Я УЧИТЕЛЬ
Я учитель… Я учитель? Нет, нет – я ДРУГ и потом уже УЧИТЕЛЬ. Что, пафосно звучит? А
вы представьте – мне 17 лет и через 15 минут начнется мой первый урок. Я еще учусь, но
решилась на подработку к училищной стипендии. Меня переполняют чувства, я готова
делиться с моими будущими учениками всем тем, что я узнала. У меня нет никакого
педагогического опыта: методика, педагогика, психология – это все еще мне предстоит
изучать. Но зато есть желание учить, отдавать. Надо честно сказать, что я не могу
вспомнить свой первый урок. Есть только яркая картинка, как в открытое окно (класс
находился на первом этаже) удирает мой ученик, семиклассник, с которым я не смогла
справиться своими «педагогическими» силами и пришлось привлекать тяжелую
артиллерию в лице завуча. Потом другая картинка – я что-то увлеченно объясняю своим
ученикам и вдруг раздается странное хихиканье со всех сторон. «Что я смешного
сказала?» - спрашиваю и слышу странные в данной ситуации слова – «Вы почему
материтесь? !!!!! Оказывается, что слово «педагог», произнесенное в моей пламенной
речи, воспринялось как очень неприличное ругательство, только в новом варианте.
Да… вот такие первые мои уроки. Только спустя несколько лет я поняла, что именно те
предметы, которые мы студенты, воспринимали как нудные и ненужные – оказались
самыми необходимыми. Пусть и говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак на
своих, но я училась только на своих. Жизнь учителя, педагога – это тернистый путь, на
котором, как я думаю, обучая других он учится сам. Я училась вместе со своими
учениками. И благодарю Бога, что у меня самой были замечательные учителя, которые с
большой радостью делились со мной своими знаниями, и, самое главное, опытом.
И вот, по прошествии тридцати с хвостиком лет моей педагогической жизни, мне тоже
хочется поделить своим опытом и наблюдениями. Это мое личное, может спорное в чем-
то, но, можно сказать, выстраданное.
Самое главное, что должен учитель – это ЛЮБИТЬ своих учеников. Именно с большой
буквы. Иначе не хватит ни сил, ни нервов даже на один месяц работы с детьми. Все
становится более прозрачно и легко, когда любишь. Ученик может быть разный, но
любовь того, кто учит, может свернуть горы.
Другой немаловажный фактор, который нужно обязательно учитывать, это – никогда не
говорить родителям, что их ребенок плохой или еще что-нибудь в этом роде. Сначала
нужно рассказать об успехах их дитяти, пусть малюсеньких, но ими нужно гордиться, а уже
потом добавить ложку дегтя в горшок с медом. Я работала и с классом в
общеобразовательной школе, и индивидуально с одним учеником в музыкальной школе –
и везде старалась поступать именно так. Может я и не открою в этом Америки, но я опять
повторюсь – это личный опыт. А может и поможет какому-нибудь молодому педагогу эта
метода.
Сейчас перечитала все написанное – ужас как все нравоучительно и занудно, но
исправлять не хочу. Это мой первый литературный опыт, исключая сочинения в школьные
годы. Может эссе должны быть более возвышенными и красивыми.
Но, вернемся к нашим школьным делам. Большую часть своей жизни я проработала в
музыкальной школе, где на уроке я была один на один с учеником, учила детей играть на
фортепиано. Прекрасный инструмент фортепиано – король всех инструментов. Я люблю
этот инструмент, его удивительный звук, его потрясающие возможности. И как же трудно
привить такую же любовь ученику к этому крокодилу с черно-белыми зубами. Приходят
такие махонькие, с маленькими ручками, ножками, недостающими до пола, когда садятся
за инструмент. Они так боятся, так робко прикасаются к клавишам, а этот инструмент
любит сильных. И какое это счастье для меня, когда я вижу, что инструмент постепенно
становится послушным моему ученику. Как начинают петь эти упрямые клавиши. Как
горят от счастья глаза моих учеников после очередного успешного выступления. И как
бессильно опускаются руки от ошибок и неудач – это, к сожалению, бывает.
Но, помните в самом начале моего рассказа, волшебное слово ЛЮБОВЬ. Я люблю их,
моих учеников, их удачи и поражения, их упрямство, обиды, капризы. И я очень надеюсь,
что именно это помогает им.
А их родители, которым очень часто хотелось сказать, что их ребенок лентяй,
бездельник и вообще, зачем ему эта музыка, когда ему медведь на ухо наступил.
Родители, как правило, считают своих детей самыми умными и талантливыми. И я
стараюсь их в этом не разочаровывать. У меня нет неталантливых детей. Я всегда говорю
родителям моих учеников – их дети очень способные, талантливые, даже если у ребенка
идеосинкразия на ноты. Нужно поддерживать в ребенке уверенность в своих силах и в
этом мне должны помогать именно родители. Очень часто сами папы и мамы далеки от
музыки, а к классической музыке вообще относятся отрицательно. И вот как «заставить»
восхищаться первыми робкими попытками ребенка изобразить нечто напоминающее
музыкальное произведение? Ведь проходит время и уже не «Зайка», а «К Элизе», не
сонатинка, а концерт звучат в классе. И мы вместе с родителями и учеником растем и
учимся, и стараемся «восхищаться» этими победами.
Усмехнутся над моими словами многомудрые преподаватели высших и элитных
музыкальных школ. К сожалению, существует разница и очень большая между школой в
селе или в маленьком городке и школой в столице. Я всю жизнь работаю в простых
школах, с простыми детьми, которые и близко бы не прошли отбор в элитных школах по
своим данным. Но к искусству нужно приобщать всех, как бы избито это не звучало. И я
могу уверенно сказать – дети, занимающиеся в музыкальных школах, школах искусств,
художественных, хореографических школах, разительно отличаются от своих сверстников,
которые это не делают. Какая-то искра Божья в их глазах. Даже в самом глухом троечнике.
Потому, что он приобщился к Прекрасному, он слушает музыку, которая звучит из каждого
класса (пусть эту музыку и играют двумя пальцами его ровесники). Опять спорное
утверждение, согласна. «Собачий вальс» в исполнении ученика Васи рядом не стоял с
Патетической сонатой в исполнении Дениса Мацуева. Но ведь ребенок играет этот
«Собачий вальс» и счастлив от этого. Есть ИСКУССТВО и искусство. Но большое
начинается с малого.
На этой оптимистической ноте можно и закончить мои попытки поделиться своим «из
души». Я хочу сказать спасибо своей маме, что не пожалела времени и средств и отдала
меня учиться в музыкальную школу. И, фактически, определила мою дальнейшую судьбу,
сказав, что учить детей – это очень хорошая профессия. Благодарна моим учителям. Их
было много, они учили меня на протяжении долгого времени, отдавали мне все, что сами
знали без остатка. Я следую их примеру и учу детей с радостью и любовью.