Напоминание

"Школа Лидера"

Автор: Титова Анна Сергеевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДО ДДТ

Населённый пункт: п. Усть-Донецкий Ростовской области

Наименование материала: программа дополнительного образования

Тема: "Школа Лидера"

Описание:

программа дополнительного образования социально-педагогической направленности

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3392

Опубликовано 23.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «ОДОБРЕНА» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании Директор МОУ ДОД ДДТ

Педагогического совета
______ Трифонова Л.А. Протокол № _2_ от «_9_» _02. 2009 г. «_9_» _02. 2009 г ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«
Школа

Лидера»

Срок



реализации

программы

– 1

год

Возраст

обучающихся

– 14-17

лет
Разработчик – Титова А. С. педагог дополнительного образования р.п. Усть-Донецкий 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
2
1. Пояснительная записка  Актуальность данной программы  Цель программы  Задачи программы  Ожидаемые результаты 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Методическое обеспечение программы  Методы, на которых базируется программа  Оборудование для занятий  Учебно-методическое обеспечение 5. Список использованной литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в образовательных услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заклю чается социально-образовательная направленность программы. Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях. Основное достоинство программы «Школа Лидера» заключается в том, что практическая составляющая программы реализуется в деятельности детского общественного объединения – районной детской организации «Росинка» Усть- Донецкого района. Данная комплексная программа ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний , нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. Программа представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных 4
методик и технологий формирования лидерских качеств старшеклассников.
Цель программы:
обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.
Задачи:
 Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.  Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятие, стили, принципы, типология, способы деятельности).  Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.  Обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.  Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел .  Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно- полезной деятельности.  Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека. Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы Дома детского творчества социально-педагогической направленности. Образовательная программа рассчитана на обучающихся старшего подросткового и раннего юношеского возраста -
14-17 лет.
Специальных требований к знаниям при приеме в объединение нет. Работа «Школы Лидера» планируется в режиме очно-заочных занятий. С 5
сентября каждого года предполагается набор группы обучающихся в состав которых входит по 2-3 человека от каждой школы района. «Школа Лидера» работает весь учебный год по 1 занятию в месяц продолжительность занятий 2 часа, таким образом, программа рассчитана на 9 занятий (18 часов).
Ожидаемые результаты:
> Получение практических знаний по организации работы органов самоуправления, методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, игровым и органи заторским технологиям. > Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности. > Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности. > Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека. В конце учебного года предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Школа Лидера».
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6

№ Тема раздела

Кол-

во

часов

Теоретические

занятия

Кол-

во

часов

Практические

занятия

Кол-

во

часов
1 Лидер 2 Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление 0,5 Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств. 1,5 2 Самовыражение лидера 2 Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления. 0,5 Обучение приемам и способам самораскрытия. Упражнения на развитие навыков самовыражения. Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. 1,5 3 Поведение лидера 2 Информации о способах уверенного поведения. Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. 0,5 Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. 1,5 4 Общение лидера 2 Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. Модели ученического самоуправления. 0,5 Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. 1,5 7
5 Команда лидера 2 Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления. 0,5 Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. 1,5 6 Команда лидера - 2 2 Информирование подростков о различных стилях лидерства. Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. 0,5 Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. 1,5 7 Лидер ли я в группе? 2 Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. Организация деятельности органов ученического самоуправления. 0,5 Групповая работа посредством игровых методов и арт- терапевтических методов. 1,5 8 Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе 2 Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. 0,5 Проигрывание игровых методов в группе. 1,5 9 Подведение итогов 2 Упражнения на практическое применение лидерских 2 8
навыков
ИТОГО:
18 4 14
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9

Занятие 1: «Лидер». С
оздание условий для развития лидерского потенциала. Ознакомление с понятием: ученическое самоуправление.
Занятие 2: «Самовыражение лидера». Ф
ормирование и развитие лидерских и конкурентоспособных качеств личности. Ознакомление с правовыми основами деятельности ученического самоуправления.
Занятие 3: «Поведение лидера».
Развитие навыков уверенного поведения. Ознакомление с различиями и возможностями органов самоуправления и детских общественных организаций.
Занятие 4: «Общение лидера». О
знакомление подростков с приёмами конструктивного, бесконфликтного общения, с моделями ученического самоуправления.
Занятие 5: «Команда лидера» О
знакомление участников с алгоритмом создания команды. Проектирование системы ученического самоуправления.
Занятие 6: «Команда лидера -2»
Получение подростками опыта принятия важных для группы людей решений (как элемента лидерского поведения). Ознакомление с выборными технологиями формирования органов ученического самоуправления.
Занятие 7: «Лидер ли я в группе?»
Развитие навыков группового взаимодействия, в частности, осознание участниками собственной позиции в группе. Ознакомление с организацией деятельности органов ученического самоуправления.
Занятие 8: «Игровая диагностика, направленная на выявление

лидеров в группе». О
знакомление с игровыми методами и способами выявления лидеров, генераторов идей и исполнителей.
Занятие 9:
Подведение итогов реализации программы. Упражнения на практическое применение лидерских навыков. Деловая игра.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
10
Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, широко применяются методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы является методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий. Разработка одного из занятий представлена в приложении 1.
Оборудование для занятий в кабинете:
учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная маркерная, стенды.
Учебно-методическое обеспечение:
плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству , журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники материалов работы социально- педагогической службы всероссийского детского центра «Орлёнок», сборники из серии «В помощь школьному психологу». Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
11
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000. 2. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.; 3. Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999. 4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002. 5. Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. 6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. 7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003. 9. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000 10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002. 11. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.; 12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. 13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003. 14. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002 15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996. 16. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002. 17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999. 18. Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005. 12
19. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004 20. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003. 21. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009. 22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г. 23. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.- сост. – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004. 24. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999. 25. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.- сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008. 13


Яндекс.Метрика