МОУ ДОД Быковский центр развития творчества детей и юношества
объединение “
Хоровое пение”
Народные песни и духовная музыка
в репертуаре детского академического хора «Звонкие голоса»
Много веков человечество передавало накопленные знания и умения
последующему поколению посредством песен. Пословицы, песни, обряды, сказки
давали людям эстетическое наслаждение, и одновременно передавали
определенный объем жизненно необходимой информации. Фольклор отражает
особенности исторического развития народа. О тесной и непосредственной связи
национальной истории и музыкального народного творчества говорил великий
русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Ничто не может быть сильнее
народной музыки, если только народ имел поэтическое расположение,
разнообразие и деятельность жизни; если натиски насилий и непреодолимых
вечных препятствий не давали ему ни на минуту уснуть и вынуждали из него
жалобы, и если эти жалобы не могли иначе и нигде выразиться, как только в его
песнях». Именно в песне народ выражает свои чувства, настроения, желания,
намерения, мечты.
Хоровой коллектив «Звонкие голоса» (участник и дипломант районных
конкурсов школьных хоров, участник областных конкурсов “Юные таланты
Московии” им. Г. Струве, лауреат Всероссийского детского конкурса-фестиваля
2015г. «Солнечный круг» им. А. Островского, лауреат Всероссийского конкурса
“Доброта спасет мир”) в своем репертуаре имеет немало произведений духовной,
классической и народной музыки, которые приобщают как обучающихся так и
слушателей к национальным народным песенно-фольклорным сокровищам и
гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.
Занятие хора – это комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими
учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного
циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в
себе самое большое количество межпредметных связей: русский язык, литература,
физическая культура, живопись, как не странно, арифметика, история и это ещё не
весь перечень предметов… Подобная интеграция благотворно сказывается не
только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влияет на
успеваемость в целом.
На каждом занятии нашего коллектива при разучивании новых песен
обучающиеся знакомятся с историческим периодом их написания, стилем. Это
важно для интерпретации хорового произведения. Каждая эпоха имеет свои песни
– по ним можно понять, чем жили люди. Песня – это душа народа, правдивое
зеркало его жизни и быта. Народную песню интересуют, прежде всего, реальные
факты. Рассказ о них важнее искусства художественного вымысла. Если собрать
все вместе исторические песни, то получится целая история – не писанная, а
рассказанная, спетая. Много веков человечество передавало накопленные знания
и умения последующему поколению, обеспечивая прогресс общественной мысли
именно посредством песен.
Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике.
Это лирические, былинные, революционные, «цыганские» – в духе городского
романса, авторские, массовые, хороводные. Есть песни-плачи и песни-жалобы, есть
песни, зовущие на подвиг, песни протеста. Есть песни времен Гражданской и
Великой Отечественной войн, песни-баллады, написанные на какой-то
развернутый сюжет. Есть песни детские (фольклорного происхождения) – веселые
считалки, дразнилки, шутки-прибаутки
(“ Комарочек”, обработка А. Абрамского
)
,
теплые колыбельные.
Песни другие, которые при исполнении сопровождались самыми
разнообразными движениями, выразительной мимикой и жестами. Это хороводные
и плясовые песни
(“Со вьюном я хожу”, “Пойду ль я, выйду ль я”).
В работе с обучающимися отмечается значение народной, духовной музыки
в грозные исторические периоды. Мы берем в репертуар такие песни о судьбе
русского народа, о судьбе каждого человека, о свободной, вольной жизни, как
“Ах ты, степь широкая” (обработка Д. Печникова, переложение для детского хора И.
Ивановой)
, песни, которые переносят нас в далекое прошлое: в эпоху татаро-
монгольского нашествия, во времена царя Ивана Грозного. Множество песен
создано о крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачева, о войнах,
которые вел царь Петр Первый
( кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга , виватный кант
на заключение Ништадтского мира “Радуйся, Росско земле”, автор неизвестен
),
о
знаменитых походах Александра Васильевича Суворова и героях Отечественной
войны 1812 года
( военная народная строевая “Солдатушки, бравы ребятушки” слова и
музыка народные ).
При практическом изучении народных песен обучающимися интересно
наблюдать изменение отношения как к мелодическому, так и текстовому
содержанию песни, распеванию слогов, неожиданным ударениям, непонятным
словосочетаниям для современного языка, от почти неприятия до полной
влюбленности в песню, до истинного понимания содержания и характера
исполнения. Один из примеров: разбирая
кант на взятие в 1702 г. Шлиссельбурга
“Радуйся, Росско земле”,
предстояло не только перевести текст на современный
язык с древне-славянского, но и для полного понимания содержания произведения
и характера исполнения пришлось обратиться к источникам информации, в
которых говорится о событиях начала XVIII века, о значении побед Петра Великого
для русского народа. Причем, параллельно было дано задание детям найти
самостоятельно значение различных слов таких, как “адамант”, попытаться
выяснить кто такой “Радамант”, с чем они с успехом справились. Это привело в
свою очередь к тому, что ребята очень быстро выучили текст, а характер
исполнения приобрел соответствующее духу содержания настроение гордости,
уважения к победам русского войска.
В заключении. В своей книге «Школьный хор» композитор, профессор,
бессменный руководитель детского хора «Пионерия» Георгий Александрович
Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения,
заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития
склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой
развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной
направленности, развитию стремления знакомства с историческим прошлым.
Исходя из вышеизложенного, трудно переоценить значение народной, духовной
музыки в изучении и понимании исторического наследия народа, выполняя задачу
воспитания гармонически развитого подрастающего поколения, используя
благодатный материал искусства хорового пения, что особенно актуально сегодня,
когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных
ценностей, народных традиций.
Использованы материалы:
“Хоровой класс в системе общеобразовательной школы”, И.В. Калачикова;
Программа дополнительного образования, О.Н. Ященко;
“Школьный хор”, Г.А. Струве.
Выделенные курсивом названия песен из репертуара хора.
Педагог дополнительного образования
Ирина Николаевна Иванова
Февраль 2016 г.