Напоминание

"Народные песни и духовная музыка в репертуаре детского академического хора"

Автор: Иванова Ирина Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ ДОД БЦРТДиЮ

Населённый пункт: п.Удельная,Раменский м.р-он,Московская область

Наименование материала: доклад

Тема: "Народные песни и духовная музыка в репертуаре детского академического хора"

Описание:

Народные песни и духовная музыка в репертуаре детского академического хора и их роль в изучении исторического и культурного наследия.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2891

Опубликовано 14.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МОУ ДОД Быковский центр развития творчества детей и юношества объединение “ Хоровое пение”
Народные песни и духовная музыка

в репертуаре детского академического хора «Звонкие голоса»
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению посредством песен. Пословицы, песни, обряды, сказки давали людям эстетическое наслаждение, и одновременно передавали определенный объем жизненно необходимой информации. Фольклор отражает особенности исторического развития народа. О тесной и непосредственной связи национальной истории и музыкального народного творчества говорил великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение, разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него жалобы, и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его песнях». Именно в песне народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты. Хоровой коллектив «Звонкие голоса» (участник и дипломант районных конкурсов школьных хоров, участник областных конкурсов “Юные таланты Московии” им. Г. Струве, лауреат Всероссийского детского конкурса-фестиваля 2015г. «Солнечный круг» им. А. Островского, лауреат Всероссийского конкурса “Доброта спасет мир”) в своем репертуаре имеет немало произведений духовной, классической и народной музыки, которые приобщают как обучающихся так и слушателей к национальным народным песенно-фольклорным сокровищам и гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного. Занятие хора – это комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе самое большое количество межпредметных связей: русский язык, литература, физическая культура, живопись, как не странно, арифметика, история и это ещё не весь перечень предметов… Подобная интеграция благотворно сказывается не только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влияет на успеваемость в целом. На каждом занятии нашего коллектива при разучивании новых песен обучающиеся знакомятся с историческим периодом их написания, стилем. Это
важно для интерпретации хорового произведения. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта. Народную песню интересуют, прежде всего, реальные факты. Рассказ о них важнее искусства художественного вымысла. Если собрать все вместе исторические песни, то получится целая история – не писанная, а рассказанная, спетая. Много веков человечество передавало накопленные знания и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли именно посредством песен. Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике. Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» – в духе городского романса, авторские, массовые, хороводные. Есть песни-плачи и песни-жалобы, есть песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые считалки, дразнилки, шутки-прибаутки (“
Комарочек”, обработка А. Абрамского
) , теплые колыбельные. Песни другие, которые при исполнении сопровождались самыми разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами. Это хороводные и плясовые песни
(“Со вьюном я хожу”, “Пойду ль я, выйду ль я”).
В работе с обучающимися отмечается значение народной, духовной музыки в грозные исторические периоды. Мы берем в репертуар такие песни о судьбе русского народа, о судьбе каждого человека, о свободной, вольной жизни, как
“Ах ты, степь широкая” (обработка Д. Печникова, переложение для детского хора И.

Ивановой)
, песни, которые переносят нас в далекое прошлое: в эпоху татаро- монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного. Множество песен создано о крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачева, о войнах, которые вел царь Петр Первый (
кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга , виватный кант

на заключение Ништадтского мира “Радуйся, Росско земле”, автор неизвестен
), о знаменитых походах Александра Васильевича Суворова и героях Отечественной войны 1812 года (
военная народная строевая “Солдатушки, бравы ребятушки” слова и

музыка народные
). При практическом изучении народных песен обучающимися интересно наблюдать изменение отношения как к мелодическому, так и текстовому содержанию песни, распеванию слогов, неожиданным ударениям, непонятным словосочетаниям для современного языка, от почти неприятия до полной влюбленности в песню, до истинного понимания содержания и характера исполнения. Один из примеров: разбирая кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга “Радуйся, Росско земле”, предстояло не только перевести текст на современный язык с древне-славянского, но и для полного понимания содержания произведения и характера исполнения пришлось обратиться к источникам информации, в
которых говорится о событиях начала XVIII века, о значении побед Петра Великого для русского народа. Причем, параллельно было дано задание детям найти самостоятельно значение различных слов таких, как “адамант”, попытаться выяснить кто такой “Радамант”, с чем они с успехом справились. Это привело в свою очередь к тому, что ребята очень быстро выучили текст, а характер исполнения приобрел соответствующее духу содержания настроение гордости, уважения к победам русского войска. В заключении. В своей книге «Школьный хор» композитор, профессор, бессменный руководитель детского хора «Пионерия» Георгий Александрович Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности, развитию стремления знакомства с историческим прошлым. Исходя из вышеизложенного, трудно переоценить значение народной, духовной музыки в изучении и понимании исторического наследия народа, выполняя задачу воспитания гармонически развитого подрастающего поколения, используя благодатный материал искусства хорового пения, что особенно актуально сегодня, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, народных традиций. Использованы материалы: “Хоровой класс в системе общеобразовательной школы”, И.В. Калачикова; Программа дополнительного образования, О.Н. Ященко; “Школьный хор”, Г.А. Струве. Выделенные курсивом названия песен из репертуара хора. Педагог дополнительного образования Ирина Николаевна Иванова Февраль 2016 г.


Яндекс.Метрика