Танец имеют большое оздоровительное значение в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)
пр. Ленинградский, д.13, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730
тел.8(3499)52- 63-36, 52-08-88, факс 8(3499)52- 63-36
ОКПО 54107295, ОГРН 102 890 057 9971, ИНН 890 302 0387
КПП 890 301 001, E-mail: rosinkads@yandex
Официальный сайт: rosinka-nadym
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ТАНЕЦ И ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ»
Педагог дополнительного образования:
Ткаченко Н.Н.
г. Надым 2015г
В настоящее время значительно возросло количество детей со слабым здоровьем,
появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним
весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать очень
долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных -
малоподвижный образ жизни. Развитие двигательных функций ребенка -
сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным
созреванием центральной нервной системы, а с другой - многообразными
влияниями окружающей среды.
Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.
Стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его
жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных
законов развития движений, обусловленных развитием мозга. Развитие
двигательных функций происходит от проксимального к дистальному
направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии
тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей
(проксимодистальный закон развития). Например, контроль над положением и
движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев
рук. А так же, согласно казуарному закону развития, мозг начинает раньше
контролировать движения тех частей тела, которые ближе расположены к голове
человека. Например, легче управлять руками, чем ногами. Эти принципы прямо
влияют на методику работы с детьми по развитию движений. Известно, что если
у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то мелкая моторика в
отдельности не может быть достаточно сформирована. Например. Если во время
рисования или письма у ребенка напряжена шея и «Зажаты» плечи, работа кисти
рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда.
Значит, прежде чем улучшить качество результата через тренировку мелкой
моторики, необходимо «поработать» с крупной.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень
велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке
психического и речевого развития. Для того чтобы избежать этих негативных
явлений и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их
активному отдыху. Одной из форм активного отдыха является движение под
музыку – танец.
Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные
звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать
выраженные в ней чувства и настроения.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является
ритмичная музыка. Под ее влиянием активизиру
ются физиологические и
психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений,
расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и актив
ность
органов чувств, ускоряется расщепление гликогена.
Ритмичная музыка является могучим. воспитывающим и ор
ганизующим
средством, применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального
воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого
эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание
выражать музыку в движении.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и
тела
человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу».
.
Большое внимание музыкальной стимуляции физиче
ской и умственной
работоспособности человека уделял Аристотель. Он пришел к выводу, что
музыка решает в обществе
определенные задачи, она способна управлять
сознанием и
поведением людей, регулировать их умственную и физиче
скую
деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней,
формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и
идеалы.
В Китае, Индии, Египте и Древней Греции можно найти сведения об
использовании музыки в нормализации душев
ного состояния людей, то есть в
психотерапевтических, целях.
Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного
искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным
методом коррекции психического состояния детей дошкольного и школьного
возраста.
Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности
может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп
работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления,
ускорить протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач
урока возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую
музыку можно назвать функциональной.
В основе «благотворного влияния функциональной музыки на
деятельность занимающихся лежат два фактора: поло
жительная роль
оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать
ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно
повышать рит мические процессы организма, делая их более экономичны
ми в
энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и
оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и
перестраивают его нервный аппарат и психику.
Применение музыки в занятиях помогает бороться с монотонией,
способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный
характер движений (темп, ампли
туду, нужное напряжение мышц) и ускоряет
овладение техникой движений.
Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влия
ет на
работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку,
приобретают более яркую окраску и ока
зывают больший оздоровительный
эффект.
Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его,
занимающиеся не только разучивают движения, но и со
здают художественный
образ, а для этого нужно понимать
музыку и замысел автора, найти характер
движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на
исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать широко, как средство
художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или
озорные веселые пляски доставляют эс
тетическое наслаждение каждому
ребенку и являются
одним из любимых видов двигательной деятельности до
-
школьников и младших школьников. Танцевальные упражнения не требуют
специальных снарядов, длительной под?
готовки, определенной площадки, они
прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног,
туловища, умение, сочетать движения в различных плоскостях, с различной
амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную
целесообразность движений.
Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним
из наиболее
эффективных средств тренировки детского ор
ганизма, поэтому они
используются как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки,
снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и
координации движений. Танцевальные упражнения могут применяться в начале
занятий для общего разогревания организма и подготовки его к предстоящей
работе, а также
с лечебными целями. Танец является хорошим средством борьбы с
гиподинамией, оказывает благоприятное влияние на сердечнососудистую,
дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость
позвоночника, содействуя его подвижности. Увеличивают выносливость. По
данным исследователей, танцевальные упражнения способствуют
формированию правильной осанки красивой и легкой походки, плавности
грациозности и изяще
ства движений. С помощью танцевальных движений
можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и
пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.
Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощуще
ния от свободы,
легкости движений, от умения владеть
своими телом; его радуют точность и
красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.
Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический
потенциал и воздействует на занима
ющихся через все органы чувств, и
особенно — через нерв
ную систему. Отсюда появляются различные
направления танцевальной психотерапии, основная цель которой — при
нести
облегчение не только психическим больным, но и детям с неустойчивой
нервной системой, эмоционально перегруженным.
Танец может служить не только как средство психофизиологической
регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в
группе, проявления индиви
дуальности личности каждого ребенка,
самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств,
самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца сти
мулируют
творческий потенциал детей, способствуют кор
рекции системы отношений
личности.
Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение
и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а
также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей
дошкольного возраста.
Литература:
1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Москва 2001
2. Касицина М.А., Бородина И.К. Коррекционная ритмика. Москва
2007
3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес – данс. Детство-пресс,
С.-Петербург2007.