Напоминание

"Я - учитель"

Автор: Архипова Светлана Евгеньевна

Должность: преподаватель по классу фортепиано

Учебное заведение: МБУ ДО "Мало-Шелемишевская ДШИ"

Населённый пункт: д. Шелемишевские хутора

Наименование материала: эссе

Тема: "Я - учитель"

Описание:

Личные наблюдения и опыт работы с детьми и их родителями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3264

Опубликовано 10.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Я УЧИТЕЛЬ Я учитель… Я учитель? Нет, нет – я ДРУГ и потом уже УЧИТЕЛЬ. Что, пафосно звучит? А вы представьте – мне 17 лет и через 15 минут начнется мой первый урок. Я еще учусь, но решилась на подработку к училищной стипендии. Меня переполняют чувства, я готова делиться с моими будущими учениками всем тем, что я узнала. У меня нет никакого педагогического опыта: методика, педагогика, психология – это все еще мне предстоит изучать. Но зато есть желание учить, отдавать. Надо честно сказать, что я не могу вспомнить свой первый урок. Есть только яркая картинка, как в открытое окно (класс находился на первом этаже) удирает мой ученик, семиклассник, с которым я не смогла справиться своими «педагогическими» силами и пришлось привлекать тяжелую артиллерию в лице завуча. Потом другая картинка – я что-то увлеченно объясняю своим ученикам и вдруг раздается странное хихиканье со всех сторон. «Что я смешного сказала?» - спрашиваю и слышу странные в данной ситуации слова – «Вы почему материтесь? !!!!! Оказывается, что слово «педагог», произнесенное в моей пламенной речи, воспринялось как очень неприличное ругательство, только в новом варианте. Да… вот такие первые мои уроки. Только спустя несколько лет я поняла, что именно те предметы, которые мы студенты, воспринимали как нудные и ненужные – оказались самыми необходимыми. Пусть и говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих, но я училась только на своих. Жизнь учителя, педагога – это тернистый путь, на котором, как я думаю, обучая других он учится сам. Я училась вместе со своими учениками. И благодарю Бога, что у меня самой были замечательные учителя, которые с большой радостью делились со мной своими знаниями, и, самое главное, опытом. И вот, по прошествии тридцати с хвостиком лет моей педагогической жизни, мне тоже хочется поделить своим опытом и наблюдениями. Это мое личное, может спорное в чем- то, но, можно сказать, выстраданное. Самое главное, что должен учитель – это ЛЮБИТЬ своих учеников. Именно с большой буквы. Иначе не хватит ни сил, ни нервов даже на один месяц работы с детьми. Все становится более прозрачно и легко, когда любишь. Ученик может быть разный, но любовь того, кто учит, может свернуть горы. Другой немаловажный фактор, который нужно обязательно учитывать, это – никогда не говорить родителям, что их ребенок плохой или еще что-нибудь в этом роде. Сначала нужно рассказать об успехах их дитяти, пусть малюсеньких, но ими нужно гордиться, а уже потом добавить ложку дегтя в горшок с медом. Я работала и с классом в общеобразовательной школе, и индивидуально с одним учеником в музыкальной школе – и везде старалась поступать именно так. Может я и не открою в этом Америки, но я опять повторюсь – это личный опыт. А может и поможет какому-нибудь молодому педагогу эта метода. Сейчас перечитала все написанное – ужас как все нравоучительно и занудно, но исправлять не хочу. Это мой первый литературный опыт, исключая сочинения в школьные годы. Может эссе должны быть более возвышенными и красивыми. Но, вернемся к нашим школьным делам. Большую часть своей жизни я проработала в музыкальной школе, где на уроке я была один на один с учеником, учила детей играть на
фортепиано. Прекрасный инструмент фортепиано – король всех инструментов. Я люблю этот инструмент, его удивительный звук, его потрясающие возможности. И как же трудно привить такую же любовь ученику к этому крокодилу с черно-белыми зубами. Приходят такие махонькие, с маленькими ручками, ножками, недостающими до пола, когда садятся за инструмент. Они так боятся, так робко прикасаются к клавишам, а этот инструмент любит сильных. И какое это счастье для меня, когда я вижу, что инструмент постепенно становится послушным моему ученику. Как начинают петь эти упрямые клавиши. Как горят от счастья глаза моих учеников после очередного успешного выступления. И как бессильно опускаются руки от ошибок и неудач – это, к сожалению, бывает. Но, помните в самом начале моего рассказа, волшебное слово ЛЮБОВЬ. Я люблю их, моих учеников, их удачи и поражения, их упрямство, обиды, капризы. И я очень надеюсь, что именно это помогает им. А их родители, которым очень часто хотелось сказать, что их ребенок лентяй, бездельник и вообще, зачем ему эта музыка, когда ему медведь на ухо наступил. Родители, как правило, считают своих детей самыми умными и талантливыми. И я стараюсь их в этом не разочаровывать. У меня нет неталантливых детей. Я всегда говорю родителям моих учеников – их дети очень способные, талантливые, даже если у ребенка идеосинкразия на ноты. Нужно поддерживать в ребенке уверенность в своих силах и в этом мне должны помогать именно родители. Очень часто сами папы и мамы далеки от музыки, а к классической музыке вообще относятся отрицательно. И вот как «заставить» восхищаться первыми робкими попытками ребенка изобразить нечто напоминающее музыкальное произведение? Ведь проходит время и уже не «Зайка», а «К Элизе», не сонатинка, а концерт звучат в классе. И мы вместе с родителями и учеником растем и учимся, и стараемся «восхищаться» этими победами. Усмехнутся над моими словами многомудрые преподаватели высших и элитных музыкальных школ. К сожалению, существует разница и очень большая между школой в селе или в маленьком городке и школой в столице. Я всю жизнь работаю в простых школах, с простыми детьми, которые и близко бы не прошли отбор в элитных школах по своим данным. Но к искусству нужно приобщать всех, как бы избито это не звучало. И я могу уверенно сказать – дети, занимающиеся в музыкальных школах, школах искусств, художественных, хореографических школах, разительно отличаются от своих сверстников, которые это не делают. Какая-то искра Божья в их глазах. Даже в самом глухом троечнике. Потому, что он приобщился к Прекрасному, он слушает музыку, которая звучит из каждого класса (пусть эту музыку и играют двумя пальцами его ровесники). Опять спорное утверждение, согласна. «Собачий вальс» в исполнении ученика Васи рядом не стоял с Патетической сонатой в исполнении Дениса Мацуева. Но ведь ребенок играет этот «Собачий вальс» и счастлив от этого. Есть ИСКУССТВО и искусство. Но большое начинается с малого. На этой оптимистической ноте можно и закончить мои попытки поделиться своим «из души». Я хочу сказать спасибо своей маме, что не пожалела времени и средств и отдала меня учиться в музыкальную школу. И, фактически, определила мою дальнейшую судьбу, сказав, что учить детей – это очень хорошая профессия. Благодарна моим учителям. Их было много, они учили меня на протяжении долгого времени, отдавали мне все, что сами знали без остатка. Я следую их примеру и учу детей с радостью и любовью.


Яндекс.Метрика