Напоминание

"Некоторые аспекты здорового образа жизни музыкантов"

Автор: Алисова Раиса Михайловна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: МОУДО "ДШИ №15"

Населённый пункт: Кемерово

Наименование материала: Статья

Тема: "Некоторые аспекты здорового образа жизни музыкантов"

Описание:

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых терапевтических техник и методик, направленных на достижение оптимального концертного состояния учащихся музыкальных школ. Статья будет полезна педагогам музыкальных школ, школ искусств

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3016

Опубликовано 20.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Некоторые аспекты здорового образа жизни музыкантов. «Наша бренная плоть должна быть в полном порядке – первое и необходимое условие исполнительской деятельности» Г. Г. Нейгауз Каждому человеку необходим отдых. Полноценно учиться, справляться с большими физическими и умственными нагрузками, прекрасно себя чувствовать можно только в том случае, если человек полноценно отдыхает. Говоря об отдыхе, в современном мире мы часто пользуемся понятием «релаксация». Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Как этому научиться? Существует много разных методик, помогающих расслабиться. Это могут быть занятия йогой, медитативные психотехники, посещение камер сенсорной депривации, спа-терапия, аутогенные тренировки (аутотренинг), и многие другие техники, разработанные психотерапевтами и психоаналитиками, такие как танцевально-двигательная терапия, вегетотерапия Вильгельма Райха, холотропное дыхание Станислава Грофа, интегративная кинесиология и т.д. Одним из самых сильных целительных средств является музыка. Еще в IV в до н.э. Платон утверждал: «Музыка – это самое мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека. Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение». Музыка утешает в печали, помогает сосредоточиться, укрепляет память, облегчает усвоение языка, одним словом помогает жить. В западной культуре лечебная сила музыки была признана в середине ХХ века. Сегодня музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинно-мозговых травм, психосоматических заболеваниях, психических отклонений, афазии, аутизма, при работе с пациентами с расстройствами речи. В ходе сеансов музыкотерапии уделяется внимание не только слуху, но и физическим ощущениям, дыханию, движениям. Наш организм и сам подобен оркестру: биение сердца, ритм мозговой деятельности, сокращения легких, циркуляция крови, импульсы нервных клеток. Если ритмы внешней жизни слишком агрессивны, работа внутреннего «оркестра» нарушается: организм, пытаясь адаптироваться, «подхватывает» быстрый ритм,
напряжение растет, возникает стресс. И наоборот, если музыка соответствует нашим биоритмам, мы ощущаем гармонию. Согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую определенные этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. «Полезная музыка – это та музыка, которая может или даже должна оказывать расслабляющее, освежающее, стимулирующее или почти усыпляющее воздействие» - пишет немецкий психотерапевт, музыкальный терапевт Д. Фойгт. Именно такой является трофотропная музыка. Для расслабляющей музыки характерны свои средства выразительности: ритмы менее подчеркнутые, преобладает минорный лад, много консонансов, громкость невысока, преобладает легато, кантиленность, напевность мелодии, гармоничность. Самым лучшим примером подобной музыки может считаться любая колыбельная. Трофотропная музыка способствует: нормализации сердечно-сосудистого давления, выравниванию дыхания, стабилизации пульса, расслаблению мускулатуры, возникновению чувства успокоенности, связанного с ощущением удовольствия. Главное не забывать, что универсальной лечебной музыки не существует. Мы все разные и музыка по-разному воздействует на каждого из нас, музыка, которая окрылит одного человека, может стать эмоциональным триггером для другого, в связи с этим сертифицированный музыкальный терапевт, член Американской музыкотерапевтической ассоциации Алиса Апрелева советует составить свой плейлист «релаксация», «позитивные эмоции» и добавить в них музыку, которую вы любите. Помимо этого, как любая терапия, музыкальная терапия может проводиться только специалистом, но основам терапевтического использования музыки (конкретному протоколу, алгоритму действий) могут научиться и неспециалисты. Специально подобранная музыка с частотой ритма не более 60 ударов в минуту помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых им образах, почувствовать мышечное расслабление, синхронизировать дыхание. С этим связан успокаивающий эффект мелодий для релаксации: интенсивность работы мозга замедляется настолько, что мы можем погрузиться в глубокий сон.
Среди техник, которые могут использоваться в терапии: прослушивание специально подобранной музыки, музыкальные игры, медитация, визуализация под музыку, рисование под музыку. В арт-терапии используют технику медитативного рисунка – мандалы («магический круг»), понятие, которое было внесено в западную психологию К.Г. Юнгом. В этом случае позитивный результат достигается за счет гармонизирующего воздействия самой процедуры рисования на личность ребенка, которому таким образом удается достичь релаксации и психического равновесия. Каждая мандала – это композиция символов и цветов, следовательно, эта работа предполагает взаимодействие с полным спектром цветов, что уже само по себе может помочь прийти в состояние равновесия. К тому же создание мысленного образа часто помогает расслабиться и успокоиться. Кроме мандал, детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Игра на музыкальном инструменте требует затрат большого количества энергии, что в свою очередь обуславливает наличие соответствующей физической подготовки. Кроме того, музыкантам приходится часто выступать, а удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, отсутствие утомления, нормальное физическое самочувствие. Воспитатель двух пианистов-гениев, братьев Антона и Николая Рубинштейнов петербургский учитель музыки Виллуан писал: «Малолетним ученикам достаточно упражняться сначала час. Более взрослым должно упражняться вообще музыкой не более полутора или двух, а дошедшим до полного развития физических сил не превышать трехчасового упражнения с 10-минутным отдыхом между каждым часом. Этот способ употреблял я с двумя Рубинштейнами и употребляю до сих пор с успехом». Известный пианист К.Н. Игумнов, по воспоминаниям близко знавших его людей, перед концертом или во время утомительных занятий с учениками умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть. Способность находиться в оптимальном концертном состоянии тесно связана с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства. При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах рук. Пианисты говорят о «легких» пальцах, скрипачи – о «полетных» руках, духовики – о «послушности» амбушюра. Расслабление мышц тела, является одним из важных этапов психологической адаптации к ситуации публичного выступления. К хорошим средствам, эффективно
снимающим усталость и нервно-психическое напряжение (стресс) можно отнести аутогенную тренировку, медитацию, упражнения на релаксацию. Аутогенная (психорегулирующая) тренировка — система упражнений, основанная на самовнушении, целью которой является регуляция психического состояния. Тренировка двигательных представлений, выработка ощущений тепла, тяжести во время состояния релаксации способствуют совершенствованию необходимых музыканту-исполнителю способностей дифференцированного восприятия и контроля своего игрового аппарата во время исполнения. Подробно использование данной техники в музыкальном исполнительстве описывает Л.Л. Бочкарев в своей монографии «Психология музыкальной деятельности». Музыкально-исполнительская деятельность как на этапе обучения, так и на этапе совершенствования применялись специальные группы формул, связанные с особенностями исполнительской деятельности, например: 1) мои пальцы прикасаются к теплой клавиатуре (для пианистов — на этапе обучения); 2) мой амбушюр свободен, легок, энергичен (для духовиков); 3) я «погружаюсь» в музыку: я и музыка — одно целое; при публике играю с большим удовольствием и др. Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении: а) умением сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предмете деятельности; б) умении ярко представлять в сознании содержание формул; умении предельно расслаблять мускулатуру; умении воздействовать на самого себя в момент наступления сниженного уровня бодрствования (релаксации). О технике медитативного погружения упоминает В. Петрушин в книге по музыкальной психологии. Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Предельная концентрация внимания на настоящем моменте, который протекает в данное мгновение. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавише или струне, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые должны быть сброшены. Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие? Медленная игра с динамикой pp (pianissimo) тренирует не только навык
медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время игры (часто публичного выступления) провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Для музыкантов всех специальностей, но особенно для духовиков и вокалистов большое значение в профессиональном росте имеют навыки правильного дыхания. Основное расслабляющее упражнение на брюшное дыхание могут освоить дети практически любого возраста. Для этого нужно принять удобную позу, одежда должна быть свободной. Нужно следить за тем, чтобы у ребенка не поднимались плечи при дыхании. Попросить его положить руки на живот и каждый раз при вдохе контролировать, насколько живот выдается вперед. Смысл этого упражнения в том, чтобы заставить воздух заполнить нижний отдел легких. После освоения этого навыка нужно научить ребенка дышать ровно (чтобы дыхание было непрерывным) и равномерно. При этом дыхание должно быть медленным. В заключении хотелось бы привести напутствие Маргариты Лонг молодым музыкантам, можно адресовать его не только пианистам, но и музыкантам любой специальности: «Пианисту предстоит вести жизнь с добросовестностью спортивного чемпиона, уметь защищать свое здоровье, строго следовать правилам физической и моральной гигиены, подходящим для того, чтобы преодолевать утомление от многочисленных часов, проведенных за клавиатурой, избегать износа нервов, ослабления воли». Слишком тонкая и ранимая нервно-психическая организация людей искусства и большая творческая нагрузка не способствуют долгожительству, но его вполне можно достичь, если музыкант соблюдает некоторые разумные правила, касающиеся здорового образа жизни. Чередование труда с отдыхом, физические упражнения, медитация – эти и другие возможные способы оздоровления организма помогут молодому музыканту послужить своим искусством другим людям долго и счастливо. Литература:
1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. 3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты – XXI век, 2004. 4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. 6. Алиса Апрелева: «Универсальной лечебной музыки не существует» 7. Музыка для жизни. Эрик Пигани


Яндекс.Метрика