Напоминание

"Методические рекомендации по изучению гамм, тональностей на начальном этапе обучения фортепианной игре".

Автор: Еловикова Ольга Сергеевна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: МБУДО"Карачевская ДШИ им. В.Ф. Кольцова"

Населённый пункт: г. Карачев Брянской области

Наименование материала: методические рекомендации

Тема: "Методические рекомендации по изучению гамм, тональностей на начальном этапе обучения фортепианной игре".

Описание:

В работе затрагиваются проблемы изучения гамм и тональностей на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, предлагается алгоритм решения некоторых проблем по изучению гамм, выработанный из опыта работы с учащимися по классу фортепиано.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=4689

Опубликовано 03.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МБУДО «Карачевская ДШИ им. В.Ф. Кольцова»

Методические рекомендации по изучению гамм,

тональностей на начальном этапе обучения

фортепианной игре.

Автор: преподаватель

высшей категории

О.С. Еловикова

Карачев, 2016 г.


План работы.
1. Вступление: 1.1. Гаммы – «Музыкальная таблица умножения». 1.2. Причины возникновения данной темы работы. 2. Основная часть: Предлагаемая система изучения гамм и тональностей на начальном этапе обучения фортепианной игре. 3. Заключительная часть. Работа над гаммами и упражнениями - необходимая составная часть воспитания пианиста “Зачем все это нужно - то, что его заставляют делать? Бегать как можно быстрее руками по клавишам, подвертывая большой палец... Гаммы, упражнения, сухие, монотонные, скучные до слез...” (Р.Роллан. “Жан- Кристоф”). Под приведенными словами юного героя известного роллановского романа, мальчика с поистине гениальной музыкальной одаренностью, охотно подписались бы, пожалуй, многие из тех, кто обучается сегодня фортепианной игре. А между тем работа над гаммами и другими упражнениями - это не только необходимая составная часть воспитания пианиста, она может стать увлекательнейшим занятием. Все дело в том, как эти занятия организовать.
“Музыкальной таблицей умножения” назвал гаммы Иосиф Гофман.
Играющему на рояле надо знать и гаммы, и другие компоненты гаммового комплекта, и тональности так же хорошо, как любому человеку таблицу умножения, и так же свободно это знание применять. Гаммы нужны пианисту всегда. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они “одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю”, - замечает К.Черни. - “Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним” (Алексеев А.Д. Из истории фортепианного искусства. Хрестоматия. Киев, 1974. с.101). Интересно заметить, что слово “гамма” взято по названию третьей буквы греческого алфавита. Так окрестил поступенный звукоряд Гвидо Д’Ареццо - музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием и самих нот. Кроме русского языка, слово “гамма” употребляется во французском (датте); в других же европейских языках используется слово “лестница”. В русских трудах вплоть до начала XIX века фигурируют “лестница” или “лествица” (также “музыкальная лестница” или “лестница тонов”).
Польза от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладо -тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость. Гаммаобразные последовательности, аккорды и арпеджио составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепьянного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те “ключи”, владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению. Кто имеет заранее сделанные заготовки - хорошо выученные гаммы, - тот сыграет без особого труда многие произведения. Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле - в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена. “Никакое упражнение, каким бы сухим оно не казалось, не должно быть играно мертвым, безжизненным тоном. Живость звука есть единственное условие плодотворного упражнения”, - читаем у В. Софонова. Каждый из нас знает множество способов как работать над гаммами и гаммовым комплексом: 1) сыграть гамму певучим, полновесным forte, в умеренном темпе, приемом portato; 2) “пропеть” гамму так, как если бы ее играли скрипач или виолончелист, штрихом legatissimo, с волнообразной динамикой; 3) исполнить гамму серебристым, прозрачным и легким звуком с постепенным diminuendo к концу; 4) артикуляционные, динамические, темповые варианты работы над гаммами; 5) ритмические, например, исполнение гаммы в пунктирном ритме; 6) старинный способ исполнения гаммы с остановками на тонике; 7) это и вычленение конкретных примеров из текста, например, воздушная гамма из вальса Шопена 8) бурный, стремительный пассаж, венчающий Первую балладу Шопена … И т.д.
Нас не надо убеждать, что подобная работа, приближенная к условиям художественного исполнения, гораздо более эффективна, чем постоянная игра гамм нейтральным звуком и “учебным” шагом, так как ясное представление о желаемом характере звука способно “настроить” руку на нужный технический прием, подсказать наиболее целесообразное движение. «Хорошо сыгранная гамма - поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман, - только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы - это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре…» (Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961. с.85). Выдающийся виртуоз совершенно прав: изучение гамм на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Даже тогда, когда период ученичества остается позади, без систематической разработки этой поистине золотой жилы не может обойтись ни один пианист. Из практики работы в школе мы можем констатировать, что наши ученики чаще всего не знают гамм, воспринимают их как какую-то страшную абракадабру, так как «сваливаются» эти гаммы на них непонятно откуда перед техническим зачётом (а если б не он, так вообще о гаммах забыли, и не на год, как это делается сразу после упомянутого выше мероприятия, а навсегда), быстренько рассказывается педагогом о количестве знаков и аппликатуре, разучивается необходимый гаммовый комплекс, а на большее у нас времени не хватает. Поэтому ключевыми для нас в высказывании И.Гофмана становятся слова «их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются». Именно недостаточное внимание к этому виду пианистической и теоретической работы из –за недооценивание её, нехватка времени приводит к неумению даже хороших учеников старшего звена ориентироваться в элементарных, казалось бы, вещах. Это подтолкнул меня к поиску простейшей системы в изучении гамм на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Во многом работа на уроке специальности здесь перекликается с работой на уроках теоретического цикла, но мы знаем, что часто одно от другого трудно отделить. Предлагаемая мною система не основывается на квинтовом круге тональностей. Здесь больше опоры на слух, аналогию, алгоритм решения поставленных задач. Система опробована на нескольких учениках. Первоначальный её этап зародился у меня несколько лет назад и доступен всем без исключения учащимся вне зависимости от их способностей. Каждая новая ступень может варьироваться в зависимости от вашего времени, возможностей ученика и ваших фантазий. 1 этап позволяет решить задачи: не бояться гамм и осознание
учеником, что от него хотят, когда называется не гамма, а песня «Козонька», взятая нами за основу гаммы. Здесь же решается аппликатурная задача, когда по песне вспоминаются пальцы путём повторного нажатия каждой клавиши несколько раз на нон легато. Я ни в коем случае не призываю всем завтра же взять за основу изучения гамм песню «Козонька», более того, я против того, чтоб из всех классов слышалась именно она – это будет катастрофа. Здесь «Козонька» как пример песни гаммообразного строения с использованием аппликатуры гамм. Но я так же против множественного использования различных песенок у одного педагога по одной теме - это замедляет процесс обучения и путает маленького ученика, а порой и самого педагога. Пусть у меня при изучении гамм будет песенка «Козонька», а у Марии Ивановны - «Я гуляю» и т.д. На возможность изучения гамм таким способом меня натолкнула упомянутая выше песенка «Козонька рогатая» из сборника В.Г. Игнатьевой «Я музыкантом стать хочу». Но мелодию, распределённую здесь между двумя руками, мы с учениками стали играть поочерёдно правой и левой рукой с аппликатурой гаммы до -
мажор, а неоднократное повторение одной и той же ноты на нон легато позволило закрепить знание аппликатуры. Начинаем мы эту систему со второго полугодия 1 года обучения. Далее периодически возвращаемся к ней, добавляя новый этап. Каждый этап начинается с повторения всего с первого этапа. Так как этапы короткие, они не занимают много времени. Система не заменяет целенаправленной работы в период подготовке к техническому зачёту, а только помогает его ускорить и сделать более осмысленным на первоначальных этапах, а так же восполняет пробел между техническими зачётами. Система рассчитана на промежуток с 1 класса по 4 (5) класс включительно. Итак, предлагаемые этапы: 1. Песня «Козонька» от ноты «до» аппликатурой, которой играем гаммы правой и левой рукой. Штрих нон легато. Запись в нотную тетрадь. 1 2 3 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1 3 2 1 2. Игра гаммы до – мажор в 1 октаву правой и левой рукой (1 кл. 2 полугодие). Штрих легато. 3. Подбор «Козоньки» от клавиш ре, ми, соль, ля. (аппликатура до – мажора). Штрих нон легато. Запись в нотной тетради. 4. Гаммы ре, ми, соль, ля – мажор отдельно руками, сохраняется аппликатура до – мажора. Штрих легато. Запись в нотной тетради. Определение строение мажорной гаммы. Алгоритм аппликатуры правой руки кластерами (1,2,3)3+ (1,2,3,4,5) 5; левой руки -(5,4,3,2,1) 5+ (3,2,1) 3. Название и знание ключевых знаков. 5. Знакомство с тоническим трезвучием и его обращением в аккордовом изложении. 6. Игра аккордов тонического трезвучия с обращением в гаммах до, ре, ми, соль, ля – мажор. 7. Подбор «Козоньки» от фа, опираясь на то, что каждая ступень Козоньки – это клавиша с другим названием определяем название клавиш в песенке «Козонька». Знакомимся с аппликатурой в правой руке, которая отличается от аппликатуры от других клавиш. Запоминаем как (1,2,3,4) 4+ (1,2,3,4) 4
8. Гамма фа – мажор и аккорды тонического трезвучья с обращением отдельно руками в пределах октавы. Название и знание ключевых знаков. 9. Подбор «Козоньки» от ноты «си». Аппликатура левой руки (4,3,2,1) 4+(4,3,2,1) 4. Гамма, тоническое трезвучье с обращением си – мажор отдельно руками в пределах октавы. Название и знание знаков. 10. Игра «Козоньки», мажорных гамм и в них тонических трезвучий с обращением в аккордовом изложении от всех белых клавиш с названием нот и знаков. 11. Игра «Козоньки» и мажорной гаммы от ноты «до». Нахождение параллельной минорной гаммы. Определение, что она на 3 ступени вниз от 1 ноты мажора, что расстояние 1,5 тона. Определение, что параллельная минорная гамма имеет те же ноты (клавиши), что и мажорная. 12. Нахождение параллельных минорных гамм у мажорных гамм от белых клавиш. Игра в пределах октавы. Название всех параллельных минорных гамм, игра параллельных минорных гамм и тонических трезвучий с обращением аккордами от белых клавиш той же аппликатурой, что и до, ре, ми, соль, ля - мажорные гаммы. Это будут ля – минор, си – минор, ре – минор, ми – минор. Запись в тетради, определение строения минорной гаммы. Название и знание ключевых знаков. 13.Знакомство с гармоническим и мелодическим минором. Знать их отличия. Игра 3 видов минорных гамм, параллельных мажорным. 14.Игра мажорных гамм от всех белых клавиш и параллельных им 3 видов минорных гамм от белых клавиш (от чёрных только называем). Название и знание ключевых знаков. 15.Игра знакомых минорных гамм от белых клавиш (ля, си, ре, ми). Добор недостающих минорных гамм от белых клавиш путём их подбора и строения (схема уже выведена на предыдущих уроках) по аналогии. Это будут гаммы до, фа, соль – минор. Название и знание ключевых знаков. Определение (название) параллельных минорным мажорные гаммы. Это будут гаммы от чёрных клавиш, которые пока не играем из – за отличной от изученной ранее аппликатуры. Название и знание ключевых знаков.
16.Игра минорных гамм от всех белых клавиш с аккордами тонического трезвучия с обращением с названием параллельных мажорных гамм. Название и знание знаков. Игра от всех белых клавиш мажорных и минорных гамм, в них трезвучий с обращением, названием параллельных мажорных или минорных гамм. Название и знание ключевых знаков. 17. Игра мажорных и минорных гамм от белых клавиш на две октавы с объяснением принципа замены 5 пальца на первый при переходе на 2 октаву. Переход от игры гаммы в 1 октаву на игру в две октавы может быть осуществлён и раньше, в зависимости от готовности ученика. В дальнейшем ученик слышит, видит и играет любую гамму, он без затруднения переходит к игре гамм 2 руками. 18. Игра в мажорных и минорных тональностях от всех белых клавиш T – S – D – T (t – s – d – d г – t). Понимание того, почему эти трезвучия называются главными. 19.Определение тональностей произведения. 20.Изучение гамм от чёрных клавиш исходя из имеющихся знаний: Ми – мажор – до диез - минор Ля – мажор – фа диез – минор Си – мажор – соль диез – минор До – минор – ми бемоль – минор Фа – минор – ля бемоль – минор Соль – минор – си бемоль – минор. 21.Изучение пары параллельных гамм, начинающихся с чёрной клавиши (гамм с большим количеством знаков). Ре бемоль – мажор – си бемоль – минор. На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство пианиста: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова. Часто ученики бывают вполне удовлетворены, когда играют гаммы, аккорды и арпеджио в достаточно подвижном темпе, ровным, “учебным” звуком средней громкости и правильными пальцами. Между тем, настоящая работа только тут и начинается.
Предлагаемая мною система не решает всех проблем по изучению даже гамм, но она позволяет ученику осмысленно подходить к решению данного вопроса, свободно ориентироваться в многообразии тональностей, не бояться их, ведёт к осознанной работе за инструментом. Сегодня я предлагаю вашему вниманию свои методические рекомендации по изучению гамм, тональностей на начальном этапе обучения фортепианной
игре. Надеюсь, что они кому-то помогут в работе с детьми, будут способствовать творческому подходу в музыкальной педагогике. Помогает мне сегодня продемонстрировать мои наработки ученик 3 класса Шестаков Клим.


Яндекс.Метрика