Суворова Т. В.
Педагог-организатор
д/к «Энтузиаст»
Статья на тему: «Значение педагога дополнительного образования в
решении социально-педагогических проблем детей и подростков»
Учреждение дополнительного образования детей –
это
особое
учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а
пространством разнообразных форм общения.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в ор -
ганизации естественных видов деятельности детей и подростков. Педагог до -
полнительного образования должен уметь педагогически грамотно управлять
системой взаимоотношений в этой деятельности.
Задача дополнительного образования – помочь детям и подросткам осу -
ществить верный выбор. Поэтому среди занятий по интересам, сегодня все
чаше можно встретить разного рода курсы, направленные на осуществление
практики (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание,
дизайн, гувернерство и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассни -
ков, приобретают знания, которые обеспечивают успех в деловой жизни
(овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроиз
-
водством, азами бухгалтерского учета и т.п.).
Всякое педагогическое взаимодействие в современном понимании – это
процесс активного воздействия и взаимовлияния всех составляющих
педагогического процесса. Любое педагогическое взаимодействие является
множеством различных отношений в образовательном процессе.
Педагогические отношения могут быть следующие:
- отношения между учителем и учеником;
- отношения между учеником и коллективом;
- отношения между учащимся и объектом усвоения и т. д.
Таким образом, можно наблюдать, что идет постоянный обмен
информацией двух сторон участников педагогических отношений.
Педагогическое взаимодействие всегда характеризуется двумя
сторонами, двумя взаимообусловленными компонентами:
- педагогическим воздействием;
- ответной реакцией ребенка.
Воздействия могут проявляться:
- прямо или косвенно;
- быть различными по направлению;
- в содержание и в формах предъявления;
- с наличием или отсутствием цели;
- с характером обратной связи.
Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:
- информация может восприниматься активно;
- информация может быть переработанной после восприятия;
- информация может быть проигнорированной или носить
безразличный характер;
- информация может активизировать действия, поступки, деятельность
и т. д.
Базой для формирования способностей для саморазвития,
самореализации личности являются физическое и психологическое здоровье,
направленность и способности, что определяет содержание личностного
ориентированного взаимодействия учителя с учащимися.
Личностному росту ребенка - формированию его общей культуры,
нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в
саморазвитии – всему этому способствует гуманистическое направление
педагогического взаимодействия.
При взаимодействии определяющей позицией, направленной на
эффективный результат выступает позиция педагога, которая исходит из
интересов ребенка. Здесь от педагога требуется:
- понять ребенка;
- признать позицию ребенка;
- принять его, как полноценного партнера;
- оказать ребенку помощь, если она требуется.
Взаимодействие ученика и учителя характеризуется:
- взаимопознанием;
- взаимопониманием;
- взаимовлиянием;
- совместимостью.
При этом очень важно понимать, что взаимодействие сторон
участников педагогического процесса – не является самоцелью, а является
средством и способом успешного решения поставленных задач,
воспитательного и развивающего характера.
Можно наблюдать, что различные подходы и типы педагогического
взаимодействия являются свидетельством многогранного и многоаспектного
педагогического процесса.
Самыми эффективными для развития личности и коллектива, по
мнению многих ученых, занимающихся изучением теории и, по мнению
ученых, занимающихся изучением практики – является такое сотрудническое
взаимодействие, которое характеризуется:
- опорой на положительные качества в личности;
- доверительностью;
- доброжелательностью;
- объективностью;
- активностью обеих сторон;
- диалогом.
Особенно большой воспитательный потенциал несет в себе диалоговое
взаимодействие. Данное взаимодействие способствует равенству позиций
партнеров, уважительному отношению друг к другу, партнерским
отношениям субъектов, обмену мнениями, открытости и эффективности.
Нельзя ни в коем случае в процессе педагогического взаимодействия
допускать, подавления, индифферентность, формальные отношения. Важно
помнить об ответственности за результат педагогического взаимодействия.
Если помочь раскрыть свои потенциальные способности и дать
возможность реализовать их еще в школьные годы, то воспитанники будут
подготовлены к жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели,
выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.