Напоминание

"Что дает нам музыка"?

Автор: Кириллина Лилия Владиславовна

Должность: заместитель директора по УР

Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская ДШИ"

Населённый пункт: Республикас Саха (Якутия), Сунтар

Наименование материала: статья

Тема: "Что дает нам музыка"?

Описание:

о внедрении республиканского проекта "музыка для всех"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3112

Опубликовано 27.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Что дает нам музыка?
«Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка». (В.А.Сухомлинский) На протяжении всей истории человечества нас окружают звуки, они несут с собой информацию об окружающем пространстве. На основании врожденного и приобретенного опыта, мы воспринимаем различные звуки и делаем соответствующие выводы. Например, слушая крик, визг, гром, шорох - мы ощущаем сигнал тревоги, а пение птиц, дуновение ветерка или капли летнего дождика оказывают на нас успокаивающий эффект. И о том, что различные звуки оказывают на нас свое особое влияние, что частота звуков имеет прямую связь с ритмами мозга неоднократно изучено и доказано учеными. Музыка сопровождает нас всю жизнь. Уже находясь в утробе матери, ребенок выбирает свою любимую мелодию, детям с малых лет нравится двигаться в ритме с музыкой, а большинство взрослых любят заниматься умственным, физическим трудом или спортом под музыку. Таким образом, ученые ищут все более новые и новые доказательства того, что музыка влияет на нас, наше поведение и даже на наши физические возможности. Всего одна песня может улучшить настроение на целый день. Учёные из Великобритании и Австрии установили, что весёлая музыка заставляет нас видеть повсюду счастливые лица. Можно было бы посчитать это свойство музыки главным – делать людей счастливыми. Но ведь, Музыка и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем несравнимое средство восприятия творческих сил разума. Так ребенок, в самом младшем возрасте познает самого себя. О чем очень понятно высказывался В.Сухомлинский: «Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка». Есть еще такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши дети стремились к прекрасному, доброму — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость. Для воспитания таких качеств, среди многочисленных средств воздействия на подрастающее поколение, важное место принадлежит Музыке. Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, теплу, красоте, человечности и имеет огромное влияние на формирование личности человека. В наш информационный век, век высоких технологий мы часто забываем о непреходящих духовных ценностях. Одной из таких ценностей является классическая музыка – духовное
наследие наших предков. Что же такое классическая музыка, зачем она нужна современному человеку? Современный человек живёт в очень быстро меняющемся и развивающемся мире с жестким и напряжённым ритмом, часто нервничает, ему не хватает времени ни на себя, ни на своих близких и родных. А если и удастся вырвать свободную минутку – так сразу для того, чтобы послушать какую-нибудь песенку-однодневку. Ведь нынешний человек всё время уставший, конечно, какое ему дело до высоких ценностей! Между тем, именно классическая музыка способна блестяще выполнить функцию релаксации. Но мы часто идём на поводу у стереотипа, который нам усиленно навязывается – стереотипа «расслабиться можно только с какой-нибудь быстрой (современной), бешеной музыкой, а классика – это скучно, да и зачем зря напрягать мозги». Многие любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект. Конечно же, у всех нас разные вкусы, взгляды на происходящее, разное понимание и восприятие происходящего. Но классическая музыка – все же, основа основ. Ведь, недаром в самых развитых странах высоко ценится, развивается и поощряется классическая музыка и Музыка определяет уровень культуры страны. Но, в последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыку, на изнурительные занятия, как для детей, так и для родителей? Именно для того чтоб возродить, развить и содействовать развитию образованного, культурного, здорового будущего поколения 1 октября 2013 года в нашей республике стартовал проект «Музыка для всех», который будет осуществляться с 2013 по 2022 гг. Инициатором проекта является наш первый президент, ныне Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ М.Е.Николаев. Целью этого большого масштабного общественного проекта является широкое основательное внедрение музыкального образования в дошкольные образовательные учреждения и средние общеобразовательные школы. Ожидаемым результатом, которого является выпускник СОШ, овладевший теоретическими знаниями в области музыкального искусства и практическими навыками игры на музыкальных академических инструментах (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон и др). И не только… Как ранее было сказано, Музыка дает человеку всестороннее развитие. А успешная реализация этого проекта даст нам положительные результаты в социально- политическом, социально-экономическом, имиджевом аспектах развития республики. Ведь Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если мы хотим, чтобы мир наших детей был богат и эмоционально насыщен, если мы хотим, чтобы он стали успешными, всесторонне развитыми, целеустремленными и счастливым людьми, то давайте дадим им такую возможность.
Использованная литература: 1. Википедия 2. Интернет –ресурсы 3. Концепция проекта «Музыка для всех» 2013-2022г. 4. Музыкальное образование в XXI веке: опыт, проблемы, пути решения. Сборник научно-методических работ преподавателей ЯМК им. М.Н. Жиркова (2003-06). Якутск, 2006г., - 137с.; 5. Музыкальное искусство и образование в духовном развитии личности и общества. Сборник статей и материалов Международного конгресса. Якутск, 2015г., -399с. 6. Эстетическое воспитание. Труды В.А.Сухомлинского Л.В.Кириллина зам. директора по ВР


Яндекс.Метрика