов

Историческая справка
Музей открыт 3 марта 1999 года преподавателем Курганского педагогического колледжа Юрием Борисовичем Куньшиным. В основу экспозиций вошли предметы частной семейной коллекции.
Музей сегодня
Этот уникальный музей создан на основе частной коллекции Бориса Алексеевича Куньшина, музыканта и педагога, отца Юрия Борисовича – руководителя музея. Экспозиции музея помогают воссоздать историю музыкальных инструментов, их использование в ансамблях и оркестрах. Музей открыт для дошкольников, школьников, студентов, для всех, кому близки национальные традиции инструментальной музыки. Музей в 2006 году стал номинантом первого открытого конкурса музеев «Евразия-2006» (г. Екатеринбург). Сегодня музей является неотъемлемой частью музыкальной культуры нашего города и знакомит с русскими национальными традициями.
Экспозиции музея
Экспозиция музея начинается с предметов быта, которые в талантливых руках приобретают способность музыкального звучания: это - каток для белья, ухват с колокольчиками, пестик и ступка, стиральная доска и пила, деревянные ложки, коса, трещотки, пастушьи рожки. Далее демонстрируются разновидности домбр, балалаек, различных свистулек, жалеек. Музыкальные инструменты симфонического оркестра – смычковые, духовые, ударные… 12
Много русских гармошек. Уникальные инструменты – гармонь 1896 года, изготовленная в Курганской области мастером и гармонистом М. Баженовым, мандолина, «родившаяся» в Италии в 1909 году.
Экскурсии
Экскурсантов привлекают не только редкие экспонаты, но и сама форма экскурсии. Юрий Борисович не просто рассказывает о каждом инструменте, но и сам показывает приемы игры на обыкновенном свистке, бересте, жалейке, балалайке, гобое, кларнете… Особенно ценно, что он стремится «ввести» эти инструменты в современную исполнительскую практику.
Гостями музея были не только известные люди музыкального мира, но и других

видов искусства: профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор

искусствоведения, академик М.И. Ихманицкий, Геннадий и Александр Заволокины,

писатель Виктор Потанин и другиКонтакты:

Адрес музея:
г. Курган, ул. Карельцева, 32, ГОУ СПО «Курганский педагогический колледж», часы работы музея: с 9 до 12 часов, выходной - воскресенье
Телефон:
53-58-72
Музей истории города

Историческая справка
Открыт в мае 2006 года как филиал областного краеведческого музея.
Музей сегодня
Музей истории города расположен в особняке, ранее принадлежавшем купцу I гильдии Семену Ивановичу Березину, а затем его сыну Федору. Это единственная сохранившаяся каменная усадьба в Зауралье, являющаяся образцом городской застройки третьей четверти XIX века, с замкнутым двором, надворными постройками и центральным домом в стиле русского классицизма. После смерти владельцев усадьба была куплена городом для размещения там окружного казначейства. В советское время с 1927 по1980 гг. здание принадлежало областному архиву, а в 1987 году перешло Курганскому областному краеведческому музею. Музей города открыт для того, чтобы познакомить курганцев и гостей города с историей Кургана, начиная с периода становления Царекурганской слободы, основанной в 1678-1679 гг. до начала XIX века.
Экспозиции музея
Экспозиции музея приглашают окунуться в мир старого Кургана. Посетителей музея ждут интересные фотографии, десятки уникальных экспонатов, личные вещи известных купцов Смолиных, Балакшиных, Кочешева. 13
Впервые показаны развернутые экспозиции по истории культуры, почты, медицины, народного образования и управления городом. Воссозданная обстановка купеческого городского дома, представленная подлинными экспонатами, перенесет посетителей в прошлое столетие.
Темы экскурсий
 Путешествие в забытый Курган (обзорная экскурсия по музею).  Курганское купечество.  Основание города Кургана.  История народного образования.  Курганские храмы.
Экскурсии платные.

Контакты:

Адрес музея:
г. Курган, ул. Куйбышева, 59. Часы работы музея: с 9 до 17 часов, выходной - воскресенье
Телефон:
46-16-27. 14


Яндекс.Метрика