Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
«ОДОБРЕНА»
«УТВЕРЖДАЮ»
На заседании Директор МОУ ДОД ДДТ
Педагогического совета ______ Трифонова Л.А.
Протокол № _2_ от «_9_» _02. 2009 г. «_9_» _02. 2009 г
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«
Школа
Лидера»
Срок
реализации
программы
– 1
год
Возраст
обучающихся
– 14-17
лет
Разработчик – Титова А. С.
педагог дополнительного
образования
р.п. Усть-Донецкий
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2
1.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы
Цель программы
Задачи программы
Ожидаемые результаты
2.
Учебно-тематический план
3.
Содержание программы
4.
Методическое обеспечение программы
Методы, на которых базируется программа
Оборудование для занятий
Учебно-методическое обеспечение
5.
Список использованной литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная
развивающая
программа для школьников старшего подросткового и
раннего юношеского
возраста.
Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом.
Этот процесс необходимо организовать, учитывая
потребность подрастающего
поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на
процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей.
Именно в этом и заклю
чается
социально-образовательная
направленность
программы.
Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование
лидерских качеств, которые проявляются как средство
самоопределения личности,
самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция
может быть реализована более эффективно в том случае, если
старшеклассники
уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если
обеспечено развитие их лидерских качеств. В
этом возрасте наиболее ярко
выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в
мотивации к деятельности в
социально значимых делах.
Следствием этого
явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных
на
деятельность в общественных объединениях.
Основное достоинство программы «Школа Лидера» заключается в том, что
практическая составляющая программы реализуется в
деятельности детского
общественного объединения – районной детской организации «Росинка» Усть-
Донецкого района.
Данная комплексная
программа ориентирует подростков на ценности
профессионализма, творчества, социальной активности.
Программа предполагает
создание условий для расширения знаний
, нацелена на развитие
коммуникативных навыков,
навыков «представительства», повышения
психологической и эмоциональной устойчивости личности.
Программа
представляет собой, на мой
взгляд, систему оптимальных
4
методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников.
Цель программы:
обеспечить получение каждым подростком
определенного минимума знаний и умений лидерского профиля,
в области
деятельности
детских общественных объединений.
Задачи:
Выявление и развитие организаторских, творческих качеств
участников.
Формирование системы знаний и умений, составляющих основное
содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы,
типология, способы
деятельности).
Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и
коллективной деятельности.
Обучение подростков умениям и навыкам организаторской
деятельности, самоорганизации, формированию ответственности
за себя и других.
Развитие умений и навыков по подготовке и проведению
коллективно-творческих дел
.
Развитие культурного, коммуникативного потенциала
старшеклассников в
процессе участия в совместной общественно-
полезной деятельности.
Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих
норм
в условиях уважения к правам и свободам человека.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного
образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной
программы Дома детского творчества социально-педагогической
направленности.
Образовательная программа рассчитана на обучающихся
старшего
подросткового и раннего юношеского возраста -
14-17 лет.
Специальных
требований к знаниям при приеме в объединение нет.
Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очно-заочных занятий. С
5
сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся в состав
которых входит по 2-3 человека от каждой школы района. «Школа Лидера»
работает весь учебный год по 1 занятию в месяц продолжительность занятий 2
часа, таким образом, программа рассчитана на 9 занятий (18 часов).
Ожидаемые результаты:
>
Получение практических знаний по организации работы органов
самоуправления, методике коллективной творческой деятельности,
этике и
психологии общения, игровым и органи заторским технологиям.
>
Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских
умений, коллективной и руководящей деятельности.
>
Приобретение умений проведения анализа и выстраивания
перспективы собственной деятельности.
>
Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в
условиях уважения к правам и свободам человека.
В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации
программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения игры
каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Школа
Лидера».
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6
№ Тема раздела
Кол-
во
часов
Теоретические
занятия
Кол-
во
часов
Практические
занятия
Кол-
во
часов
1
Лидер
2
Основные
качества и
способности
лидера.
Ученическое
самоуправление
0,5
Знакомство с
группой и
программой.
Проработка
некоторых
лидерских
качеств.
1,5
2
Самовыражение
лидера
2
Приемы и
способы
самораскрытия;
самовыражения.
Правовые
основы
деятельности
ученического
самоуправления.
0,5
Обучение
приемам и
способам
самораскрытия.
Упражнения на
развитие
навыков
самовыражения.
Обучение
постановке
целей.
Отработка
навыков
преодоления
препятствий.
1,5
3
Поведение
лидера
2
Информации о
способах
уверенного
поведения.
Органы
самоуправления
и детские
общественные
организации:
различия и
возможности.
0,5
Закрепление
полученных
знаний с
помощью
игровых техник.
1,5
4
Общение
лидера
2
Проблемы
адекватности
восприятия
людьми друг
друга.
Модели
ученического
самоуправления.
0,5
Упражнения на
повышение
самооценки
обучающихся,
на
профилактику
агрессивных
проявлений.
1,5
7
5
Команда лидера
2
Беседа о
необходимости
работы в
команде.
Алгоритм
создания
команды.
Проектирование
системы
ученического
самоуправления.
0,5
Закрепление
полученных
знаний с
помощью
игровых техник.
1,5
6
Команда лидера
- 2
2
Информирование
подростков о
различных
стилях
лидерства.
Выборные
технологии
формирования
органов
ученического
самоуправления.
0,5
Упражнения на
получения
опыта принятия
важных для
группы людей
решений.
1,5
7
Лидер ли я
в группе?
2
Рассмотрение
видов лидеров,
собственных
позиций
поведения в
процессе
совместной
деятельности.
Организация
деятельности
органов
ученического
самоуправления.
0,5
Групповая
работа
посредством
игровых
методов и арт-
терапевтических
методов.
1,5
8
Игровая
диагностика,
направленная
на выявление
лидеров в
группе
2
Рассмотрение
игровых методов
диагностики
лидеров.
0,5
Проигрывание
игровых
методов в
группе.
1,5
9
Подведение
итогов
2
Упражнения на
практическое
применение
лидерских
2
8
навыков
ИТОГО:
18
4
14
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9
Занятие 1: «Лидер». С
оздание условий для развития лидерского
потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.
Занятие 2: «Самовыражение лидера». Ф
ормирование и развитие
лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с
правовыми основами деятельности ученического самоуправления.
Занятие 3: «Поведение лидера».
Развитие навыков уверенного
поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов
самоуправления и детских общественных организаций.
Занятие 4: «Общение лидера». О знакомление подростков с приёмами
конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического
самоуправления.
Занятие 5: «Команда лидера» О знакомление участников с алгоритмом
создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Занятие 6: «Команда лидера -2»
Получение подростками опыта
принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского
поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов
ученического самоуправления.
Занятие 7: «Лидер ли я в группе?»
Развитие навыков группового
взаимодействия, в частности, осознание участниками собственной позиции в
группе. Ознакомление с организацией деятельности органов ученического
самоуправления.
Занятие 8: «Игровая диагностика, направленная на выявление
лидеров в группе». О
знакомление с игровыми методами и способами
выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.
Занятие 9:
Подведение итогов реализации программы. Упражнения на
практическое применение лидерских навыков. Деловая игра.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
10
Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными
формами, широко применяются методики тренинга и ролевых игр, а также
дискуссионные формы. Одной из форм работы является методический анализ:
обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы,
примененных при проведении занятий. Разработка одного из занятий
представлена в приложении 1.
Оборудование для занятий в кабинете:
учительский стол, ученические
столы, стулья, доска магнитная маркерная, стенды.
Учебно-методическое обеспечение:
плакаты, дидактические материалы
по основам детского самоуправления
и лидерству , журналы «Внешкольник»,
«Воспитание школьника», сборники материалов работы социально-
педагогической службы всероссийского детского центра «Орлёнок», сборники из
серии «В помощь школьному психологу».
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются
наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.
Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот
для записей.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
11
1.
Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
2.
Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей
редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической
службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
3.
Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
4.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
5.
Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические
основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. –
СПб.: Речь, 2004.
6.
Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
7.
Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
8.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию.
Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
9.
Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
10.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
11.
Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей
редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической
службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
12.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
13.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ.
психол. факультетов университетов. - М., 2003.
14.
Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
15.
Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
16.
Рогаткин Д.В.
Школьное ученическое самоуправление. Учебник. –
Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
17.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании
ТТ.1,2. - М.,1999.
18.
Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
12
19.
Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
20.
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в
общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
21.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост.
Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
22.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. –
М.: Генезис, 2003г.
23.
Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-
сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
24.
Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
25.
Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-
сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.
13