Напоминание

"Игра на фортепиано"

Автор: Кирпичёва Марина Евгеньевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУДО ЦТ "Солнечный город"

Населённый пункт: Город Тимашевск

Наименование материала: Образовательная программа

Тема: "Игра на фортепиано"

Описание:

Образовательная программа "Игра на фортепиано" предназначена для обучающихся в системе дополнительного образования. Имеет художественную направленность.Она ориентирована на активное приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и носит образовательный характер.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2824

Опубликовано 11.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

МО ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю Методического Совета Директор МБУДО Протокол № 01 от 28.08.2015 ЦТ «Солнечный город» МО Тимашевский район _________ С.Н.Слюсарев Приказ № 03/0804 От «31» _______ 2015
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Игра на фортепиано»
Направленность художественная Уровень базовый Рассчитана на детей 5-6 лет Срок реализации (общее количество часов): 360 часов Разработчик программы: Кирпичева Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования г. Тимашевск 2015 г.

Пояснительная записка
Общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа художественной направленности
« Игра на фортепиано

»
разработана в соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «Примерные требования к общеобразовательным программам дополнительного образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Она ориентирована на активное приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству и носит образовательный характер. В основе данной образовательной программы лежат «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения по специальности «музыкальный инструмент» и «Программа для детских музыкальных школ» Министерства культуры. Авторы программ И.М.Красильникова, Н.Г. Минько. В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.)
Новизна программы.
Обучение детей имеет свои особенности, главные из которых – широкое применение игровых форм. Наиболее яркие творческие возможности ребенка раскрываются в игре – именно игра может сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует творческие способности. Благодаря тому, что в программу внесены темы обще - музыкального развития, даже дети не всегда способные к усвоению исполнительских навыков в полном объеме могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.


Актуальность программы
заключается в художественно- эстетическом развитии обучающихся, приобщения их к классической, народной и эстрадной музыке путём обучения игры на фортепиано, раскрытие в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность

.
Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна, однако она активизирует умственное развитие ребенка. Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления воспитанников о природе , истории, быте и традициях разных народов. Знакомство с музыкой, созданной на фольклорной основе, развивает у обучающихся интерес к творчеству других народов. В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка. Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, 2
умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки. Основной принцип деятельности - учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).
Цель:
создание условий для формирования нравственной и творческой личности через овладение игрой на фортепиано классических, народных и эстрадных произведений.
Цель 1 года обучения:
сформировать художественный вкус к музыкальной культуре, практические навыки игры на инструменте. Развивать образное мышление, слух, чувство ритма, память.
Задачи 1 года обучения:
Образовательные: - дать обучающимся понятия: регистры, названия октав, скрипичный и басовый ключи, деление нот и пауз, такт и простые размеры, штрихи и динамические оттенки; -понятие «темп», «лад»; - сформировать у обучающегося практические навыки (правильная посадка, постановка рук, овладение инструментом, игра в ансамбле). Развивающие: - развивать слух, память, чувство ритма. Воспитательные: -воспитывать навыки исполнения музыки, настойчивость, целеустремлённость.
Цель 2 года обучения:
развитие творческих основ и исполнительских способностей ребёнка.
Задачи 2 года обучения:
Образовательные: - изучение знаков альтерации, синкоп, мелизмов; - познакомить с формулировкой (мотив, фраза, предложение); - анализировать ритмические рисунки, динамические оттенки. Развивающие: - развивать интерес к познавательной деятельности. Воспитательные: - формировать аккуратность, трудолюбие; - формировать умение видеть прекрасное.
Цель 3 года обучения:
воспитать любовь к музыке, дать начальное музыкальное образование, привить хороший музыкально-художественный вкус. 3

Задачи:
Образовательные: - усовершенствовать знаки альтерации; - познакомить с основными музыкальными формами; - анализировать нотный текст; - научить пользоваться справочными изданиями. Развивающие: - развивать творческие способности; - развивать любознательность. Воспитательные: - умение доводить начатое дело до конца; - воспитывать сдержанность.
Цель 4 года образования:
формирование эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, через приобщение к музыкальному исполнительскому искусству.
Задачи:
Образовательные: - познакомить с гаммами до трёх знаков; - научить разбирать нотный текст. Развивающие: - развивать познавательные интересы; - совершенствование профессиональных навыков игры на фортепиано. Воспитательные: - формировать умение видеть прекрасное - воспитывать доброжелательное отношение к труду.
Цель 5 года обучения:
воспитание социально – активной личности средствами музыкального искусства, через развитие музыкальных способностей, посредством обучения игре на фортепиано.
Задачи 5 года обучения :
Образовательные: - обучение детей основам техники исполнения на фортепиано (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями); - расширение знаний основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией); - расширение кругозора детей в области музыкального искусства (музыкальные жанры, основные формы, сведения о жизни и творчестве композиторов - классиков, изучение лучших произведений современных авторов); Развивающие: - развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма); -становление фантазии и воображения, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки. 4
Воспитательные: - воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения; - формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством; - воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры обучающихся.
Отличительные особенности
. Большая часть учащихся, обладая средними музыкально-слуховыми данными, не всегда способна к усвоению исполнительских навыков в полном объеме, при введении в программу тем обще - музыкального развития они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана для детей в возрасте 7-14 лет, имеющих музыкальный слух. Занимать в объединении могут девочки и мальчики. Прием в объединение осуществляется на основе прослушивания, собеседования. Возможен добор вновь прибывших детей на второй и третий год обучения на основании проверки музыкального слуха, вокальных данных, собеседования. К программе прилагается контрольно-измерительный материал: «Диагностика уровня музыкальных способностей».
Сроки реализации программы.
Программа «Игра на фортепиано» рассчитана на 5 лет обучения. 1 год – 72 часа, 2 год - 72 часа, 3 год - 72 часа, 4 год – 72 часа, 5 год -72 часа, всего за пять лет 360 часов.
Формы и режим занятий.
1 год – занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1 часу; 2 год - занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1 часу; 3 год - занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1 часу; 4 год – занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1часу; 5 год - занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1часу.
Ожидаемые результаты:
По окончании 1года обучения дети будут знать:
-
регистры, названия октав; -скрипичный и басовый ключи; -деление нот и пауз; -такт и простые размеры; -штрихи и динамические оттенки; -понятие «темп», «лад». уметь: -правильно сидеть за инструментом; -находить на клавиатуре клавиши; -читать ноты первой и второй октавы в скрипичном ключе; -читать ноты малой и большой октавы в басовом ключе. По окончанию 2 года обучения дети будут 5
знать: -знаки альтерации; -синкопы, нечетное деление длительностей; -мелизмы (форшлаг, мордент); -музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение); -сложные и переменные размеры. уметь: -воспроизводить ритмические рисунки; -пользоваться разными динамическими градациями; -использовать разные исполнительские штрихи; -выделить основные фактурные функции (мелодия, аккомпанемент); -осмыслить и передать во время исполнения характер музыкального произведения. По окончанию 3года обучения дети будут знать: -запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на октаву; -знаки альтерации (дубль-диез, дубль- бемоль); -мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто); -нечетное деление длительностей (квинтоли, секстоли); -часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке; -основные музыкальные формы (двух- и трехчастная, сонатная, канон, рондо, вариационная). уметь: -разбирать незнакомый нотный текст; -проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художественно- исполнительских задач; -исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом; -пользоваться справочными изданиями. По окончанию 4года обучения дети будут знать: -гаммы от 2 до 3 знаков; -строение хроматической гаммы; -знаки альтерации (дубль-диез, дубль- бемоль); -мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто); -нечетное деление длительностей (квинтоли, секстоли); -часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке; -основные музыкальные формы (полифонические и крупные); -разноплановые пьесы. уметь: -разбирать незнакомый нотный текст; 6
-проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художественно- исполнительских задач; -исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом; -пользоваться справочными изданиями; -применять знания при импровизации. По окончанию 5 года обучения дети будут знать: -запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на октаву; -запись гамм от3 до 4 знаков; -запись и строение аккордов из 4 звуков; -мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто); -нечетное деление длительностей (квинтоли, секстоли); -часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке; -основные музыкальные формы (двух- и трехчастная, сонатная, канон, рондо, вариационная). уметь: -разбирать незнакомый нотный текст; -проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художественно- исполнительских задач; -исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом; -пользоваться справочными изданиями.
Результативность работы
определяется по итогам концертов, конкурсов, самоанализом, анализом педагога и обучающихся.
Учебно-тематический план

1 год обучения
№ Название тем Количество часов Всего Теория Практика 1. Комплектование групп 2 - 2 2. Вводная беседа. 1 1 - 3. Музыкальная азбука. 10 5 5 4. Музыкальный язык. 9 4 5 5. Интервалы. 2 1 1 6. Лад и тональность. 3 1 2 7. Мелодия и гармония. 3 1 2 8. Этюд. 5 - 5 9. Крупная форма. 8 - 8 10. Полифоническая форма. 6 - 6 7
11. Пьесы. 6 - 6 12. Ансамбль. 5 - 5 13. Организация музыкальных 2 2 - 14. Развитие музыкальной грамотности. 4 - 4 15. Работа над репертуаром. 6 - 6
Итого

72

15

57

Содержание программы

Тема 1. Комплектование групп.

Практика:
Формирование групп объединения в образовательных учреждениях.
Тема 2.

Вводная беседа
Теория Путешествие по миру музыки. Знакомство с великими композиторами. Устройство инструмента и их разновидность. Посадка и постановка рук.
Тема 3.

Музыкальная азбука
Теория Знакомство с нотоносцем и расположением нот на нотоносце, музыкальные ключи, длительности нот и пауз, аппликатурой. Практика Постановка рук, подбор по слуху, игра простейших номеров разными пальцами.
Тема 4. Музыкальный язык
Теория. Тон и полутон. Строение мажора и минора, хроматической гаммы, главной ступени лада. Практика. Игра гамм: До мажора, соль мажора, Фа мажора, ля минора, ми минора, ре минора. Игра пьес и их транспонирование.
Тема 5. Интервалы
Теория. Строение интервалов, их названия, на каких ступенях они строятся. Слушанье интервалов. Практика. Игра интервалов на инструменте. Разбор и игра новых пьес двумя руками, заучивание их наизусть.
Тема 6. Лад и тональность
Теория. Название ступеней лада, аккорд и его строение, название аккордов и их интервальный состав. Знакомство с терминами и правильное написание их. Практика. Игра аккордов правильной аппликатурой, исполнение пьес с динамическими оттенками.
Тема 7. Мелодия и гармония .
Теория Название ступеней лада, строение аккордов и их название, написание терминов. Практика. Игра аккордов правильной аппликатурой, исполнение пьес с динамическими оттенками. 8

Тема 8. Этюд
Практика. Разбор текста в самом медленном темпе, фразировка, проучивать трудные места отдельно. В процессе работы обучающийся запомнит детали текста, аппликатуру, штрихи, динамические оттенки. Выученный этюд в дальнейшем стоит играть в подвижном темпе.
Тема 9. Крупная форма
Практика Крупная форма построена на контрастном материале. Разобрать форму строения сонатины, вариаций или рондо. Работа над темой главной партии и побочной. Единство темпа при смене движения. Крупная форма требует работу над отдельными местами, особенно техническими.
Тема 10. Полифоническая форма
Практика. Полифонические произведения трудны по музыкально- исполнительским задачам. Прием выделения мелодического голоса, в какой либо партии, изложенный двухголосно или в аккордовом движении.
Тема 11. Пьесы
Практика. Разучивание разнохарактерных пьес в разных темпах. Добиваться точного исполнения. В ансамбле главная задача слушать друг друга, вступать во время и передать характер пьесы.
Тема 12. Ансамбль
Практика. Разучивание пьес в четыре руки. Соблюдение синхронности в исполнении произведений.
Тема 13. Организация музыкальных интересов
Практика. Беседы о музыке. Слушанье музыки в исполнении педагога и в записи.
Тема 14. Развитие музыкальной грамотности
Практика. Подбор по слуху легких пьес. Транспонирование песен и легких пьес. Организация игровых движений.
Тема 15. Работа над репертуаром
Практика. Выработка первичных навыков ориентировки в нотном тексте. Овладение основными уровнями динамического звучания на упражнениях. Формирование начальных навыков разбора нотного текста, восприятие звучания инструментальной музыки.
Формы и виды контроля
№ Название тем Контроль Виды Формы 1 Вводная беседа. Предварительный Собеседование 2 Музыкальная азбука. Текущий Тестирование 3 Музыкальный язык. Текущий Тестирование 9
4 Интервалы. Текущий Зачет 5 Лад и тональность. Текущий Мини концерт 6 Мелодия и гармония. Текущий Зачет 7 Этюд. Текущий Зачет 8 Крупная форма. Промежуточный Мини концерт 9 Полифоническая форма. Текущий Зачет 10 Пьесы. Текущий Зачет 11 Ансамбль. Текущий Зачет 12 Организация музыкальных интересов. Текущий Собеседование 13 Развитие музыкальной грамотности. Текущий Тестирование 14 Работа над репертуаром. Итоговый Концерт
Учебно - тематический план

2-й год обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.
Организация музыкальных интересов 7 3 4 2. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот 10 2 8 3. Работа над развитием техники 15 4 11 4. Работа над репертуаром 13 - 13 5. Крупная форма 13 - 13 6. Полифония 13 - 13 7. Подведение итогов года 1 - 1
Итого:

72

9

63

Содержание программы

2 год обучения

Тема 1. Организация музыкальных интересов учащихся
Теория. Слушание музыки в исполнении педагога. Тематика: «Народная музыка», «Музыка из мультфильмов», «Отрывки из опер и балетов». Практика. Формирование культуры восприятия. Периодические 10
прослушивания музыкальных произведений.
Тема 2 Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот
Теория. Закрепление и углубление знаний, совершенствование умений и навыков приобретенных за 1 год обучения. Практика. Дальнейшее развитие способности понимать, эмоционально воспринимать музыку. Формирование и развитие слуховых навыков (вслушивание в звуки, различение их выразительного значения, осмысленное воспроизведение на инструменте, слуховой контроль над звучанием).
Тема 3. Работа над развитием техники
Теория. Сообщение элементарных понятий о выразительных средствах музыки (мелодия, лад, метроритм), подведение к пониманию их художественной выразительного значения. Уяснение звуковысотных (лад, мелодическая линия) и временных (метр, ритм) свойств мелодии. Практика. Формирование умений работать над качеством звука и выразительного исполнения. Работа над аппликатурой.
Тема 4. Работа над репертуаром
Практика. Понимание наиболее простых форм музыкальных произведений; их значение для построения музыки ее восприятия и целостности исполнения. Осмысление выразительных особенностей музыкального языка. Дальнейшее развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста. Совершенствование техники игры, развитие свободы исполнительного аппарата.
Тема 5. Крупная форма
Практика. Разучивание более сложных произведений крупной формы. Работа над главной и побочной темой, техническими местами.
Тема 6. Полифония
Практика. Использование разнообразных по характеру, форме и жанрам музыкальных произведений. Формирование пользоваться методом сравнения. Выработка аппликатурной дисциплины. Свободное владение выученным материалом. Дальнейшее развитие пальцевой беглости, ловкости и изящества движений рук. Изучение основ музыкально-исполнительской техники игры на фортепиано.
Формы и виды контроля
№ Название тем Контроль Виды Формы 1. Организация музыкальных интересов Предварительный Зачет 2. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа Текущий Зачет 11
3. Работа над развитием техники Текущий Зачет 4. Работа над репертуаром Текущий Мини концерт 5. Крупна форма Промежуточный Зачет 6. Полифония Текущий Зачет 7. Подведение итога года Итоговый Концерт
Учебно - тематический план

3-й год обучения
Название тем Количество часов Всего Теория Практика 1 Организация музыкальных интересов 7 2 5 2 Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот 10 1 9 3 Работа над развитием техники 15 4 11 4 Работа над репертуаром 13 3 10 5 Крупная форма 13 - 13 6 Полифония 13 - 13 7 Подведение итогов года 1 - 1
Итого:

72

10

62

Содержание программы

3 год обучения

Тема 1. Организация музыкальных интересов учащихся
Теория. Слушание музыки в исполнении педагога. Беседы о «Симфонической музыке», «Отрывки из опер и балетов», «О музыкальных стилях». Практика. Совершенствование усвоенных ранее специальных (практических) умений и навыков.
Тема 2. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот
Теория. Усложнение и углубление теоретического и музыкально- художественного материала на основе ранее полученных впечатлений, знаний, умений и навыков. К более углубленному пониманию музыкального произведения. Формирование умений анализировать мелодию (выразительность, звуковысотные соотношения, интонационный строй, характер, развитие, тембровые качества). Практика. Совершенствование навыков чтения музыкальных произведений с места, умения подбирать мелодии по слуху. Приобретения прочных индивидуально-исполнительских и ансамблевых навыков на более сложном репертуаре.
Тема 3. Работа над развитием техники
Теория. Использование учебно-тренировочного материала различного характера (Газообразные движения, различные виды фигураций, арпеджио, 12
двойные ноты, октавы). Практика. Упрочнение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, штрихов и др.).


Тема 4
.
Работа над репертуаром
Теория. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений: трехчастная (простая и сложная), свободная форма, вариации. Практика. Использование этюдов большой протяженности, игра разнохарактерных пьес.
Тема 5. Крупная форма
Практика. Разучивание более сложных произведений крупной формы. Работа над главной и побочной темой, техническими местами.
Тема 6. Полифония
Практика. Дальнейшая работа по формированию мышления. Дифференцированный анализ элементов художественной выразительности и оценка музыкального произведения. Воспитание исполнительной воли, сосредоточенности внимания. Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач, определения целесообразности исполнительских приемов.
Формы и виды контроля
№ Название тем Контроль Виды Формы 1. Организация музыкальных интересов Предварительный Зачет 2. Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот с листа Текущий Зачет 3. Работа над развитием техники Текущий Зачет 4. Работа над репертуаром Текущий Мини концерт 5. Крупна форма Промежуточный Зачет 6. Полифония Текущий Зачет 7. Подведение итога года Итоговый Концерт
Учебно - тематический план

4-й год обучения
Название тем Количество часов Всего Теория Практика 1 Гаммы от 2-х до 3-х знаков 16 5 11 13
2 Этюд 4 1 3 3 Пьесы 10 1 9 4 Крупная форма 9 - 9 5 Полифония 9 - 9 6 Ансамбль 9 1 8 7 Импровизация 2 1 1 8 Аккомпанемент 13 1 12
Итого:

72

10

62

Содержание программы

4 год обучения

Тема 1.Гаммы от 2-х до 3-х знаков.
Теория. Строение мажорных и минорных гамм .Строение аккордов, арпеджио коротких и ломаных, Хроматической гаммы. Практика. Играть гаммы мажорные и минорные точной аппликатурой в прямом движении, играть аккорды и арпеджио по 3 звука .
Тема 2. Этюд.
Теория. Использование учебно-тренировочного материала различного характера. Практика. Совершенствование навыков чтения музыкального текста, отработка сложных технических мест с использованием разных видов техники.
Тема 3. Пьесы.
Теория. Знакомство и прослушивание пьес разнопланового характера (джазовые, пьесы современных композиторов). Практика. Упрочнение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, штрихов и др.) Исполнение в данном характере.
Тема 4
.
Крупная форма.
Практика. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений: трехчастная (простая и сложная), свободная форма, вариации. Разучивание более сложных произведений.
Тема 5. Полифония
Практика. Дальнейшая работа по формированию мышления. Дифференцированный анализ элементов художественной выразительности и оценка музыкального произведения. Воспитание исполнительной воли, сосредоточенности внимания. Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач, определения целесообразности исполнительских приемов. 14

Тема 6. Ансамбль.
Теория. Ансамбль, составы ансамблей, фактура, Фактурные функции. Практика. Развитие навыков анализа нотного текста, становление чувства ритма, формирование умения начать игру с любого места и умения слышать партнёра.
Тема 7. Импровизация.
Теория. Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах, понятие о гармонических функциях. Практика. Отработка ритмических рисунков, подбор подходящего баса, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.
Тема 8. Аккомпанемент.
Теория. Виды аккомпанимента, формула строения. Практика. Применение на практике всех видов аккордов, арпеджио, нахождение рациональной аппликатуры. Самостоятельное редактирование штрихов, нюансов.
Формы и виды контроля

4 года обучения
№ Название тем Контроль Виды Формы 1. Гаммы от 3 до 4 знаков Предварительный Зачет 2. Этюд Текущий Зачет 3. Пьесы Промежуточный Зачет 4. Крупная форма Текущий Мини концерт 5. Полифония Текущий Зачет 6. Ансамбль Текущий Зачет 7. Импровизация Текущий Зачёт 8. Аккомпанемент Итоговый Концерт
Учебно - тематический план

5-й год обучения
Название тем Количество часов Всего Теория Практика 1 Гаммы от 2-х до 3-х знаков 16 5 11 2 Этюд 4 1 3 3 Пьесы 10 1 9 4 Крупная форма 9 - 9 5 Полифония 9 - 9 6 Ансамбль 9 1 8 15
7 Импровизация 2 1 1 8 Аккомпанемент 13 1 12
Итого:

72

10

62

Содержание программы

5 год обучения

Тема 1.Гаммы от 2-х до 3-х знаков.
Теория. Строение мажорных и минорных гамм .Строение аккордов, арпеджио коротких и ломаных, Хроматической гаммы. Практика. Играть гаммы мажорные и минорные точной аппликатурой в прямом движении, играть аккорды и арпеджио по 3 звука .
Тема 2. Этюд.
Теория. Использование учебно-тренировочного материала различного характера. Практика. Совершенствование навыков чтения музыкального текста, отработка сложных технических мест с использованием разных видов техники.
Тема 3. Пьесы.
Теория. Знакомство и прослушивание пьес разнопланового характера (джазовые, пьесы современных композиторов). Практика. Упрочнение навыков точности и грамотности прочтения музыкального текста (нотных знаков, штрихов и др.) Исполнение в данном характере.
Тема 4
.
Крупная форма.
Практика. Расширение знаний о музыкальных жанрах и форме музыкальных произведений: трехчастная (простая и сложная), свободная форма, вариации. Разучивание более сложных произведений.
Тема 5. Полифония
Практика. Дальнейшая работа по формированию мышления. Дифференцированный анализ элементов художественной выразительности и оценка музыкального произведения. Воспитание исполнительной воли, сосредоточенности внимания. Самостоятельное решение доступных художественно-исполнительских задач, определения целесообразности исполнительских приемов.
Тема 6. Ансамбль.
Теория. Ансамбль, составы ансамблей, фактура, Фактурные функции. Практика. Развитие навыков анализа нотного текста, становление чувства ритма, формирование умения начать игру с любого места и умения слышать партнёра.
Тема 7. Импровизация.
16
Теория. Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах, понятие о гармонических функциях. Практика. Отработка ритмических рисунков, подбор подходящего баса, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии.
Тема 8. Аккомпанемент.
Теория. Виды аккомпанемента, формула строения. Практика. Применение на практике всех видов аккордов, арпеджио, нахождение рациональной аппликатуры. Самостоятельное редактирование штрихов, нюансов.
Формы и виды контроля

5 года обучения
№ Название тем Контроль Виды Формы 1. Гаммы от 2 до 3 знаков Предварительный Зачет 2. Этюд Текущий Зачет 3. Пьесы Промежуточный Зачет 4. Крупная форма Текущий Мини концерт 5. Полифония Текущий Зачет 6. Ансамбль Текущий Зачет 7. Импровизация Текущий Зачёт 8. Аккомпанемент Итоговый Концерт
Методическое обеспечение
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность - это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся. Основной формой учебной работы является индивидуальные занятия педагога с воспитанником. Такая форма занятий сближает преподавателя и ребенка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся. На каждом таком занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребенком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима. Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам 17
данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого «чувства стиля». Художественные задачи, стоящие перед ребенком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способность его художественному росту. Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, «противоречие» произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средства выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение - таковы основные ступени изучения художественного произведения. В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование. Это может быть ансамбль, состоящий из педагога и воспитанника, учащихся одного или разных уровней подготовленности. Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля. Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимо от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированные под воздействием товарищей, а не только педагога. Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт. Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки. В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый. Психологическое исследование последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения - положительные переживания. Мы любим, делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. 18
Поэтому так важно побудить каждого воспитанника к активной деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на слух подбирает песню «Петушок». На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи. Проверки теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» - ребенок сам выбирает подходящее, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает. Умение самостоятельно разобрать нотный текст, проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» и т.п.) Развитие у ребенка разнообразного и эмоционального восприятия - еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках. Всяческое искусство содержательно. Основа музыкального содержания - выражение человеческих настроений, чувств. А они многоплановы и разнообразны! Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей, нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствие стремления анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деление мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» - «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры. Дополнительные формы работы Коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях. В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся: • конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, 19
как в качестве исполнителей, так и роли судей; • семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные); • «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми. Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке. Самообразование - самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книг о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке. В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитывается возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе. Психолого-педагогические особенности Девизом обучения музыки могут стать слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления». Основная задача начального обучения - введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением с доступной и художественно- увлекательной форме. Как правило, начинают учиться игре на музыкальном инструменте дети 6-7 лет. Ребенок младшего школьного возраста в своей учебной деятельности опирается на чувственный опыт и знания, полученные в жизни. Его отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях. Поэтому, выбирая репертуар, педагог ищет доступные для восприятия произведения с выпуклой образностью, лаконичной и четкой формой, с предельно конкретными выразительными средствами музыкального языка («На коньках», «Из бабушкиных воспоминаний» К. Лонгшамп-Друшкевичовой, «Пони», «Звездочка» Б.Берлина, «Воробей» А.Руббах). На начальном этапе обилие стоящих перед ребенком задач частично отвлекает его от главного - глубокого восприятия музыки и ее осмысленного исполнения. Можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание воспитанника на одних задачах и допуская при этом лишь частичное выполнение других. В области постановочных навыков приемы работы преподавателя большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащихся, столь характерных для детей этого возраста. Учитывая желание ребенка скорее исполнить «настоящую музыку», на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанника и 20
педагога. Умение самостоятельно работать дома формируется у ребенка с помощью педагога и под его систематическим наблюдением. С этой целью совместно с учащимся составляется план домашних занятий, учитывающий реальное количество времени, которое обучающийся может уделить игре на инструменте, разъясняются способы анализа и выучивания произведения в целом и отдельных его эпизодов, трудных в техническом или художественном отношении. Конечно, в формировании навыков самостоятельной работы желательна помощь родителей. Постоянная обратная связь с семьей учащегося позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций. В союзе с родителями воспитанника легче создать ту эстетическую атмосферу, которая благоприятствует и регулярным упражнениям, и постижения музыки. Проверить степень самостоятельности ребенка можно на занятии, предложив ему выполнить простейшие задания, например, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней, определить количество голосов в прелюдии и выразительность каждого из них и т.п. для некоторых, особенно внимательных детей, бывает небесполезно проводить часть занятий под девизом: «Так я работаю дома». Интересы воспитанников часто не исчерпываются произведениями, входящими в традиционный детский репертуар. Они хотят дополнить его популярными детскими песнями, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов, полюбившимися песнями советских композиторов прошлых лет. Это стремление должно поощряться преподавателем, так как включение в репертуар учащегося этих произведений позволяет активнее работать над развитием слуха ребенка (подбор мелодий), найти практическое применение его теоретических знаний (нотная запись подобранных мелодий), развивать творческие способности (подбор подголосков, аккомпанемента). В тоже время знание популярных песен позволяет учащемуся проявить себя в качестве исполнителя не только в кругу воспитанников музыкального коллектива, но и за его пределами (школьные мероприятия, домашнее музицирование), а также сохранить взаимопонимание и теплые отношения в семье. Педагогу важно организовать работу с обучающимися таким образом, чтобы он в полном объеме овладел знаниями и навыками, которые дали бы ему возможность после окончания учебы не порвать с музыкой, расширять свой музыкальный кругозор; помочь подростку в приобретении хорошей музыкально-теоретической базы. Необходимо повысить требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности ее выполнения, способствуя формированию у воспитанника принципов объективной оценки своей деятельности и способов ее коррекции. Относительная сложность репертуара и повышение общего уровня развития учащихся вызывает изменение методов педагогической работы. Возникает необходимость в получении воспитанником дополнительной информации по целому ряду проблем, связанных и с самим произведением, и 21
с его исполнителем. Важное место занимает и формирование у подростка потребности в самообразовании.
Материально-технические условия
Требования к кабинету: Для занятий кабинет площадью 15-20 кв.м. с возможностью естественной вентиляцией, с освещением и температурным режимом, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам. Мебель: В кабинете необходимы: • стол преподавателя - 1; • стулья - не менее 5; • стол для обучающихся - 1; • книжные шкафы - 2. Оборудование и оснащение • фортепиано; • подставки на стул и под ноги разных размеров для детей различного возраста; • магнитофон и проигрыватель для прослушивания музыкальных записей; • грампластинки, видео- и аудиозаписи CD, MP3 диски; • нотная литература; • книги по музыке, справочные издания.
Список литературы

Для педагога
: 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.- 2003. 2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., -2005. 3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, - 2000. 4. Методические записи по вопросам музыкального образования. – М, - 2005. 5. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – Киев, - 2008. 6. Мухина В. Возрастная психология. – М, - 2010. 7. Теплов Б. Избранные труды. – М.,- 2006. 8. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М. – 2008.
Для детей и родителей
: 1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М., - 2009. 2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – С-Пб., - 2005. 3. Альбом ученика пианиста. Хрестоматия 3класс.Р-на-Дону 2010 4. Барахтина Ю. Музицирование для детей и взрослых 3 выпуск – Новосибирск, - 2009. 22
5. Зилина О., Мохель Л. Самоучитель игры на фортепиано. – М., - 2003. 6. Тургенева Э., Малюков А. Пианист - фантазер. – М., - 2005. 7. В свободный час. Новосибирск, 2008. 8. Музицирование для детей и взрослых 1 выпуск. Новосибирск, 2013. 9. Школа игры на фортепиано. А.Николаев Москва, 2012. 23


Яндекс.Метрика