Напоминание

"Адаптированная образовательная программа по дисциплине "Аккомпанемент"

Автор: Школьная Власта Эдуардовна

Должность: преподаватель по классу фортепиано

Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"

Населённый пункт: г. Инта Республика Коми

Наименование материала: программа

Тема: "Адаптированная образовательная программа по дисциплине "Аккомпанемент"

Описание:

Программа направлена на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3769

Опубликовано 13.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Детская школа искусств»





Адаптированная образовательная программа по дисциплине

«Аккомпанемент»

Срок реализации программы – 2 года

Составитель: преподаватель по классу фортепиано

Школьная Власта Эдуардовна



г. Инта, Республика Коми

2014г.


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; -Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цели и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально – технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценок.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам: 1.1 Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента; 1.2 Методические рекомендации при работе с учащимися в классе скрипичного аккомпанемента; 1.3 Методические рекомендации при работе с учащимися в классе домрового аккомпанемента; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Списки учебно – методической и методической литературы
- Учебно-методическая литература: Вокальная литература; Инструментальная литература. - Методическая литература.

I. Пояснительная записка

Дополнительная адаптированная образовательная

программа «Аккомпанемент»
разработана Школьной В. Э. на основе примерных программ для ДШИ по предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано). Составители: профессор ГМПИ им. Гнесиных А.Д. Алексеев; старший преподаватель ГМПИ им. Гнесиных А. П. Батагова; старший преподаватель ГМПИ им. Гнесиных, заслуженный работник культуры РСФСР Е.Н. Орлова; преподаватели детских музыкальных школ г. Москвы И. А. Дашкова, В.В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева; заместитель по учебной работе музыкального училища ЛОЛГК им. Н.А. Римского – Корсакова З.П. Проскурякова. Москва 1991год. Утверждено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.
Программа направлена на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности. Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомства с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Концертмейстерская деятельность является наиболее распространённой формой исполнительства для пианистов. Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно- эстетического развития личности и приобретения ею художественно- исполнительских знаний, умений, навыков.
Актуальность
программы определяется потребностью образования и развития детей в области фортепианного искусства, с учётом возрастных особенностей детей и юношества, их музыкальных способностей и задатков, а также общего и музыкального развития путем приобщения их к фортепианному музицированию. Данная учебная программа является
адаптированной
программой по предмету «Аккомпанемент», отражает реальные условия обучения детей в ДШИ города Инты.
2.Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет 2 года.
3.Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета
На освоение предмета «Аккомпанемент» по учебному плану предлагается 1 час в неделю. Программа предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в
соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 1,5 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1
Классы 1 год 2год Максимальная учебная нагрузка в часах 82,5 82,5 Количество часов на аудиторные занятия 33 33 Количество часов на внеаудиторные занятия 49,5 49,5
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Индивидуальна, продолжительность урока 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально – психологические особенности. Реализация учебного предмета «Аккомпанемент» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
5. Цели и задачи учебного предмета «Аккомпанемент»

Цели:
 развитие музыкально – творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
 стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
 формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;  развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;  умение слышать все произведения в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;  умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;  приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.), скрипичного, домрового (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;  навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;  приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;  приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:
1. сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; 2. распределение учебного материала по годам обучения; 3. описание дидактических единиц учебного предмета; 4. требования к уровню подготовки обучающихся; 5. формы и методы контроля, система оценок; 6. методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Аккомпанемента».


7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:  словесный (объяснение, рассказ, беседа);  наглядный ( показ, демонстрация, наблюдение);  объяснительно – иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);  аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);  практический (работа на инструменте над чтением с листа, исполнением музыкальных произведений);  эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений). Предложенные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
8. Описание материально- технических условий реализации

учебного предмета
Материально – техническая база образовательного учреждения соответствует и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 9 кв. м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента фортепиано, а так же доступ к нотному и методическому материалу ( наличие нотной библиотеки).
1.4 Содержание учебного предмета


1. Сведения о затратах учебного времени
Учебное время, предусмотренное на освоение учебного предмета «Аккомпанемент» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: Количество учебной нагрузки Распределение по годам обучения
Продолжительность
учебных занятий в
неделях
1 2 33 33 Количество часов на
аудиторные

занятия
в неделю 1 1
Общее количество
часов на
аудиторные занятия
66
Продолжительность
внеаудиторных занятий
в неделях
33 33 Количество часов на
внеаудиторные занятия
в неделю 1,5 1,5
Общее количество
часов на
внеаудиторные занятия
99 Количество учебной нагрузки Распределение по годам обучения 1 2
Максимальное количество
часов занятий в неделю (
аудиторные и внеаудиторные)
2,5 2,5
Общее
максимальное количество часов
по годам на аудиторные и

внеаудиторные занятия
82,5 82,5
Общее
максимальное количество часов
на весь срок обучения
165 Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Аккомпанемент» распределяется по годам обучения с учетом общего объёма аудиторного времени. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими. Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:

-
выполнение домашнего задания; - подготовка к концертным выступлениям; - посещение учреждений культуры; - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно – просветительской деятельности образовательного учреждения и др. Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объём времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Годовые требования по классам
Предмет «Аккомпанемент» начинается с изучения наиболее простого репертуара (эта работа планируется в 6 классе – 1 год обучения). Более сложный репертуар, даётся позже (в 7 классе – 2 год обучения), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера. В качестве иллюстраторов привлекаются учащиеся старших классов, преподаватели образовательного учреждения различных дисциплин. В этом случае следует воспользоваться программами и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту, предмету. Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных
аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта. Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса или солирующего инструмента и фортепиано. Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом. Процесс последовательного освоения музыкального материала включает:  определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами;  агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
1год обучения

За год учащийся должен:

Первое полугодие:
 Контрольный урок
Второе полугодие:
 Зачёт по аккомпанементу
Годовые требования:
За год обучения учащийся должен пройти 5 – 6 разноплановых произведений, некоторые из них используются для чтения с листа, транспонирования или осваиваются в порядке ознакомления. Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его
музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
Примерный репертуарный список:

Инструментальная музыка:
Петров А. «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля», переложение Глуховой С.А. Шостакович Б. Романс «Овод», переложение Глуховой С.А. Варламов А. «Что ты рано, травушка, пожелтела» Меццакапо Е. «Полька» Перепелица Я. «Мелодия» Раухвергер М. «Берёзонька», «Разговор перед сном» Тиличеева Е. «Колыбельная» Чайковский П. И. «Вальс цветов» Благой В. «Чудак» Брамс И. «Колыбельная» Грибоедов А. «Вальс», переложение Глуховой С.А. Иорданский М. « Песенка про чибиса» Кабалевский Д. «Про Петю» Мориа Поль «Менуэт»
Вокальная музыка:
Алябьев А. «Воспоминание» Богословский Н. «Тёмная ночь» Витлин В. «Добрый Дед Мороз» «Кошечка» Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни» «Признание»
«Ах, ты ночь ли ноченька» «Жаворонок» «Не пой красавица при мне» Гурилёв А. «Гори звёздочка, блистай ясная» «Грусть девушки» «Матушка – голубушка» «Домик – крошечка» «Воспоминание» «Вьётся ласточка сизокрылая» Даргомыжский А. «Юноша и дева» «Я вас любил» Крылатов Е. «Кабы не было зимы» «Песенка о лете» «Колыбельная медведицы» Листов К. «В землянке» Савельев Б. Песенка кота Леопольда «В небесах высоко» Песенка кота Леопольда «Хорошо и плохо» «Если добрый ты» «Неприятность эту мы переживём» «Настоящий друг» «Песня про кота Леопольда» Старокадомский М. «Любитель – рыболов» Шаинский В. «Песенка крокодила Гены» «Песенка про кузнечика» «Песенка Чебурашки» «Улыбка» «Чунга – Чанга» «Весёлая карусель» «Антошка» «Голубой вагон»
«Крейсер «Аврора» «Дождь идёт по улице»
2 год обучения

За год учащийся должен:

Первое полугодие:
 Контрольный урок
Второе полугодие:
 Экзамен по аккомпанементу
Годовые требования:
За 2 год обучения учащийся должен пройти 5 – 6 разноплановых произведений, некоторые из них используются для чтения с листа, транспонирования или осваиваются в порядке ознакомления. Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности. Обладая элементарными навыками концертмейстера, на 2 году обучения ученику подбирается более сложный репертуар.
Примерный репертуарный список:

Инструментальная музыка:
Андреев В. «Грёзы», переложение Глуховой С.А. Герцман М. «Вальс» Джоплин С. «Регтайм» Зверев В. «Лесной ручеёк» «В старинном стиле» «Рондо» Комаровский А. «Пастушок» Перепелица Я. «Танец рыбаков из балета «Яг – морт»
Р.Н.П. «Субботея», обработка Любова Рочев А. «Наперегонки» Ромберг Б. «Тихо, как при восходе солнца» Свиридов Г. «Вальс» из муз. иллюстраций к повести Пушкина «Метель», переложение Глуховой С.А. Хачатурян А. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», переложение Глуховой С.А. Хаджиев П. «Анданте» Чайковский П. «Сентиментальный вальс», переложение Шереметьев Б. «Я вас любил»
Вокальная музыка:
Богословский Н. «Тёмная ночь» Варламов А. «На заре ты её не буди» «Горные вершины» Глинка М. «Северная звезда» «Венецианская ночь» Даргомыжский А. «Шестнадцать лет» «Мне грустно» «Влюблён я, дева – красота» Коми нар. песня «Ой, ты берёзонька» Крылатов Е. «Песня охраны» Новиков А. «Дороги» Петербургский Г. «Синий платочек» Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая» «Не жалею, не зову, не плачу», переложение Глуховой С.А.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения учебного предмета «Аккомпанемент» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:  знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);  знание основных принципов аккомпанирования солисту;  навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;  умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;  умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;  умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учётом характера каждой партии;  навыки по разучиванию с солистом его репертуара;  наличие первичного практического опыта репетиционно – концертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Аккомпанемент» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачётах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль
успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация
проводится в форме контрольных уроков, зачётов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены
могут проходить в виде технических зачётов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебного предмета «Аккомпанемент» проводится
итоговая
аттестация в виде экзамена с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: 5 (отлично) технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения 4 (хорошо) оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном) 3(удовлетворительно) исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 2(неудовлетворительно) комплекс серьёзных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» ( без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой ( + ) и (- ), что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретённых выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:  оценка годовой работы ученика;  оценка на академическом концерте или экзамене;  другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету «Аккомпанемент» является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих
репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов. В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу – от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приёмы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана учитывать индивидуально – личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
1.1.

Методические рекомендации при работе с учащимися в классе

вокального аккомпанемента
Ученику – концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки,
осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент. Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа. Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста. Одна из первостепенных задач преподавателя – научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст. Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии: как вокалист берёт и как держит дыхание; что такое пение «на опоре» и «бездыханное» пение; различие между чистой и фальшивой интонацией, а также иметь представление о «филировке» звука, пении «роrtamento» и т. д. Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу. Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого
солиста. Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счёт слышания всей фактуры. Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпанемента, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3 – строчной или многострочной фактуры.
1.2.

Методические рекомендации преподавателям при работе с

учащимися в классе скрипичного аккомпанемента


Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя. Скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от фортепианных. Помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато, рикошет, пиццикато. Скрипка – это инструмент, звучащий, в основном, в высоком регистре, поэтому пианисту необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание рояля в верхнем регистре, так как это помешает восприятию скрипичной партии. Пианисту – концертмейстеру следует стремиться в своём исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где пианист исполняет партию оркестра. Природа струнных инструментов – певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый приём – вибрация придаёт звуку особую выразительность. Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на фортепиано для достижения качественной ансамблевой игры.
Важным моментом для учащегося – концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста. Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз. Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке – не дробить сильными долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приёмом особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения скрипачом флажолетом, которые имеют специфическую краску. Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки. На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.
1.3.

Методические рекомендации преподавателям при работе

учащимися в классе домрового аккомпанемента
Работа в классе домры предполагает наличие у концертмейстера представлений об особенностях строения и звукоизвлечения на этом инструменте, знание стилистики оригинального домрового репертуара, умения находить адекватные звуковые решения и пианистические приёмы, эквивалентные штрихам на домре, но не всегда традиционные для классического пианиста. В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлению, что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой пассажах. В таких
случаях legato у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после её нажатия. Этот приём в сочетании с предельно ровным ритмическим исполнением позволяет концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему синхронности в виртуозных фрагментах. Здесь необходимо отметить, что работа со струнными щипковыми инструментами подвигает концертмейстера на поиск новых пианистических приёмов, которые порой противоречат звуковым требованиям, предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью достижения тембровой и артикуляционной идентичности звучания фортепиано и домры. Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков и аккордов, отсутствие которой чрезвычайно портят художественное впечатление от ансамбля. С точки зрения синхронности особого внимания требует такой приём как флажолеты: для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем для обычного удара, и в игре с неопытными исполнителями концертмейстер должен быть бдительным, чтобы момент появления звука у фортепиано и домры точно совпадал.
Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учётом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах – темп, штрихи, динамику, паузы и т. д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики. Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно
слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. Списки учебно – методической и методической

литературы

Учебно – методическая литература:

Вокальная литература
1. Баневич С. «Я песню сочинил!», СПб.: «Композитор» 2. Бетховен Л. Песни, М.: «Музыка»,1977 3. Булахов П. Романсы и песни, сост. Гослова Г., М.: «Музыка», 1969 4. Варламов А. Романсы и песни. Полное собрания, том 4.,М.: «Музыка», 1976 5. Верстовский А. «Избранные романсы и песни» - изд. «Музыка» Москва 1985 6. Гладков Г. «Луч солнца золотого», М.: «Дрофа» 7. Глинка М. Романсы и песни, М.: «Музыка», 1978 8. Григ Э. Романсы и песни, М.: «Музыка»,1968 9. Глазунов А. Романсы и песни - изд. «Музыка» Москва 1984 10. Гурилёв А. Избранные романсы и песни, М.: «Музыка», 1980 11. Даргомыжский А. Романсы, М.: «Музыка», 1971 12. Жаров В. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано. – «Музыка» Москва, 1971 13. Кабалевский Д. Избранные романсы и песни, М.: «Музыка», 1971 14. Крылатов Е. «Крылатые качели», М.: «Дрофа» 15. Крылатов Е. «Лесной олень», М.: «Дрофа» 16. Кирилина Г. «Смешинки». Песни из мультфильмов для детей. Выпуск 2. – Киев: Музычна Украина, 1977 17. Кольцов Н. «Дорогой длинною» - изд. «Музыка» Москва 1979 18. Кюи Ц. Избранные романсы, М.: «Музыка», 1957 19. Моцарт В. Песни, М.: «Музыка», 1981 20. Мовчан С. Популярные романсы русских композиторов, М.: «Музыка», 2006 21. Модель В. , Модель Ф. «Улыбка». Мелодии из мультфильмов – изд. «Музыка» Ленинград 1991 22. Пахмутова А. «Песни» - изд. «Советский композитор» Москва 1986 23. Рыбников А. «Кто доброй сказкой входит в дом», М.: «Дрофа» 24. Струве Г. «Я хочу увидеть музыку», М.: «Дрофа»
25. Шаинский В. «Песни для детей» 26. Шаинский В. «Улыбка»
Инструментальная литература
1. Азбука домриста. Тетрадь 1, 2, 3/ составитель Дьяконова И.М.,2004 2. Альбом начинающего домриста. Вып. 10 – 19 Составитель Фурмин С.М.,1987 3. Альбом начинающего домриста. Вып.19/ составитель Фурмин С., Дмитриев Н. М. 1988 4. Альбом начинающего домриста. Вып.20/ составитель Фурмин С. М., 1989 5. Альбом начинающего домриста. Вып. 21/ Редакция Дмитриев Н. М.,1990 6. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ./ Составители: Пронина Т., Щербаков Е. С. – Пб., 2002 7. «Волшебные струны домры» Вып. 1 составитель Дутова В. Новосибирск, 2000 8. «Волшебные струны домры» Вып. 2 составитель Дутова В. Новосибирск, 2000 9. Городовская В. новые сочинения для трёхструнной домры. М.,1996 10. Грязнова Н. «Скерцино» «Вальс» «Романс» М. 1998 11. Джоплин С. Регтайм для трёхструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002 12. Джоплин С. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Переложение Школиной Л.С. – Пб, 2002 13. Домристу – любителю. Вып. 1 – 11/ составитель Дроздов М.М., 1990 14.«Заблудившийся верблюжонок» Составитель Владимиров В. Новосибирск, 1999 15. Зверев А. Сборник пьес для трёхструнной домры. С – Петербург. 1998
16. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста. 17.Тетрадь 1,2,3,4. Составитель ЧунинВ.,2003 18. Концертные пьесы. Вып.9 – 15 М.,1981 19. Концертный репертуар. Вып. 1 – 5 сост. Цыганков А. М.,1991 20. Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. С – Петербург, 2002 21. Меццакапо Э. Пьесы для домры и фортепиано. С – Пб.,2004 22. На досуге. Вып.1-3/ Составитель Рузаев Е.М.,1985 23. Пьесы для трёхструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./ Составитель Зверев А., С – Петербург,1998 24. Сборник конкурсных пьес для домры, балалайки/ составитель Мецгер И. Сыктывкар 2005 25. Васильев С. Две пьесы для скрипки и фортепиано. Сыктывкар, 1989 26. Герцман М. Четыре пьесы. Сыктывкар, 1989 27. Классические пьесы (составитель и редактор С. Шальман). СПб., «Композитор», 2009 28. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов, М., Музыка, 2008 29. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3 – 4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 1991 30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4- 5 классы. (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987 31. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3 – 4, 4- 5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка.1987 32. Юный скрипач. Вып.1,2,3 Редактор – составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор»,1992
Методическая литература:

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, М.,Музыка, 1971 2. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы, М., Музыка и время, 2002 3. Благой д. Камерный ансамбль. Искусство камерного ансамбля и музыкально – педагогический процесс. М., Музыка, 1979 4. Виноградов К. М. О работе оперного концертмейстера. О работе концертмейстера: Сб. статей Ред. М. Смирнов. М., Музыка. 19745 5. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента. О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.трудов. Л., Изд – во ЛОЛГК, 1986 6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., Политиздат, 1968 7. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М., Музыка, 1961 8. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., Академия, 2002 9. Кубанцева Е. И. Методика работы над фортепианной партией пианиста – концертмейстера. Музыка в школе, 2001 10. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором. Музыка в школе, 2001 11. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л., Музыка, 1972 12. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. М., «Радуга»,1987 13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1958 14. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе концертмейстера. Ред. – сост. М., Музыка, 1974 15. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. М., 1987 16. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ М., Изд – во НМК по учеб. заведениям культуры и искусств, 1986 17. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. М., Музыка, 1996 18. Юдина А. Русская школа концертмейстерства. Спб., 2008



Яндекс.Метрика