Учебное заведение: МОУ ДОД Дом детского творчества
Населённый пункт: г. Верхнеуральск
Наименование материала: статья
Тема: " Проектная деятельность" из опыта работы
Описание:
Статья "Проектная деятельность" из опыта работы, является авторской. Здесь я описываю весь путь. по которому пришла к проектной деятельности.Самым первым проектом. стала коллективная работа " Угловой светильник", выполненный из пластиковых бутылок. В первую очередь необходимо было донести до детей само понятие о проектной деятельности. и требования к выполнению проекта.Дальше следует описание поэтапного выполнения всех операций, начиная с выбора темы. и дальше - формулировка цели. пошаговое выполнение. окончательное оформление, презентация, обсуждение и выводы. В конце, я даю рекомендации из личного опыта.
Авторская статья на тему :
Проектная деятельность
в дополнительном образовании
из опыта работы
Кутуковой Галины Анатольевны, педагога дополнительного
образования. МОУ ДОД Дом детского творчества г. Верхнеуральска
Понятие «Проектная деятельность» - на слуху у педагогов дополнительного
образования уже достаточно давно. Казалось бы, есть новое направление, в
котором интересно было бы поработать, тем более, что все без исключения
«прикладники», очень любят опробовать новый материал. Но вникнув в
смысл этого нового метода работы с детьми, поняв всю серьёзность
процесса, в который придётся погрузиться не только детям и педагогу, но
возможно и родителям, учитывая обширный материал на период подготовки
к работе с проектами, мало кто из педагогов дополнительного образования
решается на работу в этом направлении.
Я, работаю в дополнительном образовании 35 лет, и я тоже «прикладник».
Необходимость обратиться к проектной деятельности заставили меня
обстоятельства. За время работы с детьми, накопив большой опыт работы с
разными материалами, собрав большую коллекцию наглядного материала в
разных техниках, обширный методический материал, мне захотелось как – то
объединить все мои наработки, создать большой творческий
ПРОЕКТ,
в
который бы вошли изделия в тех техниках, с которыми мне приходится
работать. А так как в настоящий момент, я работаю в рамках программы
«Шедевры из бумаги и бросового материала» - это как раз то, что нужно для
выполнения такого проекта. Обсудив идею с учащимися старшей группы, мы
решили, что это должен быть небольшой выстовочный зал, выполненный в
одном стиле, в одной цветовой гамме и на одну какую то общую тему.
Изначально, обдумывая идею проекта, лично я ставила перед собой цель:
1.Обобщить свой собственный опыт, посредством метода проектной
деятельности.
2.Выполнить с детьми творческий проект, в котором все изделия будут
сделаны в натуральную величину .
3.Показать учащимся возможности работы с бросовым материалом,
применение своих навыков в реальной жизни.
Комнату, для выполнения задуманного нам предоставили, и вот оно начало
проекта!
Первое, что нужно было сделать – познакомить рабочую группу с
требованиями к выполнению проекта.
Я боялась, что дети испугаются огромного объёма работы не только по
практическому выполнению изделий, но и по сбору материала, печатной
работы. Никого это не испугало, а всё дело в том, что, изначально был сделан
правильный выбор, т.е. тема проекта была настолько грандиозной и
интересной для всех, что вся сопутствующая этому работа воспринималась
как мелочи.
Итак : долгосрочный, коллективный проект «Я – дизайнер» выполняется
рабочей группой 3 го года обучения, сроки выполнения – второе полугодие.
Творческий проект « Я - дизайнер» включен в структуру программы.
1 этап: Выбор темы: « Выполнение предметов интерьера в натуральную
величину для оформления жилого и общественного помещений». Общее
направление – « цветочные композиции» , стиль романтический, цветовая
гамма – тёплые тона плюс – зелёные оттенки, разделение коллектива на
рабочие группы, выполнение эскизов изделий, шаблонов (панно, цветочные
композиции настольные, напольные, настенные, выполнение штор,
скатертей с помощью аппаратов для выжигания, с растительным
орнаментом).
2 этап: формулировка цели : после выбора темы, по правилам выполнения
проекта, необходимо обсудить основную идею, и самое главное: для чего?
Здесь учащиеся впервые слышат определения : потребность,мотивация.
Потребность – состояние человека отражающее его нужду в чём либо или
в ком либо. Основная часть действий человека определяется его
потребностями.
Мотивация – преобразование потребности, в деятельность, которая
направлена на удовлетворение этой потребности.
Как я уже отмечала, идея была воспринята с энтузиазмом, ещё на стадии
предварительного обсуждения проекта формулировались мысли о цели
выполнения такой объёмной работы.
Все понимали, что выполнение проекта –
1.Это итог всего периода обучения.
2. Личный вклад каждого обучающегося
3. Демонстрация мастерства коллектива.
Кроме того, работа над проектом даёт возможность:
а) накопить дизайнерский опыт,который может пригодиться в будущей
жизни.
б) оставить результат общего труда, как наглядный материал для тех, кто
придёт в творче6ское объединение потом, после них.
в) Использовать любое изделие из проекта, как образец для выполнения
предмета интерьера для жилого и общественного помещений.
3 этап:поисково исследовательский
На третьем этапе выполнения проекта выяснилось, что дети с удовольствием
выполняют поисково – исследовательскую работу. Практически все знакомы
с компьютером, умеют находить, отбирать нужную информацию и собирать
банк материалов. Большое внимание и время, было уделено работе с
литературой ( журналы, книги) и накопительные папки.
4 этап: - изучение и анализ материала, оформление результатов.
Собранный материал требует изучения, сортировки, систематизации. В ходе
изучения собранного материала, возникают проблемы, которые никак нельзя
обойти. Например: - если мы запланировали выполнить цветочные
композиции из пластиковых бутылок, - это проблема экологии . Собирая
такой материал и работая с ним, никак не может не возникнуть тема о
проблемах экологии, о гражданской позиции каждого из нас. Так же, в
процессе изучения собранного материала, обсуждая образцы изделий,
которые предполагается выполнить из этого материала, выходим на
социальную проблему. Здесь вполне уместно обсудить тему бесконечных
кризисов, и возможность обойти эту проблему применив свои собственные
способности, навыки и знания . Это и есть проблемы исследования.
Далее приступаем к созданию итогового текстового документа, а так как
работа коллективная, я считаю вполне допустимым, обсудив с коллективом
все основные пункты текстового документа, поручить практическое его
выполнение одному из участников проекта.
5 этап: Разработка композиций и иных предметов интерьера для будущего
проекта с учётом размеров, дизайна, цветовой гаммы: (эскизы, схемы,
трафареты)
1.Настенные панно. ( бумага, картон, природный, материал, пластик).
2.Настенные гирлянды: (природный материал, ткань).
3.Настольные цветочные композиции: (картон, природный материал, ткань
пластик).
4.Напольные цветочные композиции: (картон. бумага, ткань, природный
материал, пластик).
5. Выполнение эскиза углового светильника ( пластик).
6.Выполнение эскизов штор и скатертей ( подкладочная ткань).
На данном этапе работы над проектом, коллектив делится на группы,
которые во главе со старшим , выполняют конкретные задания.
Педагог на всех этапах работы над проектом, выступает в роли консультанта
и направляющего.
5 этап: практическое выполнение поставленной задачи: т.е конкретное
выполнение предметов интерьера по эскизам, выкройкам и шаблонам. В
процессе практической работы, допускается переход учащихся из группы в
группу. Это практикуется с целью приобщения каждого члена рабочей группы
ко всем операциям. Активно применяются приёмы консультационной
помощи детям не очень способным, со стороны учащихся с более богатым
опытом работы. Учитывая первый опыт работы методом проектной
деятельности, считаю, что вполне допустимо более активное вмешательство
педагога в процесс практического выполнения изделий для творческого
проекта.
6 этап: Конечное оформление. Определение места нахождения каждого
предмета: (вбивание гвоздей в нужных местах, развешивание, расстановка
всех предметов интерьера).
Фрагменты коллективного творческого проекта « Я – дизайнер»
защита проекта.
Последний этап выполнения проекта, несомненно, самый интересный – это
полученный результат. Окончания проекта с нетерпением ждали все: - и
члены педагогического коллектива, и дети, и родители, которых тоже
пришлось привлекать в некоторых затруднительных случаях (изготовление
основы для углового светильника, вбивание гвоздей в стены и потолок).
Защиту презентации запланировали на 1 июня «День защиты детей», так как
в этот день, по традиции собирается весь коллектив педагогов и учащихся,
родителей, подводятся итоги учебного года, обсуждаются достижения,
прогнозы на будущий год. Оформление презентации в печатном и в
электронном виде, после коллективного обсуждения поручили группе из
трёх человек плюс помощь педагога ( по необходимости). К защите проекта
подготовили сценарий устной презентации, в которой принимают участие
все члены рабочей группы в определённом порядке.
Итог:
Презентация проекта прошла выше всяких похвал. Дети ещё задолго не
могли нарадоваться на результат своих усилий. Проект получился не совсем
такой, как на эскизе. В процессе выполнения работы не один раз
приходилось корректировать форму, цвет, иногда размер изделия, но это
допустимая коррекция, которая включена в разработки изделий. В итоге
получилась большая коллективная работа, с единым содержанием.
Коллективный творческий проект « Я – дизайнер» вполне оправдал своё
название, так как каждый член рабочей группы внёс свои идеи в
дизайнерское решение того или иного фрагмента проекта.
Заключение
Закончился мой первый опыт работы по методу проектной деятельности.
Проект закончился успешно, и в процессе работы над проектом, все, и
педагог и дети сделали очень ценные выводы:
1.Движущая сила развития творчества – это мотивация.
Обоснованный мотив – стимулирует личность к самостоятельным
творческим действиям.
2.Работа над проектами (индивидуальными, групповыми, коллективными)
как нельзя лучше подходит для воспитания у детей самостоятельности,
коммуникабельности, социальной активности.
Мои рекомендации
1.Начиная работать над первым проектом, выберите тему, настолько
интересную, чтобы ребёнок не смог отказаться.
2.Начните работу с выполнения коллективного или группового проекта.
Дети, работая в коллективе помогают друг другу адаптироваться, учат друг
друга как теории, так и практике, ненавязчиво в рабочем порядке. Эта форма
работы над проектом хороша в самом начале тем, что переход от привычной
формы работы к совершенно новой, не вызовет у детей протеста против
дополнительных нагрузок в виде поисков материала, соответственно его
оформления и т.д., по той причине, что все эти задачи выполняются в
коллективе более безболезненно и незаметно. В другом случае, если резко
перейти от обычной работы к выполнению проектов в полном объёме – это
может привести к потере интереса к творчеству у детей, а следовательно к
потере учеников у педагога.