Тема:
«Новое содержание дополнительного
образования в сфере инженерно –
технического творчества и робототехники»
Фамилия, имя, отчество докладчика
Ольга Станиславовна Батюкова
Полное наименование организации (-й) и
занимаемая (-ые) должность (-и)*
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом
детского творчества» город Нефтеюганск,
директор
Почтовый адрес организации (-й)*
Телефон и факс*
628306 Российская Федерация, Тюменская
область,
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Нефтеюганск
14 микрорайон строение 20/1 телефон
8(3463)254001
факс 8(3463)254001
Адрес электронной почты (e-mail)*
Ddt_ugansk@mail
Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года
«Важнейшим направлением развития является стимулирование инновационной
активности молодёжи, в том числе научно-технического творчества школьников и
студентов».
Сознавая актуальность данной проблемы, Дом детского творчества в течение многих
лет проводим работу по развитию такого направления как образовательная робототехника.
В образовательной системе г.Нефтеюганска в настоящее время реализуется городской
модульный инновационный проект по развитию научно-технического творчества
«Инженер будущего».
Проект построен на принципе сетевого взаимодействия образовательных
организаций, с интеграцией основного и дополнительного образования. Задействованы в
проекте школы №1,5, Центр молодежных инициатив, технопарк, ДДТ.
В дальнейшем предусмотрено постепенное включение других образовательных
организаций города.
Проект предусматривает реализацию трех образовательных модулей, в форме
занятий, семинаров и практикумов, с включением школьников в современные формы
мышления, деятельности и коммуникации. Учащиеся расширяют и закрепляют на
практике предметные знания по математике, физике, химии, черчению, технологии,
информатике, рисованию.
Модульная система позволяет педагогу выстроить индивидуальный образовательный
маршрут для каждого ребенка.
Сетевое взаимодействие учреждений города позволило открыть новое направление по
прикладной космонавтике. Ребята разрабатывают проекты по космической тематике, и
данные проекты представляют на различных конкурсах. По результатам защиты проектов
ребятам организовали экскурсию по предприятиям ракетно-космической отросли, где
ребята увидели как создаются ракеты и космические аппараты.
Координацию Проекта ведёт инициативная группа городского Дома детского
творчества. Учреждение внедряет образовательную робототехнику с 2009 года и с тех пор
достигнуты значительные результаты.
Учащиеся и педагоги его – многократные победители всероссийских и
международных мероприятий. Коллективом учреждения накоплен положительный опыт
работы по реализации образовательных программ технической направленности, который
успешно транслируется. Учреждение организует городские мастер-классы для педагогов
школ собственного города и коллег из других территорий, оказывает постоянную
консультативную и методическую помощь.
Организованы и проведены мастер – классы «Введение в образовательную
робототехнику», «Конструирование LEGO роботов», «Примеры программирования LEGO
роботов», «Беспилотные летательные аппараты на примере квадрокоптеров», «Основы
конструкции беспилотных летательных аппаратов», «Классификация беспилотных
летательных аппаратов», «Пространственное моделирование при помощи 3
D ручки»,
«Введение в практическое программирование с использованием роботов LEGO NXT».
Коллектив Дома детского творчества в течение многих лет является организатором
городских соревнований для учащихся школ по различным направлениям робототехники.
Количество участников соревнований и учащихся привлеченных к занятиям
образовательной робототехникой в целом ежегодно растет
если в 2012 году инженерно-техническим творчеством занимались единицы, то в
2015 году это уже 353 человека. В 2012 году в соревнованиях приняли участие только 2
учреждения (10 человек), то в 2015 году приняли участие уже 5 учреждений (48 человек).
В 2016 году совместно с АУ «Технопарк высоких технологий» были организованы
тематические соревнования роботов, посвящённые Дню Космонавтики, где приняли
участие 15 организаций города (около 90 человек). Также в 2012 году в соревнованиях
принимали участие только подростки 14 лет, то уже в 2014 году – активными участниками
становятся дети с 10 лет, тем самым возрастная категория расширяется.
По результатам деятельности в области научно-технического творчества
Департаментом образования и молодёжной политики города Нефтеюганска Дому детского
творчества присвоен статус городского ресурсного центра по образовательной
робототехнике.
В 2013 году Дом детского творчества города Нефтеюганска прошел конкурсный отбор
и получил статус федеральной экспериментальной площадки по образовательной
робототехнике в рамках сотрудничества с Федеральным институтом развития образования.
В работе площадки осуществляется сетевое взаимодействие педагогов городов:
Нефтеюганска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Калининграда, Мурманска и Москвы.
От г.Нефтеюганска участвует группа педагогов Дома детского творчества,
реализующих программы: «Начальное техническое моделирование», «Информатика»,
«Основы 3-D моделирования», «Робототехника».
Руководителем группы является педагог Молодёжников А.П., победитель конкурса в
сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации
«Лучший педагог (преподаватель) дополнительного образования детей-2012,2016»,
победитель окружного конкурса профессионального мастерства в сфере образования
«Сердце отдаю детям-2016». Педагог имеет сертификат судьи по правилам
международных соревнований по роботам WRO. На совещаниях и форумах, которые
организует ФИРО деятельность нашей экспериментальной площадки получила высокую
оценку как специалистов ФИРО, так и коллег других площадок.
Взаимодействие с площадками федерального уровня, активный обмен опытом,
мастер-классы, семинары, видео конференции, обмен методическими разработками и их
апробации – все это позволяет повысить эффективность работы учреждения и определить
направления дальнейшего развития.
Одной из последних «находок» стала такая форма работы как сетевой проект. Нашей
экспериментальной площадкой в настоящее время координируется сетевой проект
«Роботы делают роботов». В проекте участвуют профильные объединения из городов:
Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград, Мурманск. Общение проектных команд
осуществляется через различные коммуникационные службы Интернет, а так же очно.
Суть проекта заключается в разработке, создании и тестировании роботизированной
системы, позволяющей перерабатывать отходы из пластика, и из полученного материала
снова изготавливать детали для роботов и устройств входящих в систему.
Роботами, образующими данную систему являются: «транспортер», «измельчитель»,
«экструдер» и «3D-принтер».
Реализация проекта позволит создать систему технических устройств, которые
обеспечат низкие затраты при работе по созданию новых проектов и повседневной работе
за счёт многократной переработки рабочего материала.
«Транспортер» предназначен для перевозки сырья между стационарными
компонентами системы. Р
обот транспортер разрабатывается и создается на базе
федеральной экспериментальной площадки
Детско-юношеский центра, г. Гурьевск,
Калининградской области.
«Измельчитель» – устройство предназначенное для переработки исходного
пластикового материала в пластиковый порошок определенной размерности для
дальнейшей переработки и использования.
«Экструдер» – устройство предназначенное для выплавления пластиковой струны
из пластикового порошка полученного от измельчителя. Пластиковая струна служит
рабочим материалом для «3D-принтера».
«3D-принтер» разрабатывается и создается на базе федеральной
экспериментальной площадки города Нефтеюганска.
3D-принтер – предназначен для печати деталей и устройств входящих в систему. То
есть система способна частично сама себя воспроизвести.
Проект близок к завершению, в настоящее время готовится отладка взаимодействия
различных устройств между собой.
Следующей «находкой» стала профильная робототехническая смена летнего лагеря.
Такая всероссийская смена проводилась в июле 2015 года в г. Калининград. Одним из
организаторов смены был приглашен педагог нашего учреждения А.П.Молодежников. Он
разработал и проводил цикл занятий по беспилотным летательным аппаратам.
Обучение проходило по шести наиболее популярным и перспективным направлениям:
основы электротехники и электроники, проектирование технических систем и разработка
технологических объектов, 3D моделирование, беспилотные летательные аппараты,
Legoроботы EV3 /NXT, робоавтомобили.
В 2016 году разработана программа летнего отдыха «Космическая Одиссея», где
ребята в течении смены познакомились с солнечной системой, научились работать на
различных станках, программировать роботов. Узнали новые технологии и свойства новых
материалов.
Понимая важность развития инженерно - технического творчества и робототехники,
надеемся, что совместные скоординированные усилия основного и дополнительного
общего образования, родителей, общественности, позволит достичь новых результатов в
решении поставленной задачи.