В реферате затронута проблема развития навыков чтения с листа музыкальных произведений. Указаны задачи, которые стоят перед учащимися и описаны способы их решения.
Развитие навыков чтения нот с листа.
Процесс чтения с листа музыкальных произведений является первым
и чрезвычайно важным «шагом» ребёнка в мире музыкального искусства,
первым этапом его развития в качестве активного участника
музицирования.Ещё 100 лет назад чтение с листа было излюбленным
времяпрепровождением людей из разных слоев общества. Не будучи
профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области
искусства.
На сегодняшний день выпускник образовательного учреждения - это
нередко практически беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который
вряд ли когда – нибудь сядет за инструмент (во многом именно по причине
страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год от года рынок
нотной литературы пополняется оригинальными изданиями – популярной
классикой, современными отечественными и зарубежными шлягерами.
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день
ситуации в сфере культурно – эстетического воспитания детей. Бесплатное
образование ушло в прошлое, поставив педагогов в сложные, фактически
рыночные условия. Рушится выработанная десятилетиями образовательная
система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации
содержание и структура учебного процесса: дети принимаются в ДМШ и
ДШИ без конкурсного отбора, а поэтому некоторые виды работы
упрощаются (например, снижаются требования к техническому зачёту, к
чтению нот с листа) или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности
приходится «делить» с синтезатором – инструментом, стремительно
входящим в музыкальную практику. Проблема усложняется ещё и тем, что
здоровье современных детей серьёзно отличается от физических параметров
их сверстников 60 – 80х годов прошлого века. Добавьте к этому всё
возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие
множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и
прочее. Как естественный результат – современному ребёнку трудно
сосредоточиться на определённой задаче. А ведь это качество – умение
продолжительно концентрировать внимание – чтением с листа воспитывается
в первую очередь.
Для этой формы работы необходима способность быстро и
синхронно считывать сразу несколько информационных слоёв текст: нотный,
ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при
1
отсутствии такого специфического зрительно–моторного навыка эта задача
часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.
Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности
ученика, которые связаны с подготовкой программ академических концертов
и экзаменов. А пока внимание преподавателей занято выучиванием текста,
нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес в течение полугодия,
учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере
усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением
становится для него всё большей пыткой. В результате ребёнок может
возненавидеть и музыку, и учителя, и школу.
Развитие средств звукозаписи, телевидения, музыкальных центров,
домашних кинотеатров безмерно облегчило доступ музыки и информации к
слушателю: он может получать её, не прилагая для этого никаких усилий, -
тем самым свелось на «нет» домашнее музицирование. Привлекая внимание
музыкантов – исполнителей и педагогов своей актуальностью, проблема
чтения с листа музыкальных произведений решается недостаточно.
Эксперименты показали, что умение читать с листа эффективнее
формировать с первого года обучения учащегося в школе. Часто ко второму,
третьему классу стихийно формируются ошибочные установки, преодоление
которых требует дополнительных затрат времени и усилий. Также
необходимо учесть, что учащиеся, обучающиеся музыке с 6 – 7 лет к концу
обучения в музыкальной школе превосходят по развитию музыкальных
способностей учащихся, начавших свое обучение в школе с 9 - 10 лет. Это
связано с тем, что 6 – 7летний возраст более благоприятен для развития
музыкальных способностей.
Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать
музыкальное произведение? В первую очередь, следует научиться быстро
прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных, они размещаются и по
горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность.
Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо
объяснить ребёнку, что, как и при чтении художественного произведения,
когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так
и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами,
предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты,
точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени
на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты
2
откроет перед ребёнком море интересной музыки, которую он сможет
сыграть самостоятельно и с удовольствием.
Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот,
их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе, так и
дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу
в двух ключах. Потом читать ноты со знаками альтерации. Процесс чтения с
листа музыкальных произведений связан также с быстротой и точной
двигательной реакцией на нотные знаки. Если ученик хорошо знает ноты и
знает где их найти на клавиатуре своего инструмента, это ещё не гарантирует
успешное чтение с листа. Необходима быстрота этого процесса и точность.
У каждого инструмента есть свои специфические особенности
строения клавиатуры, поэтому ориентировка рук и пальцев будет различна в
зависимости от строения клавиатуры конкретно данного инструмента. Для
того чтобы хорошо ориентироваться на клавиатуре, нужно хорошо
представлять её мысленно; уметь не глядя быстро находить любую клавишу,
пользуясь слуховыми, двигательными, тактильными (осязательными)
ориентирами. Педагогу не составит большого труда определить эти
ориентиры на своём инструменте и показать их ученику. Для развития
быстроты и точности двигательной реакции на нотные знаки проводятся
игровые тренинги.
Для закрепления полученных знаний можно использовать нотное
лото, и в зависимости от пройденного материала использовать его на каждом
уроке. На карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах,
длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации,
динамики и т.д. Ребёнок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить
эти обозначения Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить
в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные
обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала.
Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д.
становится для ребёнка хорошо знакомым «обиталищем друзей», тогда
естественно вырабатывается связь : вижу – слышу – знаю, где брать ноту на
клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько
пауза «молчит» и т.д.. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка.
Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и
аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим
3
многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его
обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков
является ключом к пониманию авторского замысла.
Для технического роста большое значение имеет развитие привычки
точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к
этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. Ученик,
который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном
тексте правильную аппликатуру, очень быстро движется как в техническом,
так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком,
а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят
музыкальный рисунок.
Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень
сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные,
невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других
науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые
правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но не все
умеют и хотят ими пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень
трудно их запомнить, прочитать. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить»
нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой,
моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их
производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи,
аккордовые структуры и т.д.
С первых же уроков мы знакомим ученика с основными
аппликатурными принципами: 1) стремиться к естественной
последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем,
что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит, пальчики
движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один.
Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут
располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а
пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось,
должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые
этого не понимают, а чаще, не хотят понимать,очень трудно и медленно
поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в
отдельности, они не видят мелодической линии.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в
одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на
вертикальные комплексы – интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать
4
навык: а) быстрого зрительно – слухового опознания интервала или аккорда
по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между
составляющими его нотами) ; б) мгновенной реакции пальцев на зрительно –
слуховой сигнал – на основе элементарных, «типовых» аппликатурных
формул : б2 - соседние пальцы, б3 - через палец, ч4 - через 2 пальца ; ч5, б6,
б7, октава - крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы.
Затем начинаем играть гаммы – это аппликатурные формулы.
Приступая к изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные
гаммы были прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и
подобрать от любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно
приступать к изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и
арпеджио ученик овладевает, проигрывая их на инструменте много раз,
внимательно вслушиваясь в свою игру, сначала каждой рукой отдельно, затем
обеими вместе.
Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно
проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или
левой рукой, определить, какой вид фортепианной фактуры используется
(гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты).
Педагогу необходимо добиваться максимальной точности
выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения
(недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до
конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых
шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно
трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения. Необходимо с
учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше этюдов. С
одной стороны, это помогает развитию техники, а с другой стороны – даёт
возможность ученику ощутить уже в первые годы обучения, какое огромное
количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо
изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве
любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко
запоминался, но должен нести в себе хоть долю этого трудно достигаемого,
что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности,
с которыми неизбежно придётся встретиться ученику.
Важно, чтобы педагог постепенно знакомил ученика с основными
принципами методики разбора и чтения с листа и, прежде всего, воспитывал
осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения,
но и слышать в них музыкальное содержание.
5
Для воспитания навыков чтения нот важно приучать предварительно
просматривать новый текст глазами. Надо осознать размер и ладотональность
(для лучшего закрепления ее в памяти можно предложить перед разбором
сыграть соответствующую гамму). Необходимо уяснить строение
произведения, отдать отчет в том, где мелодия, где сопровождение, как
распределяются голоса между отдельными руками. При просматривании
текста необходимо одновременно мысленно прослушивать пьесу. Это не
только поможет яснее представить характер сочинения, но и будет
способствовать развитию внутреннего слуха.
Когда после такого предварительного ознакомления с пьесой ученик
начинает ее исполнять на фортепиано, надо посоветовать ему охватывать
возможно больший отрезок нотного текста. Умение «смотреть вперед» (и
слышать) особенно важно при чтении с листа.
При разборе нотного текста ученику нелегко распределять внимание
на несколько объектов. Но именно этого требует осмысленное чтение нот.
Ведь даже при разборе одной мелодии надо сосредоточиться и на
звуковысотной, и на ритмической стороне, и на фразировке, и на характере
звучности, и на аппликатуре. Важно воспитывать комплексное восприятие
всех требуемых элементов в их органическом единстве.
В заключение хочется сказать, что целью обучения детей в ДМШ и
ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей,
которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно
разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно
владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней.
Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма
средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого
профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой
любви и уважения к нему.
6