"Изобразительное искусство как средство формирования будущих дизайнеров"
Автор: Соломонова Марина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Сунтарская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Сунтарский улус, село Сунтар
Наименование материала: статья
Тема: "Изобразительное искусство как средство формирования будущих дизайнеров"
Описание:
Одним из важнейших аспектов художественного направления в деятельности школ искусств должно стать создание условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов в области архитектуры и дизайна, формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетенции.
Изобразительное искусство как средство формирования
будущих дизайнеров
Средовая ориентация деятельности дизайнера предельно широка, касается самых
различных областей материально-художественной культуры – промышленного искусства,
оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино, непосредственно
формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность. Получив активное
развитие в нашей стране, за последнее десятилетие дизайн проник едва ли не во все сферы
производства – изготовления не только товаров народного потребления, но и в разработке
фирменного стиля, проектировании промышленных интерьеров и офисов, экспозиции
выставок и специальных услуг. Дизайн вступил в прямые контакты с архитектурой,
прикладными и изобразительными искусствами, подчас претендуя на монополию
рационального конструирования всей среды человеческого обитания.
В связи с этим, одним из важнейших аспектов художественного направления в
деятельности школ искусств должно стать создание условий для профессионально-
личностного развития будущих специалистов в области архитектуры и дизайна,
формирования их творческой индивидуальности и профессиональной компетенции.
Главной целью подготовки специалистов по архитектуре и дизайну является
воспитание и обучение учащихся принципам и методам художественного проектирования,
отвечающим комплексу современных требований; знакомство детей с основами
художественного конструирования как специфической проектной деятельности;
способствование освоению практических приемов и способов разработки проектов
различных изделий; квалифицированного выполнения их графическими средствами.
Качество проектной работы зависит не только от умения изложить свою идею
теоретически, но и от глубокого понимания и владения средствами изобразительного
искусства.
Ведь изобразительное искусство связано со зрительным восприятием и
воссоздает изображение видимого мира на плоскости или в пространстве, не передавая,
однако, последовательного развертывания отображаемого момента во времени. В связи с
этим в обучении дизайну центральное место занимает изучение некоторых видов
изобразительного искусства как рисунок, графика, живопись, композиция, проектная
деятельность и освоение всех художественных средств изобразительного искусства, и это
становится одной из главных задач подготовки учащихся.
Основы рисунка в содержании подготовки будущих дизайнеров
Профессиональная деятельность дизайнера во многом связана с умением разработки
форм промышленных изделий и организацией пространства средствами графического
изображения. Основным показателем компетентности является знание законов различных
видов перспектив, применяемых в разработке проектов и соответствующее
квалифицированное владение арсеналом художественных средств – графики и проектной
графики, композиций, светотени, цвета и колорита, пластики и динамики.
Многовековой опыт преподавания искусства и художественного творчества показал,
что основу почти всех знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства в
целом составляет рисунок. Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное
и четкое изображение конкретной формы. Употребляется этот термин в различных видах
искусства по-своему, приобретая свое особое значение. Дисциплина «Рисунок»
предполагает знакомство учащихся с основными закономерностями рисунка и
композиции, в формировании у них первоначальных знаний, умений и навыков
использования различных графических средств, развития художественной
наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, творческого воображения, а
также овладение учащимися навыков последовательной работы над произведением по
всем стадиям – от эскиза – до его завершения. Таким образом, цель обучения состоит в
том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения
реалистической формы подойти к пониманию и решению проблем творческого
восприятия натуры.
Основными задачами этой, вроде бы простой на первый взгляд, дисциплины
являются приобретение учащимися навыков изобразительной грамоты от натюрморта к
интерьеру, от рисунка головы к фигуре человека, определения пропорций предмета, его
место в пространстве, обретение умения проводить творческий сравнительный анализ,
используя весь творческий багаж, приобретенный в процессе обучения.
В связи с этим, возникает необходимость дополнить этот курс необходимыми
сведениями по вопросам специализации. Владея техникой «Рисунка», будущий архитектор
или дизайнер может более выразительно передать бесконечное богатство окружающего
мира, разнообразные архитектурно – художественные, научно - технические идеи на пути
их выполнения.
Практическое освоение основ «Рисунка» реализуется главным образом, рисованием
с натуры, начиная от простых геометрических форм до такой сложной натуры, как человек
и окружающая среда (архитектура и др.). Геометрические тела из гипса (кубы, призмы,
цилиндры, конус и шара) сами не являются произведениями искусства. Но они –
первооснова сложных пластических форм, архитектурных сооружений, производственных
изделий, ландшафтно-архитектурной среды. В основе любой созданной природой или
руками человека формы лежат элементарные геометрические тела, с изучения которых
обычно начинается обучение искусству рисунка. Французский художник Поль Сезанн
высказывал мнение, что все окружающие нас предметы описываются с помощью набора
тех или иных простейших геометрических тел.
Основы проектной деятельности в содержании подготовки будущих дизайнеров
Важной частью обучения проектной деятельности является развитие у учащихся
сознательно активного подхода к проекту, основанного на ясном понимании поставленной
задачи и глубоком изучении проектируемого объекта. Большое значение придается
развитию композиционных навыков, умению графически грамотно, художественно и
выразительно организовать работу. Решение всех этих задач определяет содержание и
общие принципы преподавания проектной деятельности для будущих специалистов
дизайна и требует больших усилий, как со стороны учащегося, так и со стороны
преподавателя.
Чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, преподаватель должен
хорошо разбираться в этом сам. Какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над
проектом, основная тяжесть все равно лежит на нас, преподавателях. Часто именно
преподаватель в одном лице представляет собой заказчика проектного продукта и
руководителя работы по его созданию, вдохновителя будущих свершений и помощника в
трудных ситуациях, благодарного зрителя-слушателя и осторожного критика. Кроме того,
преподаватель должен в ходе работы над проектом еще и решать задачи обучения и
воспитания. Проект – работа самостоятельная. Среди различных видов самостоятельных
работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные
исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Так
что, прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесем ясность. Проект
– работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным
способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы
докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой
работы, но только как способов достижения результата.
Проектная деятельность дает ученику возможность реализовать свой
познавательный мотив, так как предоставляет ему максимальную свободу выбора не
только основной темы проекта, но и способов ее реализации. Работая над проектом,
можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их
на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного
поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть те приращения знаний,
умений и навыков, ради которых организуется проектная деятельность и которые в
дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной
деятельности. Таким образом, проектный метод обучения, объединяя в себе целый ряд
элементов различных видов творческой самостоятельной работы, формирует у учащегося
навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивает
аналитические способности, критическое мышление, стимулирует творческую
активность, способствует успешной социальной адаптации.
Главной целью подготовки специалистов по дизайну является воспитание и обучение
учащихся принципам и методам художественного проектирования, отвечающим
комплексу современных требований; знакомство учащихся с основами художественного
конструирования как специфической проектной деятельности; способствование освоению
практических приемов и способов разработки проектов различных изделий;
квалифицированного выполнения их графическими средствами.
Развитие республики и улучшение уровня жизни стали причиной того, что
современное общество стало стремиться к обладанию вещами более совершенных форм,
которые раскрывали бы истинный характер цивилизации. В связи с этим возрастает
потребность в компетентных специалистах в области искусства проектирования среды,
базирующейся на глубоких традициях культуры художественного проектирования. Речь
идет о дизайнерах, формирующих при этом собственный аспект внимания и деятельности,
лежащей на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и
искусство организации среды.
Список использованных источников
1.
Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику-оформителю). – М.: Плакат, 1987. – 192 с., ил.
2.
Анри де Моран. История декоративно – прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил.
3.
Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной
культуры XX века. – М.: Советский художник, 1987. – 232с., ил.
4.
Барциц Р.И. Специальные методы преподавания художественной графики на художественно – графических
факультетах педагогических вузов: автореферат канд. пед. наук. – МГПУ им. В.И.Ленина, 1997. – 16 с.
5.
Волков В.В. Дизайн рекламы: учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 144 с.
6.
Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе.– М.: Искусство, 1970.– 192 с.
7.
Даниэл С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятий
зрителя. – Л.: Искусство, 1990. – 221 с., ил.
8.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека:
учебное пособие для студентов – дизайнеров. М.: ГНОМиД, 2001 – 120 с.
9.
Кларк П. Дизайн/ Пол Кларк, Джулиан Фриман; перевод с анг. А.Ю. Броновичкой. – М.: АСТ: Астрел, 2003. – 144 с.
10.
Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие. – М.: Омега – Л, 2005. – 224 с.
11.
Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: автореферат дис. док. фил. наук. –
Екатеринбург: УГУ им. А.М.Горького, 2002. – 34 с.
12.
Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие – М.: МЗ-Пресс, 2001.- 252 с.
13.
Семенова М.В. Мотивы выбора профессии как условие эффективности формирования профессиональной
компетентности студентов// Вестник ПГУ – Павлодар. – №3. – 2004. – С 52-61.
14.
Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 240 с., ил.
Соломонова М.В.
Преподаватель класса “Дизайн»
МБУ ДО «Сунтарская ДШИ»