Что дает нам музыка?
«Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребенка».
(В.А.Сухомлинский)
На протяжении всей истории человечества нас окружают звуки, они несут с собой
информацию об окружающем пространстве. На основании врожденного и приобретенного
опыта, мы воспринимаем различные звуки и делаем соответствующие выводы. Например,
слушая крик, визг, гром, шорох - мы ощущаем сигнал тревоги, а пение птиц, дуновение
ветерка или капли летнего дождика оказывают на нас успокаивающий эффект. И о том,
что различные звуки оказывают на нас свое особое влияние, что частота звуков имеет
прямую связь с ритмами мозга неоднократно изучено и доказано учеными.
Музыка сопровождает нас всю жизнь. Уже находясь в утробе матери, ребенок выбирает
свою любимую мелодию, детям с малых лет нравится двигаться в ритме с музыкой, а
большинство взрослых любят заниматься умственным, физическим трудом или спортом
под музыку. Таким образом, ученые ищут все более новые и новые доказательства того,
что музыка влияет на нас, наше поведение и даже на наши физические возможности.
Всего одна песня может улучшить настроение на целый день. Учёные из Великобритании
и Австрии установили, что весёлая музыка заставляет нас видеть повсюду счастливые
лица. Можно было бы посчитать это свойство музыки главным – делать людей
счастливыми. Но ведь, Музыка и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки
является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и
речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и
явлений действительности. Внимание ребенка как бы сосредоточивается на предметах и
явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую
картину; эта картина просится в слово. Музыка — воображение — фантазия — сказка —
творчество — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы.
Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем
несравнимое средство восприятия творческих сил разума. Так ребенок, в самом младшем
возрасте познает самого себя. О чем очень понятно высказывался В.Сухомлинский:
«Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек,
прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то
это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка».
Есть еще такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность натуры. Оно
выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек
с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого
человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и
песня.
Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному
человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову,
поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши дети
стремились к прекрасному, доброму — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость.
Для воспитания таких качеств, среди многочисленных средств воздействия на
подрастающее поколение, важное место принадлежит Музыке.
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,
теплу, красоте, человечности и
имеет огромное влияние на формирование личности
человека.
В наш информационный век, век высоких технологий мы часто забываем о непреходящих
духовных ценностях. Одной из таких ценностей является классическая музыка – духовное
наследие наших предков. Что же такое классическая музыка, зачем она нужна
современному человеку?
Современный человек живёт в очень быстро меняющемся и развивающемся мире с
жестким и напряжённым ритмом, часто нервничает, ему не хватает времени ни на себя, ни
на своих близких и родных. А если и удастся вырвать свободную минутку – так сразу для
того, чтобы послушать какую-нибудь песенку-однодневку. Ведь нынешний человек всё
время уставший, конечно, какое ему дело до высоких ценностей! Между тем, именно
классическая музыка способна блестяще выполнить функцию релаксации. Но мы часто
идём на поводу у стереотипа, который нам усиленно навязывается – стереотипа
«расслабиться можно только с какой-нибудь быстрой (современной), бешеной музыкой, а
классика – это скучно, да и зачем зря напрягать мозги».
Многие любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Какой бы ни была
наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект.
Конечно же, у всех
нас разные вкусы, взгляды на происходящее, разное понимание и восприятие
происходящего. Но классическая музыка – все же, основа основ. Ведь,
недаром в самых
развитых странах высоко ценится, развивается и поощряется классическая музыка и
Музыка определяет уровень культуры страны.
Но, в последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном
образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые
пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть
переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать
своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному
благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыку,
на изнурительные занятия, как для детей, так и для родителей?
Именно для того чтоб возродить, развить и содействовать развитию образованного,
культурного, здорового будущего поколения
1 октября 2013 года в нашей республике
стартовал проект «Музыка для всех», который будет осуществляться с 2013 по 2022 гг.
Инициатором проекта является наш первый президент, ныне Депутат Государственной
Думы Федерального Собрания РФ М.Е.Николаев.
Целью этого большого масштабного общественного проекта является широкое
основательное внедрение музыкального образования в дошкольные образовательные
учреждения и средние общеобразовательные школы.
Ожидаемым результатом, которого
является выпускник СОШ, овладевший теоретическими знаниями в области музыкального
искусства и практическими навыками игры на музыкальных академических инструментах
(фортепиано, скрипка, баян, аккордеон и др).
И не только… Как ранее было сказано, Музыка дает человеку всестороннее развитие. А
успешная реализация этого проекта даст нам положительные результаты в социально-
политическом, социально-экономическом, имиджевом аспектах развития республики.
Ведь Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка к ежедневному труду,
воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает
особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и
пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание
человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе
отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка
оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.
Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и
слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он
видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если мы хотим, чтобы мир
наших детей был богат и эмоционально насыщен, если мы хотим, чтобы он стали
успешными, всесторонне развитыми, целеустремленными и счастливым людьми, то
давайте дадим им такую возможность.
Использованная литература:
1.
Википедия
2.
Интернет –ресурсы
3.
Концепция проекта «Музыка для всех» 2013-2022г.
4.
Музыкальное образование в
XXI веке: опыт, проблемы, пути решения. Сборник
научно-методических работ преподавателей ЯМК им. М.Н. Жиркова (2003-06).
Якутск, 2006г., - 137с.;
5.
Музыкальное искусство и образование в духовном развитии личности и общества.
Сборник статей и материалов Международного конгресса. Якутск, 2015г., -399с.
6.
Эстетическое воспитание. Труды В.А.Сухомлинского
Л.В.Кириллина
зам. директора по ВР