РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА"
Автор: Останина Надежда Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа"
Населённый пункт: г.Мегион, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА"
Описание:
Теоретическая деятельность обучающихся Детской художественной школы на занятиях учебного предмета "Компьютерная графика" связана со знаниями изобразительного искусства (основные законы, правила и средства композиции) и информатики (общие принципы работы компьютера, работа с прикладными программами).
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Н.Ю. Останина,
МБОУ ДОД «Детская художественная школа»
г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий
(трехмерность, анимация, видео, имитация традиционных изобразительных
техник) позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-
развивающую среду для творчества и самопознания обучающихся [1].
Развивая
различные виды восприятия, различные виды памяти и интеллектуального
мышления, ученик активно включается в процесс формирования своего
мировоззрения [3]. С помощью различных инструментов создается иллюзия
объема, как на живописной картине, с применением светотени, блика, света и
тени, за счет цветовых и световых контрастов. Ученик может представить и
воспроизвести любой предмет трехмерно, располагая его в пространстве.
Теоретическая деятельность обучающихся Детской художественной
школы на занятиях учебного предмета «Компьютерная графика» связана со
знаниями изобразительного искусства (основные законы, правила и средства
композиции) и информатики
(общие принципы работы компьютера, работа с
прикладными программами). Практическая часть учебной программы строится
на цикле творческих работ, предполагающих использование проблемных
заданий, и основывается на параллельном изучении основ композиционного
построения произведений, цветового языка живописи и инструментальных
средств графических редакторов. Современные компьютерные программы
позволяют создавать графические образы с использованием выразительной
линии, формы, объёма, цвета. Они предоставляют ученикам возможность
экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать
разнообразные виды визуальной информации,
сознательное освоение
художественно-образных закономерностей графического искусства и новых
технологий (применение различных фильтров, использование слоев, создание
различных материалов: дерево, камень, стекло, вода и т.д.).
С помощью
графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные
многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в
рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных
композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения
операций создания элементарных форм – эллипсов, прямоугольников,
треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других
средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание
достаточно сложных изобразительных композиций детьми [5].
Учебный предмет «Компьютерная графика» реализует межпредметные
связи. Для успешного выполнения практических работ, обучающиеся должны
знать основы цветоведения, композиции, законы линейной и воздушной
перспективы (изобразительное искусство); технологию изготовления простых
деталей (технология); геометрические фигуры и тела (геометрия), особенности
восприятия и преобразования цветов (физика), возникновение и развитие
книгопечатания, влияние этого процесса на становление требований к
оформлению книжной продукции, причины различий в размерах кегля шрифтов
(история). В рамках программы изучаются как общие понятия компьютерной
графики и формы представления графической информации, так и особенности
работы с изображениями с помощью конкретного инструмента обработки
растровой графики на примере использования графического редактора Adobe
Photoshop. Цель программы: создание условий для обучающихся, при которых
они смогут создавать иллюстрации различного уровня сложности,
редактировать изображения.
Обучение компьютерной графике способствует эстетическому
воспитанию и творческому самовыражению обучающихся.
Обучающиеся нашей художественной школы на занятиях по учебному
предмету «Компьютерная графика» выполняют проекты, которые создаются как
в группах, так и индивидуально.
Результатом нашей работы стало ежегодное участие в Международном
молодежном архитектурно-художественном фестивале «Золотая АрхИдея» в
номинации «Архитектурная компьютерная графика» (г.Тюмень), участие в
дистанционных Международных и Всероссийских конкурсах в номинации
«Компьютерная графика» (г.Новосибирск, г.Магнитогорск, г.Оренбург), а также
участие в городских выставках по компьютерной графике «Фантастический»,
«Город будущего». В этом году мы с обучающимися выполнили коллажи на
тему «Русские писатели-классики» в программе
Adobe
Photoshop. Данный
проект был
приурочен к Году литературы
и оформил интерьер городской
библиотеки. И конечно, работы детей участвуют в школьных выставках и
конкурсах.
Компьютерное искусство стало существенной реалией жизни человека.
Мы все сталкиваемся с его произведениями практически в любой сфере
деятельности. Современный ребенок обречен на их эстетическое,
семантическое, смысловое освоение. Задача воспитания – оптимизировать это
освоение в управляемом педагогическом процессе в целях гармонического
развития творческой личности [2].
Дать импульс к новому виду творчества, вызвать интерес к искусству
сегодняшнего дня, потребность не только заниматься им, но и понимать его,
осознавать эстетические законы – вот главная цель преподавателя на подобных
занятиях [4].
Важнейшая задача системы эстетического воспитания в том, чтобы
сформировать эстетическую культуру личности, адекватную реалиям и вызовам
современного информационного общества [6]. Новые информационные
технологии не заменяют и не подменяют творческий процесс создания
произведения искусства, но не являются безразличными к нему, открывая новые
возможности, предлагая новые задачи, определяя новые закономерности
построения художественного образа [3].
Список источников:
1. Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и
Интернет-технологии, 2004 и 2005г., ВОИПКиПРО.
2.
Информатика. 8 класс. Формирование компьютерных компетенций:
практические работы / авт.-сост. Ю. И. Калашников, Е.Ю. Чурюмова. –
Волгоград: Учитель, 2007. – 124с.
3. Концевой М.П. Дети в Интернете (детское изобразительное творчество в
Киберпространстве) // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа - 1999. -
№ 1. - С.85-87.
4. Макарова Н.В. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс, СПб: Питер, 2007.
5.
Останина Н.Ю.
videouroki/filecom.php?fileid=98703358 Добавлен:
12.02.2015.
6. Титаренко С. А. Эстетическое воспитание средствами компьютерной графики
// III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные
технологии в образовании» (дата публикации 16.12.2011).