Напоминание

"Воспитание навыков разбора и чтения нот с листа в классе фортепиано"

Автор: Казанова Алевтина Витальевна

Должность: преподаватель по классу фортепиано

Учебное заведение: МБУ ДО ЦДМШ им.А. Алябьева

Населённый пункт: г.Коломна

Наименование материала: Методическая разработка

Тема: "Воспитание навыков разбора и чтения нот с листа в классе фортепиано"

Описание:

Данная методическая разработка "Воспитание навыков разбора и чтения нот с листа" посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3569

Опубликовано 06.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

им. А. АЛЯБЬЕВА»
Методическая разработка преподавателя
Казановой Алевтины Витальевны
Тема:
«Воспитание навыков разбора и

чтения нот с листа в классе фортепиано»
г. Коломна


2015г
. 1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1…………………………………………………………………………………………………..5
Освоение техники чтения с листа 1.1 Формирование у учащихся комплекса умений и навыков чтения с листа………………………..5 1.2 Принцип «вижу-слышу-играю»……………………………………………………………………...9
ГЛАВА 2………………………………………………………………………………………………….11
Этапы работы по чтению с листа, система занятий
ГЛАВА 3………………………………………………………………………………………………….14
Ансамблевая форма музицирования в чтении с листа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………...18
2

Введение.
Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками. Педагоги и, особенно, концертмейстеры в работе часто сталкиваются с незнакомыми, разнообразными произведениями, не имея возможности выучивать их заранее, им необходимо уметь бегло читать с листа. Поскольку эта способность не является врожденной, формирование навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального образования. Данная методическая разработка «Воспитание навыков разбора и чтения нот с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов. Проблема формирования навыка чтения с листа является важным моментом в освоении фортепианной игры. Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно всегда быть в центре внимания педагога-музыканта. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в нем музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться. Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое значение чтению нот с листа: они считали, что чтение с листа способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей. Так, например, Ф. Лист отлично понимал, что успешное продвижение учащегося невозможно без всестороннего музыкального развития, без постоянного расширения его музыкального кругозора. Ученик великого русского пианиста и педагога Антона Рубинштейна, знаменитый пианист Иосиф Гофман на вопрос, существует ли какой-нибудь практический метод, способствующий более беглому чтению с листа, отвечает: «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы». Ежедневные занятия по чтению с листа рекомендованы многими видными педагогами, считающими, что это содействует всестороннему развитию учащегося, способствует его ориентации в музыкальном произведении. Чтение с листа следует рассматривать как более широкое явление в процессе музыкального образования: такая самостоятельная работа расширяет музыкальный кругозор исполнителя, обогащает его репертуар. Цель предмета чтения нот с листа – ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы; при этом намечается характер исполнения произведения. Что касается изучения музыкального произведения, то здесь подразумевается в основном техническое овладение трудностями и исполнительское воплощение замысла. Таким образом, чтение с листа является как бы начальным этапом в изучении музыкального произведения. Вот почему так важно научиться грамотно прочесть незнакомое сочинение. 3
Чтение с листа как средство ознакомления с музыкальным произведением (без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения нот с листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение музыкального произведения и, следовательно, представление о нем. Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение. Для этого необходимо знание музыкально- теоретических дисциплин. Основная задача – обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора. Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа. Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.
Цель данной работы
– изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области развития у учащихся класса фортепиано навыка разбора и чтения нот с листа, тем самым укрепив свои собственные профессиональные позиции преподавателя.
Задачи работы:
- опираясь на методическую литературу и собственный опыт, описать способы формирования у учащихся навыков и умений читать с листа и грамотно разбирать нотный текст; - определить этапы работы и систему занятий предметом чтения с листа в классе специального фортепиано ДМШ; - рассмотреть ансамблевое музицирование, как одну из форм развития навыков чтения с листа; В данной методической разработке предлагаются некоторые практические советы, которые могут быть использованы при овладении учащимися навыками беглого чтения музыкального текста. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и приложения (нотные примеры). В первой главе рассматривается способы формирования у учащихся необходимых навыков и умений чтения с листа. Вторая глава посвящена этапам работы, системе занятий и выбору репертуара. В третьей главе рассматривается одна из форм работы по чтению с листа – ансамблевое музицирование. В заключении подводятся итоги работы с учащимися по предмету чтение с листа. 4

Глава 1. Освоение техники чтения с листа

1.1Формирование комплекса умений и навыков
Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного совместного труда преподавателя и ученика. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь нельзя надеяться на «прирожденную» способность учащихся. Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался механизм перехода от знакового символа к звуку. Этот процесс - сложен. Сначала – это зрительное восприятие, затем - звуковое представление и, наконец - двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят два процесса одновременно. Первый, превращение нотных символов, воспринимаемых зрительно в звуковые образы, то есть в ритмы, мелодии, гармонические последовательности. И второй, превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением. В формировании комплекса умений и навыков чтения с листа важными
задачами
являются: - приобретение аппликатурной техники (на основе проработки основных технических форм: гамм, арпеджио, аккордов и т.д.), - освоение клавиатуры «слепым методом», - формирование умения упрощать нотный текст, - формирование навыка чтение с листа по вертикали, - формирование навыка быстрого запоминания текста «фотографирования», - формирование навыка восприятия группировки длительностей, - формирование навыка игры без остановок. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных знаков, они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать ученика чтению нот с листа необходимо с самого начала, с первых уроков. Необходимо объяснить ребенку, что, так же как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать 5
любые ноты, точно так же, как читаешь книжки: тогда не придется тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребенок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, потом читать ноты со знаками альтерации. Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки и т.д., можно использовать игру « нотное лото». В зависимости от пройденного материала вводить игру можно на каждом уроке, особенно с маленькими детьми. На карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д., а ребенок должен показать, сыграть, прохлопать ритм или объяснить эти обозначения. Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объема изучаемого материала. Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребенка хорошо знакомым, тогда естественно вырабатывается связь «вижу-слышу-знаю». Где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и т.д. Эта связь прочно остается в сознании ребенка. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах.
Упражнения на развитие двигательной реакции
. Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции. Первое задание - выработка навыка в исполнении и умении бегло прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бус» - звуков, идущих последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильно звуковые последовательности. Затем можно вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус» - то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий «Снеговиков» (см. приложение) Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно применять «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь. На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш. Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в симметричном зеркальном движении (например, Г. Окунев «Отражение в воде»).
Освоение навыка позиционных смен
. Навык позиционных смен осваивается учеником при помощи игры гамм, арпеджио. Умение бегло прочитать элементы движения мелодии вверх и вниз вырабатывается при игре этюдов. Например «Этюд №1» К. Черни (из сборника «Избранные этюды» под ред. Г. Гермера). Смена позиций происходит, благодаря секвенционному движению. Например «Этюд» К. Черни №5(из сборника «Избранные этюды» под ред. Г. Гермера). 6
Важно воспитать навыки быстрого зрительно-слухового сигнала опознания интервала или аккорда по графическому рисунку. Начиная играть «Бусы»- учащийся запоминает графическое изображение движения мелодии вверх, или вниз, расположение нот. Две ноты подряд на линейках, или две ноты подряд расположены между линеек – значит, следует играть через клавишу. Расположение нот – линейка, между линеек – значит, следует играть ноты подряд.
Освоение аппликатурной техники
Одним из важных условий, определяющим быстроту и точность двигательной реакции на нотную картинку, является аппликатурная техника, т.е. доведение до автоматизма умения выбрать наилучший аппликатурный вариант. С первых занятий следует просить учащегося выбирать логичную и правильную аппликатуру и самому подписывать ее над нотами. Это даст лучшее запоминание и усвоение материала. Поэтому типичная аппликатура основных технических фигур должна быть прочно усвоена на занятиях, чтобы встретив их в произведении, пальцы сами собой занимали нужную позицию. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем грамотному разбору и хорошему чтению нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок. Это очень сложный и трудоемкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованны, невнимательны, все делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определенные правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их запомнить, прочитать. Ф. Лист пришел к выводу, что все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам; все сочетания, все последования сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему: «…отсюда следует, что «владея ключами», «набив руку» в вариантах основных формул, пианист не встречает больше никаких трудностей, они побеждены заранее». Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «легкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребенка с первых уроков. 7
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды. Здесь важно воспитать навыки: быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами); мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал – на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул. Зная свойство начертания нот (на линейке и между линеек)- можно запомнить графическое изображение интервалов. Ведь каждый из них может быть начертан строго определенным образом. Интервалы, включающие четное число ступеней (2,4,6,8,10) состоят из нот разного начертания, одна из них находится на линейке, другая-нет. (см. приложение) Интервалы, включающие нечетное число ступеней (1,3,5,7,9) состоят из однотипных нот (обе перечеркнуты или не перечеркнуты линейкой) (см. приложение). Это свойство сохраняется в любом случае, вне зависимости от того в каком ключе записаны ноты. Что же касается тоновой величины интервала, то при чтении нот она просто не должна интересовать: она неизменно будет правильной, если читающий хорошо знает тональность. Говоря словами Г. Г. Нейгауза, «необходимо всегда помнить, что наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом».
Развитие навыка упрощения нотного текста
. Еще один важный навык, необходимый ученику, читающему с листа - это умение упрощать нотный текст. Ученик должен уметь определять в нотном тексте мелодию, подголоски, аккомпанемент, сначала в пьесах, которые он играет, затем в аналогичных пьесах при чтении с листа. 1)Один тип упрощения - игра крайних голосов с пропуском средних. 2)Исполнение в партии левой руки только сильной доли. 3)В гармоническом аккомпанементе соединять звуки, относящиеся к одной гармонии в единый аккорд (альбертиевы басы). Это приучает ученика забегать взглядом вперед, охватывать взором звуки, образующие первый аккорд, например «Сурок» Л.Бетховена.
Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали
. Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по горизонтали и вертикали. Охват текста по горизонтали дается легче в связи с привычкой читать словесный текст. Наиболее сложным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали. Для приобретения этого навыка ученику предлагается: 8
1) пьеса аккордового склада (например «Северная песня» Р. Шумана из «Альбома для юношества»; П. И. Чайковский «В церкви» из «Детского альбома»). Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь; 2) текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами – при этом вырабатывается умение определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие развернутой вертикали (например «Этюд» Р. Шумана из «Альбома для юношества»; Т. Назарова – Метнер «Струйки»)
Освоение гамм и стереотипных функциональных оборотов.
Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать тональность. Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени. Полезны также и упражнения, такие функциональные обороты как: I- V7 –I; I –IV- V7- I. Кроме ладового ощущения, они приучают стереотипным последовательностям звуков, наиболее часто встречающихся в произведениях (чаще в аккомпанементе). Эти обороты можно играть в разных тональностях и создавать фактурный аккомпанемент, приближающийся к реальному.
Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти
. Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста, есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.
Формирование навыка восприятия группировки длительностей
. Важным моментом в работе над чтением с листа играет восприятие группировки длительностей. Группировка длительностей облегчает чтение нот. Сколько долей в такте, столько и групп. Паузы группируются по тем же правилам. Подбирая пьесы, важно соблюдать принцип от простого к сложному.
Формирование навыка игры без остановок
. Важным навыком игры при чтении с листа является навык игры без остановок, даже при серьезных ошибках. Это особенно важно, потому, что большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают привычку тот час же исправлять любую погрешность. Следует приучить ученика не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не останавливаясь, не теряя метроритмического движения. На неточности можно указать в конце исполнения произведения.
1.2.Принцип «вижу-слышу-играю»
9
В основе перспективной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу- играю»: Вижу – восприятие нотного текста во всех проявлениях Слышу – способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух). Играю – стремление к художественному исполнению. Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно. Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям: прежде всего, следует определить метр и тональность как конкретную высоту лада. Для определения тональности следует обратить внимание ученика на ключевые знаки и заключение произведения. Одновременно со зрительным определением нотного текста чрезвычайно существенна способность музыканта, услышать без инструмента эту нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможно лишь при наличии развитого внутреннего слуха. Способность услышать записанные на бумаге нотные знаки не значит обязательно слышать их звучание в данной тональности. Этим качеством – абсолютным слухом – обладают отдельные, одаренные люди. При зрительном ознакомлении с нотным текстом достаточно обладать относительным слухом, который дает возможность различать соотношения звуков по их высоте. При таком подходе к воспитанию навыков чтения нот с листа нужно заботиться о том, чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Нужно приучать учащегося соотносить свои действия во время чтения с листа со звуковым образом, т.е. направлять усилия, прежде всего на выразительное воспроизведение музыки. Начинать обучение целесообразно с облегченной задачей – с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые детские песни с текстом, затем перейти к исполнению на инструменте. Следует помнить, что звуковысотные соотношения усваиваются учащимися лучше, если их изучение связано с активными действиями (пением, игрой на инструменте, движением под музыку, записью нот, сочинением). Развитие метроритмических ощущений у учащегося сводится к воспитанию ощущения сильной доли такта, метрической пульсации, соотношений различных длительностей. Звуковысотность и метроритм определяют первичные представления учащихся о музыкальном произведении. Наиболее легкой из них, вероятно, будет: мажорный лад, без знаков альтерации; гаммообразная последовательность (вокальные мелодии); диапазон 3-5 звуков; 10
длительности не меньше восьмых; медленный и умеренный темпы. Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях нужно постепенно. Попутно приучать учащихся пользоваться продуманной аппликатурой, она не должна быть случайной, небрежной. Аппликатура упрощает и облегчает исполнение произведений, влияет на характер исполнения, способствует автоматизации движений. Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. В таких случаях игра становится хаотичной, и исполнитель теряет представление о музыкальном произведении. С подобным же явлением мы сталкиваемся при начальном обучении детей чтению: вначале ребенок тщательно старается произнести каждую букву, затем буквы складывает в слоги и, наконец, произносит слово. Причем, прежде чем произнести слог и слово, ребенок прочитывает его глазами, и когда зрительное прочтение будет опережать, его чтение приобретет осмысленный характер. Также недопустимо начинать занятия с прочтения отдельно мелодии или аккомпанемента. Необходимо с первого класса приучать к чтению нот сразу двумя руками, чтобы избежать игры по слогам и отставания в развитии левой и правой рук (на примере простейших детских песенок). При чтении с листа очень часто учащиеся испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть, не глядя на клавиатуру. Вместо того чтобы последовательно и непрерывно читать нотный текст, опережать зрением свое исполнение, учащиеся ищут на клавиатуре нужный звук, клавишу или проверяют взятый аккорд, не доверяя своему слуху. Это, естественно, вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает учащихся возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не дает возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка учащимся рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением.
Глава 2. Этапы работы по чтению с листа и система занятий.
Саму работу по чтению с листа можно разделить на два этапа: Начальный этап – он сводится к проигрыванию произведения от начала до конца, к общему ознакомлению учащимся с музыкальным произведением в целом. Второй этап – более тщательное изучение всех деталей пьесы, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами. При изучении навыков чтения с листа нас, прежде всего, интересует первый этап работы, то есть общее ознакомление с музыкальным произведением. На начальном этапе разрешается делать некоторые отступления от авторского текста, не соблюдаются оттенки, трудные или непонятные места можно повторить. Однако такие отклонения правомерны и допустимы лишь тогда, когда они сделаны сознательно, в целях упрощения или облегчения исполнения, и совершенно недопустимы на последующих этапах ознакомления с произведением. 11
Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по отношению к авторскому, но игра должна быть непрерывной и близкой к оригиналу. Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения. Немалую роль играет подбор репертуара, в том числе и для чтения с листа. Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Такая программность – это обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом абстрактном материале – этюде – мы учим детей простой, живой, как бы разговорной музыкальной речи. Причем, услышать ее дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком все, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи. Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа, нужно стремиться приучить детей охватывать зрением все большие группы нот с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения – плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука. Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому можно судить о музыкальном произведении в целом. Систематическое чтение с листа поможет учащимся преодолеть все предварительные этапы и сделать уже первичное исполнение близким к авторскому замыслу. Способность видеть, прочитывать и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения существенно влияет на качество чтения нот с листа. Овладение этим навыком в конечном итоге дает возможность играть с листа без остановок, так как все встречающиеся особенности нотного текста заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотной записи зависит от фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, от музыкального предложения и от ряда других индивидуальных черт музыканта. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удается прочесть заранее только один аккорд или несколько звуков. Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, необходимы, прежде всего, систематические занятия: практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются. 12
Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 15-20 минут (под руководством педагога по специальности – 2 раза в неделю по 30 минут). При регулярном чтении с листа у учащихся вырабатываются навыки читать музыкальное произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок: сущность этого заключается в том, что учащиеся читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии; и если в начале обучения это распространяется на простейшие мелодические обороты с постепенным движением или на прочтение несложных аккордовых последовательностей, то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных музыкальных оборотов. Задачи можно усложнить по нескольким направлениям: чтение пьес гомофонного склада (минорный лад, ключевые знаки, отклонения, модуляция); позиционные перемещения, скачки на тонику и другие ступени: в мелодии и аккомпанементе, шире диапазон; аккордовые построения; усложнение ритма; смена ритма, метра сильной доли, быстрый темп; чтение многоголосия (появление двойных нот, параллельное движение: терции, сексты, объединение различных фактур). Наиболее сложным в искусстве игры на инструменте, а тем более при чтении нот с листа, является исполнение многоголосных произведений. Сущность полифонии основывается на сочетании и самостоятельном развитии мелодических линий. Характерная особенность исполнения полифонии заключается в умении придать каждому голосу самостоятельность, тембровую окраску. Для того чтобы научиться читать с листа полифонические произведения, рекомендуется систематически представлять себе внутренним слухом звучание каждого голоса в отдельности и всей полифонической ткани в целом. Каждый голос должен быть проанализирован, определены его характер и функция в общей ткани произведения. Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Учащимся старших классов рекомендуется подбирать более сложный репертуар. Например: -чтение пьес с использованием различных интервалов, аккордов, произведений полифонического и гомофонного складов с выдерживанием подголосков, с увеличением количества голосов; 13
-скачкообразные мелодии, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками; -позиционные перемещения, скачкообразные ходы аккомпанемента с использованием вспомогательного ряда. Помимо индивидуальных занятий по чтению с листа, можно проводить и коллективные: например, один учащийся играет остальные – отслеживают по нотам. Вслед за ним играет следующий и т.д., т.е. чтение идет по цепочке. Основная работа заключается в том, чтобы научить учащихся следить по нотам, что очень развивает внутренний слух.
Глава 3. Ансамблевая форма музицирования в чтении с листа
Очень полезно на всех этапах обучения использовать ансамблевые формы музицирования. Такая игра приобщает ученика к сравнительно сложным звучаниям, которые недоступны ему в сольном исполнении, дисциплинирует волю, тренирует внимание, помогает ощутить метроритмическое движение музыки. Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит на начальном этапе игра в ансамбле с педагогом, в старших классах - с товарищем. Необходимость считаться с партнером требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. Из своей педагогической практики я знаю, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед начинающим музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Игра в ансамбле позволяет также успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми 14
отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Несколько слов хочется сказать о выразительно-смысловой функции пауз в музыкальном искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическую или внезапную остановку. В ансамблевом музицировании нередко приходится сталкиваться с моментами отсчета длительных пауз. Простой и эффективный способ при этом – вслушиваться, слышать, а также поиграть звучащую у партнера музыку. Рассмотрим возможность ансамблевой игры в развитии еще одной важной музыкально- исполнительской способности – памяти. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, то игра в ансамбле этого не допускает. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д. Опыт работы с детьми показывает, что хорошему чтению с листа способствует умение воспринять внутренним слухом мелодию, гармонию, определить ладовую и ритмическую основу, разобраться в простейших элементах музыкальной формы. Исполнению произведения должно предшествовать его зрительное восприятие. Но так как музыкальный багаж юного пианиста невелик, то педагогу необходимо перед исполнением ансамбля проанализировать с учеником музыкальный текст: выяснить направление и ритмический рисунок мелодии, фразировку, штрихи, лад, метроритм пьесы. Разумеется, на первых порах педагог объясняет, как подойти к подобному разбору, но постепенно предоставляет учащемуся все большую самостоятельность. Чтение с листа ансамблевых пьес приносит большое удовлетворение детям и содействует мобилизации их внимания. Подбор по слуху и транспонирование могут успешно сочетаться с чтением с листа. Партнерами при игре в ансамбле выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки: в этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого: это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение: не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной задачи. 15
Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Необходимо найти художественно наиболее выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм гибким и живым. Прежде всего, следует проанализировать структуру музыкального произведения, членя ритмический рисунок на отдельные характерные фигуры. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет для ансамблистов большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнеров единого темпа. Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости, внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики – обязательное условие технически грамотной совместной игры. Все это необходимо объяснять учащимся, закреплять на конкретных примерах, добиваться точного исполнения поставленной задачи, а также слушать и контролировать себя. Всем детям очень нравится играть в ансамбле, особенно с товарищем: они более сознательно подходят к такому виду работы, больше самостоятельно мыслят и добиваются неплохих результатов.
Заключение.
Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребенка, слухо-творческим воспитанием, становлением исполнительского аппарата. Триединство музыкального искусства – «сочинение-исполнение- восприятие» – должно познаваться учащимися практически. С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят более сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе с учеником отдельные произведения в записи. Необходимо прививать учащимся навыки чтения с листа с первых же уроков игры на инструменте. Нужно научить учеников анализировать мелодические и гармонические обороты, определять метроритмическую структуру произведения и выбирать наиболее удобную аппликатуру. А также воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку, а главное, не только слушать, но и анализировать свое исполнение. Чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит, высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, 16
совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец, изумлять».
Литература.
Баренбойм Л. Путь музицирования. – Л.,1979 Брянская Ф. Навык чтения с листа, его структура и принципы развития. – М.: 1976. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л. -М.:Издательство академии педагогических наук, 1960. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. -М.:Музыка,1966. Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы о фортепианной игре. – М.: 1961. Искусство концертмейстера. Под ред. Чачавы В.- Санкт-Петербург.:Композитор, 2006. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. -М.:Музыка, 1982. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.Записки педагога.-М.:Музыка,1998. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для преподавателей. – М.: 1997. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М.: 2001. Рябов И.М. Рябов С.И. Чтение с листа в классе фортепиано. - К.: Муз. Украина, 1988 г. Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: 2003. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
19
20


Яндекс.Метрика