Конспект учебного занятия
Предмет: вокал.
Возраст: 11-14 лет.
Тема учебного занятия: «Дыхание – основа вокально – хоровой техники».
Цель: формирование навыков певческого дыхания.
Задачи: - способствовать накоплению вокально – хоровых умений и навыков;
- способствовать развитию у учащихся певческого дыхания;
- способствовать овладению навыками тренировки певческого дыхания;
- способствовать развитию музыкального восприятия, выразительного исполнения.
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1
Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к
сознательному усвоению материала.
Задачи для педагога:
- создать благоприятную
психологическую атмосферу;
- ознакомить учащихся с темой занятия.
Задачи для обучающихся:
- сформулировать цель занятия.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: доска, рисунки с
изображением розы и кактуса, стикеры с
надписями характеристик голоса.
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы продолжим работу
над правильным, грамотным пением, постановкой голоса. Как вы
думаете, что нужно певцу, чтобы его голос был красивым и чтобы
зрители с удовольствием его слушали?
А красивый голос - это какой голос?
Давайте поиграем в игру «Хороший или плохой голос».
(На доске прикреплены два рисунка. На одном – роза, на втором-
кактус. Педагог называет характеристики красивого и некрасивого
голоса, которые написаны на стикерах. Дети вместе с педагогом
приклеивают стикеры к одному из рисунков в зависимости от
характеристики голоса)
Что на ваш взгляд является самым важным в пении?
Правильно ребята!
Чтобы ваши голоса были красивыми вам нужно научиться
правильному дыханию при пении.
Тема нашего занятия «Дыхание – основа вокально – хоровой
техники».
Ответы обучающихся:
нужно заниматься, тренироваться.
Обучающиеся дают произвольные
характеристики красивого голоса.
Игра «Хороший - плохой голос»
Ответы обучающихся
-чистая интонация, дикция,
дыхание.
2
Подготовительный
Цель: подготовить голосовой аппарат к
пению.
Задачи для педагога:
- познакомить обучающихся с
особенностями постановки певческого
дыхания;
- способствовать развитию у
обучающихся вокально-хоровых
навыков.
Задачи для обучающихся:
- овладеть навыками подготовки
голосового аппарата к пению;
- научиться работать в коллективе.
Методы: словесный, наглядный
Оборудование: доска, табличка с
термином.
-Как вы думаете из чего состоит наше дыхание?
-Правильно, дыхание состоит из вдоха и выдоха.
-В повседневной жизни, в разговорной речи мы не задумываемся о
том, как мы дышим. Но при пении без правильного дыхания нам
никак не обойтись.
-Сегодня мы с вами поработаем над постановкой
певческого
дыхания.
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «певческое
дыхание»)
-А начнём мы с небольшой разминки, которая поможет нам
подготовить голосовой аппарат к работе.
(Педагог предлагает комплекс динамических дыхательных
упражнений, способствующих энергичной стимуляции голосовых
связок и подготовке их к пению по методу А.Н.Стрельниковой.)
Ответы обучающихся:
- из вдоха и выдоха.
Дети выполняют комплекс
упражнений дыхательной
гимнастики:
-«Болванчик»
-«Ушки»
-«Ладошки»
-«Кошечка»
3
Основной
Цель: формирование навыков
певческого дыхания.
Задачи для педагога:
-способствовать развитию у
обучающихся певческого дыхания;
- способствовать накоплению вокально-
хоровых навыков;
- способствовать развитию
музыкального восприятия.
Задачи для обучающихся:
- знать правила певческой установки;
- понять работу диафрагмы;
- овладеть навыками тренировки
певческого дыхания;
- научиться выразительному
исполнению.
Методы: словесный, наглядный.
Нам необходимо научиться правильной естественной
певческой
установке:
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «певческая
установка»)
- встаньте прямо, корпус и голову не напрягайте
- плечи расправлены
- руки свободно опущены
- сохраняйте ощущение внутренней и внешней подтянутости.
Положите ладони на ребра с обеих сторон. Вообразите, что вы
нюхаете цветок. Неторопливо вдыхайте через нос его аромат —
ребра грудной клетки раздвигаются (ваши ладони это почувствуют).
А теперь выдохните — ребра опускаются под вашими ладонями.
Контролируйте себя, старайтесь вдыхать неглубоко, не перебирайте
воздуха. Попробуем ещё раз.
-Воздух, который вы вдохнули, поможет получить красивый звук
при пении.
Обучающиеся выполняют задание
Обучающиеся выполняют
упражнение «Аромат цветка»
Оборудование:
доска, таблички с
терминами, фортепиано, магнитофон,
музыкальный материал.
-Положите ладонь на живот, туда, где заканчиваются реберные
кости. Здесь находится диафрагма .
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью « диафрагма »)
-Диафрагма очень важна для образования голоса, так как именно
она занята таким важным делом, как проталкивание воздуха через
ваши горло и губы
.
Только
при помощи диафрагмы можно
получить приятный голос, который будет разноситься на большое
расстояние.
Чтобы понять, как работает наша диафрагма, выполним
несложные упражнения.
-Вообразите, что перед вами огромная свеча с ярким пламенем.
Неторопливо, ровно
задувайте «пламя», не для того, чтобы
потушить, а только чтобы отклонить его и держать в таком
положении как можно дольше.
Ладонью вы почувствуете работу диафрагмы и нижнебрюшных
мышц. Диафрагма проталкивает воздух медленно, экономно.
-Теперь сделайте вдох, задержите на мгновение дыхание, затем
энергично дуньте «на свечу». Не потухло? Попробуем ещё раз.
Что чувствует ваша ладонь?
Правильно. Активную работу диафрагмы и брюшных мышц.
Воздух выталкивается с силой.
-Представьте, что перед вами именинный торт с пятью свечами.
Погасите каждую свечу отдельно. Вы должны вдыхать столько же
воздуха, что и раньше.
Что чувствует ваша ладонь при выдохе?
Сокращения диафрагмы стали размеренные, прерывистые,
энергичные.
-В вокальном исполнительстве очень важно уметь петь на одном
дыхании длинные музыкальные фразы .
(Педагог прикрепляет к доске табличку с надписью «Музыкальная
фраза».)
-Музыкальная фраза – это отдельная часть мелодии, которая звучит
закончено.
Чтобы спеть длинную музыкальную фразу, как должна диафрагма
Обучающиеся выполняют
упражнения на дыхание
«Игра со свечой»
Ответы детей
Ответы детей
проталкивать воздух?
-Попробуем выполнить упражнения со звуком на длинную фразу.
-Представьте, что вы держите в руках большой резиновый мяч.
Когда вы его сожмете, из него со свистом выйдет воздух.
«Сжимайте мяч» ладонями и имитируйте звук выходящего воздуха:
[ссссс...] Руки должны сближаться медленно, как бы ощущая
сопротивление «мяча». Руки сходятся все ближе и ближе,
выдавливая из «мяча» остатки воздуха. Наконец, они сходятся
вместе, и из «мяча» с силой выбрасывается неиспользованный
воздух.
-Встаньте прямо, руки свободно опустите вдоль туловища.
Выдыхая, изображайте различные звуки природы: свист ветра —
[сссссссссс…], шум леса — [шшшшшшш...], жужжание шмеля —
[жьжьжьжьжь...]. Выполняйте упражнение вдумчиво и легко, чтобы
воздух на этих звуках выходил из вашей груди беспрепятственно.
(На доске написаны гласные буквы: у, о, а, э, и, ы. Педагог
показывает обучающимся рукой, какой звук необходимо исполнять
в ходе упражнения)
-Слитно тяните гласный: ууууу... на определённой музыкальной
высоте («ми» или «фа») Поём не громко, без усилия, губы сложены
«хоботком».
А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
Затем с гласным [э]: ууэуузууэууэууэ...
Потом с [и]: ууиууиуиууиууи...
И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы…
А теперь спойте одну непрерывную линию всех гласных:
ууоууаууэууиууы. Слушайте себя, свой голос, контролируйте
расход воздуха, старайтесь петь плавно, мягко, красиво.
-Молодцы. Получилась длинная музыкальная фраза.
- Вспомним нашу попевку «Гули мои, гули…». Исполним её на
Ответы обучающихся:
Обучающиеся выполняют
упражнения со звуками:
- «Проколотый мяч»
- «3вуки природы»
- «Гудок»
Обучающиеся запоминают
звукоряд гласных:
- у, о, а, э, и, ы
Обучающиеся выполняют
упражнение на певческое дыхание,
контролируя качество звука.
Обучающиеся исполняют попевку
«Гули мои, гули…», используя
правильном певческом дыхании, как единую музыкальную фразу.
Старайтесь петь выразительно, в характере «колыбельной» - нежно,
певуче. Слушайте себя в ансамбле.
экономное расходование дыхания,
а также выразительность
музыкальной фразы.
4
Закрепление учебного материала
Цель: помочь обучающимся применить
полученные знания на практике.
Задачи для педагога:
- закрепить навыки применения
комплекса упражнений;
- способствовать развитию
выразительного исполнения;
- оценить полученные знания на
практике.
Задачи для обучающихся:
- запомнить упражнения техники
певческого дыхания.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: доска, таблички с
терминами, фортепиано, магнитофон,
музыкальный материал.
- Хорошо, а теперь применим наши знания о певческом дыхании
при исполнении песни «Шире круг».
-Вспомним слова первого куплета. Проговорите текст, разделяя
его на музыкальные фразы.
-Где необходимо брать дыхание?
-Как расходуем воздух при исполнении каждой фразы?
- Спойте куплет выразительно, используя певческое дыхание.
-Хорошо, а теперь также споём второй куплет.
- Молодцы.
Давайте вспомним, с какими новыми понятиями вы
познакомились?
(Педагог обращает внимание обучающихся на таблички с
терминами, прикрепленными на доске. )
-Покажите правильную певческую установку
- стоя
-сидя
Обучающиеся проговаривают
текст куплета песни по
музыкальным фразам.
Обучающиеся отвечают:
-дыхание берём перед началом
фразы
- экономно, медленно.
Обучающиеся исполняют под
музыку 1 куплет песни «Шире
круг».
Обучающиеся исполняют под
музыку 2 куплет песни «Шире
круг».
Обучающиеся отвечают:
- певческое дыхание
- певческая установка
- музыкальная фраза
- диафрагма
Обучающиеся выполняют задание
-Где находится диафрагма?
- Покажите, как работает диафрагма во время пения
продолжительной музыкальной фразы.
-Упражнения на развитие певческого дыхания помогут вам сделать
ваш голос красивым, полётным.
Ответы учащихся
Учащиеся выполняют задание
5
Заключительная часть
Цель: оценка знаний,
полученных обучающимися.
Задачи для педагога:
-настроить обучающихся на
самостоятельное применение
упражнений;
- разъяснить обучающимся о
необходимости соблюдения
гигиенических правил, относящихся к
голосу.
Задачи для обучающихся:
- понять важность упражнений в
развитии вокально-технических
навыках;
- понять важность соблюдения гигиены
голоса.
Методы: словесный.
- Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы познакомились с
новыми понятиями, научились выполнять дыхательные
упражнения, знаете, как работает диафрагма, старались петь
музыкальные фразы выразительно и напевно.
- Ребята, чтобы голос звучал красиво и свободно, необходима
тренировка. Очень важно каждое занятие начинать с дыхательных
упражнений.
Вы можете попробовать выполнить некоторые упражнения дома,
но ни в коем случае не на улице зимой.
-Почему нельзя на улице в морозную или холодную погоду
заниматься дыхательной гимнастикой, а тем более петь?
- Берегите свой голос, заботьтесь о нём, в холодную погоду
старайтесь дышать носом, закрывайте горло от ветра и мороза.
-Ваш голос – это ваш волшебный инструмент, который будет дарить
радость вам, вашим родным и друзьям.
Занятие окончено. До свидания.
Ответы учащихся:
- холодный воздух плохо влияет на
голосовые связки
- переохлаждение ведёт к болезням
- к потере голоса
Учащиеся прощаются с педагогом.