«ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЛИДЕРЭКО» ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
(для детей младшего школьного возраста)
“ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
РОДНОГО КРАЯ”.
Автор: Нестерович Любовь Михайловна,
методист, МБОУ ДО ЭБЦ
«ЛидерЭко» г.Уфы.
2016г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА .
Чтение художественной литературы:
беседа о лекарственных травах;
рассматривание засушенных растений (гербарий);
работа на клумбе лекарственных растений ;
сбор лекарственных растений, совместно с родителями;
изготовление гербария;
экскурсия в аптеку;
приготовление отвара из плодов шиповника;
рисование лекарственных растений;
составление памятки по правилам поведения в природе
и сбора лекарственных растений;
написание писем растениям.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Педагог : читает стихотворение Николаевой А.Н.
«На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер - кашка,
Что еще? Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ - как елка. А еще?
Подорожник, васильки, граммофончики - вьюнки,
Еще много разных травок у тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых! Разноцветных и душистых!»
Ребята, предлагаю сегодня сходить на нашу любимую полянку. Перед прогулкой
повторим правила поведения в лесу и на лугу.
Дети: - Громко не кричать.
- Нельзя ломать деревья, топтать цветы.
- Ходить надо по тропинке, чтобы нечаянно не наступить на жучков и муравьев.
- Не разорять муравейники.
- Не разводить костры и т.д.
Педагог: Хорошо! Правила поведения вы знаете. Тогда в путь!
(дети закрывают глаза и кружатся, педагог развешивает иллюстрации лекарственных
растений)
Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво кругом! Цветов - то здесь сколько!
Педагог: Как вы думаете, какую пользу нам приносят растения?
Дети: Они красивые, издают приятный запах, растения очищают воздух, некоторые из
них используют в пищу, из растений делают лекарства.
Педагог: Все правильно. Вокруг нас растет очень много лекарственных растений, а мы про
них не все знаем, а иногда даже топчем их. Ребята, а какие лекарственные растения вы
знаете?
Дети: Душица, зверобой, шиповник, подорожник, календула, мята...
Педагог: Хорошо, что вы знаете так много лекарственных растений. А кто напомнит
правила поведения при сборе лекарственных трав?
Дети:
- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать плоды, корневища, листья растений.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
- Нельзя рвать растения, занесенные в Красную книгу.
- Травы надо собирать утром, но после высыхания росы, и др.
Педагог: Ребята, посмотрите, а мы не одни на этом лугу гуляем. Кто же это еще траву
собирает? (выходит на полянку бабушка Айсылу с корзинкой, в которой лежат травы).
Бабушка Айсылу: Гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня
бабушка Айсылу.
Я- травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют
меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь
сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите
внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья
широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих
– цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.
Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего
растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне,
на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.
Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими
растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте
трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут
недолго: многолетние до пяти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись.
Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе
рассказа переходят от одного стенда с иллюстрациями трав к другому стенду и т.д.).
Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера.
В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки.
А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма,
крапива, ромашка.
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки о растениях? Отгадайте-ка мои загадки:
*Был он желтый, молодой, за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу – ка в карманчик бывший... ( Одуванчик ).
*Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. ( Крапива) .
Кто нам покажет крапиву? А можно сорвать ее голыми руками? Почему? Кто знает,
какую пользу приносит нам это растение?
(Из крапивы варят суп, добавляют крапиву в пищу домашним животным и птицам,
делают отвары из крапивы и других лекарственных трав, когда болеем...).
Все, что вы говорите верно. В листьях крапивы содержится очень много витаминов
и других веществ, необходимых для роста и нормального развития. Поэтому из крапивы
готовят супы, салаты и напитки. Отвар крапивы применяют при простуде, заболевании
желудка, сердца, печени, почек. Вот какое это полезное растение.
А знаете ли вы, что отвар корня одуванчика применяется при заболевании печени,
почек, для улучшения обмена веществ. А свежий сок - для лечения фурункулов удаления
бородавок. Из цветов одуванчика даже варят варенье. Кто-нибудь пробовал? (Ответы
детей). Вы, наверное, немножко устали? Давайте поиграем в "одуванчики".
ИГРА «ОДУВАНЧИКИ».
Повторяйте за мной движения. Дождик поливает,
солнышко пригревает, одуванчики на полянке растут, становятся все выше. (Дети
потихоньку встают). Вдруг налетел ветер, стал дуть на одуванчики, (Дети раскачивают
поднятыми вверх руками). Ветер подул сильнее. (Дети разбегаются в разные стороны и
бегают на носочках). Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики,
(Дети приседают). Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики. (Дети
встают).
Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно больше узнать о
каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А вы на память о нашей встрече,
нарисуйте понравившийся цветок и пришлите мне.
Педагог: Спасибо тебе бабушка Айсылу, а наши ребята знают красивые стихи о
растениях и на прощанье их тебе прочтут. (дети читают стихи).
Я нашла в лесу фиалку, а срывать фиалку жалко,
Пусть останется в лесу, лучше ландыш принесу.
Я на ландыш поглядела, пожалела ландыш белый,
Пусть останется в лесу одуванчик принесу.
Родился ландыш в майский день, и лес его хранит:
Мне кажется, его задень - он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг, и птицы, и цветы.
Давай послушаем, а вдруг услышим - Я и Ты.
(Бабушка Айсылу уходит).
Педагог: Стихотворение это мне тоже очень нравится. Все цветы, о которых
говорится в стихотворении, лекарственные. Об одуванчике мы уже говорили. А фиалка?
Кто нам ее покажет? Да, это трехцветная фиалка. Посмотрите, это такой небольшой, но
очень красивый цветок. На одном стебельке цветы и голубого, и желтого, и фиолетового
цветов. Трава фиалки используется для лечения простудных заболеваний, ревматизма,
болезней легких. Вот ландыш. В народной медицине ландыши используются для лечения
болезней сердца и как успокаивающее средство. В нашем краю растет очень много
лекарственных растении. Даже лопух и тот лекарственный - из корня лопуха готовят
настои для укрепления волос.
Вот подорожник. Его листья прикладывают к ране: и кровь перестает течь, и уже не
так больно. Мать-и-мачиха – эту траву заваривают и пьют вместо чая при сильном кашле,
а кашицу из листьев прикладывают к нарывам.
Как жаль, что такие
красивые цветы исчезают из наших лесов. Они занесены в
«Красную Книгу» Башкортостана и поэтому рвать их нельзя. Лекарственные растения -это
наши друзья. А друзьям всегда пишут письма. Давайте мы, тоже напишем письмо
растению, которое вам больше всего понравилось.
Написание письма растению. ( См. приложение)
Как видите, почти все растения можно использовать как лекарственные, нужно
лишь знать, от каких болезней и как их применить. Может одно и то же растение одному
человеку принести пользу, а другому вред, также как и другие лекарства, которые
продаются в аптеках. Надо обязательно советоваться с врачом.
Давайте поиграем в хороводную игру "Венок" (автор Е.Благинина), а после
занятия нарисуем рисунок или сделаем поделку из природного материала по теме
нашего занятия и отправим бабушке Айсылу в подарок.
Приложение
Правила сбора лекарственных растений
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то
выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все
до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Письмо лекарственному растению.
Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».
Цель– определить готовность ребят помогать и заботиться о природе.
Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания,
сопереживания представителям растительного мира.
Письма лекарственным растениям.
«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты
не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя
поливать».
Софья Сиразетдинова.
«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну.
Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже
будет»
Максим Котенасов.
«Ты очень жгучая - крапива, наверно у тебя мало друзей. А вот если мы будем с тобой
дружить, ты перестанешь «кусаться»
Ляпустина Настя
«Давай дружить с тобой – сирень. Ты такая разноцветная, красивая и нарядная, а еще ты
пахучая. Я никогда не буду ломать твои ветки, и ты не будешь плакать»
Кристина Донгузова
« Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень
часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».
Дима Ахметзянов
«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с
тобой дружить».
Настя Аналина
«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я
тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».
Яна Колобова
гербария.
3.
Исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера,
наблюдения, сравнение.
4.
Ароматерапия.
5.
Слушание музыки.
6.
Физкульт. минутка.
Формы:
Групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии:
личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход, технология
сотворчества.
Оборудование для занятия:
гербарий лекарственных растений РБ, иллюстрации, картинки, слайды с
изображением лекарственных растений, бумага для рисования, краски,
природный материал и другой необходимый для поделок инвентарь .
ЗУН: В ходе работы воспитанниками должны быть достигнуты
предполагаемые результаты:
-усвоены новые и закреплены имеющиеся знания о лекарственных
растениях нашего края, о способах их сбора и хранения, о правилах
бережного отношения к растениям;
- пополнены знания о способах применения лекарственных растений;
-обогащен и пополнен детский словарный запас;
-закреплено умение передавать свои чувства к растениям в письмах,
рисунках и поделках из природного материала;
-закреплена технология изготовления поделок с использованием природного
материала и рисования лекарственных растений.
Литература:
Список использованной литературы
1.
Первоцветы республики Башкортостан. А.М.Мингажева.ГУП «Табигат» РБ, 2008
2.
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие
речи». Москва 2009
3.
Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу.
Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
4.
Методика экологического воспитания . С.Н.Николаева. Москва «Просвещение»
2001.
5.
Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
6.
Экологические занятия с детьми. Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель»
2002.
7.
Занятия с детьми младшего школьного возраста по теме «Цветущая весна.
Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
8.
Прогулки в саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
Художественная литература для детей:
1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
2. В. Бианки “О травах”
3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”