Напоминание

" Проектная деятельность" из опыта работы

Автор: Кутукова Галина Анатольевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МОУ ДОД Дом детского творчества

Населённый пункт: г. Верхнеуральск

Наименование материала: статья

Тема: " Проектная деятельность" из опыта работы

Описание:

Статья "Проектная деятельность" из опыта работы, является авторской. Здесь я описываю весь путь. по которому пришла к проектной деятельности.Самым первым проектом. стала коллективная работа " Угловой светильник", выполненный из пластиковых бутылок. В первую очередь необходимо было донести до детей само понятие о проектной деятельности. и требования к выполнению проекта.Дальше следует описание поэтапного выполнения всех операций, начиная с выбора темы. и дальше - формулировка цели. пошаговое выполнение. окончательное оформление, презентация, обсуждение и выводы. В конце, я даю рекомендации из личного опыта.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2914

Опубликовано 15.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Авторская статья на тему : Проектная деятельность в дополнительном образовании из опыта работы Кутуковой Галины Анатольевны, педагога дополнительного образования. МОУ ДОД Дом детского творчества г. Верхнеуральска Понятие «Проектная деятельность» - на слуху у педагогов дополнительного образования уже достаточно давно. Казалось бы, есть новое направление, в котором интересно было бы поработать, тем более, что все без исключения «прикладники», очень любят опробовать новый материал. Но вникнув в смысл этого нового метода работы с детьми, поняв всю серьёзность процесса, в который придётся погрузиться не только детям и педагогу, но возможно и родителям, учитывая обширный материал на период подготовки к работе с проектами, мало кто из педагогов дополнительного образования решается на работу в этом направлении. Я, работаю в дополнительном образовании 35 лет, и я тоже «прикладник». Необходимость обратиться к проектной деятельности заставили меня обстоятельства. За время работы с детьми, накопив большой опыт работы с разными материалами, собрав большую коллекцию наглядного материала в разных техниках, обширный методический материал, мне захотелось как – то объединить все мои наработки, создать большой творческий
ПРОЕКТ,
в который бы вошли изделия в тех техниках, с которыми мне приходится работать. А так как в настоящий момент, я работаю в рамках программы «Шедевры из бумаги и бросового материала» - это как раз то, что нужно для выполнения такого проекта. Обсудив идею с учащимися старшей группы, мы решили, что это должен быть небольшой выстовочный зал, выполненный в одном стиле, в одной цветовой гамме и на одну какую то общую тему. Изначально, обдумывая идею проекта, лично я ставила перед собой
цель:


1.Обобщить свой собственный опыт, посредством метода проектной

деятельности.

2.Выполнить с детьми творческий проект, в котором все изделия будут

сделаны в натуральную величину .

3.Показать учащимся возможности работы с бросовым материалом,

применение своих навыков в реальной жизни.
Комнату, для выполнения задуманного нам предоставили, и вот оно начало проекта! Первое, что нужно было сделать – познакомить рабочую группу с
требованиями к выполнению проекта.
Я боялась, что дети испугаются огромного объёма работы не только по практическому выполнению изделий, но и по сбору материала, печатной работы. Никого это не испугало, а всё дело в том, что, изначально был сделан правильный выбор, т.е. тема проекта была настолько грандиозной и интересной для всех, что вся сопутствующая этому работа воспринималась как мелочи. Итак : долгосрочный, коллективный проект
«Я – дизайнер»
выполняется рабочей группой 3 го года обучения, сроки выполнения – второе полугодие. Творческий проект « Я - дизайнер» включен в структуру программы.
1 этап: Выбор темы: « Выполнение предметов интерьера в натуральную

величину для оформления жилого и общественного помещений». Общее

направление – « цветочные композиции» , стиль романтический, цветовая

гамма – тёплые тона плюс – зелёные оттенки,
разделение коллектива на рабочие группы, выполнение эскизов изделий, шаблонов (панно, цветочные композиции настольные, напольные, настенные, выполнение штор, скатертей с помощью аппаратов для выжигания, с растительным орнаментом).
2 этап: формулировка цели
: после выбора темы, по правилам выполнения проекта, необходимо обсудить основную идею, и самое главное:
для чего?
Здесь учащиеся впервые слышат определения
: потребность,мотивация.

Потребность – состояние человека отражающее его нужду в чём либо или

в ком либо. Основная часть действий человека определяется его

потребностями.

Мотивация – преобразование потребности, в деятельность, которая

направлена на удовлетворение этой потребности.
Как я уже отмечала, идея была воспринята с энтузиазмом, ещё на стадии предварительного обсуждения проекта формулировались мысли о цели выполнения такой объёмной работы. Все понимали, что выполнение проекта –

1.Это итог всего периода обучения.

2. Личный вклад каждого обучающегося

3. Демонстрация мастерства коллектива.
Кроме того, работа над проектом даёт возможность:
а) накопить дизайнерский опыт,который может пригодиться в будущей

жизни.

б) оставить результат общего труда, как наглядный материал для тех, кто

придёт в творче6ское объединение потом, после них.

в) Использовать любое изделие из проекта, как образец для выполнения

предмета интерьера для жилого и общественного помещений.

3 этап:поисково исследовательский
На третьем этапе выполнения проекта выяснилось, что дети с удовольствием выполняют поисково – исследовательскую работу. Практически все знакомы с компьютером, умеют находить, отбирать нужную информацию и собирать банк материалов. Большое внимание и время, было уделено работе с литературой ( журналы, книги) и накопительные папки.
4 этап: - изучение и анализ материала, оформление результатов.
Собранный материал требует изучения, сортировки, систематизации. В ходе изучения собранного материала, возникают проблемы, которые никак нельзя обойти. Например: - если мы запланировали выполнить цветочные композиции из пластиковых бутылок, -
это проблема экологии
. Собирая такой материал и работая с ним, никак не может не возникнуть тема о проблемах экологии, о гражданской позиции каждого из нас. Так же, в процессе изучения собранного материала, обсуждая образцы изделий, которые предполагается выполнить из этого материала, выходим на
социальную проблему.
Здесь вполне уместно обсудить тему бесконечных кризисов, и возможность обойти эту проблему применив свои собственные способности, навыки и знания
. Это и есть проблемы исследования.
Далее приступаем к созданию итогового текстового документа, а так как работа коллективная, я считаю вполне допустимым, обсудив с коллективом все основные пункты текстового документа, поручить практическое его выполнение одному из участников проекта. 5 этап: Разработка композиций и иных предметов интерьера для будущего проекта с учётом размеров, дизайна, цветовой гаммы: (эскизы, схемы, трафареты) 1.Настенные панно. ( бумага, картон, природный, материал, пластик). 2.Настенные гирлянды: (природный материал, ткань). 3.Настольные цветочные композиции: (картон, природный материал, ткань пластик).
4.Напольные цветочные композиции: (картон. бумага, ткань, природный материал, пластик). 5. Выполнение эскиза углового светильника ( пластик). 6.Выполнение эскизов штор и скатертей ( подкладочная ткань). На данном этапе работы над проектом, коллектив делится на группы, которые во главе со старшим , выполняют конкретные задания. Педагог на всех этапах работы над проектом, выступает в роли консультанта и направляющего.
5 этап: практическое выполнение поставленной задачи:
т.е конкретное выполнение предметов интерьера по эскизам, выкройкам и шаблонам. В процессе практической работы, допускается переход учащихся из группы в группу. Это практикуется с целью приобщения каждого члена рабочей группы ко всем операциям. Активно применяются приёмы консультационной помощи детям не очень способным, со стороны учащихся с более богатым опытом работы. Учитывая первый опыт работы методом проектной деятельности, считаю, что вполне допустимо более активное вмешательство педагога в процесс практического выполнения изделий для творческого проекта.
6 этап: Конечное оформление.
Определение места нахождения каждого предмета: (вбивание гвоздей в нужных местах, развешивание, расстановка всех предметов интерьера).
Фрагменты коллективного творческого проекта « Я – дизайнер»


7этап: подведение итогов, оценивание, оформление презентации проекта,

защита проекта.
Последний этап выполнения проекта, несомненно, самый интересный – это полученный результат. Окончания проекта с нетерпением ждали все: - и члены педагогического коллектива, и дети, и родители, которых тоже пришлось привлекать в некоторых затруднительных случаях (изготовление основы для углового светильника, вбивание гвоздей в стены и потолок). Защиту презентации запланировали на 1 июня «День защиты детей», так как в этот день, по традиции собирается весь коллектив педагогов и учащихся, родителей, подводятся итоги учебного года, обсуждаются достижения, прогнозы на будущий год. Оформление презентации в печатном и в электронном виде, после коллективного обсуждения поручили группе из трёх человек плюс помощь педагога ( по необходимости). К защите проекта подготовили сценарий устной презентации, в которой принимают участие все члены рабочей группы в определённом порядке.
Итог:
Презентация проекта прошла выше всяких похвал. Дети ещё задолго не могли нарадоваться на результат своих усилий. Проект получился не совсем такой, как на эскизе. В процессе выполнения работы не один раз приходилось корректировать форму, цвет, иногда размер изделия, но это допустимая коррекция, которая включена в разработки изделий. В итоге получилась большая коллективная работа, с единым содержанием. Коллективный творческий проект « Я – дизайнер» вполне оправдал своё название, так как каждый член рабочей группы внёс свои идеи в дизайнерское решение того или иного фрагмента проекта.



Заключение
Закончился мой первый опыт работы по методу проектной деятельности. Проект закончился успешно, и в процессе работы над проектом, все, и педагог и дети сделали очень ценные выводы: 1.Движущая сила развития творчества –
это мотивация.

Обоснованный мотив
– стимулирует личность к самостоятельным творческим действиям. 2.Работа над проектами (индивидуальными, групповыми, коллективными) как нельзя лучше подходит для воспитания у детей самостоятельности, коммуникабельности, социальной активности.
Мои рекомендации
1.Начиная работать над первым проектом, выберите тему, настолько интересную, чтобы ребёнок не смог отказаться. 2.Начните работу с выполнения коллективного или группового проекта. Дети, работая в коллективе помогают друг другу адаптироваться, учат друг друга как теории, так и практике, ненавязчиво в рабочем порядке. Эта форма работы над проектом хороша в самом начале тем, что переход от привычной формы работы к совершенно новой, не вызовет у детей протеста против дополнительных нагрузок в виде поисков материала, соответственно его оформления и т.д., по той причине, что все эти задачи выполняются в коллективе более безболезненно и незаметно. В другом случае, если резко перейти от обычной работы к выполнению проектов в полном объёме – это может привести к потере интереса к творчеству у детей, а следовательно к потере учеников у педагога.


Яндекс.Метрика