Кобелева Лариса Сергеевна, педагог
дополнительного образования МАОУ ДО
ДЮЦ "Импульс" Пермского муниципального
района Пермского края
Организация работы с одаренными детьми и молодежью
в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения
"Школа безопасности"
Всероссийское общественное детско-юношеское движение "Школа
безопасности" получило широкое развитие в Пермском районе. На протяжении
10 лет команда Пермского района занимает лидирующее место в крае. С 2012
года сборная команда "Звезда надежды" достойно представляет Пермский край
на межрегиональных соревнованиях Приволжского федерального округа. В
2013 году команда является призером Всероссийских соревновании "Школа
безопасности". В 2014 году трое учащихся, Беляев Андрей, Галимзянов
Виталий, Муратов Артем, в составе сборной команды Российской Федерации
стали победителями Международных соревнований "Юный спасатель". Ребята
не раз становились победителями и призерами краевых и Всероссийских
соревнованиях по спортивному туризму. Представители Школы юных
спасателей активно участвуют в конкурсе социальных проектов среди
учащихся. В 2010 году был реализован проект "Дорога, ведущая ввысь"
(руководитель Вольхин Иван). В 2014 году проект "Школа капитанов"
(Ведерников Денис) стал победителем районного конкурса "Поколение твоего
времени". В этом году реализуется проект "Внимание, дети!" (Заякина Дарья).
В 2015 году Муратов Артем и Ведерников Денис были приглашены для участия
в международном лагере "Юный спасатель".
За большой вклад в развитие движения "Школа безопасности" в Пермском
крае 15 учащихся отмечены благодарственными письмами министра
общественной безопасности Пермского края, за достижения в соревнованиях
11 человек стали стипендиатами губернаторской премии "Юное дарование
Прикамья".
Такие высокие результаты стали итогом планомерной работы с учащимися,
проявившими выдающие способности в спортивном туризме и движении
"Школа безопасности".
Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности. Неопределенность современной
окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его
умения, способности нестандартного поведения.
Концепция развития одаренных детей и молодежи
определяет пути
преобразования работы с одаренными учащимися в действующий ресурс
обновления и развития образовательного учреждения ДЮЦ "Импульс" в
едином образовательном пространстве Пермского района.
Цель работы: выявление одаренных спортсменов-школьников и создание
условий, способствующих их оптимальному развитию.
Задачи:
знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и
методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
проведение целенаправленных наблюдений за образовательной деятельностью
обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих
высокую результативность в спортивно-туристском направлении и движении
"Школа безопасности";
отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и
творчества;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной
деятельности с педагогами, специалистами спасательных служб, методических
центров ГУ МЧС России по Пермскому краю и "Центра медицины катастроф";
разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся.
Работа ведется по 4 направлениям:
1.
Работа с учащимися:
проекты, творческие конкурсы, учебно-
тренировочные сборы, соревнования, олимпиады, создание проблемных групп,
"мозговые штурмы", профильные смены полевых лагерей, категорийные
спортивные походы, консультации, ролевые тренинги, работа по
индивидуальным программы развития.
2.
Работа с педагогами:
творческая мастерская,
методические
объединения, обобщение опыта, разработка методических материалов.
3. Работа со специалистами спасательного дела:
консультации, учебно-
тренировочные занятия, тренинги, профессиональные пробы.
4. Работа с родителями: родительские собрания, консультации, открытые
занятия, обсуждение индивидуальной программы развития ребенка.
Я как педагог дополнительного образования не только осуществляю
образовательный процесс, но и выполняю роль тьютора , обеспечивающего
тесное взаимодействие всех звеньев в цепочке "обучающийся - классный
руководитель - учитель предметник - специалисты спасательных служб -
психолог - родители".
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и
способными учащимися:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии педагога;
принцип свободы выбора учащимися направлений деятельности, помощи,
наставничества.
Работа с одаренными учащимися движения "Школа безопасности"
определяется в рамках дополнительной образовательной программы "Школа
юных спасателей" . Содержание программы настраивает учащихся на
непрерывный процесс познания, обучение способам и методам, развивающим
мышление, побуждающим к самостоятельной работе. Главной стратегией
реализации программы является организация работы с детьми по осмыслению
ими собственных достижений, по разработке и реализации собственных
индивидуальных программ развития.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных
школьников и на
выявление скрытых способностей, является система воспитательной работы в
объединении "Звезда надежды", сборной команде лидеров движения "Школы
безопасности" Пермского района. Она направлена на формирование активной
гражданской позиции и чувства патриотизма.
Большое внимание уделяется развитию лидерских качеств. Учащиеся
проявляют интерес к проектной деятельности, к организации судейских бригад
при подготовке к соревнованиям, активно выступают с предложениями по
организации районных мероприятий. Так, по инициативе детей в районе
проходят блицтурнир "Юный спасатель", спасательные работы на воде,
соревнования по оказанию первой помощи пострадавшим в экстремальной
ситуации. Учащиеся активно участвуют в подготовке мероприятий:
самостоятельно разрабатывают ситуационные задачи, тесты, викторины,
продумывают этапы и задания соревнований, разнообразные дистанции,
методики подведения итогов. Выпускники объединения принимают участие в
судействе и организации районных и краевых мероприятий движения "Школа
безопасности".
Одаренные дети активно включаются в олимпиадное движение по
предмету ОБЖ. Они не только сами успешно участвуют в нем, но и оказывают
помощь по подготовке учащихся школ района. Ребята проводят консультации по
проведению сердечно-легочной реанимации на электронном тренажере,
оказанию первой помощи пострадавшим, прокладыванию рукавной линии,
использованию спасательных средств.
В целях выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, детско-
юношеский центр "Импульс" осуществляет взаимодействие со следующими
учреждениями:
- ГУ МЧС Росси по Пермскому краю,
- Пермское региональное отделение ООО "Российский союз спасателей",
- Пермское региональное отделение ООО " Федерация пожарно-прикладного
спорта России",
- ГКУ "Краевая служба спасения",
- Федерация спортивного ориентирования Пермского края,
- Федерация спортивного туризма Пермского края,
- ОМЦ "Пермская краевая школа медицины катастроф",
- Отдел по обеспечению безопасности Пермского муниципального района.
Главным результатом своей работы с обучающимися,
проявившими
выдающиеся способности в рамках движения "Школа безопасности" считаю
создание системы работы с талантливыми детьми и молодежью в условиях
использования потенциала Пермского муниципального
района, как единства
естественной, культурной и образовательной среды, а также:
создание банка данных об одаренных учащихся, обучающихся по
программе "Школа юных спасателей ;"
создание методического объединения педагогов направления "Школа
безопасности";
расширение возможностей для проектной и исследовательской работы
одаренных учащихся с целью дальнейшего развития их креативности и
достижения социальной успешности в обществе;
методическая и информационная поддержка родителей в вопросах
определения и развития способностей их детей;
реализация принципа партнерства на основе привлечения специалистов
научно-методических учреждений и различных ведомств, призванных
обеспечить поддержку талантливых детей и молодежи.
Работа с одаренными детьми не может идти по проторенной дорожке .
Этот путь, как правило, тернист и полон тайн. И если педагог не спасовал, а
смело шагнул в освоение новых технологий, то он непременно взойдет вместе
со своим воспитанником на заветную вершину, за которой откроются новые
горизонты.
Приложение 1
ПЛАН
работы с одаренными детьми МАОУ ДО ДЮЦ "Импульс"
в рамках Всероссийского детско-юношеского
общественного движения "Школа безопасности"
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Составление и уточнение списков
учащихся, проявивших выдающиеся
способности
сентябрь
педагоги ДО,
заведующий туристско-
краеведческим отделом
ДЮЦ "Импульс"
Участие в краевых соревнованиях
"Школа безопасности"
сентябрь
педагоги ДО
Создание банка данных одаренных
детей
октябрь
педагоги ДО,
заведующий туристско-
краеведческим отделом
ДЮЦ "Импульс"
Подготовка районных соревнований
"Маршрут выживания"
Участие в соревнованиях в роли
капитанов команд, в составе судейской
бригады
октябрь
педагоги ДО,
зав. туристско-
краеведческим отделом
ДЮЦ "Импульс",
учащиеся объединения
"Звезда надежды"
Подготовка к муниципальному этапу
Всероссийской олимпиады по ОБЖ
ноябрь
педагоги ДО,
учащиеся объединения
"Звезда надежды"
Организация и проведение открытого
районного блицтурнира
"Юный спасатель"
ноябрь -
декабрь
педагоги ДО,
отдел по обеспечению
безопасности Пермского
МР, РОССОЮЗСПАС,
учащиеся объединения
"Звезда надежды"
Организация работы одаренных
учащихся
в течение
года
педагоги ДО
Взаимодействие с организациями и по
вопросам работы с одаренными детьми
в течение
года
педагоги ДО,
РОССОЮЗСПАС,
ГУ МЧС России по
Пермскому краю
Организация соревнований
"Первая помощь пострадавшим в
экстремальной ситуации"
январь
педагоги ДО,
актив объединения
"Звезда надежды"
10.
Организация соревнований
"Спасательные работы на воде"
февраль
педагоги ДО
актив объединения
"Звезда надежды"
11.
Участие в районном конкурсе
социальных
и культурных проектов
"Поколение твоего времени"
февраль
педагоги ДО
12.
Участие в соревнованиях по поисково-
спасательным работам в природной
среде среди спасательных
формирований Пермского края
март
педагоги ДО
13.
Организация и проведение районных
соревнований "Школа безопасности"
апрель
педагоги ДО,
отдел по обеспечению
безопасности Пермского
района,
актив объединения
"Звезда надежды"
14.
Учебно-тренировочные сборы
май, июнь
педагоги ДО,
РОССОЮЗСПАС
15.
Участие в межрегиональных
соревнованиях "Школа безопасности"
июль
педагоги ДО,
РОССОЮЗСПАС,
ГУ МЧС России по
Пермскому краю
16.
Профильный учебно-полевой лагерь
"Юный спасатель"
июль
педагоги ДО,
РОССОЮЗСПАС
17.
Создание банка данных результатов
работы одаренных детей
в течение
года
педагоги ДО,
заведующий туристско-
краеведческим отделом
ДЮЦ "Импульс"