Населённый пункт: город Балтийск Калининградской области
Наименование материала: Программа
Тема: летнего оздоровительного лагеря "Проба пера"
Описание:
Данная программа отвечает ожиданиям воспитанников, их потребностям во время каникул ( подтверждение тому что ребята целенаправленно записываются именно в этот лагерь). В ходе реализации этой программы расширяется кругозор детей,активизируются познавательные процессы. Воспитывается внимание, развиваются эстетическое восприятия. Отношение к оценке ребенка. Образное мышление, творческое воображение.
Пояснительная записка
Летний лагерь - активная пора социализации школьников. С
наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос
о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль
играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая летний лагерь,
ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов,
своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные
дни в кругу семьи. Еще один немаловажный момент-это возможность
общения ребенка с привычным кругом друзей.
Вот уже четвертый год подряд ребята с удовольствием посещают летний
оздоровительный лагерь «Проба пера».
Данная программа отвечает ожиданиям воспитанников, их потребностям
во время каникул (подтверждение тому, что ребята целенаправленно
записываются именно в этот лагерь). В ходе реализации этой программы
расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы.
Воспитывается внимание, развиваются эстетическое восприятие. Отношение
к оценке ребенка. Образное мышление, творческое воображение.
Эти результаты достигаются через игру, которая создает благоприятный
микроклимат. Способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Побуждает к общению с миром прекрасного. Каждое мероприятие имеет
свое педагогическое значение, что позволяет прививать детям нормы
социальной жизни. Коммуникативные навыки, культуру взаимоотношений,
располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы.
Способствует приобщению к духовности, усвоению принципов безопасного
и здорового образа жизни.
Учеба, творчество, досуг – все отражается в газете! Все новости из
первых рук. А создают газету дети!
В современном мире на воспитание и образование подрастающего
поколения несомненную роль оказывают средства массовой информации.
Через них у современной молодежи, да и не только у нее, формируются
собственные взгляды и убеждения, складывается определенное отношение к
обществу.
Газета, создаваемая детьми, дает возможность самоутвердиться, быть
успешным в обществе, раскрывает возможности для интеллектуального
самосовершенствования, а также, несомненно, способствует творческому
развитию подрастающего поколения.
Все это в детском летнем оздоровительном летнем лагере «Проба пера».
Цели и задачи:
Цель: создание условий для полноценного отдыха, личностного роста и
развития творческого потенциала подростков, профориентационной работы
через участие в деятельности по подготовке и выпуску газеты «Проба пера».
Образовательные задачи:
Развитие культуры речи, информационной культуры детей посредством
выпуска газеты «Проба пера»;
Сочетание обучения с оздоровительным отдыхом;
Вырабатывание умений, необходимых в деятельности юного
журналиста;
Умение брать интервью,
писать статьи, заметки, очерки, проводить
опрос;
Организация работы двух редакций;
Формирование информационной и коммуникативной компетентностей
Воспитательные задачи:
вызвать у детей интерес к жизни своего лагеря;
активизировать стремление ребят к самореализации, проявлению своих
творческих способностей;
Развивающие задачи:
Творческая реализация и самореализация детей;
Формирование информационной и коммуникативной компетентности;
Организация активного и содержательного отдыха детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по направлениям деятельности:
Образовательная работа
Организация 2-х редакций, для обучения учащихся различным видам
журналистской деятельности, разработка и выпуск информационных листов
и газеты. Формирование информационной и коммуникативной
компетентности.
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере является
сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены
следующие мероприятия:
-осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены,
ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
-утренняя гимнастика;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима
питья детей;
-принятие солнечных и воздушных ванн
-организация пешеходных экскурсий;
-организация здорового питания детей;
-организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития
коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
- Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
-Коллективно – творческие дела
-Просмотр и обсуждение фильмов.
- Развлекательные программы.
- Игры – развлечения, викторины, соревнования.
- Выставки
- Конкурсы
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Организация общественно - полезной работы с детьми
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей во время экскурсий»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения»
Беседы, проводимые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»;
«Укусы собак-меры предосторожности»
«Осторожно - клещи»
Место проведения лагеря:
МАУДО ДДТ города Балтийска
Целевая группа: в реализации программы участвуют дети 7-14 лет.
Отряд 20 человек.
Лагерь формируется в УСЗН из числа подростков семей находящихся в
трудной жизненной ситуации, а также находящихся в социально-опасном
положении и подростков состоящих на учете в комиссии по делам
несовершеннолетних.
Сроки реализации программы: 21день, июнь-июль 2016 год.
Механизм реализации программы.
При составлении программы учитывалась природа детских интересов,
принимались во внимание потребности и желания самого ребенка, его
индивидуальное развитие. Программа дает возможность каждому ребенку
проявить все свои способности в полной мере.
Этому поспособствуют
работа по созданию газеты, КТД, интеллектуальные игры и развлечения,
мастерские творчества, конкурсы, спортивные соревнования и состязания.
Организация коллектива: создание информационного центра,
редакционной коллегии.
Методы:
коллективно-творческая деятельность, познавательная деятельность,
дискуссии, беседы;
занятия на доверие и формирование команды;
ролевые игры;
игры - импровизации;
тесты и рисуночные методики;
рефлексия занятий
.
Средства: финансирование программы осуществляется из средств местного
бюджета.
План работы
Список мероприятий
Сроки
реализации
Исполнители
Участники
Задача 1. Образовательная
Мероприятие 1.1.
Торжественное
открытие. Знакомство
ребят с содержанием
программы профильного
лагеря.
2. Распределение
обязанностей.
3. Создание 2-х редакций.
1 день
Ответственны
й редактор,
редактор
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.2
«Я - юный журналист»
(Изучение теоретической
части: О чем писать? Где
брать идеи для статей,
как брать интервью)?
2 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.3.
«Я – корреспондент»
Интервью у жителей
города (выход в город для
опроса жителей по
подготовленным анкетам)
3 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.4
«Какой должна быть
статья?»
(Способы создания
заголовка, начало и
окончание статьи).
4 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.5
«Учимся быть
корреспондентами»
(Экскурсия в редакцию
городской газеты
«Вестник Балтийска»).
5 день
Ответственны
й редактор,
редактор.
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.6
Работа двух редакций
6 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятия 1.7
Выпуск газеты
«Проба пера»
7 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Задача 2 Воспитательная
Мероприятие 1.8
1.«Лучше один раз
увидеть» - подготовка
информации о делах
лагеря и наиболее
интересных отрядных
делах.
8 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.9
1.Посещение библиотеки
им. Белинского
(конкурсно - игровая
программа)
9 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.10
1.Знакомство с работой
музея ДКБФ. Статья о
работе экскурсоводов
музея.
10 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.11
«Идет конкурс» - о
конкурсах проходимых в
лагере:
«Хиханьки, да хаханьки»
- смешные фразы,
юмористические
репортажи, кроссворды,
объявления.
«Лучше один раз
увидеть» информация о
делах лагеря и наиболее
интересных отрядных
мероприятиях.
«Калейдоскоп мнений».
11 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря
Итоги опросов.
Мероприятия 1.12
«Творческий день»
Написание заметок на
темы:
- «Мой отряд»
- «Кто или что делает
твой день добрым?»
-«Рейтинг популярных
дел»
«Хит-парад личностей
«Рецепт хорошего
настроения»
«А напоследок я
скажу…»
12 день
Начальник
лагеря,
воспитатель.
Воспитанники
лагеря.
Мероприятие 1.13
Выпуск газеты
«Проба пера»
13 день
Ответственны
й редактор,
редактор,
верстальщик
Воспитанники
лагеря.
Мероприятие 1.14
1.«Конкурс
стихотворений о лагере»
2. Яблочное шоу.
14 день
Начальник
лагеря,
воспитатель.
Воспитанники
лагеря.
Мероприятие 1.15
1.Конкурс на лучшую
услышанную шутку.
15 день
Начальник
лагеря,
воспитатель.
Воспитанники
лагеря.
Мероприятие 1.16
1.Конкурс на самую
интересную статью об
отряде.
2.Посещение библиотеки
им. Белинского
( познавательно-
развлекательные
программы)
16 день
Ответственны
й редактор,
редактор.
Воспитанники
лагеря.
Мероприятие 1.17
1.Конкурс на лучшее
название газеты.
2.Экскурсия на военные
корабли.
17 день
Ответственны
й редактор,
редактор.
Воспитанники
лагеря.
Задача 3 «Оздоровительная»
Мероприятие 1.1
1.Спортивный конкурс
«Веселые старты»
18 день
Начальник
лагеря,
воспитатель
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.19
1.«Пять минут здоровья»
Строительство замков из
песка.
19 день
Начальник
лагеря,
воспитатель
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.20
1.Посещение аквапарка
20 день
Начальник
лагеря,
воспитатель
Воспитанники
лагеря
Мероприятие 1.21
Закрытие лагерной
смены.
21 день
Начальник
лагеря,
воспитатель
Воспитанники
лагеря
- организаторы и соорганизаторы: МАУДО ДДТ г. Балтийска, УСЗН,
редакция муниципальной газеты «Вестник Балтийска», литературно-
музыкальный клуб «Остров вдохновения», МУК ЦБС библиотека им.
Белинского
- Кадровое обеспечение: Начальник лагеря, воспитатель, медицинский
работник.
Предполагаемый результат:
К концу лагерной смены воспитанники должны
�
Иметь представление:
- о журналистской профессии;
- о публицистике и журналистике;
- уметь брать интервью,
- писать заметки, статьи;
- навыки фотографии;
- о компьютерной верстке
Уметь:
четко определять место журналистского творчества в ряду других
видов творчества и понимать его специфику;
знать и понимать язык газеты, профессиональную терминологию;
уметь редактировать тексты, интервьюировать респондентов;
уметь осуществлять верстку газеты;
уметь передавать полученную информацию.
Уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая
нормы построения текста;
извлекать необходимую информацию из различных источников,
включая жизненные ситуации и СМИ.
Особенностью данной программы является то, что теоретические и
практические знания и навыки ребята получают не отдельно, а
интегрировано в ходе каждого занятия.
Теоретическая часть
Практическая часть
•
О чем писать?
•
Где брать идеи для статей?
•
Какой должна быть статья?
•
Как собрать материал для
статей?
•
Виды источников информации
и как ими пользоваться.
•
Как написать статью?
•
Как оформить статью перед
отправкой в газету или
журнал?
•
«Журналистский десант».
•
Подготовка и проведение интервью.
•
Тренировка поиска информации в
Сети.
•
Использование различных видов
источников информации для
статей.
•
Обработка цифрового фотоматериала.
•
Компьютерная верстка.
•
Размещение информации в сети
Интернет.
Результаты реализации программы:
Приобретение знаний о профессии журналист и привлечение
воспитанников лагеря «Проба пера» к дальнейшим занятиям в в
образцовом объединении Пресс-клуб «Юный журналист» МАУДО ДДТ
г. Балтийска;
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни.
Привитие любви к своему краю, Родине. Развитие активности и
творческих способностей.
Овладение навыками сотрудничества детей в разновозрастных группах,
формирование навыков партнерского сотрудничества.
Сплочение детского коллектива;
Развитие навыков самоуправления и навыков коллективного труда;
Приобщение подрастающего поколения к труду,
Воспитание социальной активности и трудолюбия;
Расширение кругозора детей
Механизм определения результативности программы.
Оценка эффективности программы.
Предпрофильная подготовка.
Высокая активность детей в реализации программы.
Положительные отзывы участников программы.
Положительные отзывы об организации деятельности со
стороны родителей.
Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время
смены.
Отсутствие заболеваний, травм.
Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в
отношении с окружающими.
Сохранение состава пребывающих детей до конца смены.
Методы определения результативности программы:
наблюдение
метод товарищеского и педагогического воздействия;
беседа;
выпуск газет «Проба пера», освещающих наиболее важные события в
жизни лагеря
все воспитанники лагерной смены на страницах газеты могут
рассказать о жизни отряда, интересных делах или просто высказать
свое мнение о том или другом мероприятии - это приветствуется и
обязательно будет напечатано в газете.
газета суммирует, объединяет предложения, стимулирует для
написания статей - к концу лагерной смены каждый написавший
статью - получит с ней газету.
ребята, участвуя в деятельности пресс-центра, реализуют свой
творческий потенциал, совершенствуют журналистские умения;
Газета - своеобразная хроника смены, которая напомнит ребятам о
мероприятиях, проводимых в лагере, будет способствовать рождению
новых идей в деятельности каждой конкретной детской организации.
Материально – техническая база: кабинет для работы, компьютерный
класс, цифровой фотоаппарат.