Напоминание

"Глиняная игрушка"

Автор: Шурнюк Елена Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ СОШ №40

Населённый пункт: Челябинская область г. Магнитогорск

Наименование материала: статья

Тема: "Глиняная игрушка"

Описание:

Шурнюк Елена Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 40 "Глиняная игрушка"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2810

Опубликовано 10.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Шурнюк Елена Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 40 «Глиняная игрушка» Любой человек, независимо от возраста и профессии, где бы он ни жил, в городской многоэтажке или в тихой сельской местности, помнит игрушки своего детства. Выполненные из разных материалов, они обладают огромным запасом исторической памяти. Это яркие проявления массовой культуры, глубоко жизненные и народные. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, передавая традиции ремесла из поколения в поколение, передают представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, она тоже носитель прошлого, носитель национальной духовной культуры. Археологи, историки, этнографы, исследуя традиции игрушек, изучают творчество мастеров давних времен и современности, которые, передавая из поколения в поколения игрушечное мастерство, смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. В настоящее время древнейшие традиции по изготовлению глиняной игрушки теряются. Многим родителям проще купить ребенку игрушку из экологически не чистых материалов, чем слепить вместе с ребенком из глины, сшить куклу из тряпочек, изготовить игрушку из соломы. Современный темп жизни расставляет свои приоритеты в жизни. Дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, за телепередачами, которые губительно сказываются на развитии и психике ребенка. Большинство дошкольников очень мало знают о своем крае, стране, не могут вспомнить народных сказок и присказок своего народа. Поэтому в своей работе я ставлю цель приобщить подрастающее поколение к истокам русской культуры, продолжить прекрасные традиции русского народа и сохранить психическое здоровье и нравственные традиции. Нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста прививаю через любовь к русской народной культуре, стараюсь возобновить
ушедшие традиции. П риобщаю детей к русскому народному декоративно- прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности. Происходит это через систему занятий «Художественное творчество», где огромное предпочтение отдаю лепке из глины. На своих занятиях я стараюсь формировать у дошкольников систему элементарных представлений о культуре наших предков, воспитываю положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Лепка из глины неизменно ведет детей к динамичному и жизнерадостному творчеству, у них появляются любимые материалы, которым отдается предпочтение. Мои воспитанники, вне занятий, продолжают самостоятельно выявлять пластические материалы. Например, на прогулке дети спешат поделиться друг с другом и с взрослыми особенностями увлажненного песка, земли, снега. Один из мастер-классов по теме «Изготовления игрушки-оберега» я проводила для воспитателей кустового методического объединения и руководителей ИЗО, который получил большой отклик у коллег города и родителей. Вашему вниманию я предлагаю конспект занятия. Конспект занятия мастер-класса «Глиняная игрушка-оберег» Цель: Познакомить с технологией изготовления игрушки-оберега. Выполнить первый этап игрушки-оберега. Задачи: Познакомить с историей глиняного оберега. Приобщать к мастерству предков и бережного отношения ко всему тому, что они создали и оставили нам. Познакомить со свойствами глины, как материалом. Материалы: глина, стеки, салфетки (влажная ткань), природный материал. Оборудования: ноутбук, презентация, проектор. Ход работы. История древней русской культуры, уходящая в глубину веков более чем на 1000 лет, тесно связана с народными поверьями. Одна из русских традиций изготовление оберегов пришли к нам из глубины времён, как память о предках, которые по – своему понимали и изучали окружающий мир. Оберег. Это слово происходит от корня «бер». Бер – неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Это предмет, оберегающий владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье. Каждый предмет имеет свое значение: Веник - символизирует чистоту в доме; Чеснок и перец - выгоняют нечистую силу;
Изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток; Семена подсолнуха — детей в доме; Мешок – богатство, изобилие; Горох и фасоль — мир и дружбу; Коса – долголетие; Фигурки мужчины и женщины – любовь и неразрывность уз; Кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье; Символ кувшина – вода, здоровье; Лавровый лист – слава и успех; Обереги появились давно, как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня. Приближаясь к нашему времени, народная память пронесла традиционные образы оберегов через века и поколения. Издавна, в русских крестьянских семьях, дети лепили из глины, тем самым изготавливая себе игрушки, а игрушки, изготовленные из глины, своими руками, считались оберегами. Дети, общаясь с ними, как бы «заговаривали» ее на удачу, счастье, здоровье и т.д. Таким образом, игрушкам-оберегам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Как известно, дети несут всегда положительную энергию, а глина - это материал, который отталкивает черную энергетику. Таким образом, игрушка- оберег защищала и оберегала владельца. На протяжении веков все дома на Руси, в той или иной форме, использовали русские обереги. Наши предки верили в силу оберегов, которые охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей. Собираясь в дальнюю дорогу, люди брали с собой обереги, которые защищали их вдали от дома и напоминали о родном доме и семье. Мир изменился, изменились взгляды людей, но стремление человека уберечь свой дом и семью от невзгод остаётся неизменным на протяжении всей человеческой истории. В деревнях до сих пор во многих домах существуют отдельные элементы древних русских оберегов - орнаменты, специальные символы, подкова над входной дверью. Верите вы в приметы или нет, но наша история – это всегда интересно. И, кто знает, если обереги выручали в трудных ситуациях наших предков, может быть, они помогут и сейчас. Традиции возвращаются, возвращается и вера в мудрость веков. Изготовление игрушки-оберега Ход работы. 1. Берем в руки кусочек глины, важно почувствовать глину, подержать немного в руках, послать ей свою положительную энергетику, а она тем самым заберет у вас весь негатив. 2. Глина, когда «готова», должна поддаться вашим рукам, быть послушной, и не слишком мягкой, и не твердой.
3. Теперь необходимо обдумать, что же вас волнует, и что вы хотите, чтобы вас оберегало. Это очень важно! Закрыли глаза - подумали… 4. А сейчас, я вам предложу круговыми движениями превратить кусочек глины в шарик. Шарик должен быть ровный, гладкий. В нем вы сконцентрировали всю плохую энергетику. 5. Превращаем шарик в пласт (лепешку) и тем самым мы избавляемся от плохой энергетики, выдавливаем её. Пласт должен быть не тонкий и не толстый, но ровный и гладкий. 6. Следующий этап - изготовление самого оберега. В изготовлении оберега мы вложим все самое хорошее. Нужно думать «на что» мы делаем оберег. (Успех, счастье, удача, здоровье) Здесь работает каждый сам, наполняя игрушку-оберег символами: монетки – успех в делах; крупа – мир и лад в семье; домик – семья, дом, уют; сухоцветы — уют и красоту; Завершив изделие необходимо просушить его, желательно 2-3 дня. Глиняную поделку можно оставить в первоначальном виде, а можно и внести цвет. Литература: «Ремесла Киевской Руси» Н.Б.Нобокова; «Ремесла на Руси» Н.Б Нобокова; «Мотивы народных орнаментов» З.А Богатеева; Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» автор: Савченко В. И.Год: 2013 Издание: Детство- Пресс; Альбом «Игрушка», Соловьева Л.Н, 2011 год; Альбом (Серия "Шедевры народного искусства России"). «Русская традиционная керамика» Р.Р.Мусина.


Яндекс.Метрика