"Трудовое воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра"
Автор: Басос Галина Николаевна
Должность: инструктор по труду
Учебное заведение: МКУ СРЦН "Полярная звезда"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра"
Описание:
"Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов". А.С. Макаренко.
«Трудовое воспитание несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей в условиях социально-реабилитационного
центра» .
«Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в
воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных
элементов». А.С. Макаренко.
Трудовое воспитание детей, оставшихся без попечения родителей и
находящихся в нашем Центре, занимает одно из ведущих мест в
социализации воспитанников, способствует накоплению социального опыта.
Дети поступают в реабилитационный центр по многим причинам: трудная
жизненная ситуация, асоциальная жизнь родителей, отсутствие желания
учиться, склонность к бродяжничеству. У таких детей не развиты трудовые
навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Они привыкают, что за
них должны заботиться работники учреждений и окружающие их люди.
Труд для детей, является одним из главных факторов, определяющих
выбор профессии, а значит и своей судьбы. Не может состояться жизнь
человека без любимого дела, позволяющего обеспечить достойную жизнь.
Именно разнообразная трудовая деятельность в учреждении и за его
пределами позволяет выявить творческие способности ребенка,
сформировать устойчивый интерес к трудовой деятельности.
В трудовом воспитании детей, оставшихся без попечения родителей,
существуют трудности. И самой серьезной является низкая мотивация детей
к трудовой деятельности; некоторых воспитанников не удается привлечь к
труду, они безынициативны, ищут любые возможности уклониться от
трудовых поручений, у многих детей складывается представление о труде как
о некой повинности, нелегком бремени, нет личной заинтересованности,
сделать что-то своими руками.
Главной задачей деятельности инструктора по труду является: подготовить
воспитанников к самостоятельной жизни, привить трудовые умения и
навыки, необходимые в самостоятельной жизни вне Центра, развить их
творческий потенциал.
Работа инструктора по труду ведется по следующим направлениям:
- хозяйственно-бытовой труд
- художественное творчество
Инструктор по труду знакомит воспитанников с элементарными трудовыми
навыками, учит, как правильно пришивать пуговицу, стирать и утюжить свои
вещи, выполнять мелкий ремонт одежды и, безусловно, развивает
творческий потенциал воспитанников через декоративно-прикладное
творчество (аппликации, вышивку бисером, плетение бисером).
В работе с воспитанниками используются различные технологии — это
работа с тканью и бумагой, с бросовый материалом, выжигание,
бисероплетение, лоскутное шитье и т.д. Занятия художественным
творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они
способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими
руками.
Трудовое воспитание детей в реабилитационном Центре – составная часть
целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу
воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого
мышления, трудового сознания и активности, которые помогли бы им в
дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен Центра.
Проводятся серии воспитательных часов, конкурсы среди воспитанников,
выставки в Центре и за его пределами.
Проводя работу по трудовому воспитанию необходимо с каждым
воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь
творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодится в
жизни вне Центра. И от того, как будет построен процесс воспитания,
зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих
взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и
деятельности.