Напоминание

"Виды головоломок и их влияние на образное мышление"

Автор: Васина Маргарита Сергеевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Прометей"

Населённый пункт: город Югорск

Наименование материала: Представление опыта работы

Тема: "Виды головоломок и их влияние на образное мышление"

Описание:

В работе представлены виды головоломок, история их возникновения и влияние головоломок на развитие образного мышления.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3656

Опубликовано 20.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Представление опыта работы по теме:

«

Виды головоломок и их влияние на

образное мышление

»


Автор : педагог дополнительного образования ДЮЦ «Прометей» Васина Маргарита Сергеевна 2016

ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Головоломка
— непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Задачи для тренировки мозга, так называемые головоломки, появились еще в глубокой древности, поскольку их находят при раскопках древних цивилизаций, в древних манускриптах, на стенах древних египетских пирамид. К самым древним головоломкам можно отнести различные веревочные головоломки, самой известной из которых является знаменитый Гордиев узел. Его не могли развязать более 400 лет, а история об Александре Македонском, который решил эту проблему, разрубив узел, вошла в историю, теперь название этой головоломки употребляют как название любой сложной задачи. 2
Немногие поклонники пазлов задумываются о том, откуда же началась история это популярной головоломки. Первый экземпляр прототипа современной игры появился в Англии в середине 18 века. Его автором стал Джон Спилсберси, который сделал учебное пособие по географии, используя карту и разделил ее на множество небольших кусочков. Идея была в том, чтобы, собирая рисунок, ученики могли внимательнее изучать карту и запоминать все географические наименования. Каждый такой кусочек содержал информацию и находка действительно оказалось полезной. Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения. Лойд считается автором популярнейшей во всем мире головоломки «Пятнашки». Игра была настолько популярной, что некоторые работодатели вынуждены были издать приказ о запрете приносить её на работу. В Китае одной из древнейших считается головоломка танграм, суть которой в том, чтобы составить определенную фигуру из 7 элементов неправильной формы. Этой игрой, как писал Льюис Кэрролл, в своей книге «Модная китайская головоломка», увлекался Наполеон, когда был сослан на остров святой Елены. 3
Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.
Почему полезно собирать головоломки?
Собирать головоломки полезно и увлекательно. Это прекрасные тренажеры для мозга. Головоломки развивают у детей умение логически мыслить и анализировать, помогают выработать терпеливость и внимательность. В целом, различные виды логических игрушек оказывают разное воздействие. Давайте посмотрим,
что развивают головоломки
: 4
 стимулируют образное мышление,  развивают логику,  повышают внимательность и наблюдательность,  способствуют развитию способностей к анализу и систематизации. Логические головоломки для детей вдвойне полезны. Во-первых, благодаря ним происходит развитие логики у детей, также они заставляют его запоминать пути решения задачи. Во-вторых, развивают мелкую моторику рук. Это особенно важно в юном возрасте, так как моторика положительно влияет на мозговую активность ребенка.
Что же такое образное мышление?
Образное мышление — это совокупность способов и процессов образного решения задач, которые предполагают зрительное представление ситуации (задачи) и оперирование образами составляющих её объектов, без выполнения реальных практических действий с ними. Образное мышление позволяет наиболее полно (по сравнению с другими типами мышления) воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик объекта. Важной особенностью образного мышления является установление непривычных сочетаний объектов и их свойств. Развитое образное мышление - это залог хорошего воображения, фантазии, креативности и быстроты мыслительных процессов.
Зачем развивать образное мышление?
- Еще Аристотель отмечал, что человек не может думать без мысленного образа. Мысленный образ, крайне важен, так как позволяет 5
человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат и стремиться к его достижению. Мысленный образ отражает реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях, а, следовательно, активизирует творческую составляющую личности. - Образное мышление невероятно быстрое. Например, скорость наглядно-образной памяти в среднем равна 60 бит/сек. Для сравнения, скорость абстрактной памяти всего 7 бит/сек. А это почти в 9 раз медленнее! В итоге, человек, в полной мере использующий возможности образного мышления, способен мыслить, запоминать и воспроизводить информацию намного быстрее, чем остальные. - В детском возрасте мы используем преимущественно наглядно- образное мышление, поскольку другие типы мышления еще не развиты. Результатом преобладания образного типа мышления является то, что дети впитывают информацию подобно губке. Они способны легко ее переработать. Именно поэтому детям легче даются иностранные языки, и любая новая информация. Например, работе на компьютере дети учатся в десятки раз быстрее, чем взрослые.
Виды головоломок
Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп:
Устные головоломки
— задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов  Загадки  Шарады  Логические задачи
Головоломки с предметами
— логические задачи с обычными бытовыми предметами  Головоломки со спичками  Головоломки с монетами  Карточные головоломки
Механические головоломки -
это самостоятельный объект, состоящий из одной или более частей, содержащий задачу для одного человека, решаемую манипуляциями с помощью логики, рассуждений, озарения, везения и терпения
.
(проволочные, шнурковые, узлы, и т. п.) 6
 Кубик Рубика  Пятнашки  Танграм  пазлы  Проволочные
Печатные головоломки
— напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам  Кроссворд  Ребус  Судоку  Японский кроссворд
Вывод
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемами физического характера. Головоломки являются моделями таких ситуаций. Их решение помогает нам развить наши интеллектуальные способности. Педагогические аспекты головоломок, связанные с необходимостью нетривиального мышления, без сомнения могут быть использованы для образования детей. Решение головоломок, как правило, требует логического мышления или математической сообразительности, но не специальные знания высокого уровня. А значит люди разного возраста и образования могут легко организовать свой интеллектуальный досуг. Головоломки представляют собой логические или математические задачи в различных любопытных формах. Процесс разгадывания их является эффективным способом развития и воспитания подрастающего поколения, повышает интеллект и сообразительность в любом возрасте, пробуждает скрытые возможности человека. Рассмотрим методы решения математических головоломок, составленных из спичек. И несмотря на то, что спички являются запрещённой для детей забавой, увлечение ими в форме составления и решения головоломок, позволит им напрочь забыть о их прямом назначении. 7
Задание 1 Нужно переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство: Решение 1 Решение 2 8+3-11=0 8


Яндекс.Метрика