Напоминание

"Организация проектной деятельности с детьми старшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования"

Автор: Золототрубов Альберт Александрович

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Родник"

Населённый пункт: Воронеж

Наименование материала: статья

Тема: "Организация проектной деятельности с детьми старшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования"

Описание:

Статья о важности внедрения инновационных методов обучения детей, в частности метода проектной деятельности. А так же о том, как перейти к подобной работе педагогу и заинтересовать им детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3545

Опубликовано 04.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Педагог дополнительного образования МБУДО ЦДО «Родник»

Золототрубов Альберт Александрович

«Организация проектной деятельности с детьми старшего школьного

возраста в учреждениях дополнительного образования»
Мы живем в замечательное время. Время глобализации и автоматизации не только политических, промышленных и индустриальных процессов, но и вещей более узких, в том числе образования, как средства стремления к новому и непознанному, как инструмента для совершенствования существующих знаний и уникальных открытий. Одним из таких направлений развития детей старшего школьного возраста в образовательной деятельности является метод проектной деятельности. Благодаря современным технологиям область применения проектной деятельности значительно помолодела. Если каких-то 10 лет назад, данная методика была доступна только в ВУЗах и учреждениях профессионального образования, то сейчас проектная деятельность все чаще стала использоваться педагогами на занятиях, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом позволяющим решить сразу несколько задач: - развить у обучающихся знания по выбранному виду деятельности, а так же навыки, помогающие этот предмет использовать на практике; - сформировать у ребенка гибкую систему компетентности, что позволит ему ориентироваться даже в не знакомой ему теме и выбрать наиболее удобный путь для изучения вопроса; - развить личностные качества обучающегося, умение работать в команде, быть ответственным и инициативным. Проектная деятельность для ребенка есть не что иное, как игра. В которой ребенок создает свою «среду», где обитают его вопросы и ответы, цели и задачи, сложности и методы их решения. Именно данный метод
позволяет сформировать некоторую познавательную самостоятельность у детей, раскрыть их скрытый потенциал. Проектный метод способен изменить образование, его содержание, подход педагогов в плане построения образовательного процесса. Используя данный метод, не только выявляются интересы ребенка к углубленному изучению темы или раскрытию новой, а развиваются взрослые партнерские отношения между обучающимся и педагогом. Где основная инициатива лежит на ребенке. В нашем Центре дополнительного образования «Родник» педагоги практикуют разные виды проектной деятельности: семейные, индивидуальные, групповые. В 2014-2016 учебном году мной был реализован глобальный проект «Наследие», целью которого является: развитие в учреждениях общего и дополнительного образования военно-прикладных и военно-технических видов спорта; воспитание патриотизма, коллективизма, чувства ответственности за себя и Отчизну; пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта; совершенствование форм и методов игровых и соревновательных воспитательных мероприятий; а так же отвлечение детей от идей экстремизма, вовлечение их в познавательный процесс. В проекте участвовали обучающиеся военно-патриотического клуба (ВПК) «Воронежские Витязи». Программа проекта подразумевала проведение различных тематических, спортивных и иных мероприятий, в том числе конкурсных. Каждое мероприятие представляло собой отдельный проект. Итогом глобального проекта «Наследие» являлась защита малых проектов ,которые и были включены в проект «Наследие». Защита проходила с использованием презентаций. В рамках проекта с ребятами были проведены следующие мероприятия: «Великая Отечественная Война в лицах» - поиск информации и составление презентации об участниках Великой Отечественной войны, в частности о Воронежских солдатах и офицерах. В ходе работы над
презентацией, ребята узнали много новых и интересных фактах о ВОВ. О людях защищавших наш родной город. Тематическое занятие «Трудовой подвиг», посвященное подвигу мирного населения во время ВОВ, проходило в формате вопрос-ответ, как вечернее чаепитие, на которое были приглашены ветераны труда, их родственники. Тематический вечер «Вечный Огонь» был организован самостоятельно детьми. Ребята сами выбирали тематику вечера. Основной задачей мероприятия стало научить детей работать автономно и слаженно, а так же развить в них творческое мышление. «Малое Наследие» - спартакиада для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Ставшая для нас уже традиционной и проводится в преддверии дня конституции РФ. В спартакиаде принимали участие обучающиеся центра «Родник» и других учреждений дополнительного образования, а также ученики близ лежащих школ. Спартакиада включала в себя классические эстафеты, состязания на силу и ловкость. В основу игры были положены исторические события, а каждый из этапов включал в себя легенды истории. Воспитанники ВПК приняли участие в масштабной Военно- исторической реконструкции событий ВОВ «Битва за Воронеж», которая проходила с использованием военной формы и снаряжения времен ВОВ. После реконструкции, ее организаторы и участники, рассказали воспитанникам клуба Ирбис о боях за освобождение Воронежа, о героических подвигах солдат и жителей г. Воронежа при освобождении города. Показали оружие того времени, рассказали о его силе и мощи, дети познакомились с бытом солдат в полевых условиях - погрелись в палатке у «буржуйки», у костра, посмотрели как готовят кашу в полевой кухне. Реализуется на данный момент «малый» проект «Выдающиеся Люди Черноземья», основная цель которого это показать детям, что в наше время есть люди влюбленные в свою работу, хобби, в свое дело. Итогом работы над проектом является формирование база данных с людьми являющимися
носителями некой уникальной, на сегодняшний день информации, ремесла, профессии. Проект нацелен на популяризацию ручного труда, а так же «не модных» в наше время профессий. В ходе работы над проектом дети посетили огромное количество интересных мест и познакомились с замечательными людьми, расширили свой кругозор. Видеопроект «Мирный фронт» рассказывает о жизни людей, их родных и близких, в чей дом пришла беда. Данный проект направлен на предупреждение несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций и так далее. В ходе его реализации дети познакомились с офицерами полиции и МЧС, медиками, пожарными, в том числе и с людьми, напрямую имеющими отношение к чрезвычайным ситуациям. Ребята научились предупреждать чрезвычайные ситуации различного характера и ответственнее подходить к организации безопасности учебы и труда; Военно-спартивная игра «Наследие» - одноименная с глобальным проектом, ставшая уже традиционной, включала в себя четыре этапа. Ножевой бой, тактическая стрельба, туристическая подготовка и спартакиада с элементами НВП. Игра проводится для ВПК города, учеников школ старших классов и казачьей молодежи. Соревнования крайне разносторонние, охватывают и начальную военную подготовку, и знания детей в области истории и краеведения. Являются отличным соревновательно-побудительным моментом для детей старшего школьного возраста. На протяжении всех двух лет работы над таким большим проектом «Наследие» ребята показали свою активность и заинтересованность участия в малых проектах. Во время участия в мероприятиях проекта, устанавливаются тесные партнерские отношения между педагогом и детьми, общение становится на равных. Повышается интерес обучающихся к познанию окружающего мира, они учатся планировать свою деятельность, беречь свой и чужой труд.
Организация проектной деятельности в объединении «Воронежские Витязи» позволила: - развить систему продуктивного взаимодействия между участниками: детьми, родителями и педагогами; - развить у детей такие качества, как активность, самостоятельность; - создать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости). Использование проектной деятельности позволил любой, даже очень сложный вопрос для ребенка превратить в завершенный, познавательный проект. Такой комплексный подход делает работу более продуктивным, нежели отдельные занятия. Проектный метод времясберегающий, в то же время более емкий в плане познаний. Ведь ребенку на всех этапах проекта стоит «переварить» огромное количество информации и сделать просев, выделив суть. Построив в образовательных учреждениях грамотно организованный проектный метод, мы совершим маленькую революцию в образовательном процессе. Повысим личностный интерес детей, их тягу к познанию и совершенствованию самих себя, а так же повысим профессиональный уровень каждого педагога и внесем новое слово во взаимодействии педагога и обучающегося.


Яндекс.Метрика