Напоминание

Цикл уроков по творчеству К.А.Герасимова

Автор: Уарова Зоя Васильевна

Должность: уарова З.В. - преподаватель теории музыки, Кириллина Л.В.- заместитель директора по ВР, учитель биологии

Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская ДШИ"

Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Сунтар

Наименование материала: методическая разработка

Тема: Цикл уроков по творчеству К.А.Герасимова

Описание:

К.А.Герасимов - известный якутский композитор, автор гимна Республики Саха (Я). Выпускник нашей школы, именно поэтому мы выбрали его творчество

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3119

Опубликовано 27.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Министерство культуры и духовного развития РС(Я) Высшая школа музыки (институт) им. В.А.Босикова Арктический государственный институт культуры и искусств
«ЦИКЛ уроков по творчеству К.А.Герасимова»
Работа: Уаровой З.В., преподавателя теории Кириллиной Л.В., зам. дир. по УР МБУ ДО «Сунтарская ДШИ» Сунтар 2016г.
Содержание 1. Введение 2. Основная часть – примерные планы уроков 3. Заключительная часть 4. Библиография Введение.
Как доказывают современные научные исследования, музыкальное образование служит эффективным средством воздействия на развитие многих сторон сознания и поведения человека, без которых невозможен прогресс цивилизации: математического и языкового мышления, эмоционального интеллекта и навыков коммуникации, а также социальной адаптивности, выражающейся в стрессоустойчивости и психологической гибкости личности. Признавая выдающуюся роль музыкального образования в становлении личности, в укреплении ее конкурентоспособности и социальной адаптивности, наша Республика провозглашает расширение доступа к музыкальному образованию в качестве одной из целей развития национальной культуры и национальной системы образования. Средством реализации этой цели является проект «Музыка для всех». Концепция проекта «Музыка для всех» имеет фундаментальное значение, ибо она затрагивает коренные основы развития человека и непосредственно влияет на его духовность и гражданственность. М.Е. Николаев писал: «Нация без своей культуры и своей интеллигенции обречена на заимствования и утрату национальной идентичности». Необходимо также восстановить практику заказов музыкальных произведений нашим композиторам. Нужны новые музыкальные произведения для детей и юношества, приуроченные к важным государственным событиям. А современную музыкальную жизнь Якутии невозможно себе представить без творчества якутских композиторов – интересных и самобытных авторов, в творчестве которых академический профессионализм соединяется с неповторимыми национальными традициями народа Саха. Особое место среди них занимает К.А.Герасимов – заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза композиторов РФ и РС(Я), почетный гражданин Сунтарского улуса, один из ярких представителей музыкального искусства Республики.
Исходя из этих вышесказанных суждений, мы составили цикл уроков, посвященных жизни и творчеству нашего выпускника, композитора, дирижера, педагога, автора Гимна Республики Саха (Якутия) Кирилла Афанасьевича Герасимова.
Тематика уроков:
1. К.А. Герасимов. Жизненный и творческий путь композитора (урок беседа) 2. Фортепианная музыка. К. Герасимов «Якутская сюита» (новая тема) 3. Оркестровая музыка (новая тема) 4. Вокально-хоровое произведение К.Герасимов «Сардаана сибэкким» (новая тема) 5. Девять прелюдий из цикла «День из детства» (урок-путешествие) 6. К.А.Герасимов – якутский композитор (урок-обобщение) Цикл уроков проводится в рамках предметной дисциплины «Музыкальная литература». Рассчитан на 5,7 класс. Примерные планы ( наброски) уроков:

1.
Тема урока:
К.А.Герасимов. Жизненный и творческий путь

композитора.
Тип урока: Беседа Учебная цель: знание творческой биографии композитора. Знакомство с инструментальными и вокальными произведениями. Задача урока: определить роль якутского композитора К.Герасимова в современной музыкальной жизни РС(Я). Выявить основные направления композиторской деятельности. Воспитательная цель: развитие интереса к якутской музыкальной культуре. На примере творческой личности К.А.Герасимова формирование стремления к разностороннему развитию личности, воспитание трудолюбия. Наглядные пособия: ноты произведений К.А.Герасимова. Портрет композитора Ход урока: Организационный момент: Приветствие. Настройка на урок. Информация о теме и задачах урока. Изучение нового материала: Сегодня мы познакомимся с творчеством якутского композитора Кирилла Афанасьевича Герасимовым. Герасимов К.А. – заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), почетный гражданин Сунтарского улуса, один из ярких представителей музыкального искусства Республики. Композитор является автором Государственного гимна Республики Саха (Якутия).
Годы учебы
Кирилл Афанасьевич Герасимов родился 3 ноября 1957 года в с. Сунтар Сунтарского улуса. Свое музыкальное образование начал в Сунтарской ДМШ в классе баяна, а в 1971 году, став лауреатом I Республиканского конкурса юных исполнителей в г. Якутске, был принят в Якутское музыкальное училище в класс заслуженного деятеля искусств Р.П. Борисова. После окончания первого курса, был направлен для дальнейшего обучения в
Уфимское училище ( класс преподавателя Р.А.Ибатуллина), закончив которое, поступил в Уфимский государственный институт искусств на факультет народных инструментов в класс заслуженного артиста БашкирскойАССР Р.Г.Рахимова. Параллельно, на старших курсах института, К. Герасимов занимается обработкой и переложением якутских мелодий для баяна и оркестра народных инструментов. После окончания Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки по классу композиции у известного сибирского композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Г.Н. Иванова. Параллельно К. Герасимов получает образование в классе М .Г .Михрина на кафедре оперно – симфонического дирижирования. Первыми сочинениями композитора стали: « Тойук и дэгэрэҥ»для скрипки и оркестра народных инструментов, который в 1990 году исполнен оркестров народных инструментов Новосибирского радио и телевидения ( художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств РСФСР Р.П.Гусев); квартет для двух скрипок, альта и виолончели – впервые прозвучал в исполнении квартета студентов Новосибирской государственной консерватории в 1991 году; обработка песни В. Протодьяконова « Ньургуһуннар»(« Подснежник»)для баяна – исполнена автором на государственном экзамене при окончании института; а также романсы на слова Н.Герасимова «Серенада» и «Ожидание», которые впервые прозвучали в исполнении заслуженного артиста ЯАССР А.П.Алексеева. К первым сочинениям композитора можно отнести хореографическую поэму «Ойуун», которая была написана в 1991 году. В 1992 году на это произведение был поставлен одноактный балет.
Творческая деятельность
В 1992 году композитор был принят в члены Союза композиторов России. К настоящему времени в творчестве композитора симфонические, камерно – инструментальные, камерно – вокальные, вокально – хоровые и
хореографические произведения, которые входят в репертуар ведущих коллективов РС(Я),известных солистов и звучат на только в Республике, но и далеко за ее пределами, как в России, так и за рубежом. Музыка К. Герасимова сосредоточена в основном на оркестровых пьесах, в ней отражено тяготение к щедро расцвеченному миру балетных образов,а также стремление создать запоминающиеся мелодии. В разных по тематике сочинениях отражается его природное ощущение и понимание фольклора, сочетающего с современным звучанием. Наиболее известными сочинениями К.Герасимова стали: струнный квартет (1989), хореографическая поэма «Ойуун» (1991), сюита для симфонического оркестра (1995), « Якутский альбом пьес для скрипки и фортепиано» (1995), Фантазия для симфонического оркестра (1997), цикл пьес для скрипки и фортепиано, песни на стихи якутских поэтов, вокальный цикл «Осень»(1998), «Северные мотивы»(2009), Концертино для фортепиано с оркестром (2009) и многие другие. Большой популярностью у ведущих исполнителей – инструменталистов и солистов – вокалистов Республики пользуются произведения вокальной и инструментальной музыки К. Герасимова. Среди них можно назвать два сюитных цикла для фортепиано « День из детства» и « Якутская сюита», которые были написаны для юных пианистов. Первый цикл «День из детства» состоит из девяти прелюдий, каждая из них рисует определенный образ, связанный с событиями дня ребенка. Начинается цикл с « пробуждения» утром, затем следует показ различных игровых ситуаций в течение дня – « Игра в конструктор», «Верхом на лошадке», вызванная из –за «Ссоры» - «Грусть», затем поход «В музыкальную школу». И, следуя за сюжетом одного из насыщенных дней детства, композитор завершает цикл пьесой «Перед сном». «Якутская сюита» включает в себя четыре концертные пьесы.
Вокальная музыка

К. Герасимов – признанный мастер в области вокальной музыки. Жанр гимна занимает значительное место в творчестве композитора. Он автор Государственного гимна Республики Саха (Якутия), Гимны Усть – Майского и Сунтарского улусов, Гимн Сунтарской СОШ №1 им. Павлова, Гимн газеты «Кыым», написанный к 90 летнему юбилею издания, Гимн компании «Сахамедстрах», Гимн фестиваля «Поющие струны» на слова В. Берестовой. В силу общественного внимания к государственной символике, работа над жанром гимна принесла автору заслуженное признание. Среди вокальных произведений широко известны романсы и песни из циклов « Синяя ночь» и «Природы волшебные звуки». Вокальный цикл «Синяя ночь» включает в себя песни иромансы для голоса и фортепиано, а также песни для хорового исполнения. В вокальный цикл « Природы волшебные звуки» ( « Алыптаахайыл ҕам ырыалара») вошли песни и романсы, созданные композитором за последние годы. К. Герасимов автор несколько сборников произведений вокальной и инструментальной музыки. Вокальные сборники «Синяя птица»(2006), «Природы волшебные звуки» (2010), клавир Государственного гимна РС (Я) для хора и оркестра(2005). В последние годы выпущены и пользуются большой популярностью сборник песен и хоров для детей «Жаворонок» (2013). Он является музыкальным редактором целого ряда сборников произведений якутских композиторов, а также оказывает помощь самодеятельным авторам якутской песни. Им подготовлены к изданию более 70 сборников песен ведущих мелодистов и поэтов республики, среди которых авторы как З. Винокуров, Х. Максимов, В.Ноев, П.Акимов, А.Варламова, А.Алексеев, М.Данилова, Х. Горохов, А. Илларионов и многие др. Также им подготовлены к изданию репертуарные сборники ведущих солистов – вокалистов РС(Я) - Ивана Степанова, Аи Яковлевой, Александра Самсонова, сборник камерно – вокальных произведений якутских композиторов на стихи поэта Якутии Ивана Гоголева – Кындыл.

Исполнительская деятельность в качестве дирижера
Прекрасной школой для становления композитора была дирижерская деятельность. С 1991 года он являлся дирижером симфонического оркестра НВК «Саха», а с 1994 года стал главным дирижером этого коллектива. В эти годы К. Герасимов ведет активную исполнительскую деятельность в качестве дирижера. Под его управлением на концертных площадках Республики и в прямом эфире радио и телевидения прозвучали произведения В.Моцарта, Л. Ван Бетховена, И. Брамса, П.Чайковского, Д.Шостаковича и др.. Многие симфонические произведения якутских композиторов были исполнены под управлением К.Герасимова, а их записи вошли в золотой фонд НВК «Саха». С успехом дирижирует он и своими произведениями, не только симфоническими, но и театральной музыкой: в театре оперы и балета в 1992 году с успехом ставится хореографическая поэма «Ойуун». С 1998 г. К. Герасимов работает в качестве дирижера в Якутском театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суорун Омоллоон. В его репертуаре вся балетная афиша театра: « Лебединое озеро», « Щелкунчик» П. Чайковского, « Дон Кихот», «Баядерка» Л. Микуса, «Золушка» С . Прокофьева, «Жизель» А.Адана, « Чурумчуку» Ж. Батуева и др. Он принимает участие в фестивалях балета «Стерх 2000» и «Стерх 2002», юбилейном фестивале классического искусства в 2001 году. Музыка К. А. Герасимова звучит в концертном исполнении не только в Республике, но и за ее пределами. Значимым для композитора событием является исполнение в 2012 г. в концертном зале Мариинского театра хореографической поэмы «Ойуун», под управлением главного дирижера филармонии Якутии Фабио Мастранжело. 17 декабря 2014 г. в том же зале с успехом прозвучало концертное произведение композитора для симфонического оркестра - «Якутский обрядовый танец». В статье « Вечер якутской музыки» музыковед Ч. Скрыбыкина пишет «… горожане и гости столицы получали возможность встретиться с музыкой
одного из талантливых творцов земли Олонхо… Музыка композитора носит яркий программный характер, музыкальный язык богат и сложен, но в то же время понятен и доступен. Являясь творцом нового времени , Кирилл Герасимов использует самые современные средства музыкального языка, новейшие техники композиции, применяет разнообразные ладовые, мелодико – гармонические модели, большое внимание уделяет категориям музыкальной формы, жанра, метроритма ». По словам композитора, он предпочитает писать музыку в малых жанрах, потому что камерно – инструментальная и камерно – вокальная музыка помогают создать достаточно законченные музыкальные образы в более сжатых формах. Творчество К .А. Герасимова является значительным вкладом в развитие профессиональной музыкальной культуры России и Якутии. Его произведения являются неотъемлемой частью музыкальной культуры современной Якутии. В настоящее время К.А. Герасимов работает преподавателем Якутского музыкального колледжа им. М.Н. Жиркова, преподавателем Высшей Школе Музыки и продолжает свою творческую деятельность.
2.
Тема урока:
Фортепианная музыка. К. А. Герасимова «Якутская

сюита».
Тип урока: изучение нового материала Цель урока: познакомить с образами фольклора и традиционной якутской культурой в художественном пространстве музыкальной культуры. Задача: Музыкальный материал: сборник пьес для фортепиано Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, аудиодиски На уроке принимает участие преподаватель фортепиано Исаева С.М. Ход урока - Здравствуйте, ребята.
- Давайте с вами вспомним о творчестве композитора К.А. Герасимова. Как мы уже знаем К. Герасимова как композитора, дирижера, педагога. Кто мне расскажет о творчестве композитора? ( опрос по пройденной теме). - Сегодня мы познакомимся с фортепианным циклом К.А. Герасимова «Якутская сюита». В цикле «Якутская сюита» входит четыре пьесы. Их объединяет образы фольклора и традиционной культуры. Первая сюита называется « Өтөххө» «У старинной якутской усадьбы», вторая сюита « Чабырҕах» ( «скороговорки»), третья сюита «Биһик ырыата» («Колыбельная»), четвертая сюита « Холорук» (« Вихрь»). - Давайте рассмотрим сюиту « Өтөххө». Всем путешественникам по глухим уголкам Якутии это программное название напомнит встречающиеся развалины – останки чьих – то родовых жилищ. Кто бродил около, конечно, пытался представить старинную жизнь. Пьеса открывается светлыми звуками музыкального пейзажа – летнего алааса, на краю которого видны остатки өтөха. Эта картина сменяется серьезными размышлениями о прошлом народа. Полифоническое изложение приводит к кульминации, кде аккорды звучат как стоны хора. Но « занавес времени» закрывается, возвращая нас в современность. Дьиэрэтии ырыа мы услышим в хрустально звенящих триолях основных тонов в нижнем звуке, переходящий в долгий звук II ступени, украшенный кылысахом. А изменчивые верхние звуки триолей являются фальцетным призвуком кылысаха. Связующий раздел начинается там , где переклички через октаву воспринимаются как эхо. В среднем разделе приемы имитационной полифонии сочетаются с элементами контрастной полифонии. Меняется тональность, темп, регистры, тембры. Тема состоит из двух однотипных, но неповторяемых мелодий. Отражена неравносложность стиля дьиэрэтии ырыа. Кульминация достигает подключением новых голосов к воображаемому звучанию хора, образуя
аккордовую структуру. Возвращение лирического героя к современности связано с репризой. - Давайте послушаем первую сюиту «Өтөххө» в исполнении нашего педагога. Вторая сюита называется « Чабырҕах». Это образное название двухголосной инвенции. Слушая музыку влекаешься в соревнование чабарҕахсытов. Из – за проведения темы в разных регистрах возникает ощущение тембрового многоголосия виртуозов –острословов. В теме « Ча бырҕаха»переданы причудливость речевой мелодии и ритма, резкие выделения слогов и даже изменение тембра. Послушаем вторую сюиту « Чабырҕах». Третья сюита «Биһик ырыата» ( « Колыбельная»). Сам жанр выражает состояние домашнего покоя, назваемого счастьем. Ласковой мелодии маминой песни предшествует вступление, в котором как бынащупывается тональность. Переменногсть метра, сдвиг на полтона вниз трактируется как прилаживание к монотонному поккачиыванию колыбели и отражение усталости в интонировании. Восходящий квинтовый скачок создает основной образ качающейся колыбели. Гармоническое и ритмическок разнообразие аккомпанемента своеобразно комментирует мелодию. Тема вступления встречается два раза, разделяющим мелострофы тойука. В средней части выразительность аккомпанемента биение синкоп как бы раскрывает содержание материнской мечты о будущем ребенка. Смена регистров после ритенутэ как бы следует за словесным текстом: мечты сменяет беспокойство. Песня осторожно затихает. Мир ребенка выражен лаской, которой он окружен. Его хрупкость отражена хрустальностью звуков верхнего регистра. В целом создан поэтичный образ бесценного, но такого короткого детства. Послушаем сюиту.
Четвертая сюита «Холорук» (Вихрь). Характер этой сюиты изложена на ярком художественном образе вихря, ре минорная тональность сохраняет форму и силу до конца сюиты. Сейчас послушаем последнюю сюиту « Холорук». Ребята, сегодня мы познакомились « Якутской сюитой» композитора К. Герасимова. Спасибо нашему концертмейстеру за игру на фортепиано. На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание
3.
Тема урока:
«Оркестровая музыка»
Тип урока: изучение новой темы Цели и задачи: дать определение терминов «оркестр», «дирижер» ; познакомить с видами оркестров – симфоническим и народным; рассказать об особой роли дирижера; провести слуховые параллели: звучание оркестра – музыкальные картинки и тембр инструмента – музыкальная краска. Музыкальный материал: произведения К.А.Герасимова и других композиторов Видеоряд: фрагменты исполнения симфонического и народного оркестров. Оборудование: проектор, ноутбук, муз центр, аудио и видео -диски, литература Ход урока:
-
Здравствуйте , ребята. Давайте с вами вспомним значения: дуэт, трио, квартет. (повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей) . _ мы уже знаем, как называются группы музыкантов с небольшим количеством музыкантов. А если исполнителей гораздо больше – 15,20,30 ,то для этого есть специальное название – оркестр. Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на экран. ( показ фотографии оркестра.)
_ Как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где хочет, или есть определенный порядок? ( есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом). - Верно. Это сделано для того. Чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Взгляните, как много разных инструментов, какой большой оркестр. - Как вы думаете, есть ли в оркестре самый главный музыкант? ( Есть.Он стоит перед оркестром) _ Обратите внимание, у этого музыканта нет в руках инструмента, он держит ..(палочку). _ правильно. Такой музыкант и называется - дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнении. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно. Без этой согласованности невозможно добиться желаемого эффекта. (показ фотографий дирижера, видеофрагмент звучания симфонического оркестра, звучит). - мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой. Ее называют оркестровая яма. Посмотрите внимательно на эту фотографию и скажите, отличается ли этот оркестр от первого? И чем? ( Да, отличается.Здесь другие инструменты) - Верно. Такой оркестр называется – оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная. Такой оркестр исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем плясовую. ( Звучит фрагмент плясовой.)
- Какой характер у этой музыки? ( задорный, веселый ,радостный) - Молодцы. Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? ( да) - Почему? ( потому что в этом оркестре тоже много исполнителей) - Правильно. Оркестр – это дружный коллектив. Заключение: Сегодня мы познакомились симфоническим и народным оркестром. И мы знаем , что наш якутский композитор К. А. Герасимов – дирижер, руководитель симфонического и народного оркестра. И услышали сегодня его произведения для симфонического оркестра……. На этом урок окончен. До свидания
4.
Тема урока:
Вокально – хоровое произведение. К.А.Герасимов

«Сардаана сибэкким»
Задача: - в процессе рассуждений, обсуждений дать определение термину «солист»; - научить детей различать на слух хоровое и сольное исполнение; - познакомить с делением песни на части – вступление, куплет, припев, на сольные и хоровые фрагменты. Музыкальный материал: «Сардаана сибэкким» ( сл.А. Алексеева муз. К.А. Герасимова) Литература: К. Герасимов. Сборник детских хоровых песен. Видеоряд: видеозапись песни «Сардаана сибэкким» в исполнении заслуженной артистки РФ, солистки оперы и балета Альбины Борисовой. На уроке принимаю участие учащиеся класса вокала и руководитель Филиппова Ю.С. Ход урока: ( звучит песня « Сардаана сибэкким») - Ребята, о чем поет солистка в этой песне? ( о якутском цветке сардаана ) - Молодцы. Как вы заметили и послушали в этой песне есть запев и припев. В припеве слова повторяются. А другая часть песни называется куплетом.
- теперь вопрос на внимание. Песня началась сразу со словами или сначала звучала просто музыка? ( сначала звучала музыка без слов) - такую часть песни называют вступлением. Оно служит для того, чтобы предупредить – начинается песня, какой будет характер: веселый или грустный, как нужно петь: быстро или медленно. Это важная часть песни – вступление. Когда мы поем вместе, называется – хор. Сейчас мы послушаем песню в исполнении хора студентов Якутского музыкального колледжа «Эн ыллаа, чыычаах». А сейчас, ребята мы послушаем наших учениц – ваших сверстников. Итак перед вами выступает ансамбль «Айтыын» с песней «Сардаана сибэкким», аккомпонирует им их руководитель Ю.С. Филиппова На этой прекрасной ноте мы урок завершаем. Спасибо всем за активное участие.
5.
Тема урока: К. А. Герасимов
«Девять прелюдий цикла « День из

детства»»
Тип урока: Урок-путешествие Задача: дать определение поэтичности и образности пьес , как сохранение им свежести восприятия и удивления перед всеми проявлениями жизни. Музыкальный материал: пьесы К. Герасимова: «В музыкальную школу», «Грусть», «Верхом на лошадке». Изобразительный ряд: картинки из иллюстрации сборника пьес для фортепиано. Видеоматериал: концерт Ход урока - Здравствуйте , ребята. Сегодня я предлагаю вам посетить на музыкальную пьесу. Для этого вам надо ответить на несколько вопросов. И так начинаем. Блиц – опрос 1. Что такое « программное произведение»?
2. Что такое « темп»? 3. Что такое сюита? 4. Кто такой « солист»? 5. Как называется большое количество людей, поющих вместе? 6. Что такое « оркестр»? 7. Вступление бывает в конце или в начале произведения? - Молодцы. Композитор К. Герасимов свой музыкальный цикл назвал « День из детства».Цикл состоит из девяти пьес. Каждая пьеса носит свое название: « пробуждение», « Игра вконструктор », «Верхом на лошадке», «Ссора», « Грусть», « В музыкальную школу», «Пение за рукоделием», «Поход в темную комнату», «Перед сном». Этот цикл он посвятил своим детям Афоне, Катюше, Коленьке.Сегодня мы рассмотрим три пьесы: « В музыкальную школу», «Грусть», «Верхом на лошадке». Первая пьеса «В музыкальную школу». В пьесе воплощены понимание композитором глубин детской психологии, музыкальный юмор. Ребенок идет в музыкальную школу с явным удовольствием – вприпрыжку. В голове его мелькают образы школьного репертуара: цитаты из «Клоуна» Д. Кабалевского, «Веселое настроение» Г.Комракова. Но занятия музыкой – это не только удовольствие, но и постоянное преодоление собственнной лени. Не всегда хвалят за домашнюю работу. Поэтому в конце пьесы , после нисходящего движения, переход к страшной цитате из « Бабы Яги» Чайковского. Давайте послушаем пьесу на видео в исполнении Вики Михалевой Вторая пьеса « Грусть». В пьесе предполагается внутренняя связь с ее предыдущей ссорой. Грустная минута одиночества. Хроматическое нисходящее движение баса присуще к интонации «стонущей». Основана на выразительности малой секунды. Послушаем пьесу. Третья пьеса « Верхом на лошадке». Эта картина из жизни якутского ребенка. Игровое начало выдвигает стаккатную пульсацию восьмушек, на фоне которой звучит фанфарная мелодия, отражая героические
намерения всадника. В среднем разделе появляются каононические имитации: появление второго противника. Начинается погоня ( целотонные секвенции шестнадцатых но друг за другом), затем противники расходятся(целотонные гаммы), чтобы начать боевой поединок, которой кончается победой нашего героя. Слушание пьесы. Заключение. - что нового мы узнали? - как называется цикл пьес? - вспомните названия послушанных пьес - сколько всего пьес в цикле? - для какого инструмента был написан цикл? Молодцы. К следующему уроку подберите эпиграф к пьесе « В музыкальную школу». ( это может быть отрывок их стихотворения или могут сочинить сами). До свидания. Урок окончен.
6.
Тема:
К.А.Герасимов - якутский композитор
Тип урока: урок-обобщение по программным произведениям. Цикл для фортепиано Оборудование: проектор, ноутбук, синтезатор, музыкальный центр. Наглядные пособия: портреты, книги, диски. Музыкальный материал: пьесы К.А.Герасимова: «Верхом на лошадке», «В музыкальную школу», «Грусть», видеозапись юбилейного концерта К.А .Герасимова в ГТО и Б. Изобразительный ряд: иллюстрация картинки: « В музыкальную школу», «Верхом на лошадке», «Грусть». Цель урока: обобщение пройденного материала, с помощью анализа фрагментов пьес из фортепианного цикла « День из детства». Задачи: 1. Обогащение «слухового кругозора» ученика и его интонационного языка. 2. Воспитать любовь к национальной музыкальной культуре 3. Дать понятие о композиторской деятельности и профессии дирижера
Ход урока: Организационный этап: - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня заключительный урок Цикла, посвященного К.А.Герасимову. Перед тем как начать урок, кто мне ответит на такой вопрос: «Кто такой К.А.Герасимов?» (ответ детей). Да, К.А.Герасимов – композитор, дирижер, педагог, член Союза композиторов РФ, автор музыки Государственного гимна РС(Я), заслуженный деятель искусств РС(Я) И прежде всего наш земляк и наш выпускник, которым мы очень гордимся. Основной этап: 1. Понятия «Композитор» и «Дирижер» - Мы с вами в течение четырех уроков познакомились с жизнью и творчеством, нашего земляка К. А. Герасимова, его великолепными произведениями. Мы сказали что К.Герасимов – это композитор и дирижер. А кто такой композитор, ребята? (…) - Понятие «Композитор», ребята, имеет насколько значений. Например: *Композитор – это автор музыки, человек, сочиняющий музыку *Композитор – это составитель ароматов (производят духи, ароматизаторы, освежители) *Композитор – это шахматист, занимающийся составлением шахматных композиций (расставляет фигуры по правильным расчетным точкам) В нашем случае, какое подходит определение? (Ответ: первое) - Правильно, первое, так как мы с вами изучаем музыку, а не физику или химию и шахматы. - С понятием слова «композитор» мы определились, а кто такой тогда «дирижер»? (,,,)
Дирижер (от фр. dirijer – управлять, направлять, руководить) – руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т.д.) музыки. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении – кафедре, помогая музыкантам и выступать согласованно. - Значит, вот кем является наш К.А. Герасимов – человек сочиняющий музыку и руководитель оркестровой музыки. - Так, с какими видами его произведений мы познакомились? (Ответ: инструментальная музыка, вокально-хоровые произведения и симфоническая музыка) - Правильно, молодцы 2. Обобщение пройденного материала (преподаватель закрепляя пройденный материал проводит миниэкскурс-беседу) - Так, мы с вами познакомились с разными видами его музыки – творческих работ, на конкретном примере нескольких музыкальных произведений. К.А. Герасимов написал балет «Ойуун», сюиты для симфонического оркестра, «Северные мотивы», Фантазия для симфонического оркестра. Для инструментально – симфонических сочинений и камерно – вокальных сочинений «Якутский альбом пьес для скрипки и фортепиано», струнный квартет, цикл пьес для скрипки и фортепиано, песни на стихи якутских поэтов, вокальный цикл «Осень», песни, инструментальные пьесы, обработки народных мелодий. В 2012 году выпустил сборник песен «Күөрэгэй» для фортепиано «На птичьем дворе». Сегодня из двух циклов для фортепиано «День из детства» мы рассмотрим три пьесы «В музыкальную школу», «Верхом на лощадке», «Грусть». А так как мы уже знаем цикл в целом состоит из скольки прелюдий, ребята? (Ответ: из 9ти)
- Давайте вспомним названия прелюдий (все вместе): «Пробуждение», «Игра в конструктор», «Верхом на лошадке», «Ссора», «Грусть», «В музыкальную школу», «Пение за рукоделием», «Поход в темную комнату», «Перед сном». - Кому он посвятил этот цикл, ребята? (Ответ: своим детям Афоне, Катюше, Коле) - В пьесе «В музыкальную школу» воплощены понимание композитором глубин детской психологии, музыкальный юмор. Ребенок идет в музыкальную школу с явным удовольствием – вприпрыжку. В голове его мелькают образы школьного репертуара: цитаты из «Клоуна» Д.Кабалевского, «Веселое настроение»Г. Комракова. В конце пьесы переход к «страшной» цитате из « Бабы яги» Чайковского. Это говорит о том, что не только удовольствие ходить в музыкальную школу, но и постоянное преодоление собственной лени. 3. Просмотр видеоматериалов (во время видеоматериала учитель не громким голосом рассуждает и делает пояснения) - А сейчас мы послушаем и посмотрим на экране фортепианное выступление из этого цикла пьесу «В музыкальную школу». Исполняет Вика Михалева, преподаватель Чжан Александр Сергеевич. И вторая пьеса называется «Грусть». В пьесе предполагается внутренняя связь с ее предыдущей ссорой. Грустная минута ощущения одиночества. Хроматическое нисходящее движение баса присуще к интонации «стонущей». Третья пьеса « Верхом на лошадке». Эта картина из жизни якутского ребенка. Игровое начало выдвигает стаккатную пульсацию восьмушек, на фоне которой звучит фанфарная мелодия. Секвенция шестнадцатых нот друг за другом начинает погоню, затем противники расходятся, чтобы начать боевой поединок, который кончается победой нашего героя. - Вот мы с вами еще раз послушали и посмотрели отрывки пьес, с которыми вы уже знакомы. Появились ли какие-нибудь другие, новые ощущения, чувства после повторного просмотра материала? (…)
- (исходя из ответов учащихся, преподаватель делает свои выводы и обсуждает) - Ребята, вам знакома артистка РС(Я), заслуженная артистка РФ оперная певица Альбина Борисова ? Она к нам приезжала с концертом два раза с Кириллом Афанасьевичем. Сейчас послушаем в исполнении Альбины Борисовой песню из сборника « Күөрэгэй»« Сардаана сибэкки» (прослушивание отрывка песни) Заключительный этап - Автором еще какого, очень значительного для нашей Республики, произведения является Кирилл Герасимов? (Ответ: ГИМНа) - Правильно, Гимна Республики Саха (Я) « Өрөгөй ырыата». А кто является автором слов ребята? (Ответ: Савва Иванович Тарасов) - Правильно, молодец… - А сейчас послушаем и посмотрим на экран, как рассказывает о создании гимна директор музея и фольклора народов Якутии, кандидата исторических наук, заслуженная артистка ЯАССР, заслуженный работник культуры РФ, член Союза композиторов РФ Аизы Петровны Решетниковой. И в заключении нашего обобщающего урока «Цикл «Жизнь и творчество К.А.Герасимова»» мы споем с вами наш Гимн вместе с хором Якутского музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова (на экране поет хор + учащиеся) - На этом наш урок завершается. Всем спасибо за активное участие. Заключение «Искусство – это царство интуиции, помноженный на высокий профессионализм» (Р. Щедрин). Труды настоящего композитора доказывают этот постулат. К ним относится и наш К.Герасимов. И именно поэтому его музыка своей утонченностью и изысканностью вызывает большой интерес исполнителей и слушателей.
Также якутские композиторы создают свои произведения, опираясь на фольклор. Этим же «мощным защитным приемом» (доктор искусствоведения Э.Алексеев) и пользуется в своей творческой деятельности Кирилл Афанасьевич, что помогает ему взять новые высоты, создавать такие произведения, которые радуют душу и сердце. Почему мы выбрали из числа якутских композиторов именно К.А.Герасимова? К.А.Герасимов – выпускник нашей музыкальной школы, наш земляк, которым мы очень гордимся. Автор самой главной песни нашей республики – ГИМНа. Его имя должен знать каждый Сунтарец, и этот всеобуч мы начинаем со своих учеников – учеников Сунтарской ДШИ. «Цикл уроков по творчеству К.А.Герасимова» - это начало знакомства с жизнью и творчеством якутских композиторов: М.Н. Жирков, З.К.Степанов, Н.С.Берестов, П.Н.Иванова и др. Мы больше и лучше знаем русских и зарубежных композиторов, так давайте же узнавать и изучать своих, якутских… Библиографичекий список: 1. Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры. Сборник статей по II Всероссийской НПК, Томский ГПУ., 2013г.,- 248с.; 2. Брошюра «Проект «Музыка для всех»». Якутск, Бичик, 2014г., - 46с.; 3. Википедия 4. Интернет-ресурсы
5. К. Герасимов. Два цикла для фортепиано. Намская улусная типография. 2005г., - 47с.; 6. К.Герасимов. Природы волшебные звуки. Якутск, 2010г., 121с.; 7. Музыкальное образование в XXI веке: опыт, проблемы, пути решения. Сборник научно-методических работ преподавателей ЯМК им. М.Н. Жиркова (2003-06). Якутск, 2006г., - 137с.; 8. Музыкальное искусство и образование в духовном развитии личности и общества. Сборник статей и материалов Международного конгресса. Якутск, 2015г., -399с. 9. М.Н.Жирков и его последователи. Сборник докладов РНПК. Якутск, 2007г., -132с.


Яндекс.Метрика