Напоминание

"Пожарные машины"

Автор: Ганипровская Ульяна Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества"

Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области.

Наименование материала: Методическое пособие

Тема: "Пожарные машины"

Описание:

В данном пособии содержится материал к разделу дополнительной общеобразовательной программы "Юный пожарный": "Пожарный транспорт и противопожарное оборудование. Пожарные машины". Пожарная техника и разделена на группы по специфике работы, благодаря чему, дать представление обучающимся о пожарной технике будет намного легче. К каждому автомобилю дано подробное описание работы этой техники, что позволит сэкономить время на поиски необходимой информации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3152

Опубликовано 01.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1 Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и учащейся молодежи» Пожарные машины Учебное наглядное пособие

Составитель: Ганипровская Ульяна Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дворец творчества» 2015
2
Содержание
Введение…………………………………………………..3 История пожарных автомобилей………………………..4 Пожарные автомобили. Классификация пожарной техники……………………………………………………6 1. Основные пожарные машины……………………….6 2. Специальные пожарные машины………………….35 3. Вспомогательные пожарные машины……………..55 Литература……………………………….……………...60
3
Введение
Ежегодно при пожарах и других чрезвычайных ситуациях погибает много людей, в том числе и дети. Причиной практически всех пожаров и гибели людей является антропологический фактор, то есть незнание, неумение, либо игнорирование требований безопасной жизнедеятельности. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. гласит: «Дети должны обязательно обучаться мерам пожарной безопасности по специальным программам, согласованным с Государственной пожарной службой. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных». В данном пособии содержится материал к разделу дополнительной общеобразовательной программы «Юный пожарный»: «Пожарный транспорт и противопожарное оборудование. Пожарные машины». Пожарная техника и разделена на группы по специфике работы, благодаря чему, дать представление обучающимся о пожарной технике будет намного легче. К каждому автомобилю дано подробное описание работы этой техники, что позволит сэкономить время на поиски необходимой информации.
4
История пожарных автомобилей
Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40». После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки. Имелись также автобочки, доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали так называемую, «газовку» или «газшприц».На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог
5 использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует автомобиль первой помощи АПП-1,8-10 (Валдай-33104)-87ВР, у которого подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом
.
В период 1926—1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720— 940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек. Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8. Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250Вт и два по 1000Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.
6
Пожарные автомобили. Классификация

1. Основные пожарные автомобили (ПА)
ПА Общего применения - АЦ (предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения при тушении пожаров в городах и населенных пунктах: -легкие; - средние; - тяжелые. Рис.1. Легкие (масса воды до 2т). Рис. 2. Средние (масса воды от 2т до 4т). Рис. 3.Тяжелые (масса воды свыше 4т)
7 ПА целевого назначения: (предназначены для подачи спец огнетушащих веществ в зону горения): - аэродромные; - газового тушения (АГТ); - пожарная насосная станция (ПНС); - автомобиль пенного тушения (АПТ); - автомобиль комбинированного тушения (АКТ); - автомобиль насосно-рукавный (АНР); - автомобиль быстрого реагирования (АБР); - автомобиль порошкового тушения (АП); - автомобиль первой помощи (АПП); - автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ). Рис.4.Aэродромные (AA) Предназначены для тушения пожаров и проведения спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропортов. Обеспечивают:  доставку к месту пожара боевого расчета, пожарно- технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и огнетушащих веществ;  подачу воды или воздушно-механической пены через стационарный и ручные стволы;  подачу пены средней кратности пеногенераторами;
8  тушение пожара самолета с использованием бамперной установки;  тушение пожара углекислым газом;  покрытие взлетно-посадочной полосы воздушно- механической пеной. Отвечают сертификационным требованиям СТ СПАСОП ГА РФ к аэродромным пожарным автомобилям (Сертификат соответствия № 205 108 0302 от 11.04.2008). Кузов выполнен по модульной схеме и состоит из 3- х раздельных частей: переднего отсека для ПТВ, цистерны для воды, отсека для ПТВ, совмещенного с насосным отсеком. Кабина - двухрядная салонного типа, цельнометаллическая, с усиленным механизмом подъема. Технические характеристики: Вместимость цистерны для воды 11,3 м3 Вместимость бака для пенообразователя 700 л Насосная установка Wilo NPG 100/315-06/EC (Германия) Привод насоса от двигателя шасси через КОМ Расположение насосной установки, управление задний отсек, дистанционное Шасси КАМАЗ-63501 Колесная формула 8 x 8 Двигатель КАМАЗ-740.50-360 (360 л.с.) Максимальная скорость 95 км/ч Время прохождения прямолинейного участка длиной 2 000 м не более 120 с Полная масса 26 900 кг Габаритные размеры (длина х ширина х высота) 11,0 x 2,5 x 3,7 м Число мест для боевого расчета (включая место водителя) 5+1
9 Рис.5.Газового тушения (АГТ) Автомобиль газового тушения АГТ-1 на шасси КамАЗ-43253 предназначен для тушения пожаров углекислым газом (жидкая двуокись углерода). Основу АГТ-1 составляет сварной каркас, закрепленный на раме автомобиля, на котором диагонально-наклонным образом установлены 40 баллонов с углекислым газом и 4 катушки с рукавными линиями. Баллоны собраны в секции по пять штук и связаны общим рабочим коллекторным трубопроводом, который присоединён к вентилям рукавных катушек. Рукавные линии катушек оборудованы раструбами и распылителями для подачи углекислотного газа в зону возгорания. Такой вид борьбы с огнём необходим там, где применение других огнетушащих веществ неэффективно или опасно: в основном при тушении пожаров в музеях, архивах, библиотеках, на электроустановках, находящихся под напряжением до 1000В, кабельных туннелях. Особенно актуально использование автомобиля газового тушения в замкнутых пространствах (архивы, музеи, выставочные комплексы, склады), где имеются материальные ценности, для которых воздействие влаги так же губительно, как и воздействие огня.
10 АГТ-1 в исполнении завода «Пожавто» обладает рядом преимуществ, выгодно отличающих данный автомобиль от других аналогов. - Досягаемость и удобство использования баллонов. Все газовые баллоны находятся в свободном доступе, расположены с учётом среднего человеческого роста. Такая удобная система размещения газовых баллонов позволяет беспрепятственно использовать любой из них, что делает процесс тушения пожара более оперативным и эффективным. - Надёжность конструкции. Так как запорная арматура каждого баллона доступна, и управление ею происходит с земли оператором среднего роста, отпала необходимость в применении дополнительных пусковых устройств, открывающих запорную арматуру баллонов. Такие пусковые устройства, используемые другими производителями, значительно усложняют конструкцию автомобиля АГТ-1, снижая эффективность его использования, так как при выходе из строя данного оборудования, автомобиль становится неработоспособным. - Простота обслуживания. Особая конструкция кассет баллонов позволяет снимать пустые и устанавливать заправленные баллоны без дополнительных грузоподъёмных устройств, в зоне, доступной человеку среднего роста, стоящему на земле. В кассете баллоны крепятся простым и надёжным фиксирующим устройством. - Ремонтопригодность и доступность комплектующих изделий. В конструкции автомобиля газового тушения АГТ-1 используются стандартные баллоны 40-150У ГОСТ 949-79, со стандартной запорной арматурой не требующие дополнительной дорогостоящей доработки, а значит, в случае выхода из строя одного из баллонов, его замена будет легкой, быстрой и недорогой.
11 Технические характеристики АГТ-1 (КамАЗ-43253): Базовое шасси КамАЗ-43253 Колесная формула 4х2 Мощность двигателя, кВт (л.с.) 176,5(240) Максимальная скорость, км/ч 104 Количество баллонов, шт. 40 Тип баллонов 40-150У ГОСТ 949-79 Масса огнетушащего вещества в баллоне, кг 25 ± 0,2 Количество рукавных катушек с рукавом длиной 20 м и 40 м соответственно, шт. 2/2 Средства подачи огнетушащего вещества через лом- пробойник/раструб, шт. 2/2 Полная масса, кг 12 000 Боевой расчет (включая место водителя), чел. 3 Рис.6.Пожарная насосная станция (ПНС) Пожарная насосная станция на шасси КАМАЗ-5350 предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения, подачи воды и воздушно-механической пены из закрытого или открытого источника по магистральным линиям для питания автонасосов, автоцистерн и передвижных лафетных водяных и воздушно-пенных стволов в местах, где отсутствует водопровод. Технические характеристики:
12 Шасси, КАМАЗ 5350 Колесная формула 6х6. Двигатель, дизель КАМАЗ (номинальная мощность, кВт) 740.622-280 (206) Боевой расчет, включая водителя 3 Максимальный расход насосной установки, л/с 110 Максимальное давление на выходе, атм 10 Насосная установка2 насоса типа НЦПН-60/100 Привод насосной установки от 2-х автономных двигателей 740.622-280 (206) Расположение насосной установки и управление задний отсек Емкость топливного бака двигателей привода насосов, 300 л. Макс. скорость, км/ч 90 Габаритные размеры, м 8,1х2,5х3,2…3,4 Применяемость. Может эксплуатироваться в районах умеренного климата с годовым перепадом температур в пределах от -40С до + 40С по дорогам всех видов и бездорожью. Конструктивные особенности. Откидные двери отсеков выполнены с телескопическими опорами для подъема. В задней части кузова откидные подножки. Пожарно-техническое вооружение размещено на крыше кузова и в отсеках с учетом удобного доступа и быстрого съема. Надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Кузов каркасно-сварной выполнен по модульной схеме и состоит из 3-х частей: переднего отсека для ПТВ, моторного отсека и насосного отсека. Станция оснащена 2-мя насосами, каждый с приводом от своего автономного двигателя КАМАЗ-740 (однотипного основному двигателю автомобильного шасси). Отсек для ПТВ позволяет поместить запас напорных рукавов общей длиной до 320
13 метров. Обогрев насосного отсека – автономный дизельный отопитель ПЛАНАР. Рис.7.Автомобиль пенного тушения (АПТ) Автомобиль пенного тушения АПТ-5,0-70 на базовом шасси КамАЗ-43253 (4х2) предназначен для тушения пожаров воздушно-механической пеной на объектах добычи, переработки, хранения нефти и газа, а также на других предприятиях. АПТ-5,0-70 служит для доставки к месту пожара личного состава, пенообразователя и пожарно- технического вооружения для подачи пены различной кратности. Данная модель АПТ-5,0-70 имеет утепленную цистерну продольного расположения, по боковым сторонам которой располагаются множественные отсеки для размещения пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. Особенности данной модели. АПТ-5,0-70 был разработан и изготовлен для одного из крупных нефтеперерабатывающих предприятий. Автомобиль будет использоваться для ликвидации сложных возгораний при помощи воздушно-механической пены. Конструкция автомобиля характеризуется оригинальным расположением отсеков ПТВ, которые закреплены по периметру цистерны.
14 Всего отсеков двенадцать. Внутри они имеют обшивку из алюминия, способного, благодаря своим антикоррозионным свойствам, повысить износоустойчивость и долговечность конструкции. Все ёмкости этого автомобиля имеют надёжное утепление в виде вспененной теплоизолирующей прослойки, что в тандеме со специальным автономным подогревателем, позволяет предотвратить промерзание воды и пенообразователя, даже если автомобиль эксплуатируется в условиях низких температур. Кабина боевого расчёта также имеет северное исполнение. Она утеплена при помощи специальной теплоизолирующей прослойки, способной долгое время сохранять тепло. Благодаря использованию мультиэлементной системы крепления ПТВ «Multimount-system» на основе полиуретановых эластомеров, ПТВ размещается в отсеках компактно и надёжно. Автомобиль укомплектован пневматической подножкой, ступени которой автоматически откидываются, реагируя на открывание двери кабины боевого расчёта. Автомобиль оснащён центробежным пожарным насосом нормального давления НЦПН 70-100, производительность до 70 л/с. Обвязка насоса спроектирована таким образом, что позволяет использовать машину не только как автомобиль пенного тушения, но и как обычную автоцистерну. Автомобиль пенного тушения АПТ-5,0-40 – эффективная и надёжная пожарная машина. Она найдёт широкое применение при тушении сложных возгораний, с которыми тяжело справиться при помощи обыкновенной воды. Нефть, газ, жир, масло, различные виды горючего – возгорание всех этих веществ проще всего остановить именно при помощи пены, ведь она способна эффективно
15 блокировать доступ кислорода, образуя изолирующую корку, и тем самым препятствуя развитию пожара. Технические характеристики АПТ 5,0-70 (КамАЗ-43253): Базовое шасси КамАЗ-43253 Колесная формула 4х2 Мощность двигателя, кВт (л.с.) 176,5(240) Максимальная скорость, км.ч 90 Боевой расчет (вкл. место водителя) 7 чел. Вместимость цистерны для воды, куб.м (л) 5,0 (5000) Бак для пенообразователя, куб.м (л) (материал - нержавеющая сталь) 0,42 (420) Тип пожарного насоса НЦПН-70/100М (задний отсек) Производительность насоса, л/с 40 Габаритные размеры, мм 7400х 2500х3250 Полная масса, кг 14 710 Боевой расчет (вкл. место водителя), чел. 7 Насос обеспечивает работу высокопроизводительных лафетных стволов и генераторов пены, либо одновременную работу большого количества ручных пожарных стволов. Насос имеет стабильную напорную характеристику в широком диапазоне подач: в пределах от 0 до 110л/с обеспечивается значение напора 100÷115м.Насос отличается высоким коэффициентом полезного действия: в диапазоне подач от 70л/с до 110л/с значение к.п.д. - от 70 до 80%. Насос оснащен пеносмесителем повышенной мощности, обеспечивающим подачу растворов ПО до 100 л/с при концентрации 6 %, что соответствует одновременной работе 16 генераторов ГПС-600. Дозатор ПО усовершенствованной конструкции обеспечивает возможность плавной (бесступенчатой) регулировки уровня дозирования в пределах от 0 до 10 % и не подвержен заклиниваниям из-за кристаллизации остатков пенообразователя на внутренних поверхностях.
16 Управление дозатором осуществляется рукояткой со встроенным редуктором, за счет чего обеспечиваются малые усилия при управлении. Вакуумная система обеспечивает заполнение насоса водой из открытого водоема с геометрической высотой всасывания до 8 м за время, не превышающее 35 с через всасывающую линию с удвоенной пропускной способностью (2хDу125мм). Наличие автономного электропривода вакуумного насоса обеспечивает удобство работы и позволяет производить проверку насоса и коммуникаций на "сухой вакуум" без запуска двигателя автомобиля. Отключение вакуумного насоса по окончании процесса водозаполнения осуществляется автоматически (дополнительно предусмотрен ручной режим управления). Уплотнение вала насоса (сальник) выполнено на основе современных уплотнительных материалов, которые обеспечивают большой ресурс работы при малом трении, сохраняют работоспособность в условиях мощных механических и температурных воздействий и не требуют обслуживания при работе. Рабочие органы и другие основные компоненты насоса изготавливаются ведущими европейскими производителями, что обуславливает высокое качество и надежность изделия. Рис.8.Автомобиль комбинированного тушения (АКТ)
17 Автомобиль комбинированного тушения пожарный АКТ-6,0/1000-80/20(53229) смонтирован на шасси КамАЗ- 53229 с колесной формулой 6 х 4, оснащен пожарным центробежным насосом FP48/8-2Н фирмы «ЦИГЛЕР» и установкой порошкового тушения, предназначен для тушения пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах и служит для:  доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно- технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;  подачи в очаг воды из цистерны, гидранта, открытого водоема;  подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или постороннего резервуара;  подачи в очаг огнетушащего порошка через рукавные катушки и лафетный ствол. На лонжеронах шасси установлены цистерна, пенобак, установка порошкового тушения, насосная установка. Перечисленные узлы крепятся на специальных рамах. В кабине водителя установлен пневмоцилиндр выключения сцепления. В отсеках кузова размещено пожарно-технические вооружение и элементы электрооборудования. Автомобиль оборудован сигнальной акустической установкой. Основная работа автомобиля заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену, огнетушащий порошок до полной ликвидации возгорания Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу. Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется
18 автоматической системой Трокомат пожарного насоса FP48/8-2Н.Оборудование автомобиля пожарного позволяет производить следующие операции:  подавать раствор пенообразователя из пенобака;  подавать воду из цистерны, водоема, гидранта водопроводной сети;  подавать в очаг пожара огнетушащий порошок через рукавные катушки и лафетный ствол. Для обеспечения нормальной эксплуатации на автомобиле установлены контрольно-измерительные приборы и устройства. Технические характеристики ШассиКамАЗ-53229 (6x4) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя КВт, (л.с.) 176,5 (240) Макс. скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 7 Вместимость цистерны для воды, л 6000 Количество/вместимость баков для пенообразователя, шт/л 2/1000 Масса перевозимого огнетушащего порошка, кг1000 Тип насоса FP48/8-2H "ZIEGLER" Производительность насоса, л/с 80 Напор, м 100 Подача водяного ствола, л/с 60 Количество/условный проход всасывающих патрубков, шт/мм 2/100 Количество/условный проход напорных патрубков, шт/мм 2/80 Расход порошкового ствола, кг/с 20 Количество рукавных порошковых катушек, шт 2 Длина рукава на катушке, м 16/10 Условный проход рукава, мм 25/32
19 Способ подачи порошка к стволам выдавливанием при помощи воздуха Длина/диаметр рукава на рукавной катушке для подачи порошка, м/мм 25/32 Масса полная, кг 24000 Габаритные размеры, мм 8800x2500x3200 Комплектация: Багор БПМ 1 Боты диэлектрические 3 пары Веревка ВПС-30 1 Гидроэлеватор Г-600 1 Головка ГП 80х50 2 Головка ГП 80х70 2 Задержка рукавная 6 Зажим ЗР-80 4 Ключ К-150 2 Ключ К-80 2 Ковер диэлектрический 1 Колодка противооткатная2 Колонка КП 1 Крюк для открывания крышек гидрантов 1 Крюк КП 1 Лестница Л-60 1 Лестница-палка ЛП 1 Лестница-штурмовка ЛШ 1 Лом ЛПЛ 1 Лом ЛПТ 1 Лопата ЛКО 1 Мостки рукавные 2 Направляющий трос звена ГДЗС-1 1 Ножовка столярная1 Огнетушитель ОП-3(з) 1 Пеногенератор ГПС-600 2 Перчатки диэлектрические 3 пары
20 Разветвление РТ-80 1 Рукав Ø32мм, L=4м 1 Рукав Ø51мм, L=20м 8 Рукав Ø77мм, L=20м 4 Рукав Ø77мм, L=4м 2 Рукав всасывающий Ø125мм, L=4м 2 Рукав напорно-всасывающий Ø75мм, L=4м 2 Связка звена ГДЗС-1 1 Сетка всасывающая СВ-125 с тросом L=12м 1 Ствол РСК 3-70 1 Ствол РСК-50 2 Ствол РСП-70 1 Топор Т-А2 1 Фонарь ФОС-3 (с зарядным устройством) 1 Рис. 9. Автомобиль насосно-рукавный (АНР) Автомобиль насосно-рукавный пожарный АНР-40- 1400 ЗИЛ-433362 предназначен для:  оснащения подразделений пожарной охраны рукавами при тушении пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах;  прокладывания магистральных рукавных линий от водоема или гидранта к месту пожара;  подачи воды или воздушно-механической пены на источник горения с помощью собственного
21 пожарного насоса через ручные стволы и пеногенераторы; доставка к месту пожара боевого расчета, напорных рукавов и средств пожаротушения. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40°Сдо плюс 40°С. Автомобиль состоит из следующих основных частей: шасси с кабиной водителя, насосной установки с приводом, бака для пенообразователя, водопенных коммуникаций, кузова, электрооборудования, комплекта пожарно-технического вооружения. В отсеках кузова размещено пожарно-техническое вооружение, бак для пенообразователя и элементы электрооборудования. Автомобиль оборудован сигнально- громкоговорящей установкой "Южный Урал", или другой системой подобного класса. Основная работа автомобиля заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену по предварительно проложенной рукавной линии до полной ликвидации возгорания. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданную передачу. Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется вакуумной системой. Автомобиль может производить следующие операции:  подавать раствор пенообразователя из пенобака или посторонней емкости;
22  подавать воду из водоема или гидранта водопроводной сети;  работать на перекачку воды с другими автомобилями при значительном удалении водоема от места пожара. Электрооборудование автомобиля состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание потребителей автомобиля осуществляется постоянным током, напряжением 12В постоянного тока от бортовой сети шасси. Пожарно-техническое вооружение на автомобиле размещено на крыше кузова и в отсеках. ПТВ закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема. Технические характеристики: ШассиЗИЛ-433362 (4х2) Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя, кВт (л.с) 110 (150) Максимальная скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета (включая место водителя)6 Вместимость бака для пенообразователя, л 1000 Тип насоса ПН-40УВ Производительность насоса, л/с 40 Напор, м 100 Число/условный проход всасывающих патрубков, шт./мм 2/125 Число/условный проход напорных патрубков, шт./мм 2/80 Возимый запас рукавов, м 1400 Полная масса, кг 10000 Габаритные размеры, мм 6900x2500x3200
23 Рис. 10. Автомобиль быстрого реагирования (АБР) Автомобиль быстрого реагирования АБР-3 ГАЗ-2705 предназначен для:  доставки к месту пожара и аварии боевого расчета, аварийно-спасательного, пожарно-технического и другого вооружения;  тушения очагов загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и оказания первой помощи пострадавшим;  проведения аварийно-спасательных работ, проведения разведки при тушении развивающихся пожаров. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 40°С. Автомобиль состоит из следующих основных частей: шасси. бака для воды, пенобака, кузова, дополнительного электрооборудования, комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения. Внутри кузов оборудован выдвижными тележками, полками для размещения аварийно-спасательного и пожарно-технического вооружения. В кабине водителя, в отсеках кузова, на крыше кабины размещено дополнительное электрооборудование. Оно состоит из
24 электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание потребителей автомобиля осуществляется постоянным током, напряжением 12В. Аварийно-спасательное и пожарно-техническое вооружение размещено внутри кузова на полках, на выдвижных стеллажах, на боковых стенках кузова и имеет надежное крепление специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Часть ПТВ размещено на крыше кузова. Размещение ПТВ и инструмента обеспечивает удобный доступ и быстрый съем их с мест укладки. Технические характеристики: ШассиГАЗ-2705 (4x2) Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя КВт, (л.с.) 73 (100) Макс. скорость, км/ч 90 Число мест для боевого расчета, чел. 3 Вместимость бака для пенообразователя, л 500 Масса полная, кг 3550 Габаритные размеры, мм 5500x2000x2500 Комплектация: Кусачки КГС-80 1 Ножницы комбинированные НКГС-80 1 Расширитель РСГС-80 1 Гидростанция СГС-1-80Д с двиг. "Honda" 1 Катушка-удлинитель КУС-1/15 1 Лебедка с тяговым усилием ЛР 0,25 1 Комплект слесарного инструмента (молоток, зубило, ножницы, ножовка по мет., полотно мет.=5 шт) 1 компл. Канистра 10 л 2 Носилки санитарные 1 Огнетушитель Оу-51 Огнетушитель ОП-10 1
25 Фонарь ФОС 3-5/6 с зарядным устройством 1 Фонарь ФПО-4/6 с зарядным устройством 2 Осветительный комплекс (генератор 2,2кВт, прожектор 1кВт,кабель 20 м, ОЗУ, выносная стойка) 1 компл. Комплект защитной одежды для пож. (БОП-1, сапоги термостойкие, рукавицы с крагами теплоизолирующие) 3 компл. Каска пожарная КП-92 3 Лестница-палка 1 Нож для резки ремней безопасности 1 Рулетка 10 м 1 Лопата ЛКО-3 1 Топор А2 1 Рукав всасывающий Ø75, дл.2м 2 Рукав латексированный Ø66 2 Рукав латексированный Ø51 3 Разветвление РТ-70 1 Сетка СВ-80 1 Ствол РСП-50 1 Ствол РСК-50 2 Головка ГП 70х50 1 Рис. 11. Автомобиль порошкового тушения (АП) Пожарный автомобиль порошкового тушения — пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для
26 хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара. Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах. Основой пожарного автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На российских и советских автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. В качестве рабочего газа применяются находящиеся под давлением 150—200 азот или воздух, обеспечивающие стабильное рабочее давление при любых колебаниях температуры. Углекислоту применять не рекомендуется, так как при выходе из баллона она может образовать снегообразную массу, создавая пробки. В присутствии щелочных металлов при температуре 700—800°С углекислота разлагается и вступает с ними в реакцию. Резервуары малой емкости устанавливаются на автомобилях вертикально, а резервуары большой емкости — горизонтально или наклонно под углом 6—10°С. Резервуары наполняются порошком на 90—95% объема с учетом расширения порошка.
27 В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на пожарных автомобилях, можно разделить на следующие типы: - с псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище). Псевдоожижение порошка происходит при наборе давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде; - с псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки. По режиму введения газа в сосуд аналогичны системам с аэроднищем, отличаются только аэрирующими устройствами, представляющими собой форсунки. Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании пожарных автомобилей порошкового тушения; - с совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде(установки закачного типа). Порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.
28 Рис. 12.Автомобиль первой помощи (АПП) Автомобиль первой помощи АПП-0,5-2 ГАЗ-33023 предназначен для:  доставки к месту пожара и аварии боевого расчета, аварийно-спасательного, пожарно-технического и другого вооружения;  тушения очагов загораний в жилых и административных зданиях, на автомобильном транспорте и оказания первой помощи пострадавшим;  проведения аварийно-спасательных работ, проведения разведки при тушении развивающихся пожаров. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 40°С. Автомобиль состоит из следующих основных частей: шасси, кузова с отсеками для ПТВ, выдвижной кассеты, бака для воды, пенобака, отопительной установки, мачты телескопической, дополнительного электрооборудования, комплекта аварийно-спасательного пожарно-технического вооружения. В нише кузова встроена емкость для воды. В кабине водителя, в отсеках кузова, на крыше кабины размещено дополнительное электрооборудование. На задней стенке
29 кузова установлены запасное колесо, телескопическая мачта с пневмоприводом, предназначенная для установки двух прожекторов и лестница для подъема на крышу кузова. На крыше размещена отопительная установка с топливным баком для обогрева отсека при зимних условиях эксплуатации автомобиля. Для защиты от атмосферных осадков отопительная установка закрыта кожухом. Электрооборудование автомобиля состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание потребителей автомобиля осуществляется постоянным током, напряжением 12В. Аварийно-спасательное и пожарно-техническое вооружение размещено в отсеках кузова на полках, на боковых стенках кузова и имеет надежное крепление специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещение ПТВ и инструмента обеспечивает удобный доступ и быстрый съем их с мест укладки. Технические характеристики: ШассиГАЗ-33023 (4x2) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя, кВт (л.с) 72 (98) Максимальная скорость, км/ч 100 Число мест для боевого расчета (включая место водителя) 5 Вместимость цистерны для воды, л 500 Мощность генератора, кВт 5 Высота подъема мачты, м 5 Количество/мощность прожекторов, шт/кВт 2/1 Мотопомпа переносная высоконапорная "FireSkid" Подача, л/с 0,8 Напор, м 400 Длина шланга рукавной катушки, м 50 Полная масса, кг 3500
30 Габаритные размеры, мм 5550x2000x2700 Комплектация. Спец. инструмент, принадлежности, запасные части шасси Высоконапорная мотопомпа, производительностью не менее 50л/мин., в комплекте с катушкой высокого давления длиной 50м., стволом высокого давления и системой пенного смещения "Магирус Оникс-400" 1 Сигнальное громкоговорящее устройство и проблесковые маяки "Смерч" 1 к-т Знак аварийной остановки 1 Колодки упорные 2 Лестница трехколенная (12 м) 1 Рукав пожарный напорный Ø51,L=20м Р=10 бар 2 Ствол РСК-50 1 Веревка пожарная спасательная ВПС-30 1 Комплект спасательного снаряжения 1 к-т Нож (резак) для ремней безопасности 1 Ножницы диэлектрические 1 Перчатки диэлектрические 1 пара Боты диэлектрические 1 пара Ковер диэлектрический 1 Кувалда 5 кг 1 Задержка рукавная 3 Ключ к-80 2 Огнетушитель ОУ-5 с транспортным контейнером 1 Огнетушитель ОП-10 с транспортным контейнером 1 Лом пожарный с шаровой головкой 1 Лом пожарный универсальный 1 Пожарный топор средний 1 Багор пожарный 1 Гидравлический инструмент "Спрут": ножницы комбинированные; ручной насос в сборе с рукавами; расширитель дверей 1 Колонка КП 1 Воронка для заправки топлива 1
31 Канистра для топлива 10 л 1 Бензорез дисковый в комплекте с дисками Partner K-7001 Электр. дисковая плита (в комплекте с дисками) Partner К- 3000 EL 1 Аппараты дыхательные со сжатым воздухом 4 Катушка удлинительная 50 м, розетки 220В 1 Радиостанция мобильная 1 Радиостанция носимая 2 Самоспасатель кислородный СПИ-20 2 Ранцевая установка пожаротушения "Игла" 1 Комплект водительского инструмента 1 к-т Генератор 4 кВт 1 Мачта осветительная с 2 прожекторами 1 кВт 1 Аптечка медицинская 1 Фонарь ФОС-3 с зарядным устройством 2 Переходник ГП-80х50 1 Крюк для открывания крышек гидрантов 1 Рис. 13. Автомобиль воздушно-пенного тушения (АВ) Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 (5557) на шасси высокой проходимости (6х6) УРАЛ-5557, оснащенный насосом пожарным ПН-40УВ предназначен для:  тушения очагов пожара;
32  доставки к месту пожара запаса пенообразователя и ПТВ и для подачи пенообразователя к пеносмесителям;  может быть использован в комплекте вместе с другими пожарными автомобилями для подачи пенообразователя к магистральным пеносмесителям. Автомобиль может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором воды из водоема или водопроводной сети. Автомобиль состоит из следующих основных частей: шасси с кабиной водителя, насосной установки с приводом, цистерны для пенообразователя, водопроводных коммуникаций, системы управления и трубопроводов, отсеков для ПТВ, лафетного ствола, электрооборудования, комплекта пожарно-технического вооружения. Автомобиль оборудован сигнально- громкоговорящей установкой «Корвет СГС-01» либо другого типа аналитического класса. Автомобиль предназначен для доставки к месту пожара запаса пенообразователя и ПТВ и для подачи пенообразователя к пеносмесителям. Автомобиль может также применяться для тушения очагов пожара. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности, редуктор и карданную передачу. Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется вакуумной системой. Автомобиль может осуществлять следующие операции: подавать пенообразователь из емкости; подавать воду из цистерны, водоема или гидранта водопроводной сети; работать на перекачку воды с другими автомобилями при значительном удалении водоема от места пожара; производить тушение емкостей с ГСМ при помощи пеноподъемника.
33 Электрооборудование автомобиля состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования. Питание автомобиля осуществляется постоянным током с напряжением 24В. Проблесковые маяки и СГС-01 запитываются от аккумулятора шасси напряжением 24В. Пожарно-техническое вооружение на автомобиле размещено на крыше кузова и в отсеках. Размещено ПТВ с учетом доступа и быстрого съема оборудования, закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Технические характеристики: ШассиУРАЛ-5557 (6x6) Тип двигателя дизельный Мощность двигателя КВт, (л.с.) 169 (230) Максимальная скорость, км/ч 80 Число мест для боевого расчета (включая место водителя), чел. 7 Вместимость бака для пенообразователя, л, 5300 Насос пожарный ПН-40/УВ Расположение насоса среднее Производительность насоса, л/с 40 Напор, м 100 Условный проход всасывающих патрубков 100 Диаметр всасывающего патрубка, мм 125 Диаметр/количество напорных патрубков, мм/шт. 80/2 Расход лафетного ствола, л/с 40 Масса полная, кг 15500 Габаритные размеры, мм 8200x2500x3250 Комплектация. Багор БПМ 1 Водосборик ВС-125 1 Головка ГП 70х50, Головка ГП 80х50, Головка ГП 80х702 Зажим ЗР-80 4
34 Ключ К-150, Ключ К-80 2 Колодка противооткатная 2 Колонка КП 1 Комплект пеноподъемника ПО-75 1 Крюк для открывания крышек гидрантов 1 Лестница Л-60 трехколенная 1 Лом ЛПЛ 1 Лопата ЛКО 1 Ножовка по металлу1 Огнетушитель ОП-5 1 Пеногенератор ГПС-2000 (в комплекте пеноподъемника)1 Пеногенератор ГПС-600 3 Пеносмеситель магистральный 1 Пила столярная 1 Разветвление РТ-80 1 Рукав Ø32 L=10 м 1 Рукав всасывающий Ø125 L=4м 2 Рукав напоро-всасывающий Ø75 L=4 м 2 Рукав напорный Ø51 L=20 м 4 Рукав напорный Ø66 L=20 м 4 Рукав напорный Ø77 L=5 м1 Сетка всасывающая СВ-125 1 Ствол РСК-50 1
35
2. Специальные пожарные автомобили (ПА)
Специальные ПА предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре. Перечень специальных работ: - организация пожарной связи (далее - связи); - освещение места вызова (пожара); - вскрытие и разборка конструкций; - подъем (спуск) на высоту; - выполнение защитных мероприятий; - оказание первой доврачебной помощи пострадавшим; - восстановление работоспособности технических средств.
Пожарные автолестницы
Рис. 14. Автоподъёмник коленчатый пожарный (АКП) Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений, служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с
36 температурой от минус 35°С до плюс 35°С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами. Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода (рис. 15). Рис. 15. АЛ - 37 По длине они бывают:  МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2,  СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ- 30(131)-Л22,  БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109. По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации. Основными узлами АЛ-45(257)ПМ-109 являются: шасси, платформа, комплект колен, опорное устройство, поворотное основание, силовая группа, группа лифт, электрооборудование.
37 Устройство и работа основных механизмов и агрегатов автолестницы во многом аналогичны АЛ-30(131). В комплект входит шесть коленьев, при выдвигании скорость первого (верхнего) в пять раз больше скорости пятого колена. Шаг выдвигания вершины лестницы 1,5 метра, что соответствует перемещению каждого замыкателя на одну ступень. На замыкателях установлены контактные устройства, сигнализирующие момент посадки на ступень. Все подвижные коленья на нижних концах верхних поясов имеют электролампочки, помещенные в специальные защитные корпуса-плафоны. Включение и выключение этих световых указателей сблокировано с работой замыкателей. При посадке коленьев на замыкатели электролампочки загораются. Замыкатели, которые не сработали, не замкнут электросеть, и лампочки этих замыкателей не загорятся. Гидравлическая система пожарной автолестницы АЛ-45(257) состоит из двух частей: гидросистемы опорного основания и гидросистемы приводов лестницы и лифта. Гидросистема опорного основания расположена на шасси автомобиля под платформой. Она обеспечивает включение опор, блокировку рессор, выравнивание бокового наклона шасси и продольного наклона плиты. Гидросистема приводов лестницы обеспечивает подъем и опускание лестницы, выдвигание, сдвигание, поворот в обе стороны, подъем, опускание лифта и регулировку натяжения ловительных тросов лифта. Управление всеми перечисленными движениями осуществляется с пульта при помощи трех кранов управления и одного крана переключения. Движение коленьев автолестницы осуществляется при помощи гидромеханизмов, размещенных в поворотном основании и подъемной раме. Два цилиндра подъема установлены в поворотном основании. Привод выдвигания расположен на подъемной
38 раме и состоит из двух гидроцилиндров плунжерного типа, которые при работе раздвигают оси блоков шестикратного полиспаста, выдвигая этим пятое колено предохранения лестницы от поломок при достижении опасного вылета комплекта коленьев, предельного подъема лифта и при перегрузке в схеме электрооборудования пожарной АЛ предусмотрены элементы предохранительной автоматики. Коленчатые автоподъемники Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами. Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника: базовое шасси, опорная база, подъемно-поворотная база, звенья подъемника, механизм подъема и поворота, органы управления. На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции. Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров. Технические особенностиАКП-30(375): Базовое шасси – УРАЛ-375 Высота, м – 30 Вылет, м – 27,2
39 Угол подъема – 90 Грузоподъемность люльки, кВт – 320 Мощность двигателя, кВт – 132,5 Масса подъемника, кг – 14.840 Габаритные размеры, мм – 12.000 х 2.500 х 3.800 Скорость движения автомобиля км/ч – 75 Рис. 16. Автомобиль дымоудаления (АД) Автомобиль дымоудаления АД-120 на шасси ЗиЛ- 4334 предназначен для удаления дыма из задымленных помещений, нагнетания чистого воздуха и подачи воздушно-механической пены высокой кратности, например, при объемном тушении подвалов. АД служит для доставки к месту пожара личного состава, средств дымоудаления и оборудования для подачи воздушно-механической пены высокой кратности. Технические характеристики АД-120 (ЗИЛ-4334): Базовое шасси – ЗиЛ-4334 Колесная формула – 6х6 Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 110 (150) Максимальная скорость, км/ч – 80 Вентиляционная установка дымоудаления, тип вентилятора –FTDA-112-6-32 Производительность максимальная, куб.м/ч – 120 000
40 Электрогенератор стационарный (мощность) – АДА 15- 230РЯ (15 кВт) Переносной электрогенератор (мощность не менее) – АБП 4-230ВХ (4кВт) Дымосос переносной электрический с комплектом рукавов и пеногенерирующим устройством типа «Снежок» – 2 шт. Производительность дымососа, куб.м/ч – 15000 Мачта телескопическая выдвижная с прожекторами – 2 х 1,5 кВТ Выносные прожектора на стойке – 2 х 1,5 кВт Габаритные размеры, мм – 8000х2500х3500 Полная масса, кг – 9950 Боевой расчет (включая место водителя), чел. – 3 Рис. 17. Автомобиль рукавный (АР) Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара.
41 Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно- механической пены через лафетный ствол. Технические характеристики: Базовое шасси – ЗИЛ – 131 Максимальная мощность двигателя – кВт-110 Максимальная скорость км/ч – 80 Общее количество вывозимых рукавов (м) Диаметром – 150 мм – 1.340, 110 мм – 1.760, 77 мм – 2.040 Скорость выкладки рукавов в линию км/ч – 9 Пропускная способность ствола ПЛС-60 КС л/с – 60 Производительность по пене кратностью 10 м3/мин – 40 Габаритные размеры, мм – 7275х2536х3030 Масса с полной нагрузкой, кг – 10 425 Автомобиль применяют совместно с передвижными насосными станциями, насосно-рукавными автомобилями или автоцистернами. Возможность комплектования автомобиля рукавами трех диаметров, наличия устройств для механизированной намотки рукавов в скатки и их погрузки в кузов, который может быть быстро освобожден от направляющих стоек, а также стационарно установленного лафетного ствола облегчают высокие тактические возможности автомобиля. Рукавный автомобиль смонтирован на шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-131 высокой проходимости. Впереди автомобиля установлена лебедка для вытаскивания его на труднопроходимых участках пути, а также оказания помощи застрявшим в пути машинам. Для привода лебедки имеется механическая реверсионная односкоростная коробка отбора мощности, допускающая отбор мощности до 22 кВт (30 л.с.). Привод лебедки осуществляется двумя карданными валами с промежуточной опорой. За кабиной водителя установлен цельнометаллический кузов каркасной конструкции. В
42 задней и передней части кузова имеются ящики с закрывающимися дверьми. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для входа в кузов, а также для укладки рукавов. Под полом имеются вентиляционные каналы для естественной вентиляции объема кузова. К одному из окон можно присоединить рукава для подачи воздуха от стационарного вентилятора. Внутреннее пространство кузова разделено на ряд секций быстросъемными стойками с капроновыми роликами, расстояние между стойками устанавливают в зависимости от диаметра укладываемых рукавов. Количество стоек определяется из расчета укладки рукавов наименьшего диаметра. Крышка кузова сверху оборудована деревянными трапами и откидными поручнями, которые в поднятом состоянии образуют огражденную площадку, где могут перевозиться использованные рукава в скатках или навалом. В передней части крыши установлен лафетный ствол, управление которым осуществляется из кузова через люк крыши. Задняя стенка кузова оборудована двумя железными дверьми, которые при прокладке рукавных линий в открытом положении закрепляются специальными фиксаторами на боковых стенках кузова. В систему выхлопа двигателя автомобиля вмонтирована газовая сирена, рычаг включения которой расположен в кабине водителя. Дополнительно к электрооборудованию базового шасси, которое полностью сохранено, на рукавном автомобиле установлено: фара-прожектор, сигнальная фара, задняя фара для освещения места прокладки линий, три плафона для освещения кузова. В дверных проемах задней панели установлены конечные включатели сигнала открытия дверей. На кузове машины установлены передние и задние фонари.
43 Рис. 18. Автомобиль штабной (АШ) Пожарный штабной автомобиль АШ-5, АШ - 7 (452)-79Б предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования. Технические характеристики АШ-5 (452)-79Б: Базовое шасси УАЗ-452 Максимальная мощность двигателя, кВт 51,5 Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч 95 Средства связи: громкоговорящая установка СГУ-60 радиостанция стационарная 57Р1 радиостанция переносная 63Р1 Габаритные размеры, мм 4360 х 1940 х 2950 Масса с полной нагрузкой, кг 2740 Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами. Грузоподъемность шасси 800 кг. Кузов автомобиля цельнометаллический, закрытый, вагонного типа с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. Он разделен низкой перегородкой на два отсека: кабину водителя и рабочий отсек, который имеет боковую одностворчатую и заднюю двухстворчатую двери. Двери
44 оборудованы замками, которые могут быть установлены изнутри на предохранители. Для отопления кузова и обдува ветрового стекла имеется отопитель, радиатор которого включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору. Вентиляция кузова осуществляется вентиляционными устройствами кабины водителя и дополнительно установленным в кузове вентилятором. Пол кузова утеплен фанерой, покрытой линолеумом. Стены и потолок облицованы водонепроницаемым картоном. По всей ширине автомобиля вдоль перегородки в кузове установлен специальный стол тумбового типа с ящиками, который прикреплен к перегородке и полу кузова. Перед столом к полу кузова крепятся два мягких сиденья. На автомобиле установлена радиостанция 57Р1, которая обеспечивает надежную связь с другой радиостанцией такого же типа на расстоянии до 20 км; переносные радиостанции 63Р1 с радиусом радиосвязи около 3 км; телефонный аппарат ТА-68 АТС, подключаемый к городской телефонной сети, и громкоговорящая установка для кратковременной громкой направленной передачи на расстояние 200-300 м. Кроме этого на штабном автомобиле вывозят электромегафоны ЭМ-2, электрические фонари, огнетушитель ОУ-2, выпрямитель ВСА-10А, магнитофон, изолирующие противогазы, диапроектор, боевую одежду и снаряжение. Дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля, которое полностью сохраняется, установлены: проблесковый маяк с синим стеклом на крыше автомобиля, плафоны для освещения кузова, электрическая сирена С60, электрические часы, включатели, штепсельные разъемы и флагшток с арматурой для освещения флага. На переднем бампере установлены противотуманные фары.
45 Рис.19. ПА связи и освещения Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара. Технические характеристики: Максимальная мощность двигателя кВт – 84,6 Число мест для боевого расчета – 5 Средства связи и освещения: Мощность генератора – 12 кВт Генератор – ЕСС-5-62-42-М-101 Громкоговорящая установка – ГУ-20М Радиостанция стационарная – 57РЗ и 57Р1 Радиостанция переносная – 63Р1 Прожектор – ПКН-1500 Телефонный аппарат – ТА-68 Электродымосос – ДПЭ-7 Габаритные размеры, мм – 5655х2322х2880 Масса с полной нагрузкой, кг – 5770
46 Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 35°С до плюс 35°С. Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ- 66-01. За кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета и кузов, в котором размещено спецоборудование. Кабина боевого расчета сварная, выполненная на чугунных профилях, обшитых тонким металлическим листом. Внутри кабина облицована картоном. По всей ширине кабины боевого расчета размещается стол, на котором устанавливается оборудование связи и трехместное сиденье, в подставке которого размещено спецоборудование и отопитель 015. Для подачи звукового сигнала тревоги установлена газовая сирена, которая работает от выхлопных газов автомобиля. За кабиной боевого расчета установлен кузов автомобиля для размещения в нем специального оборудования и инструмента. Запуск электросиловой установки производится из кабины водителя, в которой расположен реостат установки генератора, кнопки возбуждения, необходимые приборы. В проеме правой боковой двери кузова установлен силовой щит. На нем размещены: вольтметр, частометр, при помощи, которых осуществляется контроль за работой генератора, а также амперметры для контроля тока в цепи. Для подключения силового и осветительного оборудования частотой 50 и 220 Гц установлены розетки. Генератор установлен на качающейся раме. Натяжение ремней осуществляется за счет изменения угла наклона рамы при помощи болтов и гаек. Клиноременная передача защищена от попадания грязи и влаги металлическим кожухом. Дополнительное управление состоит из щитка управления и гибкого троса в ветке оболочки. На щитке управления имеется ручка управления газом, а также расположены указатели
47 критических значений температуры воды в радиаторе и давления масла в двигателе. На АСО установлены радиостанции “ПАЛЬМА” 57Р1 и 57Р3, которые предназначены для осуществления двухсторонней связи с ЦППС, а также с подразделениями на пожаре. Радиостанция 57Р1 состоит из пульта управления, закрепленного на столе в кабине боевого расчета, блока питания и приемопередатчика, смонтированных на раме. Радиостанция 57Р3 отличается от радиостанции 57Р1 наличием двух пультов управления, один из которых установлен в кабине водителя. Для осуществления кратковременной громкой направленной передачи на расстоянии 200-300 метров имеется громкоговорящая установка ГУ-20М. Автомобиль оснащен двумя выносными микрофонами и катушками с кабелем для микрофонов, что позволяет вести передачу на расстоянии до 50 м от автомобиля. К громкоговорящей установке могут быть подключены два выносных громкоговорителя ГР-1 на расстоянии до 2000 м от автомобиля. Телефонные аппараты марки ТА-68, установленные на столе в кабине боевого расчета, могут быть включены в городскую телефонную сеть, для чего имеются две катушки с телефонным кабелем длиной 200 м. Подключение выносных громкоговорителей и микрофонов, а также подключение телефонных аппаратов в городскую телефонную сеть осуществляется на линейном щите связи. На крыше кузова АСО установлено антенное устройство, предназначенное для подъема антенны радиостанции. Для освещения места работы пожарных подразделений автомобиль комплектуется четырьмя выносными и одним стационарным прожектором марки ПКН-1500. Кроме оборудования связи и освещения автомобиля комплектуется специальным электроинструментом
48 (электродымосос, молоток электрический, пила дисковая). Для подключения электроинструментов и выносных прожекторов автомобиль комплектуется двенадцатью катушками и силовым кабелем и двумя разветвительными коробками. В дополнении к имеющемуся на шасси ГАЗ-66 основному электрооборудованию на АСО установлено следующее электрооборудование: проблесковые маяки; плафоны для освещения кабины и отсеков боевого расчета; патроны с лампами накаливания на линейном щите для его освещения; розетка в левом дверном проеме кузова для подключения переносной лампы. На мачте антенны установлена лампа для обозначения места работы штаба на пожаре. Питание всех потребителей осуществляется постоянным током напряжением 12 В. При работе на АСО должны соблюдаться следующие меры безопасности: 1)К работе на автомобиле допускаются только лица, имеющие допуск к работе с электросиловыми установками, прошедшие инструктаж по ТБ, изучившие техническое описание и правила “ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”; 2)Эксплуатация электроинструментов и переносных прожекторов должна производиться в соответствии с “ПРАВИЛАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ”, утвержденными Госэнергонадзором; 3)Резиновые диэлектрические средства (боты, перчатки, коврики) специальный монтерский инструмент с изолированными рукоятками должны проходить периодическое испытание в сроки, предусмотренные в “ОСНОВАХ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”; 4)До пуска генераторной установки необходимо произвести заземление корпуса автомобиля и проверить
49 работу защитноотключающихся устройств путем создания утечки тока на корпус (нажав кнопку “контроль” на каждом защитно-отключающем устройстве). Во время работы электросиловой установки ее включение, отключение и регулировка должна выполняться с применением защитных средств (диэлектрические перчатки, боты, коврики). Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20/375-МП-114, созданный на шасси «Урал-375», служит для проведения аварийно- спасательных работ на месте пожара. Он оборудован гидравлическим краном грузоподъемностью 3 т, электрогенератором мощностью 20 кВт, лебедкой с тяговым усилием 7 тс, мачтой для подъема антенны дальней связи на высоту 10 м, выносными и стационарными прожекторами, дымососом и другим оборудованием. С помощью этого автомобиля удаляют дым и подают свежий воздух в помещения, вскрывают перекрытия и стены, разбирают завалы, оказывают помощь потерпевшим аварию автомобилям, освещают место пожара или аварийных работ, осуществляют радиосвязь со штабом пожаротушения и т.п. К автомобилю можно подключать и внешние потребители электроэнергии напряжением 230/400 В и частотой 50 и 400 Гц, а также телефонную сеть. Боевой расчет на автомобиле – 1+6. Автомобиль связи и совещения (АСО) Автомобиль оперативно-штабной (ОША)
50 Рис. 20. Автомобиль газодымозащитной службы (АГ) Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента. Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее. Для его изготовления используется пожарный автонасос АН-30(130) модели 64 или 64А, а в последнее время – модели 127. Пожарный насос и буксирный крюк демонтируются. В кабине боевого расчета устанавливается
51 генератор переменного тока ЕСС 62-4М мощностью 12 кВт, напряжением 230 В с частотой тока 50 Гц. Привод его осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности КОМ-68Б и один карданный вал автомобиля ГАЗ-51. В различных местах кабины и кузова размещены остальные элементы электросиловой установки: регулятор напряжения генератора; блок подключения фидера; блок защиты и автоматики; блок раздачи; блок управления и сигнализации; преобразователь. частоты. На крыше кабины стационарно установлена антенна, прожектор ПКМ-1500 (мощность 1,5 кВт, напряжение 220 В). Направление луча его изменяется из кабины с помощью поворотного устройства. Сиденья на шесть человек боевого расчета расположены вдоль оси автомобиля. Бензобак перенесен в центральный отсек кузова. На автомобиле вывозятся: •Газодымозащитное вооружение: кислородно- изолирующие противогазы, регенеративные патроны, кислородные баллончики, два дымососа ПД-14 (производительностью 14000 м^3/ч) с приводом от двигателя «Дружба-4» и комплекты рукавов к ним; •Электроаппаратура и инструмент: два выносных прожектора ПКМ-1500, электробетонолом, электродолбежник, цепные электропилы, катушки с кабелем, фонари групповые, коробки разветвительные; •Сигнальные переговорные устройства и катушки с кабелем (по 300 м каждая) к ним; •Комплект механизированного инструмента УКМ-4; •Шанцевый инструмент; •Лестница-палка; •Бензомоторная пила «Дружба»;
52 •Электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, боты, коврики и т.д.; •Ранцевый автогенорезательный аппарат и т.д. Рис. 21. Пено- подъёмник пожарный (ППП) Пеноподъемник пожарный ППП-37 (Volvo FL6) предназначен для:  доставки к месту проведения противопожарных работ боевого расчета и необходимого пожарно- технического вооружения (ПТВ) и оборудования;  подачи воздушно-механической пены через пеногенераторы ГПС-2000У, установку комбинированного тушения пожаров «Пурга» или подачи воды, либо пены через лафетный ствол с высоты до 37 м при тушении резервуаров с нефтепродуктами. Пеноподъемник рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 40°С. Допустимые погодные и другие условия при работе пеноподъемника: скорость ветра не более 10 м/с на высоте 10 м; угол наклона площадки при расположении пеноподъемника вдоль уклона не более 6°. Пеноподъемник смонтирован на шасси VOLVO FL6 с дизельным двигателем мощностью 184 кВт (250 л.с). Комплект колен состоит из нижней стрелы, трехсекционного телескопа с телескопическим водоводом и
53 шарнирной стрелы. Принцип работы пеноподъемника заключается в подъеме стрелы с пеногенераторами в необходимую точку пространства и подаче воздушно- механической пены через пеногенераторы ГПС-2000 У, или установку комбинированного тушения пожаров «Пурга», либо подачи воды через управляемый лафетный ствол с высоты до 37 метров. Управление движениями осуществляется с выносного пульта управления с расстояния до 50 метров, либо с пульта расположенного на платформе пеноподъемника. Движения стрелы пеноподъемника могут осуществляться только в пределах рабочей зоны. При достижении границы поля срабатывает система блокировок: прекращаются дальнейшие движения, и включается сигнализация. Пеноподъемник оборудован коллектором на четыре пеногенератора ГПС-2000. Различная комплектация расширяет функциональные возможности подъемника. В соответствии с требованиями и пожеланиями заказчика на подъемнике может быть дополнительно установлено следующее оборудование: насос производительностью 80 л/с; УКТП «Пурга 80»; анемометр дистанционный, цифровой. Технические характеристики: ШассиVOLVO FL6 (6х4) Тип Двигателя Дизельный Мощность КВт, (л.с.) 184 (250) Максимальная скорость, км/ч 90 Число мест для боевого расчета Максимальная высота подъема пеногенераторов, м 37 Глубина опускания пеногенераторов, м 12 Максимальный вылет (от оси вращения поворотного основания до внешнего края пеногенераторов), м 28 Максимальное количество используемых пеногенераторов ГПС-2000, шт 4
54 Производительность пеногенераторов по пене, л/сек 2000 Производительность установки «Пурга» по воде и по пене соответственно, л/сек 80/240 Производительность лафетного ствола по воде, л/сек 60 Угол поворота стрелы вправо или влево, град ± 45° Масса полная, кг 16200 Габаритные размеры, мм 10700x2500x3900 Комплектация: Специальный инструмент и принадлежности, запасные части шасси 1 к-т Генератор пены средней кратности ГПС-2000 4 Ствол лафетный ЛСД-С20 1 Гребенка 1 Переходник 1 Подкладка 4 Огнетушитель ОУ-5 2 Огнетушитель ОП-8 1 УКТП "Пурга-30" 1
55
3. Вспомогательные пожарные автомобили
К ним относятся автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, агитационные автомобили, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре. Автотопливозаправщики предназначены для доставки пожарным частям горюче-смазочных материалов, а также для заправки топливом и маслом пожарных машин при работе их на пожарах или ликвидации последствий аварий. К автотопливозаправщикам относятся передвижные автозаправочные станции (ПАЗС), механизированные заправочные агрегаты (МЗА), бензовозы и топливозаправщики. Топливоцистерны АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130 оборудуются соответственно на шасси ГАЗ-53А и ЗИЛ-130. Автомобили оборудованы высокопроизводительными самовсасывающими вихревыми насосами СВН-80. Производительность насоса составляет 500 л/мин, привод осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля. Автомобиль имеет цистерну вместимостью 4200 л, которая изготовлена из листовой стали, имеет овальную форму (для предохранения от коррозии внутренняя поверхность и находящиеся внутри детали металлизированы цинком) Цистерна оборудована воздухоотводящим устройством, заливной горловиной, указателем уровня жидкости, дыхательным клапаном, заземляющим средством. Воздухоотводящее устройство исключает возможность образования воздушных мешков в углах цистерны при ее заполнении. Дыхательный клапан служит
56 для выравнивания давления внутри цистерны с атмосферным при сливе топлива, а также для уменьшения их потерь от испарения. Цистерну можно заполнить от посторонней емкости, расположенной на поверхности земли или на глубине до 4,5 м. В сельской местности топливоцистерны приспосабливают в отдельных случаях для тушения пожаров. Для этого автомобиль укомплектовывают специальной переходной гайкой, устанавливаемой на напорном трубопроводе насоса, напорными пожарными рукавами и пожарным стволом. При эксплуатации топливоцистерны на пожарах необходимо следить за тем, чтобы перед наполнением водой в цистерне, трубопроводе и насосе не оставались нефтепродукты. Кроме того, самовсасывающий насос не рассчитан на продолжительную работу, поэтому при работе на пожарах необходимо следить за насосом, коробкой отбора мощности и за карданной передачей. Передвижные авторемонтные мастерские применяются для ремонта и обслуживания пожарной техники в подразделениях пожарной охраны, расположенных далеко от технических частей и отрядов технической службы. По назначению ремонтные мастерские разделяют на мастерские общего назначения и специальные. Передвижные ремонтные мастерские общего назначения осуществляют текущий ремонт на пожаре и проведение техосмотров, замену деталей и агрегатов при поломках и авариях, а также обеспечивают проведение техобслуживания пожарных машин. Специальные мастерские предназначены для обслуживания и ремонта пожарного оборудования и специальной техники (изолирующих аппаратов, пожарных рукавов, средств связи и др.). Примером передвижной ремонтной мастерской может служить автомобиль ВАРЭМ-
57 3. Он монтируется на шасси автомобиля повышенной проходимости. В специальном унифицированном металлическом кузове размещается оборудование, приспособления, принадлежности и инструмент. Оборудование ВАРЭМ-3: механический домкрат, токарный станок, передвижная компрессорная установка, верстак с тисками, винтовой пресс, газосварочный аппарат, огнетушитель, кислородные баллоны, кузнечный походный горн, установка для дистилляции воды, маслораздаточный бак, заточной станок, выпрямитель, прибор для проверки жиклеров, электрогайковерт, электродрель и др. инструменты. Это оборудование и инструмент обеспечивают механическую обработку деталей, слесарно-медницкие, столярно-плотницкие, контрольно-регулировочные работы, а также электрогазосварку, мойку и диагностику отдельных узлов и агрегатов. Примером специальной ремонтной мастерской может служить передвижная мастерская по ремонту дыхательных аппаратов. Мастерская смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости, ее кузов оборудуется по типу ВАРЭМ-3. В качестве источника электроэнергии на автомобиле устанавливается генератор по типу АСО-5 с заземлением. Для обогрева кузова в холодное время года имеется отопитель, пуск которого осуществляется с панели щита управления, установленного в кузове. При помощи оборудования и инструмента, размещенного на ПМДА, можно производить следующие виды работ: проверки КИПов; зарядку патронов РП-8 химическим поглотителем; зарядку малолитражных баллончиков кислородом; мойку и дезинфекцию, а также сушку узлов дыхательных аппаратов; мелкую механическую обработку деталей.
58 Грузовые автомобили используются для доставки людей и пожарного оборудования на крупные пожары, запасных частей к пожарным автомобилям, перевозки строительных материалов и т.п. Легковые и полугрузовые автомобили служат для укомплектования управлений (отделов), отрядов, частей и районных отделений и инспекций пожарной охраны с целью повышения оперативности подразделений. Легковые автомобили используются в отдельных гарнизонах как оперативно-штабные. Для этого в кузове автомобиля располагают радиостанцию, пожарное оборудование (переносной стол, противогазы, фонари). Автобусы применяются для доставки на пожар и с пожара личного состава, пожарного оборудования. При необходимости они переоборудуются под автомобиль агитации и пропаганды в частях и отрядах технической службы. Автомобили (тракторы), приспосабливаемые для тушения пожаров. Анализ происходящих в стране пожаров показывает, что на долю сельской местности приходится около 70% пожаров и более половины наносимого ими ущерба. Опыт тушения пожаров в сельской местности показал целесообразность приспособления грузовых автомобилей для целей пожаротушения. На автомобиль устанавливается цистерна вместимостью 2200 л, навесной шестеренчатый насос НШН-600М. Автомобиль оборудуется разветвлением РТ-70, тремя стволами «Б», шестью рукавами диаметром 51 мм и двумя всасывающими рукавами. По бокам цистерны монтируются ящики для пожарных рукавов, стволов, боевой одежды. Применяются также другие автомобили и агрегаты, оборудование которых небольшими съемными приспособлениями позволяет успешно использовать их при тушении пожаров. Примером может служить
59 приспособление для целей пожаротушения трактора К-700. На тракторной тележке ПГС-12 устанавливается сварная металлическая цистерна для воды вместимостью 11,5 м3, здесь же размещается пожарная мотопомпа МП-800Б с пожарным оборудованием. В другом варианте в передней части тележки установлен насос НШН-600М и гидромотор НШ-46У, который при помощи карданного вала приводит во вращение вал насоса. Гидромотор приводится вдействие давлением масла, поступающего по шлангам от гидросистемы трактора К-700. На тележке смонтирована также катушка для напорных рукавов и установлен металлический ящик для пожарного оборудования. Такой прицеп за 2-3 мин. может быть подсоединен к трактору К-700 и доставлен к месту пожара. Для приведения в действие на пожаре затрачивается не более 2 мин, ствол «А» от цистерны работает около 30 мин.
Литература

60 1.Безбородько, М.Д. Пожарная техника [Текст]: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с. 2. Донской, А.П. Пожарные автомобили [Текст]: [Учеб.пособие для пожарно-технических училищ] / А. П. Донской, М. П. Захаров, М. Ф. Щербаков.- Ленинград: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1975. 3. Карпов, А.В. Пожарный автомобиль в СССР [Текст] : [в 6 ч.] / А. В. Карпов.-Москва,2010. 4. Курихин, О. Пожарный АМО [Текст] / О. Курихин // Техника-молодежи. – 2002. - № 3. 5. Пожарные машины. [Текст] : энциклопедия пожарной техники. - М.: Росмэн, 2006. 6. Шойгу, С.К. Чрезвычайные ситуации [Текст]: энциклопедия школьника / Шойгу С.К. – Краснодар, 2005. – 99 с.


Яндекс.Метрика