Напоминание

"Средневековый замок"

Автор: Иванова Галина Викторовна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ

Населённый пункт: Анжеро - Судженск, Кемеровская область

Наименование материала: занятие по ИЗО

Тема: "Средневековый замок"

Описание:

Одно из занятий в разделе "Архитектура". На предыдущем занятии учащиеся изучали Японскую пагоду..А на этом они узнают, как устроен средневековый замок, рассматривают замки и рисуют свой для сказочного героя.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=3814

Опубликовано 20.05.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Средневековый замок»

Цель занятия:
 формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении архитектурного пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы.
Задачи:
 расширить представления учащихся о роли замка-крепости в средние века, продолжить обучение изображения архитектурных сооружений .  развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.  воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней.
Оборудование для педагога:
 фотографии, репродукции картин, рисунков с изображением замков, таблицы и др.
Оборудование для учащихся:
альбом, учебные принадлежности
.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности учащихся к занятию.
II. Повторение ранее изученного материала.
Педагог: Какой храм мы с вами рисовали на предыдущих занятиях? Дети: пагоду. Педагог: Что такое пагода? Учащийся: культовое здание, предназначенное для выполнения религиозных обрядов, для хранения священных реликвий. Педагог: Какие особенности есть у пагоды? Дети: - Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы.
- К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. - Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.
III. Изучение новой темы.
В Средние века вся Западная Европа была покрыта густыми лесами. Жизнь людей в этой благодатной лесистой местности была тяжелой. Множество королевств, которые здесь образовались на территории Германии, Франции, Испании, Италии, Англии непрерывно воевали друг с другом. Внутри королевств непокорные сеньоры - герцоги, графы тоже воевали друг с другом и даже с королем. Европу терзали болезни. Чума, оспа буквально косили население. Средняя продолжительность жизни людей сократилась до 17 лет. Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Ее могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.
Замки
сооружались из камня на труднодоступных местах – на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да еще двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъемный мост. Мост вел к башне с воротами и подъемными решетками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решетки и враги оказывались в западне. Внутри второй стены, помимо хозяйственных построек, ставилась высокая каменная башня с узкими окнами, которые служили для стрельбы из лука. Штурмовать такой замок было непросто. Внутренние помещения замка были сумрачные и холодные. Голые каменные стены. Постоянно горели смоляные факелы. Гарь, копоть. Каменный пол, засыпанный соломой или камышом. Здесь же валялись кости, оставшиеся от обеда. Холодно. В центре одной из стен огромный камин. Если рассмотреть внимательно изображение замка, то можно увидеть, что конструкции его основных частей состоят из следующих геометрических фигур: параллелепипеда, конуса, цилиндра, пирамид.

Донжон
-Главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия. Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Важное свойство заполненного водой рва — предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость как правило организовывался посредством подъёмных мостов. Крепостные стены это защитные стены вокруг внутреннего двора. Они должны были быть достаточно высокими, чтобы затруднить штурм нападающих используя лестницы, и толстыми чтобы противостоять мощи осадных механизмов. Многочисленные башни на крепостной стене позволяли защитникам вести продольный огонь вдоль стены. Давайте рассмотрим замки, представленные на доске.
У всех замков есть особенности в зависимости от страны, но так же, как мы сегодня заметили, много общего. Они могут возвышаться в горах, у кромки ли воды или же посреди открытого поля. Но повсюду укрепленные феодальные замки удивляют нас своей поразительной мощью, величественностью и будут поражать, и удивлять еще не одно поколение людей
IV. Физкультминутка

V. Практическая работа.
Предлагается представить и нарисовать замок для сказочного героя.
VI. Анализ работ.
.
VII. Итог занятия.
1. Выставка работ учащихся. 2. Самоанализ деятельности учащихся. 3. Беседа по вопросам: Что вы нового узнали на уроке? Можно ли по замку определить для доброго или злого героя построен замок?
Приложение 1: Замок Гогенцоллерн
Приложение 2: Замок в Уэльсе
Приложение 3: Замок Максбург


Яндекс.Метрика