Напоминание

"Азы журналистики"

Автор: Андронкина Елена Владимировна

Должность: методист

Учебное заведение: МКОУДО "Куркинский районный Центр внешкольной работы"

Населённый пункт: р.п. Куркино, Тульская область

Наименование материала: дополнительная образовательная программа

Тема: "Азы журналистики"

Описание:

Программа курса "Азы журналистики" рассчитана на детей 12-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2797

Опубликовано 09.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МКОУДО «Куркинский районный Центр внешкольной работы»

Дополнительная образовательная

программа объединения «Пресс-центр»

(срок реализации 3 года)

Авторская программа: «Азы журналистики»

Объединение: «Пресс-центр»

Уровень реализации программы:
Среднего (полного), (основного) общего образования
Направленность программы:
Социально-педагогическая
Составитель программы:
Методист МКОУДО «Куркинский районный Центр внешкольной работы» Андронкина Е.В.
Рецензия на образовательную программу. 1.Название программы______________________________________________ 2. ФИО педагога___________________________________________________ 3. Общая характеристика программы:  образовательная область___________________________________________  комплекс, в рамках которого реализуется программа___________________  адресат (категория детей, возраст, социальный состав и др.) ____________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________  срок реализации программы________________________________________  есть ли подобная программа в общеобразовательной школе, в чём «дополнительность» рецензируемой программы ______________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  качество подачи материала (профессионально, грамотно и т.п.) 4. Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 5.Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ) ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Полнота программы_____________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 7.Целостность программы _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Актуальность
курса «Азы журналистики» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества. Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию. Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Курс «Азы журналистики» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами). Программа курса «Азы журналистики» рассчитана на детей 12-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы. Программа комплексная, так как ориентирована на применение широкого комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история, география. По целям обучения данная программа - социально-педагогическая.
Цели программы:
- дать представление о системе массовой коммуникации; - познакомить с основами журналистского мастерства; - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - расширить кругозор обучающихся, развить владение словом. В ходе достижения целей программы решаются
задачи:
1. Обучающие: - знакомство с принципами журналистской деятельности - изучение основ социологии и журналистики - формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития - формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта 2. Воспитывающие: - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения - привитие культуры общения с миром средств массовой информации
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности - формирование потребности в постоянном повышении информированности - воспитание любви и уважения к окружающим. 3. Развивающая: - развитие творческих способностей, индивидуального мышления. Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих журналистов. Обучение детей в объединении ведётся в двух главных и взаимосвязных направлениях. Первое - предполагает формирование, развитие и совершенствование навыков общения, наблюдение за происходящим, выделение интересного и основного. Второе направление ставит своей целью формирование и развитие, совершенствование навыков художественного изложения материала, иллюстрирование с передачей своего отношения к происходящему. Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные , районные мероприятия, мероприятия проводимые внутри ЦВР, библиотеки, выставки, концерты и т.д. Итогом работы объединения является выпуск газеты с периодичностью 1 раз в месяц в районной газете «Вперёд», а также оформление стенгазет в ЦВР с определённой направленностью.
Формы и методы, используемые на занятиях:
- групповые (лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры); -индивидуальные (консультации, редактирование материалов).
Условия реализации программы:
- наличие оборудования, необходимого для выпуска газеты «Я – молодой» (компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат, диски CD-RW, дискеты, фотобумага); - наличие оборудования, необходимого для выпуска стенгазеты, информационных листов, объявлений ( ватманы, гуашь, акварельные краски, кисти разного размера, фломастеры, цветные карандаши, листы формата А4 и А3); - методическое обеспечение (литература по детской журналистике); - сотрудничество с редакцией районной газеты «Вперёд», со школами района; Программа рассчитана на три года обучения из расчёта : 1 год обучения - 2 ч в неделю. Всего – 68 ч в год. 2-3 год обучения – 4 ч в неделю. Всего 136 часа в год. К концу обучения обучающие
должны:

иметь понятие
о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе; о работе редакционного коллектива; о структуре газетного номера;
знать
наиболее важные этапы в истории журналистики, специфику основных жанров публицистики; основы корректуры и редактирования текста
уметь
находить темы для публикаций, собирать материал, работать с различными источниками информации, готовить материалы в изученных жанрах, владеть навыками компьютерного набора текста. После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ.
Курс «Азы журналистики» рассчитан на обучение учащихся в условиях работы творческого объединения «Пресс- центр» при МОУДОД «Куркинский районный Центр внешкольной работы» Данная программа разработана руководителем объединения «Пресс-центр», генеральным директором детско-юношеской газеты в газете «Я – молодой»», педагогом дополнительного образования и внештатным корреспондентом районной газеты «Вперёд» Андронкиной Еленой Владимировной.
Основное содержание программы:

1. Теоретическое обучение

Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.
Раздел 1. Экскурс в историю журналистики.
1.1. Значение журналистики. Её роль в обществе. 1.2. Газетный мир. Для чего нужна газета? 1.3. «Листая страницы истории…» Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества. Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета». Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего.
Раздел 2. Журналистика – творческая деятельность.
2.1. Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса. Работать в команде: 2.2. Редакционный и типографский процесс. 2.3. Редакционный коллектив. Характер работы редакции. Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы. Что такое типография. Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты. Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.
Раздел 3. Подача материала.
3.1. Стенгазета. 3.2. Объявление. 3.3. Иллюстративный материал. 3.4. Поздравление. 3.5. Газета, СМИ.
Раздел 4. Содержательная модель газеты.
4.1. С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. 4.2. Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
4.3. Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты. 4.4. Рубрики. Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др. Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете. Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета. Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.
Раздел 5. Графическая модель газеты.
5.1. Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. 5.2. Роль фотоматериалов в газете. Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы. Роль фотоматериалов в газете. Заставка.
Раздел 6. Газетный материал.
6.1. Что и как писать? Фактура. Язык газеты. 6.2. О чём писать? Источники информации. 6.3. Тема найдена, что дальше? 6.4. Корректура. Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность. Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово. Литературное редактирование. Понятие корректуры.
Раздел 7. Газетные жанры .
7.1. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно- публицистические. 7.2. Жанр информации. 7.3. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия». Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Душа и сердце информации. Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.
Раздел 8. Этика журналистского «Я».

8.1.Неписанные законы журналистской этики. Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.
II. Практическое обучение.

1.

Практические работы.
Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.
2.

Практические занятия.
Практическое изучение тем с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают изучаемый материал.
3.

Деловые и развивающие игры.
Овладение профессиональными навыками участников редакционного выпуска газет через дидактические игры «Пилотный проект», «Путешествие по газетной полосе», ,Аукцион заголовков». Развитие коммуникативных навыков через дидактические игру «Посвящение в журналисты».
4. Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я - молодой».
Овладение навыками сбора фактических данных для школьной газеты: источники различных источников информации. Овладение навыками разработки выбранной темы, подготовки материала (составление плана, наброски черновика, отработка текста). Овладение навыками компьютерного набора текста. Ознакомление с процессом вёрстки газетной полосы.
4.

Практическая стилистика.
Знакомство со стилями русского языка и особенностями публицистического стиля. Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.
III.

Досуговая и общественно-полезная деятельность
Участие в социально значимых делах ЦВР, организация досуговой общественно- полезной деятельности в объединении с последующим освещением проводимых мероприятий в детско-юношеской газете «Я – молодой».
1 год обучения
В структуре программы выделяются три блока: «Теория», «Практика»,
«
Досуговая и общественно-полезная деятельность». Программа теоретического обучения состоит из семи разделов: " Экскурс в историю журналистики", "Журналистика – творческая деятельность", "Содержательная модель газеты", "Графическая модель газеты", "Газетный материал", "Газетные жанры", "Этика журналистского «Я»".
Раздел
"Экскурс в историю журналистики"
даёт обучающимся представление о роли СМИ в любой исторический период, включает сведения о создании и развитии газет, радио, ТВ, а также знакомит с особенностями современной детской прессы. Раздел
"Журналистика – творческая деятельность"
предусматривает ознакомление юнкоров с понятием журналистики как вида творческой деятельности, спецификой различных средств массовой информации, знакомит обучающихся со структурой редакций СМИ, с обязанностями их сотрудников. В разделе
"Содержательная модель газеты"
речь идёт об умении находить темы, пользоваться различными источниками информации, о роли заголовка к материалу, о профессиональных терминах, знать которые необходимо каждому журналисту. Разделом
"Графическая модель газеты"
предусмотрено знакомство обучающихся с техническими приёмами оформления печатных изданий – макетированием и вёрсткой. В разделе
"Газетный материал"
говорится об основах мастерства журналиста, умении пользоваться различными источниками информации, работать со справочной литературой, использовать возможности использовать слово. Раздел
"Газетные жанры"
знакомит юных корреспондентов с особенностями различных жанров. В данном курсе наиболее подробно изучаются наиболее распространённые жанры – информация, репортаж, интервью. Раздел
"Этика журналистского «Я»"
подразумевает разговор о неписанных законах профессии журналиста, о правах и обязанностях её представителей. Главным принципом курса является
связь теории с практикой.
С этой целью предусмотрены широкое знакомство с газетными материалами, просмотр и прослушивание радио- и телепередач, экскурсии в редакцию газеты «Вперёд», организация деловых игр, практических работ по изученным темам. На практических занятиях используются также профессиональные тесты, развивающие игры, практикумы по практической стилистике, «путешествия по газете». Программа курса предусматривает также блок
«Досуговая и общественно-

полезная деятельность»
. Это участие в социально значимых делах ЦВР и освещение их в детско-юношеской газете «Я - молодой». Воспитанники объединения «Пресс центр» – это и спортсмены, и певцы, и танцоры, и краеведы, пусть только начинающие. Они пишут о том, что им интересно, о той жизни, которую они сами и творят, о тех событиях, участниками которых являются.

Тематический план курса

«Азы журналистики»

Второй год обучения

1. Теоретическое обучение



п/п

Разделы и темы

Количество

часов
1. 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2. 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 7. 7.1
Вводное занятие. «Всё только начинается…»

Экскурс в историю журналистики
Значение журналистики. Роль в обществе. Газетный мир. Для чего нужна газета? «Листая страницы истории…»
Журналистика – творческая деятельность
Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса. Работать в команде: - Редакционный и типографский процесс. - Редакционный коллектив. Характер работы редакции.
Содержательная модель газеты
С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. Заголовок в газете: сказать всё и коротко. Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты. Рубрики.
Графическая модель газеты
Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. Роль фотоматериалов в газете.
Газетный материал.
Что и как писать? Фактура. Язык газеты. О чём писать? Источники информации. Тема найдена, что дальше? Корректура.
Газетные жанры.
Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанр информации. Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия». Жанр интервью: человек или проблема?
Этика журналистского «Я»
Неписанные законы журналистской этики. ИТОГО:
1

3
1 1 1
3
1 1 1
4
1 1 1 1
2
1 1
4
1 1 1 1
4
1 1 1 1
1
1
22

II. Практическое обучение




п/п

Разделы и темы практических занятий

Количество

часов
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Экскурс в историю журналистики
Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой»
Журналистика – творческая деятельность
«Пилотный» выпуск газеты Практическая работа «Проект моей газеты» Игра «Посвящение в журналисты»
Содержательная модель газеты
«Путешествие» по газетной полосе. Практическая работа «Профессиональные термины» «Аукцион заголовков»
Графическая модель газеты
Практическое занятие: «Подготовка макета номера» Практическая работа: «Шрифты» Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами»
Газетный материал.
Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации» Практическое занятие: «Пишем материал». Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера». Практическое занятие: «Компьютерный набор текста» Практическая работа: «Корректоры-спасатели» Практическое занятие: «Ты – редактор»
Газетные жанры.
Практическое занятие «Пишем информацию» Практическое занятие: «Работаем над репортажем» Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы- крючочки» Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью»
Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я - молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
: - «Проба пера», - «Хочу рассказать», - «Посвящение в журналисты» Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я-журналист!»
ИТОГО:

1
1
3
1 1 1
3
1 1 1
3
1 1 1
8
1 2 2 1 1 1
4
1 1 1 1
-

16

3

1

42

№ п/п Темы Количество часов 1. 2. Сбор краеведческого материала (о людях интересной судьбы, о Великой отечественной войне, об истории посёлка) Участие в общественно-полезных делах, социально значимых акциях
ИТОГО:
2 2
4

Тематический план по разделам



п/п

Разделы и темы

Всего

часов

Теория

Практика
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
Вводное занятие. «Всё только начинается…»

Экскурс в историю журналистики

Журналистика – творческая деятельность

Содержательная модель газеты

Графическая модель газеты

Газетный материал.

Газетные жанры.

Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я -

молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
.
Досуговая и общественно-полезная деятельность

Подведение итогов

ИТОГО:

1

4

6

7

5

12

8

1

16

3

4

1

68
1 3 3 4 2 4 4 1
22
1 3 3 3 8 4 16 3 4 1
46

ИТОГО за первый курс обучения: 72 часа

III. Досуговая и общественно-полезная деятельность


Первый год обучения

Календарно-тематическое планирование курса

«Азы журналистики» объединения «Пресс-центр»




Тема

Количество

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие. «Всё только начинается…»
Инструктаж по технике безопасности.. Задачи юнкоровской работы. Обязанности членов пресс-центра.
Экскурс в историю журналистики
1) Значение журналистики. Роль в обществе. 2) Газетный мир. Для чего нужна газета? 3) «Листая страницы истории…» 4) Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой»
Журналистика – творческая деятельность
1)Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса. 2) Работать в команде: - Редакционный и типографский процесс. - Редакционный коллектив. Характер работы редакции. 4)«Пилотный» выпуск газеты 5)Практическая работа «Проект моей газеты» 6)Игра «Посвящение в журналисты»
Содержательная модель газеты
1) С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. 2) «Путешествие» по газетной полосе. 3) Практическая работа «Профессиональные термины» 4) Заголовок в газете: сказать всё и коротко. 5) Практическая работа: «Аукцион заголовков» 6) Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты. 7) Рубрики.
Графическая модель газеты
1) Практическая работа «Подготовка макета номера» 2)Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. 3)Практическая работа: «Шрифты» 4)Роль фотоматериалов в газете. 5)Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами»
Газетный материал.
1) Что и как писать? Фактура. Язык газеты. 2) О чём писать? Источники информации. 3) Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации» 4) Тема найдена, что дальше? 5) Практическое занятие: «Пишем
1

4

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

2


2 и 3 год обучения
В структуре программы также выделяются три блока: «Теория», «Практика»,
«
Досуговая и общественно-полезная деятельность», только теория становится более углубленной для изучения тех или иных теоретических тем, количество часов на практику значительно увеличивается. В блоке теория добавляется ещё 1 раздел «Подача материала» Основная роль в теории на втором и третьем году обучения отводится разделу «Газетные жанры»
,
т.к. на первом году обучения жанры газеты изучались поверхностно, в качестве ознакомления.
Целью и задачами 2 и 3 года обучения
являются: дать обучающимся юным журналистам понятие об основных газетных жанрах, определить их значение, научить их ориентироваться в направлениях жанров, применять полученные знания на практике. Необходимость изучения газетных жанров очевидна: несмотря на мощное развитие таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение, газета продолжает занимать важное место в жизни современного общества. И чем разнообразнее жанровая палитра, используемая журналистом, тем больший интерес будут вызывать его публикации у читателя. Раздел
"Экскурс в историю журналистики"
Краткий экскурс в историю журналистики: Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники. Раздел
"Журналистика – творческая деятельность"
Сбор информации «порознь и вместе». Раздел
«Газетные жанры»
Лекция: Типология газетных жанров
.
Сходство и отличие некоторых классификаций жанров: М.И. Шостак, В. Ворошилов, А.А. Тертычный, Л.Е. Кройчик. Жанрообразование. Язык и стиль жанра, особенности. Виды жанров: информационные, аналитические, художественно- публицистические. Внутрижанровые разновидности. Жанр и творческая задача. Отличие журналистских жанров от литературных. Обзор литературы по газетным жанрам. Практическое занятие: определение жанров публикаций по газетным изданиям.
ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ.
Общая характеристика. Виды и особенности информационных жанров. Техника сбора информации, форма подачи.
2.1. Новость
Лекция: «жесткая» и «мягкая» новость, классические элементы, признаки, 6 вопросов новости. Событие – факт, принцип «опрокинутой пирамиды», лид, заходы в «жесткую» новость и специальные лиды для «мягкой» новости, документальность, языковые средства. Линейная композиция новости по М.Шостак и Малькольму Ф.Мэллету. Удостоверенность факта: виды ссылок на источник сведений и на источник мнений. Способы подачи новости: инфотеймент, финишинг, эвент экшн, акция, бэкграундер.
Практическое занятие: распознавание новости в газетах, разбор. Разбор новостных публикаций, поданных в виде инфотеймента и эвент экшн (по газете «Комсомольская правда»). Написание новости в «мягком» и «жестком» вариантах.
2.2. Хроника, заметка, расширенная информация.
Лекция: принципы композиционного построения заметки (критическая, положительная, отклик) и расширенной информации, язык. Практическое занятие: распознавание хроники, заметки, расширенной информации в газете на занятиях. Написание заметки или расширенной информации самостоятельно.
2.3. Интервью
Лекция: виды по форме и признакам. Типы вопросов – открытый и закрытый. Две модели интервью – «воронка» и «перевернутая воронка». Виды вопросов. Сравнение классификаций вопросов по работам П.Мицыча, Н. Эйдельмана, М.Шостак, М. Лукиной. Виды ответов. Вводка в интервью, виды. Техника интервью. Трудные собеседники. Оформление интервью на полосе. Практическое занятие: разбор интервью, определение его вида и особенностей, использованные виды вопросов в данном интервью (по российским газетам и журналам). Подбор интервью (по российским газетам и журналам) и его самостоятельный разбор.
2.4. Репортаж
Лекция: репортаж – «король жанров», виды репортажа, особенности. Работа через деталь. Наглядность – «картинка», светопись, цветопись; слуховая деталь, движение, ритмические образы, статистика, цитаты, интонация, реплики, диалоги. Основные признаки современного газетного репортажа. Репортаж в истории российской журналистики (на примерах репортажей В.А. Гиляровского, Б. Кольцова, Вс. Овчинникова). Практическое занятие: разбор репортажа и сравнение с репортажами советских журналистов.
ТЕМА 3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Общая характеристика. Виды и особенности аналитических жанров.
3.1. Анализ как метод исследования
Методы, применяемые при анализе: индукция и дедукция. Сопоставление, оценка, вывод, видение проблемы, перспектива. Тезис, аргументация (виды аргументов), рассуждения с прямыми доказательствами и доказательствами от обратного, обоснование, «Гомеровский порядок».
3.2. Обозрение
Лекция: обозрение как «панорама событий». Виды обозрений по проблематике и периодичности. Отбор явлений. Структура обозрения. Языковые средства. Отличие аналитического обозрения от информационного. Практическое занятие: разбор обозрения на занятии. Подбор и разбор обозрения самостоятельно.
3.3. Корреспонденция
Лекция: корреспонденция как «кусочек жизни». Задачи. Виды корреспонденции. Актуальность, проблематичность. Отличие аналитической корреспонденции от информационной. Практическое занятие: разбор текущей корреспонденции (по российским газетам) на занятии. Подбор и разбор корреспонденции (по республиканской прессе) самостоятельно.
Отчет. Расследование

В обзоре.
3.4. Рецензия
Лекция: рецензия как реактивный жанр. Виды рецензии. Задача рецензии. Объект и предмет, жанровые признаки рецензии. Оценка явления. Структурные элементы. Образ автора. Практическое занятие: разбор рецензии на занятии. Подбор и разбор рецензии самостоятельно.
3.5. Комментарий
Лекция: комментарий как реактивный жанр. Виды комментариев. Цель автора. 9 вопросов к комментарию. Структура комментария, приемы комментирования. Практическое занятие: разбор комментария (по российским газетам) на занятии. Подбор и разбор комментария самостоятельно.
3.6. Статья
Лекция: виды статьи. Цель, задачи. Место факта. Постановка и разработка проблемы. Свойства статьи. Практическое занятие: разбор статьи на занятии. Подбор и самостоятельный разбор статьи из российских газет и журналов.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Общая характеристика. Виды и особенности художественно-публицистических жанров.
4.1. Зарисовка
Лекция: зарисовка как жанр. Поиск информации для зарисовки. Тематическое содержание. Локальность, детализирование факта, эмоциональность. Образные средства языка. Практическое занятие: разбор зарисовки (по российской прессе) на занятии.
4.2. Слово
Лекция: Общественная значимость «слова». Жанрообразующие признаки. «Потенциал воздействия». Практическое занятие: чтение и разбор «Слова о Победе» С. Эйзенштейна.
4.3. Эссе
Лекция: эссе как жанр критики и публицистики. Виды эссе. Жанрообразующие признаки. Языковые средства. Практическое занятие: Разбор эссе (по российской прессе).
4.4. Фельетон. Памфлет
Лекция: фельетон и памфлет как жанры сатиры. Точки соприкосновения с документалистикой. – Виды фельетона. Жанровые признаки. Вымысел или домысел? 2-х пиковость, синтез 3-х начал. – Цель памфлета. Приемы сатиры и сарказма в памфлете. Стилевые особенности. Практическое занятие: разбор фельетона и памфлета (по российской прессе).
4.5. Очерк
Лекция: очерк как образная информация, его виды. Специфика жанра. Композиция очерка. Стилевые черты: авторское «я», интимизация, эскизность, документальность, злободневность, типизация героя, образность, ассоциативность. Практическое занятие: Разбор одного очерка (по российской прессе) на занятии.
Раздел
«

Экскурс в историю журналистики»
Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, III в. до н.э.), Цицерон (Рим, I в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники. Раздел
«Подача материала»
даёт обучающимся понятие о различных видах и формах подачи материала: различные виды поздравления, тематические стенгазеты, виды объявлений, оформление информационного стенда, иллюстративный материал для газеты «Я – молодой», а также для мероприятий с определённой направленностью; газета «Я – молодой», а также другие газеты, СМИ – подача материала телевидения и радиовещания области и др. Раздел
«Графическая модель газеты»
Абзацный отступ в буквице. Формат. Абзацный отступ. Буквица на полях при печати в две колонки .Буквица. Разная нумерация для разных страниц Вставка. Номера страниц. Разрыв. Стили в документе .Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст. Раздел
«

Журналистика – творческая деятельность»
- Редакционный и типографский процесс. Сбор информации «порознь и вместе» Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста. Факт в жизни и в журналистике. Основные ошибки при изложении фактов в информационном материале. Обсуждение выполненных заданий. Раздел «
Содержательная модель газеты»
Социальный эксперимент. Возможности его проведения в школе с последующей публикацией хода эксперимента и его результатов с комментариями значимых лиц. Обсуждение темы социального эксперимента и условий его проведения. Порядок расположения материалов в газете, исходя из их тематики и объема. Обсуждение готовых материалов ближайшего номера , порядка верстки. Зрительный образ, соответствующий данному материалу, использование для его воплощения различных изобразительных средств – рисунков, фото, особенностей верстки. Раздел
«Графическая модель газеты»
Абзацный отступ в буквице Формат. Абзацный отступ. Буквица на полях при печати в две колонки Буквица. Разная нумерация для разных страниц Вставка. Номера страниц. Разрыв. Стили в документе Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст. Раздел:
«Газетный материал»
Методы сбора информации. Три источника: личные наблюдения, интервью, документы и записи. Обсуждение газетных публикаций и принесенных материалов с этой точки зрения.
Тематический план курса

«Азы журналистики»


Второй год обучения

1. Теоретическое обучение



п/п

Разделы и темы

Количество

часов
1. 2 2.1 2.2. 3. 3.1 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 6. 6.1 7. 7.1 7.2 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5
Вводное занятие. «Начало положено.Что дальше?…»
Инструктаж по технике безопасности. Задачи юнкоровской работы. Обязанности членов пресс-центра.
Экскурс в историю журналистики
Краткий экскурс в историю журналистики Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система. Ораторское искусство – риторика.
Подача материала
Виды и формы газет
Журналистика – творческая деятельность
Редакционный и типографский процесс. Сбор информации «порознь и вместе» Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста. Факт в жизни и в журналистике. Основные ошибки при изложении фактов в информационном материале.
Содержательная модель газеты
Социальный эксперимент. Возможности его проведения в школе или ЦВР с последующей публикацией хода эксперимента и его результатов с комментариями значимых лиц. Обсуждение темы социального эксперимента и условий его проведения.
Графическая модель газеты
Стили в документе Стиль. Форматирование стилей. Сложный (структурированный) текст.
Газетный материал.
Методы сбора информации. Три источника сбора информации: личные наблюдения, интервью, документы и записи. Обсуждение газетных публикаций и принесенных материалов с этой точки зрения.
Газетные жанры.
Типология газетных жанров. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ Общая характеристика. Техника сбора информации, форма подачи. Новость «жесткая» и «мягкая», классические элементы новости. Жанрообразующие признаки. Хроника, заметка, расширенная информация. Особенности и отличия.
2

4
2 2
1
1
7
2 2 2 1
4
2 2
4
4
4
2 2
31
1 2 2 2 2
8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11 8.12 8.13 8.14 8.15 8.16 8.17 8.18 9. 9.1 Репортаж – король жанров. Виды репортажа.
Интервью
. Виды по форме и признакам. Модели интервью. Блиц- опрос. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Общая характеристика.
Анализ
как метод исследования
.

Обозрение
как «панорама событий».
Корреспонденция
как «кусочек жизни». Виды корреспонденции. Задачи.
Рецензия
как реактивный жанр. Задача рецензии.
Статья.
Виды статьи.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Общая характеристика.
Зарисовка
как жанр. Поиск информации для зарисовки.
Слово.
Общественная значимость «слова».
Эссе
как жанр критики и публицистики.
Очерк
как образная информация.
Этика журналистского «Я»
Правила «трёх плюсов», «пятнадцати секунд». Развивающие упражнения.
ИТОГО:
2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1
1

58

II. Практическое обучение



п/п

Разделы и темы практических занятий

Количество

часов
1. 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 4. 4.1 4.2 4.3
Экскурс в историю журналистики

Журналистика – творческая деятельность
Основные ошибки при изложении фактов в информационном материале. Обсуждение выполненных заданий. (практическое занятие) Практическая работа «Проект моей газеты» Редакционный коллектив. Характер работы редакции.(практическое занятие с анкетированием)
Подача материала
Стенгазета ко Дню Учителя Информационный стенд об объединении «Пресс-центр» Информационный стенд об объединении «Школа «Лидер»
Содержательная модель газеты
Порядок расположения материалов в газете, исходя из их тематики и объема. Обсуждение готовых материалов ближайшего номера , порядка верстки. Зрительный образ, соответствующий данному материалу, использование для его воплощения различных изобразительных -
5
1 2 2
5
1 2 2
6
2 2 2
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 8 9 10 11 средств – рисунков, фото, особенностей верстки.
Графическая модель газеты
Абзацный отступ в буквице Формат. Абзацный отступ. Буквица на полях при печати в две колонки Буквица. Разная нумерация для разных страниц Вставка. Номера страниц. Разрыв.
Газетный материал.
Практическое занятие: «Пишем материал». Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера». Практическое занятие: «Компьютерный набор текста» Корректура. Практическая работа:«Корректоры-спасатели» Практическое занятие: «Ты – редактор»
Газетные жанры.
Обзор литературы по газетным жанрам.(практическое занятие) Практическое занятие «Пишем информацию» Практическое занятие: «Работаем над репортажем» Сюжетно-ролевая игра «Блиц – опрос» Практическое занятие: «Газетный жанр: блиц – опрос». Главный вопрос» Творческая работа (жанр – по выбору)
Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я - молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
: - «Проба пера», - «Хочу рассказать»,
Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я-журналист!»

ИТОГО:

10
2 2 2 2
18
2 2 6 4 2 2
11
1 2 2 2 2

2 -
16

2

1

74
№ п/п Темы Количество часов 1. 2. Сбор краеведческого материала (о людях интересной судьбы, о Великой отечественной войне, об истории посёлка) Участие в общественно-полезных делах, социально значимых акциях
ИТОГО:
2 2
4

Тематический план по разделам



Разделы и темы

Всего

Теория

Практика

III. Досуговая и общественно-полезная деятельность


п/п

часов
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
Вводное занятие. «Всё только начинается…»

Экскурс в историю журналистики

Подача материала

Журналистика – творческая деятельность

Содержательная модель газеты

Графическая модель газеты

Газетный материал.

Газетные жанры.

Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я -

молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
.
Досуговая и общественно-полезная деятельность

Подведение итогов
ИТОГО:
2

4

6

12

10

14

22

42

1

16

2

4

1

136
2 4 1 7 4 4 4 31 1
58
5 5 6 10 18 11 16 2 4 1
78

ИТОГО за второй курс обучения: 136 часов

Второй год обучения

Календарно-тематическое планирование курса «Азы журналистики»

объединения «Пресс-центр»




Тема

Количество

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Вводное занятие. «Начало положено.Что

дальше?…»
Инструктаж по технике безопасности. Задачи юнкоровской работы. Обязанности членов пресс-центра.
Экскурс в историю журналистики
1)Краткий экскурс в историю журналистики 2)Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система. Ораторское искусство – риторика.
Подача материала
1)Виды и формы газет. Стенгазета ко Дню Учителя 2)Информационный стенд об объединении «Пресс-центр» 3)Информационный стенд об объединении «Школа «Лидер»
Журналистика – творческая деятельность
1) Редакционный и типографский процесс. 2) Сбор информации «порознь и вместе» 3) Требования к оформлению авторского оригинала, рукописного или набранного на компьютере текста. Факт в жизни и в журналистике. 4)Основные ошибки при изложении фактов в информационном материале. Обсуждение выполненных заданий. (практическое занятие) 5)Практическая работа «Проект моей газеты» 6)Редакционный коллектив. Характер работы редакции.(практическое занятие с анкетированием)
Содержательная модель газеты
1)Социальный эксперимент. Возможности его проведения в школе или ЦВР с последующей публикацией хода эксперимента и его результатов с комментариями значимых лиц. 2) Обсуждение темы социального эксперимента и условий его проведения. 3)Порядок расположения материалов в газете, исходя из их тематики и объема. 4) Обсуждение готовых материалов ближайшего номера , порядка верстки. 5) Зрительный образ, соответствующий данному материалу, использование для его воплощения различных изобразительных средств – рисунков, фото, особенностей верстки.
Графическая модель газеты
1)Абзацный отступ в буквице Формат. Абзацный отступ. 2)Буквица на полях при печати в две колонки
2

4

2

2

6

2

2

2

12

2

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

12

2

2


Знания, умения и навыки за второй год обучения:
Учащиеся должны:  иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах.  иметь представление об истории возникновения и развития журналистики; иметь представление о первых журналистах и первых изданиях, способах наборки и печати изданий в истоках возникновения журналистики.  устанавливать абзацный отступ для буквицы по соглашению; размещать буквицу на полях при печати текста в несколько колонок; настраивать параметры нумерации; создавать нумерацию страниц различную для каждой отдельной страницы (или группы страниц);нумеровать страницы не по порядку;  создавать новые разделы, начинающиеся с новой страницы; создавать свой стиль текста документа; менять стиль способом наложения.
3 год обучения
Раздел
"Экскурс в историю журналистики"
знакомит с журналистами и редакторами районной газеты «Вперёд». Дети знакомятся с историей возникновения газеты «Вперёд». Раздел
«Подача материала»
Изображения. Особенности работы с изображениями Раздел «
Журналистика – творческая деятельность»
Функции. Обязанности. Социализация. Раздел
«Содержательная модель газеты».

Структура журналистского текста (композиция)
Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности). Раздел «
Графическая модель газеты»
Дополнительные возможности Word Чередование текста в одну и в две колонки Формат. Колонки. Раздел. Творческая работа “Эффектный текст” WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка. Разработка общего вида издания и стилей оформления Раздел
«Газетный материал»
Содержание и форма журналистских произведений Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора. Раздел
«Этика журналистского «Я»
Мировоззренческая позиция журналиста, равно как и принципы журналистики, характеризуется неподкупной верностью фактам, правде жизни, объективностью в освещении реальной действительности, стремлением постичь сложные явления современности во всей их глубине и противоречивости. Журналист обладает: гуманистическим мировоззрением; научным мировоззрением.
Специальное журналистское образование (разумеется, высшее – иного в этой профессии не бывает). Эрудиция – также важное качество журналиста. Что касается специфических профессиональных требований, то они обусловлены самим характером, особенностями, направленностью будущей деятельности. что по родам журналистики дифференциация профессий очевидна: газетчик (корреспондент журнала, редактор информационного агентства – т.е. сотрудники различных печатных органов), радиожурналист и тележурналист (представители электронной прессы); по видам журналистики, тематике журналистских произведений различают журналистов- международников, политологов, аграрников, культурологов, экологов, спортивных обозревателей и т.д. Есть журналисты, специализирующиеся на экономической тематике, финансах и бизнесе, строительстве, транспорте, морально-этической либо искусствоведческой проблематике. Свои особенности у журналистов, работающих в научно- популярных изданиях, соответствующих радио- и телепрограммах. Инвестигейтивная (расследовательская) журналистика; многие профессионалы специализируются на создании определенных журналистских жанров. Профессии очеркиста, фельетониста, интервьюера, шоумена и т.д.; по технологическим операциям коммуникативного процесса. Репортер собирает информацию, литературный сотрудник в печатном органе или редактор на радио и телевидении ее обрабатывают и, соответственно, в электронной прессе ведущий либо диктор произносят подготовленный текст. Корреспондент сообщает факты – комментатор их анализирует и т.д.;
Тематический план курса

«Азы журналистики»

Третий год обучения

1. Теоретическое обучение



п/п

Разделы и темы

Количество

часов
1. 2 2.1 3. 4. 4.1 4.2 5.
Вводное занятие. «Начало положено.Что дальше?…»
Инструктаж по технике безопасности. Задачи юнкоровской работы. Обязанности членов пресс-центра.
Экскурс в историю журналистики
Краткий экскурс в историю журналистики Способы передачи актуальной, общественно значимой информации. Знаковая система. Ораторское искусство – риторика.
Подача материала

Журналистика – творческая деятельность
1)Общественные функции СМИ (средств массовой информации) Функции. Обязанности. Социализация. Редакционный и типографский процесс. Сбор информации «порознь и вместе»
Содержательная модель газеты

2

2
2
-

4
2 2
5

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6. 6.1 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 8 8.1. 8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 8.8 8.9 8.10 8.11 8.12 8.13 8.14 8.15
Структура журналистского текста (композиция)
Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Графическая модель газеты
Дополнительные возможности Word
Газетный материал.
Содержание и форма журналистских произведений Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Драматургия. Троп. Эпитет. Метонимия, синекдоха, литота и гипербола. Метафора.
Газетные жанры.
Типология газетных жанров. Обзор литературы по газетным жанрам. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ Общая характеристика. Техника сбора информации, форма подачи. Новость «жесткая» и «мягкая», классические элементы новости. Жанрообразующие признаки. Хроника, заметка, расширенная информация. Особенности и отличия.
Репортаж –
«король жанров». Основные признаки современного газетного репортажа. Интервью. Виды вопросов. Сравнение классификаций вопросов. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Виды и особенности аналитических жанров. Индукция и дедукция – методы, применяемые при анализе. Обозрение. Виды обозрений по проблематике и периодичности.
Статья.
Виды статьи. Цель, задачи.
Корреспонденция
как «кусочек жизни».
Отчет. Расследование
(в обзоре).
Рецензия
как реактивный жанр. Виды рецензии.
Комментарий
. Виды комментариев. 1 1 1 1 1
2
2
12
2 2 2 2 2 2
36
2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2
8.16 8.17 8.18 8.19 9. 9.1 9.2 10. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ Общая характеристика. Виды и особенности художественно- публицистических жанров.
Слово.
Жанрообразующие признаки.
Эссе
. Виды эссе.
Фельетон и памфлет
как жанры сатиры. Точки соприкосновения с документалистикой.
Очерк
. Виды очерка.
Этика журналистского «Я»
Качества, которых не должно быть у журналиста. Корыстолюбие. Продажность. Наглость. Профессии в журналистике. Журналист. Фотограф. Репортер
Итоговое зачётное занятие

ИТОГО:
1 1 2 2
4
2 2
1

67

II. Практическое обучение



п/п

Разделы и темы практических занятий

Количество

часов
1. 2 3 4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6 6.1 6.2
Вводное занятие

Экскурс в историю журналистики

Подача материала
3.1Виды и формы газет. Стенгазета ко Дню Учителя 3.2Информационный стенд об объединении «Пресс-центр» 3.3Информационный стенд об объединении «Школа «Лидер» 3.4Изображения. Особенности работы с Изображениями.
Журналистика – творческая деятельность
4.1Творческий проект «Я и журналистика»
Содержательная модель газеты
Закрепление материала на практике по темам: Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. Основная часть и подпись. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Графическая модель газеты
Чередование текста в одну и в две колонки Формат. Колонки. Раздел.
-

-

8
2 2 2 2
2
2
5
1 1 1 1 1
8
2 2
6.3 6.4 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 9. 10. Творческая работа “Эффектный текст” WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка. Разработка общего вида издания и стилей оформления
Газетный материал.
Практическое занятие: «Пишем материал». Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов «Проба пера». Практическое занятие: «Компьютерный набор текста» Корректура. Практическое занятие: «Ты – редактор»
Газетные жанры.
Практическое занятие «Пишем информацию» Практическое занятие: «Работаем над репортажем» Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы- крючочки» Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» Творческая работа (жанр – по выбору)
Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я - молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
: - «Проба пера», - «Хочу рассказать».
ИТОГО:
4 2
12
2 2 2 4 2
10
2 2 2 2 2 -
16

3

64
№ п/п Темы Количество часов 1. 2. Сбор краеведческого материала (о людях интересной судьбы, о Великой отечественной войне, об истории посёлка и др.) Участие в общественно-полезных делах, социально значимых акциях
ИТОГО:
2 2
4

Тематический план по разделам



п/п

Разделы и темы

Всего

часов

Теория

Практика
1.
Вводное занятие. «Всё только начинается…»

2
2
III. Досуговая и общественно-полезная деятельность

2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
Экскурс в историю журналистики

Подача материала

Журналистика – творческая деятельность

Содержательная модель газеты

Графическая модель газеты

Газетный материал.

Газетные жанры.

Этика журналистского «Я»

Участие в выпуске детско-юношеской газеты «Я -

молодой»

Экскурсии в редакции газет, поездки на областные

профессиональные конкурсы
.
Досуговая и общественно-полезная деятельность

Подведение итогов

ИТОГО:

2

8

6

10

10

24

46

4

16

3

4

1

136
2 4 5 2 12 36 4 1
68
8 2 5 8 12 10 16 3 4
68

ИТОГО за третий курс обучения: 136 часов
3 год обучения
Календарно-тематическое планирование курса

«Азы журналистики» объединения «Пресс-центр»




Тема

Количество

часов

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Вводное занятие. «Начало положено.Что

дальше?…»
Инструктаж по технике безопасности.. Задачи юнкоровской работы. Обязанности членов пресс-центра.
Экскурс в историю журналистики
1) История возникновения газеты «Вперёд». 2) Журналисты и редакторы районной газеты «Вперёд».
Подача материала
1)Виды и формы газет. Стенгазета ко Дню Учителя 2)Информационный стенд об объединении «Пресс-центр» 3)Информационный стенд об объединении «Школа «Лидер» 4)Изображения. Особенности работы с Изображениями.
Журналистика – творческая деятельность
1)Общественные функции СМИ (средств массовой информации) Функции. Обязанности. Социализация. 2)- Редакционный и типографский процесс. Сбор информации «порознь и вместе» 3) Творческий проект «Я и журналистика»
Содержательная модель газеты

Структура журналистского текста

(композиция)
1) Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста. 2) Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. 3)Основная часть и подпись. 4) Роль первого предложения (зачина) в тексте. Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов. 5)Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности).
Графическая модель газеты
1)Дополнительные возможности Word 2)Чередование текста в одну и в две колонки Формат. Колонки. Раздел. 3)Творческая работа “Эффектный текст” WordArt. Рекламный проспект. Визитная карточка. 4)Разработка общего вида издания и стилей оформления
Газетный материал.
1)Содержание и форма журналистских произведений 2)Жизненный материал. 3)Литературная основа. Тема. Идея. 4)Композиция. Сюжет.
2

2

1

1

8

2

2

2

2

6

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

2

2

4

2

24

2

2

2

2

Знания, умения и навыки: Учащиеся должны знать наиболее часто упоминаемые функции: информационная функция; образовательная функция; функция социализации; функция критики; контрольная функция; функция артикуляции и интеграции; инновационная функция; мобилизационная функция; функция формирования общественного мнения. Учащиеся должны знать социальные роли журналистики: производственно-экономическая; информационно-коммуникативная; регулирующая; духовно-идеологическая. Учащиеся должны иметь: представление о влиянии СМИ на социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества; представление о проблемах общества и личности, возникающих по вине СМИ; представление об авторских правах на использование изданий, и об ответственности копирования, переиздания статей, книг и очерков без ведома автора. Учащиеся должны: знать разные жанры: заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки, и так далее; узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. знать, что жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых "бульварных" изданиях). знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие; научиться писать в любом жанре; знать, что газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен). Учащиеся должны знать: что журналист должен писать о том, в чём он разбирается (в какой области он компетентен); что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы: 1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события); 2. что? (подробности, детали события); 3. когда? (время, продолжительность события); 4. где? (описание места действия); 5. почему? (причины события); 6. как? (ход события); 7. с какими последствиями? (по какой причине);
что один из важнейших секретов профессионального мастерства – умение выбрать из всего многообразия реального мира только то, что необходимо в данном журналистском материале. Учащиеся должны знать: что природные способности предполагают врожденную склонность к наблюдательности, живой интерес к людям и к окружающему их миру, умение увлекательно рассказать об увиденном, отметив незамеченные другими важные детали и подробности. Эти способности: любознательный ум, способность к взвешенному анализу чужих и собственных поступков, природных явлений, любовь к чтению, разносторонние интересы в области литературы, живописи, кино, музыки, спорта и т.д.; коммуникабельность (общительность), умение легко сходиться с людьми, вызывать у них доверие; чувство юмора, позволяющее снисходительно относиться к чужим ошибкам (да и к собственным промахам – не заниматься “самоедством”); выносливость (не обязательно физическая сила, а именно выносливость), упорство, настойчивость – качества, которые журналисту неплохо иметь от природы. Учащиеся должны уметь: разбивать текст на одной странице на разделы; создавать колонки; форматировать и редактировать текст в колонках; используя все знания работы в текстовом редакторе Word, подготовить рекламный проспект или визитную карточку; использовать объект WordArt. как средствами системы быстро подготовить профессионально оформленную публикацию; что первая страница – лицо издания; как правильно выбрать параметры форматирования. Учащиеся должны уметь: создавать шаблон страницы; размещать элементы на странице шаблона; устанавливать и редактировать стили; экспериментировать над тем, какие характеристики символов и абзацев наиболее подходят к макету газеты. устанавливать обтекание изображения текстом; использовать обтекания при оформлении подводок и заголовков; устанавливать и редактировать стили; экспериментировать над тем, какие характеристики символов и абзацев наиболее подходят к макету газеты. Учащиеся должны знать: что без иллюстраций любая газета скучна и неинтересна; способы расположения на полосе свободного и вложенного изображения.
Список литературы.
Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. - Лениздат, 1971 Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие. – М.: Изд. РИП – холдинг, 2002.
О профессии журналиста: Учебно-методическое пособие. Серия «Сельской молодёжи о профессиях»./ Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.: ИСПС РАО, 2004 Образовательная программа стажировки «Редактор детского печатного СМИ»// Составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г. Кемерово Щербаков М.В. Элективный курс для учащихся 9 классов «Основы журналистики»//Просвещение. – № 3. - 2007 Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994 Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М. Ресурсы Интернета Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель). Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:1september и другие источники.



Приложение.
С правилами техники безопасности и поведения в кабинете с компьютером обучающиеся знакомятся на вводном занятии каждый год. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДНИЯ В КАБИНЕТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ . К работе на ПК допускаются учащиеся, изучившие инструкцию по эксплуатации, настоящие правила по технике безопасной работы на ПК, а также прошедшие инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Строго запрещается: находиться во время перемены в компьютерном кабинете без разрешения старшего (преподавателя); включать без разрешения оборудование; трогать разъемы соединительных кабелей и проводов(возможно поражение электрическим током); прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления; прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры; включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя; работать в верхней одежде и влажными руками; прыгать, бегать (пылить); класть диски, книги, тетради и другие предметы на монитор и клавиатуру; устанавливать или копировать программы с дискет, дисков и флеш-носителей на компьютер, предварительно не проверив их антивирусом; При появлении запаха гари немедленно прекратите работу, выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю. Во время работы: строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания преподавателя; следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры; легко и быстро нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
не пользуйтесь клавиатурой и мышью, если не включен компьютер; работайте на клавиатуре чистыми руками; никогда не пытайтесь самостоятельно устранить неисправность в работе аппаратуры; не вставайте со своих рабочих мест, когда в кабинет входят посетители.


Яндекс.Метрика