Напоминание

"Проблемы развития техники на начальном этапе обучения игры на фортепиано"

Автор: Юдина Елена Васильевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ

Населённый пункт: п. Восток Красноармейский район Приморский край

Наименование материала: План-конспект открытого урока

Тема: "Проблемы развития техники на начальном этапе обучения игры на фортепиано"

Описание:

На начальном этапе обучения юных пианистов важна работа над пианистическим аппаратом. Существует несколько проблем: неразработанность пальцевых мышц, постановка руки, зажатость, координация рук, ритмическая организация.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3224

Опубликовано 07.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


План-конспект открытого урока
Дата проведения: 01.03.2016 Место проведения: МБУ ДО ДШИ п. Восток Приморского края Время проведения: 14-00 Преподаватель по классу фортепиано МБУ ДШИ п.Восток Юдина Елена Васильевна Участники: ученик 1 класса Айтмухамбетов Эльдар, 7 лет Наблюдатели: преподаватели ДШИ, учащиеся. ТЕМА: Проблемы развития техники на начальном этапе обучения игры на фортепиано. ЦЕЛЬ УРОКА: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося и развитие мышечно-двигательной активности рук. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательные: -закрепление игровых навыков -ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением -формировать умение работать с нотным материалом Воспитывающие: -воспитывать терпение и настойчивость для преодоления технических трудностей Развивающие: -развивать стремление к свободному и правильному владению игровым аппаратом -развивать самостоятельность в работе над музыкальным произведением -развивать слуховые впечатления ТИП УРОКА: Закрепление полученных навыков. ОБОРУДОВАНИЕ: Фортепиано, нотный материал. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент, сообщение темы урока. 2. Технические упражнения. 3. Применение технических навыков в работе над произведением. 4. Объяснение домашнего задания 5. Заключение, рефлексия. 1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: 1. «Школа игры на фортепиано» под общей редакцией А. Николаева Изд. «Музыка», Москва, 1978 г. 2. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» изд. «Музыка» 1985г. . ХОД УРОКА. 1. Приветствие, представление всех участников урока. Изложение темы урока. На начальном этапе обучения пианистов важна работа над пианистическим аппаратом. Специфика рук начинающих: свободны, не приобрели навыков, но в то же время присутствует природная раскоординированность. Задача педагога - все движения ученика сделать управляемыми, независимыми, научить подчинять свои пальцы себе. Существует несколько проблем при работе с маленькими пианистами: неразработанность внутренних пальцевых мышц, постановка рук, ритмическая организация, зажатость игрового аппарата, координация рук. Сегодня на различных музыкальных примерах мы с учеником Эльдаром покажем методы работы с этими трудностями. 2. Технические упражнения . Эльдар уже знаком с нотной грамотой, со штрихами, имеет в репертуаре много разных произведений. Предлагаю ему сыграть упражнение «Танкист» (по Ганону). На мой взгляд, это очень полезное упражнение на позиционную последовательность, включающее в себя работу всех 5-ти пальцев при синхронном движении обеих рук. После исполнения обращаем внимание на недостаточную пальцевую активность, при которой возникает тряска руки. Следует распределить вес руки. Динамика, сила звука делается пальцем, а не запястьем. Возвращаемся к медленному темпу, с активным поднятием каждого пальца. Также обращаем внимание на постановку 1 и 5 пальцев.1 палец – «тяжёлый», должен стоять на точке, 5 – «слабый», норовит лечь на клавишу. Необходимо перед исполнением упражнения зафиксировать позиционный «мост» руки, опирающийся на 1 и 5 пальцы. При закреплении определённых навыков постепенно увеличиваем темп. Гамма G- dur. Исполнение в 2 октавы двумя руками в прямом и противоположном движении. Сразу обнаруживается ритмическая неустойчивость. Пробуем играть со счётом, в 2-х дольном размере. Проблема - подкладывание 1 пальца. Отдельно прорабатываем пары пальцев 1-3,1-4 и наоборот. При исполнении гаммы в более быстром темпе руки начинают расходиться. Обращаем внимание на синхронность рук. В медленном темпе возвращаемся к одновременному активному поднятию каждого пальца при исполнении двумя руками. Пальцы ещё недостаточно развиты, слабые мышцы. Арпеджио-короткие, играем двумя руками. Формируем навык позиционной игры, растяжку руки. Обращаем внимание на точность аппликатуры, ровность звука. У Эльдара возникает зажатость запястья. Пробуем делать горизонтальные движения кистью, сначала движется рука-потом играет палец. Все движения должны быть приготовлены. 2
Аккорды. Контролируем постановку руки, сохраняем «мост». У Эльдара не хватает силы звука. Объясняю, как распределять силу руки. При этом вспоминаем механическое устройство фортепиано. В момент взятия аккорда напрячь мышцу, а потом быстро расслабить. Также возникает зажатость в плечевом поясе. Применяю простой тест: если между туловищем и локтем ученика можно просунуть руку, значит всё в порядке. Если локоть вплотную прижат к туловищу - налицо зажатость. Николаев, Этюд C- dur. Ученик исполняет этюд в среднем темпе. Говорим о 3-х частной форме этюда .В 1-й части работаем над фразировкой. В приёме передачи legato из одной руки в другую обращаем внимание на звуковую ровность. Учимся развивать слуховой контроль. В средней части, кульминации , самом трудном месте возникают ошибки. В правой руке длинный ход на «форте». Прошу усилить прикосновение каждого пальца для достижения нужной звучности. Сложные скачки аккордов в левой руке. Сначала выучиваем правую руку наизусть, чтобы в дальнейшем не смотреть на неё (мелодия построена на постепенном движении), и при исполнении двумя руками смотрим, куда встаёт левая рука, заранее готовим позицию. Эльдару нравится исполняемая музыка, поэтому все трудности он легко преодолевает. Шитте, Этюд C- dur. Маленький, но коварный этюд. Сочетание аккордов в правой руке и позиционных последовательностей из 5-ти нот в левой. Помимо выученного текста, развиваем умение смотреть вперёд. Каждый такт заканчивается четвертной паузой. За это время ученик должен быстро увидеть ноты следующего такта и сменить позицию. У Эльдара это получается, но пока в медленном темпе. 3. Беркович, Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» . По моему мнению, это хрестоматийное произведение, я бы рекомендовала изучать его всем учащимся фортепианного класса, т. к. в нём представлены все виды штрихов, разнохарактерность мелодий, темпов. Сначала мы разбираем, что из себя представляет вариационная форма, анализируем характер темы и вариаций. Ученик проигрывает произведение целиком, потом мы подробно останавливаемся на ошибках. В теме налицо несинхронное исполнение при одновременной игре рук non legato,так называемое «кваканье». Прошу усилить слуховой контроль и следить за одновременным нажатием клавиш. В 1-й вариации используется приём передачи legato из одной руки в другую. Здесь у Эльдара возникает звуковая неровность. Пробуем активнее поднимать пальцы, после этого ровность восстанавливается. Ещё одна проблема - зажатость в предплечье, прошу ученика поработать локтями при снятии звука, почувствовать свободу, без этого у нас не получится исполнить вариацию в быстром темпе. 2 вариация - кантиленная, в темпе Andante,здесь уже не требуется пальцевая активность. Другой тип legato, глубокого и мягкого. Исполнение этой вариации не вызывает у ученика особых трудностей. И, наконец, 3-я вариация – самая трудная. При игре staccato в быстром темпе возникает трудность с левой рукой. Недостаточно активное исполнение на слабой доле. Пробуем учить отдельно левую руку , потом в паре с педагогом (педагог играет правую руку, ученик – левую). Следим за синхронным исполнением обеих рук. По мере закрепления навыка, увеличиваем темп исполнения. 3
4. Д омашнее задание . Обобщаем с учеником пройденное на уроке, выделяем ключевые моменты. Прошу Эльдара проанализировать свою игру и сначала самому определить себе цели и задачи. Потом корректирую и уточняю детали. Домашнее задание записывается в дневник. 5. Заключение. Работа над постановкой пианистического аппарата, особенно на начальном этапе, требует пристального внимания со стороны педагога. От этого зависит успешность освоения всеми сложностями фортепианного искусства. Успех придёт не сразу, поэтому нужно запастись терпением. Нередко вышеописанные проблемы сопровождают ученика в течение нескольких лет обучения, но не надо опускать руки, а продолжать работать в том же направлении. Чем больше будет уверенности технической – тем больше будет уверенности художественной. 4


Яндекс.Метрика