Напоминание

"Юные инспектора дорожного движения "Школа пешеходных наук"

Автор: Старицина Вероника Михайловна

Должность: старший воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"

Населённый пункт: город Нижневартовск

Наименование материала: программа дополнительного образования

Тема: "Юные инспектора дорожного движения "Школа пешеходных наук"

Описание:

Программа дополнительного образования детей "Юные инспектора дорожного движения "Школа пешеходных наук" направлена на формирование культуры общественного поведения в процессе овладения детьми навыками безопасного поведения на улицах города посредством проектной деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=330

Опубликовано 31.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

1
2
Содержание программы

№ п/п

Наименование

Страница
1. Пояснительная записка 3 2. Учебно-тематический план 8 3. Содержание 10 4. Методическое обеспечение 12 5. Литература 13 6. Приложение 14
3
1.

Пояснительная записка
Увеличение количества транспортных средств неизбежно вызывает интенсивность дорожного движения, вовлекает в процесс этого движения массу новых водителей, неискушенных в вопросах предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Процесс массовой автомобилизации, происходящий в нашей стране, характерен также неподготовленностью населения, особенно детей, к решению проблемы безопасного поведения на дорогах. Ежегодно тысячи и тысячи детей становятся жертвами дорожно- транспортных происшествий. Гибель по причине экстремальных ситуаций на дорогах значительно превосходит все другие источники опасности: на воде, на пожарах, в результате техногенных катастроф, природных стихийных бедствий. Поэтому в нашем ДОУ был создан кружок юных инспекторов дорожного движения «Школа пешеходных наук» для детей 6-7 лет. Знания детей будет устойчивыми, если теоретические знания будут закрепляться на практических занятиях, а потом обобщаться, расширяться на развлекательных мероприятиях типа «КВН», викторина и т.д. Все это возможно осуществить с помощью метода проектов - педагогического взаимодействия в совместной деятельности взрослых и детей, которое опирается на имеющийся у них опыт. Именно в форме проектной деятельности у детей формируются необходимые для жизни навыки безопасного поведения.
Цель программы:
формирование культуры общественного поведения в процессе овладения детьми навыками безопасного поведения на улицах города посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о безопасном поведении на улице, правилах дорожного движения, дорожных знаках. 2. Формировать умение детей ориентироваться в своем дворе, микрорайоне, находить более безопасный путь от дома до детского сада 3. Формировать представления о транспорте, видах транспорта, правилах поведения в транспорте. 4. Формировать у детей знания о профессиях водителя, сотрудника ГИБДД, кондуктора, регулировщика. Воспитывать уважение к труду взрослых. 5. Воспитывать у детей желание заботиться о своей безопасной жизнедеятельности, проявлять внимание и оказывать посильную помощь другим людям, оставшимся в непредвиденной ситуации на улице. 6. Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения. 7. Развитие значимых для данной деятельности личных качеств: самостоятельности в принятии правильных решений; убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
4 внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения. Программа юных инспекторов дорожного движения «школа пешеходных наук» построена на основных положениях программы Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических рекомендаций К.Ю.Белой «Как обеспечить безопасность дошкольников», Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице». Образовательный процесс по ПДД строится по следующим принципам: 1.
«Причина

- следствие

результат»
, который позволяет наглядно показать воспитанникам любую ситуацию на дороге, самостоятельно ее оценить и предотвратить. Результативность теоретической работы достигается через разнообразие видов деятельности, которые путем постепенной смены и усложнения способствуют получению глубоких знаний по ПДД и возможности применить их на практике 2.
Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение этих правил на дорогах гарантирует ГИБДД. 3.
Принцип преемственности
взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.
4.

Принцип систематичности и последовательности.
все занятия располагаются таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующие укреплялось последующем. При систематичном обучении последующее знания всегда опираются на предыдущие. Последовательность может определяться причинно- следственной связью элементов знания хронологией событий, переходом от менее сложного материала к более сложному.
5. Принцип наглядности предполагает использование в целях более
правильного глубокого понимания материала зрительных образов, слуховых, осязательных ощущений, что способствует всесторонности многоплановости восприятия. Программа рассчитана на 1 учебный год: 37 занятий для 15 детей подготовительных к школе групп. Занятия проводятся по средам 1 раз в неделю. Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников были разработаны критерии и дана характеристика уровней: познавательно - информационный, коммуникативный, практический. Мониторинг уровней сформированности знаний умений навыков правил дорожного движения у воспитанников осуществляется поэтапно и состоит из 3 этапов:
5 •Начальный • Промежуточный срез. • Итоговый срез.
Критерии

Показатели

Инструментарий /

методы / приёмы

Сроки

Познавательно - информационный
Сформированность навыков адекватного поведения детей дошкольного возраста в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей. Информированность о безопасности: расширение кругозора воспитанников; повышение социальной компетенции дошкольников и родителей Анкетирование, опрос, наблюдение. Сентябрь
Коммуникативный
Умение нравственно - ориентированного общения отношений к себе, к миру и другим людям, освоение основ правил безопасности и умения применять их на практике Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. Организация и проведение интегрированных занятий с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения, поведения на улице и в пассажирском транспорте. Январь
6
Практический
Овладение детьми и родителями основ безопасного поведения, чувств самосохранения и т.д. Умения применять знания в практической деятельности; включение ребенка в практическую деятельность (участие детей в соревнованиях, конкурсах и т.д.) Наблюдения, собеседование с детьми. Непосредственное участие детей и взрослых в практической деятельности Май
Характеристика уровней

Уровень

Общая характеристика

Достаточный
Знают все составляющие компоненты и правила ПДД, умеют применять их на практике, с желанием овладевают навыками правил безопасности и систематически применяют их в жизни, активно включаются с ребенком в практическую деятельность.
Средний
Частично знают компоненты и правила ПДД, умеют применять их на практике, в практическую деятельность включаются по просьбе ребенка или педагога.
Не

достаточный
Имеют не достаточное представление о компонентах и правилах ПДД, частично применяют их в жизни Мониторинг отслеживания уровня сформированности знаний и навыков безопасного поведения у воспитанников занимает особое место в программе и имеет свои особенности: - ребенок учится проводить диагностику сам, т.е. самодиагностика; - он соревнуется не с другими детьми, а только сам с собой; - процесс прохождения диагностики становится активным процессом самопознания, включающим элементы саморазвития.
Ожидаемый результат
Образовательный: o Овладение базовыми правилами поведения на дороге; o Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
7 o Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; o Развитие творческих способностей; o Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательный: o Формирование культуры поведения в транспорте, на улице; o Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Социальный o Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; o Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. Методика выявления представлений детей о правилах дорожного движения представлена в приложении.
8
2.

Учебно-тематический план

Месяц

Название

проекта



занятия

Тема, цель

Продолжи

тельность
сентябрь «Посвящение в юных инспекторов дорожного движения» 1 Как появились правила дорожного движения 30 минут 2 «Как рождаются опасные ситуации на дороге» 30 минут 3 «Мои координаты» 30 минут 4 «Посвящение в юных инспекторов дорожного движения» 30 минут октябрь «Мой микрорайон» 1 «Ребенок – пешеход» 30 минут 2 «Ребенок – водитель детских транспортных средств» (велосипед, снегокат, санки, самокат, ролики) 30 минут 3 «Безопасный маршрут» 30 минут 4 Театральная постановка «Берегись автомобиля» 30 минут ноябрь «Куда спешат машины» 1 «Пассажирский транспорт» 30 минут 2 «Грузовой транспорт» 30 минут 3 Ребенок – пассажир городского транспорта 30 минут 4 Викторина «Куда спешат машины» 30 минут декабрь «О чем говорят дорожные знаки» 1 «Запрещающие знаки» 30 минут 2 «Предупреждающи знаки» 30 минут 3 «Предписывающие знаки» 30 минут 4 Вечер вопросов и ответов «Соблюдай правила дорожного движения» 30 минут 5 КВН «Азбука дорожного движения» 30 минут январь «Куда ведет дорога?» 1 «Элементы дороги» 30 минут 2 «Пешеходные переходы» 30 минут 3 Вечер вопросов и ответов «Соблюдай правила дорожного
9 движения» февраль «Мой друг – светофор» 1 «Как появился светофор» 30 минут 2 «Сигналы светофора» 30 минут 3 «Сигналы регулировщика» 30 минут 4 Викторина «Красный, желтый, зеленый» 30 минут март «Опасный перекресток» 1 «Ребенок – пешеход» 30 минут 2 «Ребенок – водитель детских транспортных средств» (велосипед, снегокат, санки, самокат, ролики) 30 минут 3 «Как выбрать безопасный маршрут» 30 минут 4 Просмотр мультфильмов 30 минут апрель «Все профессии важны» 1 «Профессия – водитель» 30 минут 2 «Профессия – инспектор ГИБДД» 30 минут 3 «Профессия – доктор скорой медицинской помощи» 30 минут 4 «Профессия – спасатель» 30 минут 5 Выставка рисунков «Все профессии нужны – все профессии важны» 30 минут май «Скоро в школу» 1 Встреча с интересными людьми 30 минут 2 «Дорожная грамота» 30 минут 3 «Как выбрать безопасный маршрут» 30 минут 4 Развлечение «Добрый закон дороги» 30 минут Всего занятий 37
10
3.

Содержание программы
Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с раннего детства ребенок знакомится со сложной техникой, когда ребенок становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста. Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения? Можно проводить беседы, ставить спектакли, проводить викторины, применять иные формы обучения, но необходимо все это соединить в единую целостную систему обучения непрерывного обучения детей. Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания. Программа юных инспекторов дорожного движения «Светофорик» построена по принципу
нарастания объема изученного материала
. Это нарастание можно проследить в увеличении количества усвоенных дорожных знаков, дорожной разметки и т.д. Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения. Программа юных инспекторов дорожного движения включает в себя реализацию девяти проектов: 1.
«Посвящение в юных инспекторов дорожного движения».
В течение данного проекта дошкольники узнают, кто такие юные инспектора дорожного движения, изучают права и обязанности юных инспекторов. Ребята также узнают, откуда появились правила дорожного движения. В заключение дошкольников посвящают в юных инспекторов дорожного движения. Дети заучивают свой домашний адрес, ФИО родителей, телефон. 2.
«Мой микрорайон».
В течение данного проекта дошкольники узнают, что каждый ребенок является пешеходом, водитель детских транспортных средств и пассажиром. Соответственно дети изучают правила для пешеходов, водителей детских транспортных средств и пассажиров. Традиционно это происходит на теоретических занятиях. Закрепление происходит на практических занятиях. Знания детей становятся устойчивыми только после того, как они могут применять
11 знания в новой обстановке, например участие в театральной постановке для детей младшей группы. 3.
«Куда спешат машины».
Во время этого проекта дети изучают виды транспорта, его назначение. Дети постигают правила поведения в пассажирском транспорте. 4.
«О чем говорят дорожные знаки».
В течение данного проекта дети постигают азы дорожных знаков. 5.
«Куда ведет дорога?»
На протяжении этого проекта дети узнают, что такое дорога, тротуар, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, дорожная разметка. Изучают их назначение. 6.
«Мой друг – светофор».
На протяжении этого проекта дети получают обобщенные знания о том, как появились светофоры, что такое светофор, какими бывают светофоры. Назначение светофоров. 7.
«Опасный перекресток»
. На протяжении этого проекта дети узнают, что такое перекресток, какими бывают перекрестки. Назначение перекрестков. Изучают правила перемещения через перекрестки. 8.
«Все

профессии

важны»
. Во время этого проекта дети изучают профессии, которые помогают людям в экстренных ситуациях. Дети учатся набирать номера экстренных служб и связно выражать свои мысли человеку, находящемуся на другом конце провода. 9.
«Скоро в школу»
. В этом проекте дети примеряют на себя роль будущих первоклассников, учатся не только выбирать безопасный маршрут от дома до школы и обратно, но и учится его схематично изображать. Дети повторяют свой домашний адрес, ФИО родителей, телефон родителей, экстренных служб, разбор экстренных ситуаций, которые могут случиться с будущими первоклассниками.
12
4.

Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся с использованием методических, дидактических и технических средств: методические: комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями; комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», тесты по ПДД пассажиров, пешеходов; разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, экскурсий; дидактические: дорожные знаки (игровой материал – собери дорожный знак, какой знак лишний в логической цепочке, распределить по сериям); плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора»; фотоматериал «улицы нашего города», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»; стенд «дорожная разметка»; видеоматериалы; наборы тематических плакатов; настольные игры по ПДД. технические: мультимедийный проектор, магнитофон, диски; светофор, жезлы, жилеты, макеты.
Методы и приемы
В основном программа рассчитана на реализацию содержания такими методами как игровая и проектная деятельность. Кроме того, задави программы решаются с помощью таких приемов: практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовлении макетов); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, демонстрация видеоролика, обучающих мульфильмов, мультимедийной презентации); словесный (как ведущий, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
Формы деятельности:
1. Вечер вопросов и ответов. 2. Ситуационно-имитационное моделирование. 3. Решение проблемных ситуаций. 4. Уроки творчества (мы рисуем, конструируем). 5. Викторины, конкурсы, кроссворды. 6. Игра-драматизация. 7. Дидактические игры. 8. Проведение мероприятий инспектором ГИБДД.
13
Список литературы
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 2. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. 3. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 4. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. 5. История ГИБДД (ГАИ) России – СПБ.: ЛИКИ России. 2001. – 120 с. 6. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения. Астрахань, 2002 7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 25 с. 8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками /Текст/ Авт. Сост. М.С. Коган. – 2-е ид., стер. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. – 256 с. – (Сценарии игр и праздников). 9. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006. – 72 с. 10. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. и др. Безопасность ребенка в городе (для детей старшего дошкольного возраста). – М.: Изд. «Детство – пресс», 2001.
14
Методика выявления представлений детей о ПДД

Цель: Выявить знания по культуре поведения во дворе

Материал

Инструкция

Ожидаемый результат
Картинки: опасные и безопасные места для игры во дворе Назови место, где ты играешь с песком, машиной, катаешься на санках, ходишь на лыжах. Дошкольники имеют четкое представление об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипед (самокате, роликовых коньках), правильно вести себя по отношению к прохожим. У детей сформированы навыки, если ты потерялся на улице, то необходимо обратиться к женщине с ребенком, милиционеру, продавцу, которые помогут найти дом, зная ориентиры или адрес.
Цель: Выявить знания по культуре поведения при ходьбе по тротуару
Два конверта красного и зеленого цветов Разложи картинки по двум конвертам, в красный конверт- изображение опасных мест для игр детей, в зеленый конверт-безопасных мест для игр детей. Перечисли правила, которые должен соблюдать пешеход Ребята научились различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека, соблюдать меры предосторожности и при опасных ситуациях на пешеходной части тротуара, улицы или двора (если ведутся ремонтные работы, с крыш сбрасывают сосульки).
Цель: Выявить знания по культуре поведения при переходе проезжей части
Стрелки по направлениям движения, знаки «Пешеходный переход», игрушка- регулировщик с разными положениями правой руки, светофор, макет четырехстороннего перекрестка 1.Разложи стрелки, как ты будешь смотреть по сторонам при переходе улицы. 2.Расставь знаки по порядку для перехода проезжей части … 3.Работает светофор (транспортный и пешеходный), когда и на какой сигнал ты будешь переходить? 4.На перекрестке работает регулировщик, переведи безопасно для жизни матрешку через Дети усвоили правила дорожного движения: *переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; *не играть на дороге или около проезжей части; *переходить улицу только со взрослыми и по пешеходному переходу.
15 улицу.
Цель: Выявить знания по культуре поведения на автобусной остановке
Сюжетные картинки Должны ли родители держать тебя за руку в ожидании транспорта на остановке? Кто кому должен уступить место на скамейке в ожидании транспорта на остановке, в транспорте? У детей приобретен навык: на автобусной остановке нельзя выходить на проезжую часть, так как это опасно для жизни.
Цель: Выявить знания по культуре поведения в транспорте
Сюжетные картинки Перечисли правила поведения в транспорте Дети усвоили, что автобусе нужно разговаривать тихо, чтобы не мешать другим и не вставать ногами на сиденье. Ребята усвоили, что младшие должны уступить место на остановке и в автобусе пожилым людям, женщине с ребенком, инвалиду.
Цель: Выявить знания по культуре поведения при езде на велосипеде
Сюжетные картинки Расскажи, где можно ездить на велосипеде Все дети усвоили, что кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, правильно вести себя по отношению к прохожим.
Цель: Выявить знания детей о знаках дорожного движения:«Железнодорожный переезд со

шлагбаумом»,«Железнодорожный переезд без

шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено»
Дорожные знаки: целые, разрезанные на части Выполни задания: 1.Отгадай загадки. 2.Собери знаки, которые связаны с движением железнодорожного транспорта. 3.Разложи знаки, на которых изображены люди, и расскажи о них (информируют, предупреждают, предписывают, запрещают) Дошкольники усвоили основные правила дорожного движения: * переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; *не играть на дороге или около проезжей части; *переходить улицу только по пешеходному переходу; *при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины–направо. Ребята усвоили дорожные знаки: информирующие, предупреждающие, запрещающие.
16
Цель: Выявить знания детей о дорожных «ловушках»
Схемы дорожных «ловушек»: «обзор закрыт»; «внимание отвлечено»; «родители с детьми» Педагог показывает только первую часть – «кажется, не опасно» Докажи, что это опасная ситуация для пешехода при переходе проезжей части Ребята умеют доказать, что на картинке представлена опасная ситуация для пешехода при переходе проезжей части дороги. Дети усвоили устройство проезжей части, необходимые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Цель: Выявить знания детей о родителях
Педагог просит ребенка рассказать о родителях Дошкольники могут рассказать о своих родителях, назвать их фамилию, имя, отчество. Знают, где и кем они работают. Чем занимаются на работе.
Цель: Выявить знания детей о домашнем адресе
Как мне найти твой дом? На каком транспорте доехать? В каком микрорайоне ты живешь? Дети знают в каком микрорайоне они живут, домашний адрес, телефон. Называют номер проходящего мимо транспорта.
Цель: Выявить знания детей об экстренных службах «01», «02», «03»
Знаешь ли ты, что такое МЧС? В каком случае туда обращаться? Как туда позвонить? Дошкольники знают номера экстренных служб: «01», «02», «03»,знают, что такое МЧС, в каком случае туда можно обращаться, как туда можно позвонить.


Яндекс.Метрика