Конспект открытого урока по современному танцу с использованием
новых образовательных технологий
Урок современного танца для подростков 14-16 лет
Тема: Импровизация. Поиск материала для композиции танцевального
номера.
Составитель: Субботина Ольга Анатольевна
Цель: Исследование и поиск собственного стиля движения
Задачи:
Научиться работать в группах
Выявить творческие способности исполнителей
Раскрыть индивидуальные качества танцора и актера
Формировать навык контроля внимания
Развивать воображение посредством импровизации
Содержание :
Разогрев 15 мин
Основная часть 30 мин
Импровизация 45 мин
Просмотр видео и обсуждение 15 мин
Итого 1час 45 мин
Оборудование: Мобильные информационные носители (MP3 плейеры,
телефоны), наушники, магнитофон, IPad.
Начало урока: Поклон, рассказ о том, что мы будем делать на уроке. Цель,
задачи.
«Сегодня мы с вами вспомним что же такое импровизация и чем отличается
от «чистой» техники танца,а также попробуем найти движения, свой
двигательный почерк для новой танцевальной композиции .Мы уже знаем,
что для импровизатора невероятно важно чувствовать свое тело и следовать
за импульсами, которые возникают в теле, потому что именно это и рождает
танец.»
Разогрев
- Броуновское движение. Увеличение скорости от ходьбы, быстрая ходьба,
бег, быстрый бег.
Разогрев на середине (roll down, demi plié, перекат, выпад, растяжка, releve);
- Swing ногами на середине (махи, plié, удлинение);
- Перекаты, скольжения, спирали на полу
Основная часть
Plié.
Foot Isolations.
Battement tendu / brush.
Battement jeté / brush.
Ronde de jambe.
Swings(комбинации на swing руками и корпусом стоя ,1-я
параллельная).
Grand battement jeté / swings. .
Allegro
- прыжки (sottie) по 1-й параллельной по точкам зала. Четверть-половина-
половина-четверть-половина-четверть-четверть-половина
- бег по параллельным и выворотным позициям.
Вращения и повороты
-со II параллельной и II выворотной;
-вращение в спираль с наклоном параллельно полу
Комбинация на координацию с уходом в пол с последующим подьемом
Растяжка с использованием поз из йоги. Собака мордой вниз, упор лежа, поза
воина, поза цапли, крокодил и т.д.
Импровизация
Упражнение "Падающие листья"
-Найдите себе место в танцевальном зале. Закройте глаза. Наблюдайте за
своим дыханием. Направляйте свое внимание туда, где вы особенно ясно
ощущаете дыхание: ноздри, диафрагма или живот. Наблюдайте за тем, как
воздух входит внутрь и выходит из тела. Наблюдайте за паузами между
дыханием.
-Контакт со своим дыханием которое всегда здесь и сейчас
-«Начало» движения вдох, «конец» движения – выдох
-Найти, почувствовать, понять импульсы тела
«Тема тела»
-Складывание
- Вращение, кружение
- Трение, скольжение
- Кидание, кик
- Перемещение в пространстве ( шаги, бег, прыжки, вращение)
«Телесная тема» "Танец от разных частей тела"
- Движение, от какой либо части тела (стопы, ноги, голова).
Мы будем
исследовать наш танец, когда источником нашего движения становится
голова, руки или ноги. Как изменятся наши движения, когда вести в танце
будет голова, а тело следует за головой, или когда ведут руки? Какие части
тела чаще являются ведущими в танце, а какие следующими?
Пространственные перемещения
-«Вход – выход» из пространства класса.
Зайдите в пространство сцены « по своему » (уровни, движение, место входа,
ритм)
«Изменение пространства и той картинки которая есть»
Пустая сцена, заходя
в это пространство, мы изменяем его суть, то время, имея свою тему которую
несём в эту «картину».
- «Дороги, которые мы выбираем».
Двигаясь в каком либо пространстве делим сцену на определённые «места»:
половинки, диагонали, дуэт, точка для стояния, определённая тема этого
места (прыжок, уровень, ритм).
«Спонтанность»
- Каждые минуту я буду говорить вслух слова, называющие явления
природы. Каждое из этих явлений "движется" определенным образом. У
каждого из них своя скорость, свой способ перемещения в пространстве, свой
вес, форма и динамика. Позвольте своему воображению исследовать эти
явления и движения, отражающие их качества. Не нужно никакой пантомимы
или актерства, не нужно изображать из себя это явление. Исследуйте то
качество движения, что возникает в теле в ответ на данный образ: падающие
листья, электричество, скала, свет, грязь, гром, ветерок.
«Неосознанность движения»
Упражнение "Актер/Режиссёр - Сдвиг"
-А сейчас найдите партнера. Один из вас будет "режиссером", другой -
"актером". Режиссер может говорить только одно слово - "сдвиг". Актер,
когда вы слышите слово "сдвиг", вы изменяете свое состояние, перестаете
делать то, что вы делали до этого, и мгновенно начинаете делать что-то
совсем иное. Если вы стояли на месте и медленно двигались, вы можете
начать порывисто перемещаться, или лечь на пол. Сдвиг происходит
неожиданно для вас самих. Когда вы слышите слово "сдвиг", оставайтесь
внутри и откликайтесь на то, что вы чувствуете в настоящий момент: чувство,
которое у вас есть, на то, что вы видите и слышите, на то, к чему вы
прикасаетесь, на свои фантазии или мысли. Вы можете быть безумны,
смешны, свободны в иррациональных изменениях. Будьте драматичными,
обычными, экстраординарными.
-Закончив упражнение, обсудите его друг с другом. Режиссер, скажите, что
вы думаете о разнообразии чувств и состояний актера. Насколько велики
были контрасты? Были ли эти состояния связаны друг с другом?
- Поменяйтесь ролями и повторите это упражнение. Помните, что вам не
нужно думать!
Задание на импровизацию
-А сейчас одеваем наушники, включаем любую музыку и начинаем
импровизировать не сходя с места, в любой точке зала. В это время фиксирую
их движения на видео (IPad)
-теперь то же делаем с закрытыми глазами
- выполняем то же задание, только перемещаясь по залу с открытыми
глазами. Я в свою очередь, наблюдая и корректируя, говорю свое мнение.
Просмотр видео и обсуждение:
Смотрим видео и обсуждаем понравившиеся моменты ,находим лексические
движенческие особенности друг друга. Закрепляем движения ,которые могут
стать для каждого танцора индивидуальным почерком во время всей
композиции. Отмечаем разницу в импровизации с закрытыми и открытыми
глазами - почему это происходит. Выводы. Педагог корректирует ход
дискуссии, задавая следующие вопросы:
- Момент какого из заданий вам был наиболее интересен?
- На видео видно ,что с закрытыми глазами вы более раскованны -почему?
- В какой момент вы почувствовали, что координируете свои движения, не
смотря на то, что вокруг вас двигаются люди с разными скоростями?
- Какой видеофрагмент вам больше понравился и почему?
Совместно с учениками задаем план работы на следующий урок.
Выводы
1.Все учащиеся в процессе занятия были заинтересованы в совместной
работе.
2.В процессе обсуждения активно делились своими наблюдениями за собой и
движениями партнеров, предлагали интересные идеи для номера.
3.Ребята предложили повторить один фрагмент, увиденный на видео. Видео
выложили в группу в контакте и к следующему уроку была разобрана
комбинация, которую мы включили в композицию.
4.Увлечение подростков различными гаджетами позволяет использовать их
для работы над материалом. Ребята активно участвуют в работе,c интересом
смотрят на себя со стороны по видео, анализируя и исправляя свои ошибки.