Шурнюк Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 40
«Глиняная игрушка»
Любой человек, независимо от возраста и профессии, где бы он ни жил,
в городской многоэтажке или в тихой сельской местности, помнит игрушки
своего детства. Выполненные из разных материалов, они обладают огромным
запасом исторической памяти. Это яркие проявления массовой культуры,
глубоко жизненные и народные. Создатели традиционных игрушек, как
сказатели и песенники, передавая традиции ремесла из поколения в поколение,
передают представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к
фольклору, она тоже носитель прошлого, носитель национальной духовной
культуры. Археологи, историки, этнографы, исследуя традиции игрушек,
изучают творчество мастеров давних времен и современности, которые,
передавая из поколения в поколения игрушечное мастерство, смогли донести
до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и
красоты.
Глина была повсеместно распространенным подручным материалом,
богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к
нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки,
найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам
бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы,
животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда
украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины
было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы,
возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу
для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и
предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками
стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и
обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался
свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
В настоящее время древнейшие традиции по изготовлению глиняной
игрушки теряются. Многим родителям проще купить ребенку игрушку из
экологически не чистых материалов, чем слепить вместе с ребенком из
глины, сшить куклу из тряпочек, изготовить игрушку из соломы.
Современный темп жизни расставляет свои приоритеты в жизни. Дети все
чаще проводят свободное время за компьютерными играми, за
телепередачами, которые губительно сказываются на развитии и психике
ребенка. Большинство дошкольников очень мало знают о своем крае, стране, не
могут вспомнить народных сказок и присказок своего народа. Поэтому в
своей работе я ставлю цель приобщить подрастающее поколение к
истокам русской культуры, продолжить прекрасные традиции русского
народа и сохранить психическое здоровье и нравственные традиции.
Нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста
прививаю через любовь к русской народной культуре, стараюсь возобновить
ушедшие традиции. П риобщаю детей к русскому народному декоративно-
прикладному искусству в условиях детской практической творческой
деятельности.
Происходит это через систему занятий «Художественное
творчество», где огромное предпочтение отдаю лепке из глины. На своих
занятиях я стараюсь формировать у дошкольников систему элементарных
представлений о культуре наших предков, воспитываю положительное
отношение и интерес к культурно-историческим ценностям. Русские
народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им
знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они
помогают выработать способность управлять собственными действиями,
переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей,
требованиями общественного долга.
Лепка из глины неизменно ведет детей к динамичному и
жизнерадостному творчеству, у них появляются любимые материалы, которым
отдается предпочтение. Мои воспитанники, вне занятий, продолжают
самостоятельно выявлять пластические материалы. Например, на прогулке
дети спешат поделиться друг с другом и с взрослыми особенностями
увлажненного песка, земли, снега.
Один из мастер-классов по теме «Изготовления игрушки-оберега» я
проводила для воспитателей кустового методического объединения и
руководителей ИЗО, который получил большой отклик у коллег города и
родителей. Вашему вниманию я предлагаю конспект занятия.
Конспект занятия мастер-класса
«Глиняная игрушка-оберег»
Цель: Познакомить с технологией изготовления игрушки-оберега.
Выполнить первый этап игрушки-оберега.
Задачи: Познакомить с историей глиняного оберега.
Приобщать к мастерству предков и бережного отношения ко всему тому,
что они создали и оставили нам.
Познакомить со свойствами глины, как материалом.
Материалы: глина, стеки, салфетки (влажная ткань), природный материал.
Оборудования: ноутбук, презентация, проектор.
Ход работы.
История древней русской культуры, уходящая в глубину веков более чем
на 1000 лет, тесно связана с народными поверьями. Одна из русских традиций
изготовление оберегов пришли к нам из глубины времён, как память о
предках, которые по – своему понимали и изучали окружающий мир.
Оберег. Это слово происходит от корня «бер». Бер – неуправляемый
стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Это предмет, оберегающий
владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье.
Каждый предмет имеет свое значение:
Веник - символизирует чистоту в доме;
Чеснок и перец - выгоняют нечистую силу;
Изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток;
Семена подсолнуха — детей в доме;
Мешок – богатство, изобилие;
Горох и фасоль — мир и дружбу;
Коса – долголетие;
Фигурки мужчины и женщины – любовь и неразрывность уз;
Кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье;
Символ кувшина – вода, здоровье;
Лавровый лист – слава и успех;
Обереги появились давно, как только люди научились лепить из глины,
вырезать из дерева и высекать из камня. Приближаясь к нашему времени,
народная память пронесла традиционные образы оберегов через века и
поколения. Издавна, в русских крестьянских семьях, дети лепили из глины, тем
самым изготавливая себе игрушки, а игрушки, изготовленные из глины, своими
руками, считались оберегами. Дети, общаясь с ними, как бы «заговаривали» ее
на удачу, счастье, здоровье и т.д. Таким образом, игрушкам-оберегам
приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека
от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Как известно, дети несут всегда положительную энергию, а глина - это
материал, который отталкивает черную энергетику. Таким образом, игрушка-
оберег защищала и оберегала владельца.
На протяжении веков все дома на Руси, в той или иной форме,
использовали русские обереги. Наши предки верили в силу оберегов, которые
охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных
напастей. Собираясь в дальнюю дорогу, люди брали с собой обереги, которые
защищали их вдали от дома и напоминали о родном доме и семье.
Мир изменился, изменились взгляды людей, но стремление человека
уберечь свой дом и семью от невзгод остаётся неизменным на протяжении всей
человеческой истории. В деревнях до сих пор во многих домах существуют
отдельные элементы древних русских оберегов - орнаменты, специальные
символы, подкова над входной дверью.
Верите вы в приметы или нет, но наша история – это всегда интересно.
И, кто знает, если обереги выручали в трудных ситуациях наших предков,
может быть, они помогут и сейчас. Традиции возвращаются, возвращается и
вера в мудрость веков.
Изготовление игрушки-оберега
Ход работы.
1.
Берем в руки кусочек глины, важно почувствовать глину, подержать
немного в руках, послать ей свою положительную энергетику, а она тем самым
заберет у вас весь негатив.
2.
Глина, когда «готова», должна поддаться вашим рукам, быть
послушной, и не слишком мягкой, и не твердой.
3.
Теперь необходимо обдумать, что же вас волнует, и что вы хотите,
чтобы вас оберегало. Это очень важно! Закрыли глаза - подумали…
4.
А сейчас, я вам предложу круговыми движениями превратить
кусочек глины в шарик. Шарик должен быть ровный, гладкий. В нем вы
сконцентрировали всю плохую энергетику.
5.
Превращаем шарик в пласт (лепешку) и тем самым мы
избавляемся от плохой энергетики, выдавливаем её. Пласт должен быть не
тонкий и не толстый, но ровный и гладкий.
6.
Следующий этап - изготовление самого оберега. В изготовлении
оберега мы вложим все самое хорошее. Нужно думать «на что» мы делаем
оберег. (Успех, счастье, удача, здоровье)
Здесь работает каждый сам, наполняя игрушку-оберег символами:
монетки – успех в делах;
крупа – мир и лад в семье;
домик – семья, дом, уют;
сухоцветы — уют и красоту;
Завершив изделие необходимо просушить его, желательно 2-3 дня.
Глиняную поделку можно оставить в первоначальном виде, а можно и внести
цвет.
Литература:
«Ремесла Киевской Руси» Н.Б.Нобокова;
«Ремесла на Руси» Н.Б Нобокова;
«Мотивы народных орнаментов» З.А Богатеева;
Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного
воспитания дошкольников» автор: Савченко В. И.Год: 2013 Издание: Детство-
Пресс;
Альбом «Игрушка», Соловьева Л.Н, 2011 год;
Альбом (Серия "Шедевры народного искусства России"). «Русская
традиционная керамика» Р.Р.Мусина.