Напоминание

"Культура речи"

Автор: Соснина-Легкота Галина Александровна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДО "ЭБЦ ЛидерЭко"

Населённый пункт: город Уфа Башкортостан

Наименование материала: методическая разработка

Тема: "Культура речи"

Описание:

Важное значение культуры речи в развитии младших школьников

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=4683

Опубликовано 03.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Эколого — биологический центр «ЛидерЭко».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

ЗАНЯТИЯ.

Тема: «КУЛЬТУРА РЕЧИ».
Автор: Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МБОУ ДО ЭБЦ «ЛидерЭко» Соснина — Легкота Г.А. Уфа - 2015г. Земля родная, край родной... Это прежде всего места, где начиналась наша жизнь, где проходило наше детство. Они всегда близки каждому из нас. Даже если повзрослев, мы оказываемся вдали от них. Родные места - это всё, что окружает и сопровождает нас в детстве. В том числе и речь. Речь тех, с кем связано начало нашей жизни, кто вводил нас в сложный и прекрасный мир жизни. Родной говор, с детства привычная речь нередко оказываются самыми живыми приметами отчих мест. С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а его слух ловит бабушкины и мамины слова (сказки, прибаутки, песни). Идёт в детский садик, школу, институт - целое море слов, шумный океан
речи подхватывает его там. Через слово мы узнаём о том, что ещё не видели, а, может быть, и не увидим. Прочитав книгу или просмотрев фильм, спектакль, мы думаем. А разве можно думать без слов? Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласовано, совместно друг с другом. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь. Радоваться, грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. А слова составляют язык.
«ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЛЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА НЕ МОГ

ИЗЪЯСНИТЬ СВОИХ ПОНЯТИЙ ДРУГОМУ, ТО НЕ

токмо

ЛИШЕНЫ МЫ БЫЛИ СОГЛАСОВАННЫХ ОБЩИХ ДЕЛ ТЕЧЕНИЯ,

КОТОРОЕ СОЕДИНЕНИЕМ РАЗНЫХ МЫСЛЕЙ УПРАВЛЯЕТСЯ, НО

И ЕДВА БЫ НЕ ХУЖЕ ЛИ БЫЛИ МЫ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ,

РАССЫПАННЫХ ПО ЛЕСАМ И ПУСТЫНЯМ».
М
.
В
.
Ломоносов
.
Язык настолько неотъемлемая принадлежность нашей жизни, что мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся и редко задумываемся о том, что же собой представляет наш язык, как мы говорим на нем, как мы обучаемся говорить. Несмотря на то, что наука о языке - лингвистика - стремительно развивается, и достигла значительных успехов, в настоящее время очевидно, как поразительно мало мы знаем о языке - о самом «человеческом» из человеческих свойств, о языке, без которого невозможно существование человека как члена общества. Все ли умеют говорить на родном языке, все ли умеют его употреблять?
Язык есть не «добавление» к человеку, к его деятельности, но одно из условий существования человека и осуществления его деятельности. Благодаря ему мы можем фиксировать наши знания и передавать их другим, можем получать новые знания. Американский учёный Ч. Перс говорил: «Язык - есть нечто, зная которое, мы узнаём нечто большее» Язык - одно их самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Трудно представить, что было бы, если бы язык по каким - то причинам вдруг перестал существовать. Общение между людьми, выражение человеческих мыслей и чувств, наконец, существование литературы едва ли было возможно. Вспомним «Путешествие Гулливера» Джонотана Свифта, где он сатирически изображает современное ему общество. В одном из эпизодов Гулливер оказывается в Академии Лагадо среди учёных Летучего острова. Во имя сбережения времени и здоровья упразднили все слова, а для выражения мыслей пользуются вещами, которые носят с собой в мешке. Слово - это самое совершенное средство общения, и хорошо, что для выражения своих мыслей нам не нужно таскать с собой вещи. Сколько же языков на свете? Никто не знает. Называют и две тысячи, и три тысячи, и другие числа. Подсчитать очень трудно. В Европе - легко. В Африке - почти невозможно определить, язык это или диалект какого - нибудь языка. Языков много, но нет плохих или хороших языков.
На свете много стран больших И много малых есть. И для народностей любых Язык свой - это честь. Гордиться вправе ты, француз, Французским языком. Ты говоришь всегда, индус, На языке своём. Китаец, турок, серб иль чех, Датчанин, грек иль финн - Конечно, нам дороже всех Родной язык один. И. Банко. На всех языках можно выразить любую мысль. Только в Башкортостане проживает более семидесяти национальностей. Раньше государственным языком был только русский. Сейчас положение изменилось. В январе - феврале 1999 года у нас был принят "Закон о языках Республики
Башкортостан». В статье №3 говориться: «Государственными языками Республики Башкортостан на всей её территории являются башкирский и русский языки: башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей своё право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации». 89% проживающих в Башкортостане говорят на русском языке. «На русском языке говорит совесть мира» - так писал наша национальная гордость - Му стай Карим. Русский язык! Неисчерпаемы и неисчислимы его богатства. По гибкости, меткости и выразительности его едва ли можно сравнить с другими европейскими языками. Сколько прекрасного сказано русским словом! Русский язык - это язык мировой по значению русской литературы. Лучшие мастера слова, не жалея сил, трудились во имя великого будущего русского языка. Черпая «золотым ковшом» из сокровищницы народной речи самое меткое, самое яркое.
Певучесть и звонкость русского языка в произведениях наших писателей иногда доходит до предела, тревожа даже самое холодное сердце: «Ночевала тучка золотая на груди утеса великана...»; «Есть в осени первоначальной...» и т.д. Но что же происходит с нашим «великим и могучим» русским языком сегодня? «Парадокс - писал кандидат педагогических наук В. Бирюков, - правильнее других сегодня говорят по-русски дикторы радио и телевидения, а отнюдь не педагоги или писатели. И уж, конечно, не депутаты». Что же такое культура речи? Сноровка говорить красиво? Противен краснобай в быту, надоедлив на трибуне. Речь грамматически правильная? Но мы хорошо знаем, что и под правильную речь засыпают слушатели. Культура речи держится на соблюдении норм языка, но того, который называют литературным. В Советской энциклопедии записано:»Под культурой речи понимается владение нормами устного и письменного литературного языка, то есть правила произношения, ударения, грамматики и словоупотребления». «Культура языка - эго умение видеть и слышать язык». (А. М. Горький). Культура речи — это не учебник, который можно выучить раз и навсегда. Она должна сопровождать нас всю жизнь, если мы хотим знать, какими неисчерпаемыми богатствами располагает каждый язык. Таким образом, культура речи держится на четырех «китах»: • «культурные» слова; • грамматика; • произношение; • стиль речи.
Какие же слова можно назвать «культурными»? Пожалуй, все, кроме «нецензурных». Русский язык, как и всякий здоровый организм, весь в движении непрерывного роста. Если живой язык любого народа уподобить вечнозеленому дереву, то отдельные слова можно уподобить листьям: одни появляются, другие опадают, а дерево всегда остаются вечнозеленым. Как появляются новые слова и пропадают старые? Чаще всего они возникают вместе с новыми понятиями, явлениями, предметами, которые требуют новое слово, вместе же с исчезновением явления, понятия, предмета пропадают и слова. Например, «авоська» (сумка, сетка - «Авось что-нибудь достану») - это слово родилось в первые годы революции; слово «врач» произошло от слова «врать», которое означало не только «обманывать», но и «разговаривать». Так,. У А. С. Пушкина мы читаем: «Полно врать, Марья Ивановна, кто тебя пустит одну к разбойнику». Отец Герасим предупреждает старуху: «Не все то ври, что знаешь» ( то есть не все рассказывай). В древности врачевали волхвы, кудесники словами, заклинаниями. От древнерусского «вьрати» (говорить) образовалось слово «врач» До Карамзина не было слов: промышленность, будущность, начитанность, общественность и др. В картотеке словарного отдела Института языкознания в Санкт-Петербурге храниться около семи миллионов карточек с записями различного рода слов. Наш языковой багаж составляет примерно пятьсот тысяч слов и около ста тысяч заимствованных. Огромное количество слов хлынуло в наш словарь в последние годы. Все они иностранные.
Многие иностранные слова прочно вошли в русский язык: чай - китайское, гуляш - венгерское, гитара - испанское. Чаще всего иностранные слов употребляются в письменной речи (научный и публицистический стили). Употреблять их без особой нужды не нужно. В спорте лучше сказать «лидировать», чем «возглавлять», но можно сказать «ничтожный», а не «мизерный», не «лимитировать», а «ограничивать». В связи с перестройкой, политическими преобразованиями в нашем обиходе появились такие слова как спонсор, маркетинг, менеджер, мажоритарная система, авторитарность и т. д. Необходимо ли нам всё это воспринимать и запоминать или отвергать иностранные слова. «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого - то слова, такого - то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». (А. С. Пушкин) Мы должны знать и употреблять иностранные слова, учить наших детей пользоваться словарями. Словарная норма контролирует также употребление диалектов в нашей речи. Некоторые превратно судят о культуре речи. По их мнению культурная речь - это речь приличная: то есть гладкие литературные слова, а слова народные считаются некультурными, но ведь именно эти слова могут придать речи выразительные национальные краски. Среди трав на опушке лесной, У ручья, что звенит, как струна, Каждый год расцветает весной непонятный цветок -
сарана. Он горит среди ясного дня, Отряхнув полевую росу, То - как жаркая вспышка огня, То - как чья-то косынка в лесу. Г.Г. Комаров. «Сарана» (Лилия) Скромная лилия выросла в волнующий поэтический символ, который стал неповторимым средством словесно художественной выразительности. Говорить языком народа - первое качество речи культурной. Но не всё то, что истинно народное, нашло своё отражение в народной речи. Многие старинные крестьянские слова - не что иное, как тяжёлое наследие прошлого, неграмотности, забитости, темноты народа. Мы не можем принять в качестве образца речи народной письмо Ваньки Жукова: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать.» (А. П. Чехов) «Чаво и тово, ядрёна вошь, - это ведь тоже народный язык. Но эго не значит, что ему открыт доступ в культуру нашей речи». (А. Толстой.) Нужен строгий отбор. Надо учиться у наших лучших писателей отличать слова яркие живописные от слов неблагозвучных, неёмких. Одно дело в меру расцвечивать свою речь местными словами, другое - нарочито стилизовать её. «Айда с андалой на елань поелозить». (А. И Куприн, «Груня»). Тут без перевода не обойтись: «Пойдём с дружком на лужайку побродить.»
Одной из форм народного языка являются пословицы и поговорки: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится» «Умный не обо всём говорит, что знает, дурак не всё знает, что говорит» и др. А теперь поговорим о третьей болезни языка - вульгаризмах. Мы не можем терпимо относиться к тем, кто портит, уродует наш язык. Молодым людям невдомёк, что уродуя язык, они проявляют неуважение к своей Родине, к своему народу. Это подчёркивал Н. В. Гоголь. Словарная норма литературного языка начисто отметает жаргонные слова: рожа, уплетать, фуфло, потрясно, шикара и другие. В каждом этом слове чувствуется циничное отношение к людям, вещам, событиям. Вульгарные слова - порождение вульгарных поступков и мыслей. И можно заранее представить, какой развинченной походкой пойдёт молодой человек, который вышел «прошвырнуться». На каждом слове этого жаргона видится печать убожества, которое А. И. Герцен называл «тупосердием». «С жалостью смотрю на их тупосердие, но таких самодовольных юнцов». Но одно дело целомудрие, а другое - ханжество, чопорность, чистоплюйство. При французском королевском дворе существовал салонный язык. Из него изгонялись слова и фразы, казавшиеся грубыми для «высшего света». В Версале говорили не «нос», а «врата мозга»; не «глаз», а «рай души»; не «я люблю дыню», а «я уважаю дыню»; не «рубашка», а «вечная спутница мертвых и живых». Не далеко ушла от них та русская женщина, которая сказала о ребенке: «Я кормлю его бюстом», так как считала, что
«грудь» непристойное слово. Один посетитель зоопарка написал: «Надо еще внимательнее пересмотреть надписи на клетках. Порой они звучат слишком грубо. Вот некоторые перлы литературного «творчества»: «Стервятник», «Выдра», «Ехидна», «Свинья обыкновенная», «Вонючка», «Осел». Неужели нельзя обойтись без этих выражений». «Цинизм выражений всегда выражает циничную душу» (А. И. Герцен). И здесь чувство соразмерности и сообразности должно преобладать. Нельзя отрицать самоочевидную истину, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей. Страшно, что он вызывает обеднение чувств. Попробуйте поговорить на вульгарном языке и у вас обязательно появятся вульгарные замашки. Культура языка связана с общей культурой. Послушаем, как бы звучала сказка о Красной Шапочке на таком языке. «Всю дорогу со страшной силой хиляя по лесу, Серый Волк подклеивался к колоссальной чувихе в потрясной красной шапочке. Та сразу усекла, что Серый Волк - слабак и задохлик, и стала толкать ему про больную бабушку. "Слушай, детка, прими таблетку, - сказал Серый Волк, - это все не фонтан, пшено и не в жилу», «отпад», сказала Красная Шапочка, - будь здоровчик!» (М. Розовский пародия в «Литературной газете»). Но существует явление быта, достойное всякого осуждения, о котором нельзя молчать - эго сквернословие. «Культуру я ценю и уважаю. Но вот беда: без крепкого словца я мысль свою не точно выражаю». Нет никакого довода, каким можно было бы оправдать сквернословие. Оно вошло у многих в привычку, и они ее даже не
замечают. Запомним, грубость вредит всегда и везде. Никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить. Запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком. Возможность стать культурным ничем не ограничивается, кроме собственного желания человека. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: «Если хочешь быть культурным - будь им!» Нельзя, живя в обществе, быть свободным от общества. Общество наше изменилось, и язык тоже изменился. Философы считают язык показателем уровня культуры общества. Если так, то у нас некультурное общество. Почитаем стихи современных поэтов (Анатолий Дрожжин «Светлая полоса»). А сцена? Во МХАТе на Тверском бульваре в пьесе Дударева «И будет день» («Свалка») снесена стена между языком искусства и языком свалки, на которой проходит действие пьесы. А телевидение? И оно не отстает. В диалоге «Крейцеровой Сонаты» по Л. Н, Толстому, который вел Олег Янковский, вдруг вплетается матерная брань. Это актеры осовременивают великого писателя, так много сделавшего для культуры своего народа. А речь наших учащихся? Вот несколько цитат из сочинений абитуриентов БГУ: «Во время полета в самолете Маресьев показал подвиг. Он разбил несколько самолетов и, наконец-то, сам разбился». «По дороге к себе в усадьбу А. Болконский встретил дуба>>. «Однажды Рахметов всю ночь пролежал на гвоздях острием вверх».
«Если бы не было русского языка, не было бы таких людей, как Шопен, Бах, Моцарт». «Чацкий вышел через задний проход и подпернул дверь палкой». «Пьяный водитель понял меня с полуслова и дальше поехал трезвым». Василий Ливанов в одной из телевизионных передач сказал, что общество в своем большинстве умирает с языка, но, мне кажется, что и жизнь начнет возвращаться к нам через восстановление слов человеческой речи. Еще в прошлом веке И. С. Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». И я не думаю, что эти слова устарели хотя бы в малейшей степени. Давайте беспощадно бороться с безграмотностью, грубостью, чтобы наш язык «живой как жизнь» не стал «мертвым как смерть». А это непросто. Вторым «китом» является грамматика. Многие считают, что это сухой предмет. Но «Без грамматики не выучишь и математики ". Для придания речи своеобразных, выразительных оттенков допустимы и отклонения от нормы. Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я речи русской не люблю» (А. С. Пушкин). Но нельзя же говорить: «Вы слезите на этой остановке . « Положь»; «Пекет»; «Оплоченный»; «Хужсе»; «Куре» так далее.
Третьим «китом» культуры речи является прои- зношение. Это самый чувствительный нерв. Неверное ударение. как и дурное слово, бьет наотмашь. Произношение слов, что светофор на переходах. Произнес неверно - загорелся красный свет - остановись. (Красивее, мизерный, простыня, обеспечение, упрочение и т.д.). Надо очень внимательно относиться к ударению в слове. От него часто зависит значение слова. (Атлас - атлас, козлы - козлы, ирис - ирис). К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» рассказывает, как А. П. Чехов искал название к пьесе «Вишневый сад». Когда название было найдено, Чехов сказал Станиславскому: «Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад» - «Я понял, - говорит Станиславский, - тонкость. Вишневый сад - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Но вишнёвый сад дохода не приносит. Такой сад растет и цветет для прихоти, глаз избалованных эстетов» И последний, четвертый «кит» - это стиль - самый высокий этаж в здании литературного языка. Стиль - это речь не только правильная, но и яркая, образная, выразительная и меткая. Здесь недостаточно знания правил. Культура речи требует от говорящего или пишущего чутья и вкуса к слову, умения, как говорил Сергеев-Ценский, «чувствовать и ощущать запахи слов». Культура речи в настоящее время выделилась в самостоятельный особый раздел языкознания. Никто не сможет заставить человека говорить правильно, выразительно, если он этого сам не захочет. Но помочь человеку, понять, для чего ему нужно стремиться к овладению всеми тонкостями родной речи - долг каждого,
кому дорог язык. Только надо, чтобы поколенью Мы сказали нужные слова. Песнею, строкой стихотворения, Всем своим запасом существа. Будучи важнейшим средством общения, язык развивается и живет по собственным своим внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка - это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех. --Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». (И.О. Тургенев)


Яндекс.Метрика