Напоминание

"Дыхание – основа вокально – хоровой техники".

Автор: Зотова Виолетта Станиславовна

Должность: зам.директора по УВР

Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования " Центр детского творчества Кировского района Волгограда"

Населённый пункт: г.Волгоград

Наименование материала: конспект занятия

Тема: "Дыхание – основа вокально – хоровой техники".

Описание:

Конспект занятия по формированию у учащихся 7-10 лет навыков певческого дыхания.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3478

Опубликовано 29.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Конспект учебного занятия
Предмет: вокал. Возраст: 11-14 лет. Тема учебного занятия: «Дыхание – основа вокально – хоровой техники». Цель: формирование навыков певческого дыхания. Задачи: - способствовать накоплению вокально – хоровых умений и навыков; - способствовать развитию у учащихся певческого дыхания; - способствовать овладению навыками тренировки певческого дыхания; - способствовать развитию музыкального восприятия, выразительного исполнения.
Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1
Организационный момент

Цель:
подготовить учащихся к сознательному усвоению материала.
Задачи для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу; - ознакомить учащихся с темой занятия.
Задачи для обучающихся:
- сформулировать цель занятия.
Методы:
словесный, наглядный.
Оборудование:
доска, рисунки с изображением розы и кактуса, стикеры с надписями характеристик голоса. Приветствие: - Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы продолжим работу над правильным, грамотным пением, постановкой голоса. Как вы думаете, что нужно певцу, чтобы его голос был красивым и чтобы зрители с удовольствием его слушали? А красивый голос - это какой голос? Давайте поиграем в игру «Хороший или плохой голос». (На доске прикреплены два рисунка. На одном – роза, на втором- кактус. Педагог называет характеристики красивого и некрасивого голоса, которые написаны на стикерах. Дети вместе с педагогом приклеивают стикеры к одному из рисунков в зависимости от характеристики голоса) Что на ваш взгляд является самым важным в пении? Правильно ребята! Чтобы ваши голоса были красивыми вам нужно научиться правильному дыханию при пении. Тема нашего занятия «Дыхание – основа вокально – хоровой техники». Ответы обучающихся: нужно заниматься, тренироваться. Обучающиеся дают произвольные характеристики красивого голоса. Игра «Хороший - плохой голос» Ответы обучающихся -чистая интонация, дикция, дыхание.
2
Подготовительный

Цель:
подготовить голосовой аппарат к пению.
Задачи для педагога:
- познакомить обучающихся с особенностями постановки певческого дыхания;
-
способствовать развитию у обучающихся вокально-хоровых навыков.
Задачи для обучающихся:
- овладеть навыками подготовки голосового аппарата к пению; - научиться работать в коллективе.
Методы:
словесный, наглядный
Оборудование:
доска, табличка с термином. -Как вы думаете из чего состоит наше дыхание? -Правильно, дыхание состоит из вдоха и выдоха. -В повседневной жизни, в разговорной речи мы не задумываемся о том, как мы дышим. Но при пении без правильного дыхания нам никак не обойтись. -Сегодня мы с вами поработаем над постановкой
певческого

дыхания.
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «певческое дыхание») -А начнём мы с небольшой разминки, которая поможет нам подготовить голосовой аппарат к работе. (Педагог предлагает комплекс динамических дыхательных упражнений, способствующих энергичной стимуляции голосовых связок и подготовке их к пению по методу А.Н.Стрельниковой.) Ответы обучающихся: - из вдоха и выдоха. Дети выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики: -«Болванчик» -«Ушки» -«Ладошки» -«Кошечка» 3
Основной

Цель:
формирование навыков певческого дыхания.
Задачи для педагога:
-способствовать развитию у обучающихся певческого дыхания;
-
способствовать накоплению вокально- хоровых навыков; - способствовать развитию музыкального восприятия.
Задачи для обучающихся:
- знать правила певческой установки; - понять работу диафрагмы; - овладеть навыками тренировки певческого дыхания; - научиться выразительному исполнению.
Методы:
словесный, наглядный. Нам необходимо научиться правильной естественной
певческой

установке:
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «певческая установка») - встаньте прямо, корпус и голову не напрягайте - плечи расправлены - руки свободно опущены - сохраняйте ощущение внутренней и внешней подтянутости. Положите ладони на ребра с обеих сторон. Вообразите, что вы нюхаете цветок. Неторопливо вдыхайте через нос его аромат — ребра грудной клетки раздвигаются (ваши ладони это почувствуют). А теперь выдохните — ребра опускаются под вашими ладонями. Контролируйте себя, старайтесь вдыхать неглубоко, не перебирайте воздуха. Попробуем ещё раз. -Воздух, который вы вдохнули, поможет получить красивый звук при пении. Обучающиеся выполняют задание Обучающиеся выполняют упражнение «Аромат цветка»

Оборудование:
доска, таблички с терминами, фортепиано, магнитофон, музыкальный материал. -Положите ладонь на живот, туда, где заканчиваются реберные кости. Здесь находится
диафрагма
. (Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «
диафрагма
») -Диафрагма очень важна для образования голоса, так как именно она занята таким важным делом, как проталкивание воздуха через ваши горло и губы . Только при помощи диафрагмы можно получить приятный голос, который будет разноситься на большое расстояние. Чтобы понять, как работает наша диафрагма, выполним несложные упражнения. -Вообразите, что перед вами огромная свеча с ярким пламенем. Неторопливо, ровно задувайте «пламя», не для того, чтобы потушить, а только чтобы отклонить его и держать в таком положении как можно дольше. Ладонью вы почувствуете работу диафрагмы и нижнебрюшных мышц. Диафрагма проталкивает воздух медленно, экономно. -Теперь сделайте вдох, задержите на мгновение дыхание, затем энергично дуньте «на свечу». Не потухло? Попробуем ещё раз. Что чувствует ваша ладонь? Правильно. Активную работу диафрагмы и брюшных мышц. Воздух выталкивается с силой. -Представьте, что перед вами именинный торт с пятью свечами. Погасите каждую свечу отдельно. Вы должны вдыхать столько же воздуха, что и раньше. Что чувствует ваша ладонь при выдохе? Сокращения диафрагмы стали размеренные, прерывистые, энергичные. -В вокальном исполнительстве очень важно уметь петь на одном дыхании длинные
музыкальные фразы
. (Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «Музыкальная фраза».) -Музыкальная фраза – это отдельная часть мелодии, которая звучит закончено. Чтобы спеть длинную музыкальную фразу, как должна диафрагма Обучающиеся выполняют упражнения на дыхание «Игра со свечой» Ответы детей Ответы детей
проталкивать воздух? -Попробуем выполнить упражнения со звуком на длинную фразу. -Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч. Когда вы его сожмете, из него со свистом выйдет воздух. «Сжимайте мяч» ладонями и имитируйте звук выходящего воздуха: [ссссс...] Руки должны сближаться медленно, как бы ощущая сопротивление «мяча». Руки сходятся все ближе и ближе, выдавливая из «мяча» остатки воздуха. Наконец, они сходятся вместе, и из «мяча» с силой выбрасывается неиспользованный воздух. -Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль туловища. Выдыхая, изображайте различные звуки природы: свист ветра — [сссссссссс…], шум леса — [шшшшшшш...], жужжание шмеля — [жьжьжьжьжь...]. Выполняйте упражнение вдумчиво и легко, чтобы воздух на этих звуках выходил из вашей груди беспрепятственно. (На доске написаны гласные буквы: у, о, а, э, и, ы. Педагог показывает обучающимся рукой, какой звук необходимо исполнять в ходе упражнения) -Слитно тяните гласный: ууууу... на определённой музыкальной высоте («ми» или «фа») Поём не громко, без усилия, губы сложены «хоботком». А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо... А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа... Затем с гласным [э]: ууэуузууэууэууэ... Потом с [и]: ууиууиуиууиууи... И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы… А теперь спойте одну непрерывную линию всех гласных: ууоууаууэууиууы. Слушайте себя, свой голос, контролируйте расход воздуха, старайтесь петь плавно, мягко, красиво. -Молодцы. Получилась длинная музыкальная фраза. - Вспомним нашу попевку «Гули мои, гули…». Исполним её на Ответы обучающихся: Обучающиеся выполняют упражнения со звуками: - «Проколотый мяч» - «3вуки природы» - «Гудок» Обучающиеся запоминают звукоряд гласных: - у, о, а, э, и, ы Обучающиеся выполняют упражнение на певческое дыхание, контролируя качество звука. Обучающиеся исполняют попевку «Гули мои, гули…», используя
правильном певческом дыхании, как единую музыкальную фразу. Старайтесь петь выразительно, в характере «колыбельной» - нежно, певуче. Слушайте себя в ансамбле. экономное расходование дыхания, а также выразительность музыкальной фразы. 4
Закрепление учебного материала

Цель:
помочь обучающимся применить полученные знания на практике.
Задачи для педагога:
- закрепить навыки применения комплекса упражнений; - способствовать развитию выразительного исполнения; - оценить полученные знания на практике.
Задачи для обучающихся:
- запомнить упражнения техники певческого дыхания.
Методы:
словесный, наглядный.
Оборудование:
доска, таблички с терминами, фортепиано, магнитофон, музыкальный материал. - Хорошо, а теперь применим наши знания о певческом дыхании при исполнении песни «Шире круг». -Вспомним слова первого куплета. Проговорите текст, разделяя его на музыкальные фразы. -Где необходимо брать дыхание? -Как расходуем воздух при исполнении каждой фразы? - Спойте куплет выразительно, используя певческое дыхание. -Хорошо, а теперь также споём второй куплет. - Молодцы. Давайте вспомним, с какими новыми понятиями вы познакомились? (Педагог обращает внимание обучающихся на таблички с терминами, прикрепленными на доске. ) -Покажите правильную певческую установку - стоя -сидя Обучающиеся проговаривают текст куплета песни по музыкальным фразам. Обучающиеся отвечают: -дыхание берём перед началом фразы - экономно, медленно. Обучающиеся исполняют под музыку 1 куплет песни «Шире круг». Обучающиеся исполняют под музыку 2 куплет песни «Шире круг». Обучающиеся отвечают: - певческое дыхание - певческая установка - музыкальная фраза - диафрагма Обучающиеся выполняют задание
-Где находится диафрагма? - Покажите, как работает диафрагма во время пения продолжительной музыкальной фразы. -Упражнения на развитие певческого дыхания помогут вам сделать ваш голос красивым, полётным. Ответы учащихся Учащиеся выполняют задание 5
Заключительная часть

Цель:
оценка знаний, полученных обучающимися.
Задачи для педагога:
-настроить обучающихся на самостоятельное применение упражнений; - разъяснить обучающимся о необходимости соблюдения гигиенических правил, относящихся к голосу.
Задачи для обучающихся:

-
понять важность упражнений в развитии вокально-технических навыках;
-
понять важность соблюдения гигиены голоса.
Методы:
словесный. - Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы познакомились с новыми понятиями, научились выполнять дыхательные упражнения, знаете, как работает диафрагма, старались петь музыкальные фразы выразительно и напевно. - Ребята, чтобы голос звучал красиво и свободно, необходима тренировка. Очень важно каждое занятие начинать с дыхательных упражнений. Вы можете попробовать выполнить некоторые упражнения дома, но ни в коем случае не на улице зимой. -Почему нельзя на улице в морозную или холодную погоду заниматься дыхательной гимнастикой, а тем более петь? - Берегите свой голос, заботьтесь о нём, в холодную погоду старайтесь дышать носом, закрывайте горло от ветра и мороза. -Ваш голос – это ваш волшебный инструмент, который будет дарить радость вам, вашим родным и друзьям. Занятие окончено. До свидания. Ответы учащихся: - холодный воздух плохо влияет на голосовые связки - переохлаждение ведёт к болезням - к потере голоса Учащиеся прощаются с педагогом.


Яндекс.Метрика