Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Центр детского и юношеского технического творчества «Импульс»
городского округа Самара
Методическая разработка
«Сказкотерапия как технология выявления и развития художественной
одаренности и творческих способностей детей
от 11 до 13 лет»
Автор
Момотова Н.В.
педагог дополнительного образования
Самара
2016
Если попытаться найти в информационных источниках определение
сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с
тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и
в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
В данной разработке предлагаются сказки как приемы выявления и
развития художественной одаренности и творческих способностей детей.
1.
СКАЗКА О ДЕЛОВЫХ ЛЮДЯХ
как проводник определенного вида деятельности
- танцевальная терапия
В одном очень Деловом Доме жили очень Деловые Люди.
Они делали Деловые Дела и не обращали внимания ни на что другое.
Они были Деловыми людьми!
Деловые Люди поднимались на Деловых Лифтах на самый Деловой Этаж
к своему Самому Деловому Начальнику, получали от него Деловые
Поручения и возвращались в свои Деловые Кабинеты, чтобы выполнять
Деловые Дела.
Деловые Люди бегали из кабинета в кабинет, передавая друг другу
Деловые Дела.
А Деловые Дела все разрастались и разрастались. И, наконец, стали
такими огромными, что Деловые Люди под их тяжестью заболели.
В ногах у Деловых Людей появилась тяжесть, в руках слабость, а головы
стали напоминать чугунный котел. Когда с обвисшими вдоль сутулого тела
руками шаркающей походкой, не видя ничего и никого перед глазами,
Деловые Люди сталкивались лбами, то по всему Деловому Дому раздавался
гулкий протяжный звон – бом-м.
Опечалились Деловые Люди. И стали звонить в Службу Спасения.
Служба Спасения тот час же отреагировала на тревожный звонок и
командировала в Деловой Дом своих сотрудников - менеджера– Релаксацию
и Игрового менеджера.
2
Молодые сотрудники моментально оценили обстановку и тут же
приступили к своим обязанностям – исцелению Деловых Людей от
хронической усталости и депрессии.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
2.
СКАЗКИ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ,
КОТОРЫЕ ИСКАЛИ ГАРМОНИЮ
как инструмент развития
В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у детей
развиваются фантазия, творчество. Они усваивают основные механизмы
поиска и принятия решений в предлагаемых обстоятельствах.
В одном царстве-государстве жили-были Хорошие Люди. Мужчины
занимались ремеслом, а женщины хранили тепло домашнего очага и
воспитывали детей. И все было хорошо в этом царстве-государстве. А порой,
казалось, даже идеально.
Но…
Хорошим Людям чего-то не хватало.
А не хватало им ГАРМОНИИ . Они знали, что найти Гармонию очень не
просто. Что для этого надо пройти большой путь самопознания.
Так и жили Хорошие Люди с надеждой, что когда-нибудь они постигнут
тайны самопознания и обретут Гармонию.
И, еще надо сказать, что каждый год - обычно в дождливую позднюю
осень, в их царстве-государстве появлялась
Добрая Фея. Она несла в руках
волшебный фонарь, от которого разлетались маленькие разноцветные
лучики. Эти лучики попадали на крыши домов и в домах отключались
телевизоры, становилось тихо и спокойно, а в каминах, сам собой, ярче
разгорался огонь.
Фею ждали в каждом доме. Ждали, потому что она могла подсказать
Добрым Людям как познать себя, как отбросить от себя то лишнее, что
мешало им достичь Гармонии .
3
Когда
Фея появлялась в доме, все домочадцы собирались за круглым
столом.
Фея ставила волшебный фонарь на камин, доставала из ларца
цветные карандаши, краски, белые листы бумаги и начинала спокойно вести
разговор.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Техники
- нарисуй сказочных героев, на которых, по твоему мнению ты похож,
- нарисуйте камень у дороги и 3 направления,
- нарисуйте сказочную страну.
3.
ТЕАТР МОЕЙ ЖИЗНИ
как инструмент самопознания
Медитативная техника
1.
Сядьте удобно. Сядьте так, чтобы вас ничто не отвлекало, и никто вам
не мешал. Расположитесь на своих местах так, чтобы ваше тело
ощутило комфорт.
2.
Вздохните полной грудью и спокойно выдохните. Ваше дыхание
становится ровным. Вы слышите эту музыку. Вы слышите мой голос.
Вы понимаете, о чем я говорю. Вы представляете себе то, о чем
говорится.
Вы идете по узкой тропинке большого зеленого луга. Тропинка узкая, но
идти по ней легко. Вы идете не спеша. Вокруг вас многоцветие луговых трав
и цветов. Воздух наполнен их ароматом. Вам легко и свободно дышится.
Незаметно для себя, вы попадаете на площадь удивительного города.
Площадь вымощена булыжником, гладким и блестящем на солнце. Вы видите
необыкновенные здания. Это чужой, не знакомый вам город. Но вам кажется,
что вы тут когда-то были и чувствуете себя спокойно. На площади никого нет.
Вы одни. Кругом тишина.
В центре площади вы видите красивый фонтан. Его струи не поднимаются
высоко, а спокойно текут к подножию фонтана, обволакивая прозрачной
водой его формы. Вы подходите к фонтану и опускаете в его воду ладони.
4
Вода теплая. Она приятно ласкает ваши руки. Вам становится тепло, и вы
наслаждаетесь этим состоянием. А музыка звучит и зовет вас куда-то. Вы
идете по площади к удивительному зданию. Это театр. Вы открываете дверь
и входите в фойе театра. Никого нет. На стене висят портреты артистов. Вы
рассматриваете портреты, и вам кажется, что вы знаете этих людей очень
близко. А музыка зовет вас дальше.
Вы входите в просторный зал. Мягкие кресла. Чистые ковровые дорожки
между рядов. Запах. Несравнимый ни с чем запах. И никого нет. Вы одни в
этом театре.
Вы идете по ковровым дорожкам к оркестровой яме. Мягкий свет
оркестровой ямы освещает музыкальные инструменты. Интересно – музыка
звучит, а инструменты молчат? Вы поднимаетесь на сцену и смотрите в зал. В
зале по- прежнему никого нет. Вы идете в глубь сцены и попадаете в
костюмерную.
Как много здесь разных костюмов! Вы выбираете из множества костюмов
тот, который вам нравится больше всего. Вы примеряете этот костюм на себя.
Выбираете головной убор и подходите к зеркалу. Вы видите свое отражение.
Вы плавно кружитесь перед зеркалом. Потом снимаете этот наряд и
примеряете еще один костюм. И опять вы у зеркала. А музыка продолжает
звучать.
Вы идете на центр сцены. Смотрите в зал. Спускаетесь к оркестровой яме.
Звучит музыка, и вы отчетливо выделяете соло одного инструмента.
Идете дальше по ковровым дорожкам. Проходите галерею портретов
артистов и выходите из театра. Проходите мимо фонтана. Пересекаете
площадь. Выходите на большой цветущий луг. По узкой тропинке идете,
вдыхая аромат цветов. Вы ощущаете, что вам хорошо, свободно и спокойно.
Музыка становится все тише и тише.
И вы понимаете, что еще один миг, и вы откроете глаза. Может, вам не
хочется этого делать. А музыки почти не слышно. И вы понимаете, что
находитесь там, где находились до путешествия в театр. Вы открываете глаза.
5
Здравствуйте, я рада вас видеть в новом состоянии.
ВОПРОСЫ к участникам
1. Какие цветы вы видели/представляли? Какого цвета? Какого запаха?
2. Какой город вы видели/представляли? (дома, цвет, форма и др.)
3. Какой был фонтан в вашем городе? (форма, вода, что вокруг фонтана и пр.)
4. Опишите здание увиденного/представленного театра (форма, жанр, сцена,
запах и пр.)
5. Какие артисты были в вашем театре? (костюмы, головные уборы, молодые,
сказочные и пр.)
6. Видели ли вы зрителей в зале?
7. Какие вы видели музыкальные инструменты? Какую музыку играли
музыканты?
8. Ваши ощущения, чувства?
6