Напоминание

"Стихи и песни в военной шинели"

Автор: Митрохова Анастасия Михайловна

Должность: методист

Учебное заведение: МБОУ ДО ЭБЦ "ЛидерЭко"

Населённый пункт: г.Уфа, Башкортостан,

Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: "Стихи и песни в военной шинели"

Описание:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – МАССОВОЙ РАБОТЫ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ) "СТИХИ И ПЕСНИ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=4366

Опубликовано 07.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРАЗОВАНИЯ

«ЭКОЛОГО – БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ЛИДЕРЭКО» ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
НОМИНАЦИЯ:
МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО –

МАССОВОЙ РАБОТЫ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАССОВЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ)

«СТИХИ И ПЕСНИ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ»

Автор:

Митрохова Анастасия Михайловна

зав. отдела Центра


Уфа – 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка



………………………………….1

Разработка сценария

………………………………….4

Как поставить сценарий на

сцене

………………………………….4

Подготовка к мероприятию

…………………………………..5

Реквизит

…………………………………..6

Сценарий

…………………………………..7

Приложение 1 (фотографии)

………………………………….20

Приложение 2 схема

размещения на сцене

………………………………….21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«…От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра». Кулинич Г.Г Мне совсем небезразлично, какими растут наши дети, поэтому я выбрала нелёгкую для каждого россиянина тему – Великая Отечественная война. У меня на фронтах воевали оба деда, и судьбе было угодно вернуть их домой живыми, правда, сильно искалеченными. Оба они не любили рассказывать о войне, не любили смотреть военные фильмы. Но даже тех редких рассказов нам, внукам хватило, чтобы понять, как смертельно страшна ВОЙНА. И, видимо , поэтому мероприятие получилось нелёгкое. Да, на войне тоже были свои радости, жизнь шла своим чередом. Люди и влюблялись и радовались и смеялись, но я, не могу говорить о войне радостно. И самое главное, хотелось донести до детей трагическую сторону войны, ещё и потому, что в ходе опроса выяснилось, ребята совсем мало знают об этой странице истории нашего государства. Не смотрят наши фильмы, а только иностранного производства, или фильмы о чеченской компании, конечно, им это ближе. Но не можем же мы позволить, чтобы следующие поколения ЗАБЫЛИ… Забыть- это значит предать. Неужели мы становимся предателями? Мероприятие «Стихи и песни в военной шинели» апробировано уже пять лет подряд. Все ребята – участники реагируют однозначно. Конечно, сначала проводится подготовительная работа, опросы, написание статей на тему войны, затем ребята активно участвуют в репетиционных занятиях, и страшно волнуются на показах, как отреагируют зрители, поймут ли? В финале кульминационный момент, на сцене не остаётся ни одного человека, все участники за декорациями, и в определённый момент начинают продвигать в специальные прорези руки: сначала руки тянутся вверх символизируя жизнь, затем бессильно падают вниз, символизируя гибель. Конечно это большое потрясение и для зрителя и для самих участников. Но как сказал знаменитый психолог, не надо прятать детей от потрясений, чтобы они не выросли равнодушными эгоистами

РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ
Разработка сценария – процесс сложный и многоуровневый. Начинается всегда с определения темы . Затем начинается сбор материалов. Материалы собираются нескольких видов – печатные литературные, фото – видео – аудио записи, рассматриваются музыкальные композиции и отдельные музыкальные произведения. Обязательны материалы записей встреч, в данном случае с ветеранами, архивные материалы ( в нашем сценарии это письма с фронта, эти отрывки мы взяли из настоящих писем, предоставленных музеем боевой славы). Каждый материал анализируется и систематизируется, после этого начинается непосредственная «сборка» сценария из отдельных «кусков, но это происходит после определения идеи, конфликта и сверхзадачи будущего мероприятия. После окончательно проверенного и просчитанного сценария начинается процесс постановки его на сцене, либо камерно
КАК ПОСТАВИТЬ СЦЕНАРИЙ НА СЦЕНЕ.
Воплощение литературного материала в жизнь начинается с застольно периода, «читки» сценария всем коллективом. Затем начинает действовать общая схема:  Распределение ролей  Работа индивидуально над ролью (дикция, мимика, жест)  Подбор реквизита и костюмов  Подбор грима  Репетиции в «загородке»  Репетиции непосредственно на сцене  Сводная репетиция (если участвуют несколько коллективов из разных объедений)  Генеральная репетиция, с музыкальным, световым оформлением и задействованием всех технических сопровождений  Премьера

Цель:
Формирование у подростков патриотичности, преданности своей Родине, сохранение памяти павшим героям.
Задачи:
1. Знакомство с творчеством поэтов, писателей, композиторов военных лет 2. Активизация творческих способностей у детей 3. Знакомство с архивными документами. 4. Формирование эмоционального отклика .
Предварительная подготовка:
 Изучение военной песенной , музыкально – литературной тематики  Изготовление декораций  Написание сценария  Изготовление реквизита  Оформление мини-музея  Обеспечение фото-видео-аудио техникой.  Изготовление пригласительных билетов
Участники встречи:
 Коллектив объединения «Экожурналистика»  Учащиеся школ  Ветераны ВОВ  Школьные фотокорреспонденты
 Педагоги  Приглашённые представители объединений
Девиз мероприятия:

Идёт в шинели молодость моя…

Предварительная подготовка
Содержание работы Ответственные 1.Оформление мини-музея Объединение «Экожурналистика» 2.Пригласительные билеты Объединение «Экожурналистика» 3.Предварительная встреча с ветеранами Педагог 4.Сбор материалов Объединение «Экожурналистика» 5.Цветы для ветеранов Администрация Центра 6.Оформление памятного альбома Школьники, Объединение «Экожурналистика» 7.Конкурс сочинений «Это нужно не мертвым, это надо живым…» Педагоги Центра 8.Техническое сопровождение Педагог 9.Реквизит Объединение «Экожурналистика» 10.Изготовление декораций Тех. служба Центра и Объединение «Экожурналистика»

СЦЕНАРИЙ

Литературно - музыкальной композиции

«СТИХИ И ПЕСНИ В ВОЕННОЙ ШИНЕЛИ».

На сцене картинка мирной жизни: Девчонки школьницы, гуляют семейные пары,

бегают малыши…

На первый план выбегает стайка девчонок:
- Катя, а ты куда собираешься поступать?... - Девчонки, школа позади, мы уже взрослые, самостоятельные! - А пошли в парк, там сейчас карусели… - И мальчишек наших давайте позовём… - А потом в кино, там Столяров в главной роли, у него такие глаза…
Девчонки убегают, на первый план выходит семейная пара и молодой лейтенант

с девушкой (сцена свидания), семейная пара гуляет с сыном.

Звучит песня «Родина – мать» все замирают, начинается сцена прощания(12 сек)

Все отходят за кулисы на первый план выходит девушка с букетиком цветов,.
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод, Дальнейшие разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Не знаю, где я нежности училась- Об этом не расспрашивай меня. Растут в степи солдатские могилы, Идёт в шинели молодость моя…

Девушка одевает пилотку и уходит за сцену

Звучит фонограмма стука колёс, звуки выстрелов , но сквозь все звуки слышны

слова писем с фронта, которые читают солдаты:
- «Здравствуй, мои родные! Я еду на фронт, ну и дадим же мы жару фрицам! Вы за меня не бойтесь, я везучий!» - «Сыночек, дорогой, посылаю тебе чулочки шерстяные, на раненную ножку как раз хорошо будут, бабуля тебе связала. Удалось выменять немножко табаку, спичек нет совсем, конфеток твоих любимых не достали, даже на золотые серёжки не меняют! Почему ты не пишешь, хоть бы весточку пришли…» -Ваша жена и дочь погибли во время наступления…»
Звучит фонограмма 7 симфонии Д.Шостаковича (40 сек.)
Поднимались лебеди над бором И летели в южные края… Уплывала в тень за косогором Сторона родимая моя. Торопились, улетали птицы, И стонали гулко провода: «Да, не каждый снова возвратится, Раз нельзя остаться навсегда». Мы ещё не высохли от горя, И немой наказ летящим дан- Прокричать над нашими горами Пролетая днём Башкортостан…
На сцене декорации теплушки, все сидят по сторонам, на сцену выходит чтец
Я напишу, ты только подожди, Немного выжму воду из шинели. У нас опять проклятые дожди И льют и льют четвёртую неделю
Сказав тебе, душой не погрешу, Что здесь обрёл я больше, чем утратил, Ты подожди, я скоро напишу, Лишь высохнут промокшие тетради…
На сцене лейтенант, поёт песню «Облака»

Чтец уходит за декорации

Звучит фонограмма, на сцене солдат
Майор привёз мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет на том и этом свете Ему зачтутся эти десять дней. Его везли из крепости, из Бреста. Был исцарапан пулями лафет Отцу казалось, что надёжней места Отныне в мире для ребёнка нет. Отец был ранен и разбита пушка. Привязанный к щиту, чтоб не упал Прижав к груди любимую игрушку Седой мальчишка на лафете спал. Мы шли к нему на встречу, из России, Проснувшись он махал войскам рукой… Ты говоришь, что есть ещё другие, Что я там был и мне пора домой… Ты это горе знаешь понаслышке, А нам оно оборвало сердца, Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца. Я должен видеть теми же глазами, Которыми я плакал там, в пыли, Как тот мальчишка возвратится с нами И поцелует горсть родной земли. За всё, чем мы с тобою дорожили, Призвал нас к бою воинский закон. Теперь мой дом не там где прежде жили. А там, где отнят у мальчишки он.
Песня «Вспомните»

На сцену выходит медсестра
Между нами расстояний мгла Реки и не пройденные выси Тропка нашей связи пролегла Строчками твоих сердечных писем Знаю я с печалью обо мне Ты встречаешь зиму или лето, Ждёшь письмо от дочки, ждёшь ответа Обо мне тоскуешь в тишине… Я приеду мама, ты лишь верь! Я вернусь и радостной и взрослой. Как там ясенёк мой, он теперь Стал наверно как братишка, - рослый?...
К медсестре на сцену выходит лейтенант, они бросаются друг к другу, звучит

фонограмма вальса, они танцуют. По окончании медсестра медленно уходит за

декорации, лейтенант остаётся на сцене:
Почему всё не так? Вроде всё как всегда
То же небо – опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода… Только он не вернулся из боя Мне теперь не понять, Кто же прав был из нас, В наших спорах без сна и покоя Мне не стало хватать его только сейчас- Когда он не вернулся из боя. То, что пусто теперь – не про то разговор Вдруг заметил я – нас было двое… Для меня – будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло – для обоих… Всё теперь одному,- только кажется мне – Это я не вернулся из боя…
Лейтенант уходит на сцену выходит девушка с букетом цветов
Ах, война, что ж ты сделала подлая: Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли- Повзрослели они до поры, На пороге едва помаячили И ушли , за солдатом – солдат… До свидания мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет не прячьтесь вы, будьте высокими
Не жалейте не пуль, ни гранат И себя не жалейте, и всё таки Постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты подлая сделала: Вместо свадеб разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестрёнкам своим. Сапоги – ну куда от них денешься? Да зелёные крылья погон… Вы наплюйте на сплетников девочки Мы сведём с ними счёты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, Что идёте войной наугад… До свидания девочки, девочки! Постарайтесь вернуться назад!...
На сцену выходит девочка – зенитчица
Как разглядеть за днями след нечеткий? Хочу приблизить к сердцу этот след... На батарее были сплошь- девчонки. А старшей было восемнадцать лет. Лихая челка над прищурам хитрым, бравурное презрение к войне... В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне... И старшая, действительно старея, как oт кошмара, заслонясь рукой, скомандовала тонко: - Батарея-а-а! (Ой, мамочка!.. Ой, родная!..) Огонь!..- И- залп!.. ...И тут они заголосили, девчоночки. Запричитали всласть. Как будто бы вся бабья боль России в девчонках этих вдруг отозвалась!.. Кружилось небо- снежное, рябое. Был ветер обжигающе горяч. Былинный плач висел над полем боя, он был слышней разрывов- этот плач! .. Ему- протяжному- земля внимала, остановясь на смертном рубеже - Ой, мамочка!.. - Ой, страшно мне!.. - Ой, мама!.. - И снова:
- Батарея-а-а!..- ...И уже пред ними, посреди земного шара левее безымянного бугра, горели неправдоподобно жарко четыре черных танковых костра. Раскатывалось эхо над полями, бой медленною кровью истекал... Зенитчицы кричали и стреляли, размазывая слезы по щекам! И падали. И подымались снова. Впервые защищая наяву и честь свою (в буквальном смысле слова!) И Родину. И маму. И Москву.
На сцене ребёнок
С винтовкой мой папа уходит в поход Желаю любимый, побед! И мама зелёную сумку берёт, Уходит сестрой в лазарет. Я тоже имею ловкость и силу, Чтоб в бой на фашистов идти, Но мне «Погоди»! – говорит Ворошилов, «Учись, закаляйся, расти»! Хотя мне сегодня девятый лишь год Стрелять научился как надо
И пусть только Сталин мне скажет: «В поход»! – Фашистам не будет пощады!
Из тёмного угла теплушки выступает фигура солдата
На случай солдатской гибели Моё коротенькое завещание Я буду драться с врагом До последней крови и дыханья. Как я сражался за Родину На своей боевой машине, Как истреблял фашистов, Их технику и как погиб… Прошу отослать документы И прочие все бумаги, Вложив в них моё завещание И мой партийный билет, По адресу ниже написанному Моей любимой маме… Отцу моему и сестрёнке В память на много лет. Привет моим близким товарищам Ивану и Валентину. Написано перед боем, Ваш брат и сын Семён (боец медленно скрывается за декорацией)
На сцену выходит вдова с гимнастёркой, звучит фонограмма
Солдат оставил в тишине жену и малого ребёнка И отличился на войне… Так известила похоронка.
И командиры на войне такие письма получали: «Хоть что нибудь верните мне…» И …гимнастёрку ей прислали. Она вдыхала дым живой, К угрюмым складкам прижималась, Она опять была женой Как часто это повторялось! …Хозяйка юная вошла. Пока старуха вспоминала, Углы от пыли обмела И – гимнастёрку постирала… На сцене выстраиваются солдаты, Звучит песня «Баллада о солдате»
На сцене бойцы поют песню В.Высоцкого «Звезда»
Мне этот бой не забыть нипочём- Смертью пропитан воздух А с небосклона бесшумным дождём Падают звёзды Снова упала и я загадал Выйти живым из боя Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою, Я уж решил миновала беда И удалось отвертеться,- С неба свалилась шальная звезда, Прямо в сердце Звёзд этих в небе , как рыбы в пруду
Хватит на всех с лихвою Если б не насмерть ходил бы тогда Тоже героем Я бы звезду эту сыну отдал Просто – на память В небе виси, пропадает звезда, Некуда падать…
На сцене остаётся один боец, который читает стих
Ракет зелёные огни По бледным лицам полоснули, Пониже голову пригни, И, как шальной, не лезь под пули Приказ «Вперёд», команда «Встать»! Опять товарища бужу я. А кто – то звал родную мать, А кто – то вспоминал чужую. Когда нарушив забытьё орудия заговорили Никто не крикнул «За Россию», А шли, и гибли за неё…
Звучит фонограмма: тикает время, идёт текст:
-Вспомним, погибших защитников Родины, вспомним Героев, отдавших свою жизнь за нас, вспомним матерей отдавших своих сыновей, вспомним детей, замученных и сожжённых в печах концлагерей, Освенцима, Дахау, Треблинки, вспомним…

Используемая литература:
1. Владимир Высоцкий «Сборник сочинений» 2 том М-ва 1995г Издательский дом 2. Булат Окуджава «Сборник сочинений» 1 том М-ва 1989г Издательский дом союза писателей СССР 3. Г.Г. Кулинич «Сценарии», Челябинск, 1998г 4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. – М.: Сов. Россия, 1984 5. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М.: Просвещение, 1970 6. К. Чуковский. Живой как жизнь. – М.: Мол. гвардия, 1963

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЙ ДЕКОРАЦИЙ НА СЦЕНЕ

Двойная декорация

(левый вход) Центральная декорация с прорезями для рук

Двойная

декорация (правый вход)


Пригласительный билет

УВАЖАЕМЫЙ ВЕТЕРАН!

Приглашаем Вас

на мероприятие посвящённое Дню Защитника Отечества,

которое состоится 21.02.2012г

по адресу: Рыбакова,8, в 15 часов

Администрация



Яндекс.Метрика