"Использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на аккордеоне"
Автор: Чистова Марина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО"Карачевская ДШИ им. В.Ф. Кольцова"
Населённый пункт: г. Карачев Брянской области
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Использование личностно-ориентированной технологии в обучении игре на аккордеоне"
Описание:
В докладе подробно рассматривается использование личностно - ориентированной технологии в обучении на аккордеоне, важность данной технологии, её особенность, отдельные моменты её применения.
Обучение в сотрудничестве при личностно – ориентированной
технологии.
6.
Роль личностно – ориентированного обучения в системе
образования.
7.
Список использованной литературы
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя
главная задача-помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
2
Г. Песталоции.
Личностно-ориентированные технологии
Основной целью системы образования является создание условий для развития
личности в образовательном процессе.
Задачи образования решаются разными путями.
Основным из них является обучение.
Обучение – это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления
обучающимся новой учебной информации, организации их на её усвоение, их выработку
умений и навыков, развитие познавательных способностей. Основной результат обучения
– знания, умения и навыки, усвоенные учащимися, познавательные потребности и
способности, сформированные у них.
В знаниях в обобщенном виде находит отражение объективный мир. Учащиеся усваивают
информацию о явлениях, событиях, закономерностях, она становится их приобретением,
достоянием. Знания могут быть усвоены с различной степенью глубины.
Цель
обучения состоит в том, чтобы эти систематизированные знания, представляющие собой
определения, наиболее существенные признаки, классификации, принципы действия
основных предметов изучения и другие наиболее значимые характеристики явлений или
системы явлений, были настолько освоены учащимися, чтобы они могли их
воспроизвести: рассказать, объяснить, т.е. показать структуру системы знаний.
Важный
результат процесса обучения – умения.
Умение – это способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных
знаний в изменяющихся условиях. Одним из результатов обучения является приобретение
навыков.
Навыки – это действие, которые вследствие многократных повторений становятся
автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания. В
профессиональной деятельности навыки имеют большое значение, экономят силы, время,
внимание.
Обучение кроме своей основной функции выполняет и другие –
развивающую и
воспитывающую . Суть развивающей функции состоит в том, чтобы в процессе обучения
обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер
личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей,
творческой активности. Воспитывающая функция опирается на принцип воспитывающего
обучения. Процессы обучения и воспитания находятся в органичном единстве. По мнению
психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован на цели развития
3
личности, её способностей, прежде всего познавательных, и соответственно на
формирование познавательных потребностей.
Личность – это индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения,
деятельности, своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов,
устремлений. Личность характеризуется активностью.
Активность – это всеобщая форма существования человека и условие его реализации как
личности, субъекта деятельности.
Выделяют следующие виды активности:
-
репродуктивно-отражательную (усвоение через опыт другого);
- поисково-
исполнительскую (принятие задачи и самостоятельный поиск средств её выполнения);
-
творческую, предполагающую собственную постановку задачи, выбор новых,
нешаблонных, оригинальных путей её решения.
Творческая активность - наиболее
высокий уровень активности, для которой характерны: новизна, оригинальность, отход от
шаблона, логика традиций, неожиданность. Разрабатываемые в отечественной педагогике
системы методов, средств и форм обучения в целом ориентированы на развитие
активности.
Проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать
свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы, предписанные
стандартными требованиями, является определяющей для личностно-ориентированной
технологии обучения. В трактовке И.С. Якиманской личностно - ориентированное
обучение понимается «как обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося,
её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем
согласовывается с содержанием обучения». Использование личностно – ориентированной
технологии обучения требует от преподавателя педагогического такта и определенного
уровня квалификации. Он должен знать теоретические и методологические основы
личностно-ориентированного обучения, учитывать психологические и возрастные
особенности отдельных учащихся и группы в целом, создавать возможности для
самореализации детей на основе их мотиваций; уметь быстро и гибко перестраиваться в
процессе учебной деятельности; выявлять и показывать духовную и практическую
ценность изучаемого материала, его общеинтеллектуальную, нравственную, эстетическую
значимость. Личностно-ориентированный подход предполагает изучение и учет
личностного опыта учащихся, восприятие обучаемого как субъекта обучения, а не как
объекта; стремление установить доверительно-уважительную атмосферу занятий.
По
теории А.В. Петровского: «на смену устаревшей учебно -дисциплинарной модели
образования личностно-ориентированная модель концентрируется вокруг учеников как к
4
полноправным партнерам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход
к ним».
Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые
констатируют, что учащиеся в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное
мышление и творческие способности. Как помочь детям избежать этих и других сетей
самоистребления и так называемых «черных дыр», которые засасывают человека
физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство, в котором
самым сильным среди его видов по прямому эмоциональному воздействию была и
остается музыка. Музицирование всегда являлось важным показателем культуры
общества, также как чтение, рисование, участие в любительском театре, рукоделие.
Каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в
собственном темпе, по своей образовательной траектории, т.о. образование возвращается к
формуле «Учимся не для школы, а для жизни».
Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным, наиболее
эффективным, оно должно ориентироваться на :
1.Уровень обученности, т. е. раннее приобретённый опыт.
2.Особенности психического склада личности.
(памяти, мышления, восприятия.)
3.Особенности характера, темперамента.
Следовательно обучение должно быть дифференцированным.
Все вышеизложенное имеет прямое отношение к индивидуальному обучению. В
частности, обучению на музыкальном инструменте (аккордеоне). Главной задачей
которого является изменение характера деятельности педагога и ученика, который
основывается на: сопереживание, сотрудничестве, соучастие, сотворчестве, что в большей
мере приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего
образования, для которой характерно овладение общими способами постижения
искусства, навыками содержательного анализа музыки, продуктивному творчеству,
художественному эксперименту. В этих условиях искусство не будет отчуждено от
ребенка, поскольку оно становится как бы продолжением его самого, а его собственная
художественная деятельность наполняется личностным смыслом.
По мнению психологов, сам образовательный процесс должен быть ориентирован
на развитие личности, ее способностей, прежде всего, познавательных, и соответственно
на формирование познавательных потребностей. Для этого требуется разработка новых
технологий, ориентированных на личностно – деятельностный подход в образовании.
5
В широких образовательных кругах принята идея личностно-ориентированного
образования. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-
репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Таким образом, актуальность представленной работы обусловлена следующими
причинами:
•
необходимость в учёте индивидуальных особенностей и потребностей
учащихся в получении начальных навыков овладения игрой на инструменте;
•
проблемы, возникающие в отношениях:
( между педагогом и учащимся; музыкальной программой и учащимся;
учащимся и окружающей его средой);
•
музыкальные данные учащихся, обучающихся в школе.
Методика обучения игре на инструменте
с учетом личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный метод целесообразно применять в
индивидуальных
дисциплинах. В условиях индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте,
где все знания
и умения передаются одному конкретному ученику, а не рассчитаны на
средний уровень группы, предоставляется благоприятная возможность реально учитывать
индивидуальные способности и личные качества ученика, выбирать формы и способы
взаимодействия, соответствующие его интересам и характеру. Другая особенность
музыкально-педагогического общения
заключается в преобладании эмоционально-
эстетического воздействия. Творческая деятельность в области занятий искусством
требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления,
богатства
художественных ассоциаций.
Индивидуальные занятия подразумевают
дифференцированный подход к обучению, дают возможность ребенку раскрыть себя,
ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных стандартными
требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.
В результате реализации личностно – ориентированного метода могут возникнуть
определенные сложности. Одна из проблем заключается в несоответствии творческих и
интеллектуальных возможностей отдельных учащихся программным требованиям. Эту
проблему можно решить с помощью тщательного подбора репертуара, посредством
дополнительных занятий, активизации самостоятельной работы ученика.
Начальный этап освоения музыкального инструмента для младшего школьника:
посадка, постановка рук, работа над ведением меха и т.д. В младшем возрасте у ребенка
гибкие пальцы, податливая рука, что является одним из необходимых условий для
6
формирования и развития исполнительских навыков. Работа над постановкой не даст
удовлетворительных результатов, если не будет подобран инструмент, соответствующий
по габаритам, возрасту и физическим данным ученика, правильно отрегулированы
надплечные ремни, обеспечено свободное движение левой руки.
С чего же начать? Вероятнее всего, со слова учителя. Генрих Нейгауз говорил, что
молча не научить играть ученика. Речь педагога конкретизирует правильность игрового
приема, верность выбора осмысления музыкальных и технических деталей произведения,
качества звучания и его соответствие музыкально-художественному образу. Она помогает
ученику выявить свойства фактуры музыкального текста, определить и звуковую
перспективу, основные линии развития, кульминации, раскрывая подтекст произведения,
выразительное значение каждой детали текста и штрихов. Именно слово устанавливает
доверительное отношение ученика и педагога, которые в дальнейшем должны привести к
творческому союзу. На начальном этапе обучения очень важно увидеть все достоинства и
недостатки ребенка, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить определенные
задачи и способы их решения. Музыкальные произведения должны быть доступны и
понятны. Только понятные произведения могут вызвать непосредственный отклик и
эмоциональную реакцию. В традиционных дидактических системах основой любой
педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном
образовании - понимание и взаимопонимание. В. С. Библер объясняет отличие этих двух
феноменов следующим образом: при объяснении - только одно сознание, один субъект,
монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог.
Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение,
сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в
переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к
развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога не на
познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их
«освобождение» (К. Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск
являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-
ориентированного образования.
На более высоком уровне развития в репертуар должны включаться произведения,
предусматривающие все элементы развития исполнительского мастерства: музыкально-
слуховых и тембровых представлений, слухо-двигательной координации, разнообразных
приемов звукоизвлечения, игровых, технических навыков и т.д. Произведения должны
подбираться по возрастающей степени трудности. Они должны отражать всю палитру
художественно-исполнительских средств музыкальной выразительности. Учебно-
7
исполнительский репертуар становится важнейшим средством развития музыкально-
исполнительских и художественно-творческих качеств будущих музыкантов,
совершенствования их профессионального мастерства.
Каждый музыкант знает, что исполнительского мастерства нельзя достичь без
определенного технического комплекса. Какой примерно процент учебного времени может
занимать эта работа? Сколько заниматься вообще и на каком репертуаре технически
развивать ребенка? Очень многое здесь зависит от различных факторов: бытовые условия,
индивидуально-характерологические особенности и свойства обучающегося, состояния
его здоровья, даже то, что девочки усидчивее мальчиков - все тут играет свою роль. Но,
главное, конечно, не в том, сколько заниматься вообще и техникой в частности. Главное,
каков коэффициент полезного действия этих занятий. По сложившейся традиции
учащимся рекомендуется начинать домашние занятия и уроки в классе с гамм и прочих
технических упражнений, чтобы «разыграть» руки, войти в исполнительскую форму.
Кому-то это подходит, но не всем. Дело в том, что игра гамм, арпеджио и прочее требуют
быстрого темпа, точности, одним словом, высокого уровня исполнения, что некоторым
оказывается не под силу. Музыкант, особенно малоопытный, бывает, как правило, ни
физически, ни психологически не готов к большой нагрузке с первых же минут работы:
пальцы у него ленивые, вялые (мысли, чувства тоже), руки поначалу не слушаются,
движения неловкие, угловатые, скованные. Многое, естественно, не выходит или выходит
явно хуже, чем было накануне. Сбои, неточности, помарки, технический брак - все это
раздражает, портит настроение, отбивает желание делать что-либо дальше. Поэтому
некоторые профессиональные исполнители и педагоги полагают, что лучше «набирать
высоту» в занятиях плавно, последовательно, без особого нажима и резких атак на
технические трудности. Л.И. Власенко, будучи уже зрелым, сложившимся музыкантом,
советовал «брать для начала какое-нибудь спокойное, неторопливое, уравновешенное по
характеру произведение, где не нужна была бы максимальная эмоциональная отдача»,-
такое произведение, которое нравилось бы музыканту, и не требовало от него непомерных
усилий, создавая одновременно оптимальный психологический настрой в занятиях.
Искусству работать учатся годами. Задача педагога научить не только хорошо
играть, но и научить заниматься долго, чтобы потом хорошо играть. Ведь основа
технического мастерства закладывается, когда ученик остается наедине с самим собой.
Важно не только, как протекает домашняя работа, но и в какой момент ее нужно
приостановить. Заниматься следует лишь до тех пор, пока ясно и четко работает голова, и
ни минутой больше. Большую роль в формировании трудоспособности играет привычка
8
регулярно, каждодневно делать свое дело, которая помогает преодолевать любые
психологические и иные трудности.
Работа над произведением - основной стержень формирования музыканта-
исполнителя. Оттого, насколько четко исполнитель представляет компоненты работы над
произведением в их взаимосвязи и в целом, зависит успех всей его деятельности, рост
профессионального мастерства.
Существуют разные точки зрения на форму работы над музыкальным произведением.
Наиболее целесообразно выделить три этапа:
1.Общее ознакомление с произведением (исходный синтез).
2.Детальный разбор (анализ).
3. Отделка произведения (окончательный синтез).
Понимание музыкальной структуры произведения в качестве непременного
условия включает в себя анализ формы, системы звуковых сопряжений, фактуры,
метроритма, всех компонентов музыки. На основе такого анализа синтезируется комплекс
выразительных средств исполнения - нюансов, динамики, метроритма.
Следует сказать еще об одном. Это касается наиболее способных, « продвинутых»
учеников. Известно, что особо интенсивно развивают учащегося в техническом и
музыкальном отношении произведения повышенной трудности- те, что требуют от него
мобилизации всех его ресурсов, заставляют действовать на пределе своих возможностей.
Поэтому для таких детей можно включать в программу одно - два таких произведений.
Однако, « трудные» произведения, при всей их пользе для учащихся, чреваты подчас и
малоприятными последствиями: невозможность выиграть трудные места, разного рода
технические срывы, неполадки. Поэтому есть смысл обратиться к такой форме работы, как
эскизное разучивание музыкального произведения. Оно избавляет от опасений за
открытое, публичное выступление, сохраняя одновременно великолепные возможности
для технического роста учащегося.
Что такое
эскизное разучивание ? Это форма работы, при которой овладение
материалом не доводится до степени завершенности, концертно-исполнительской
готовности. Последним, заключительным этапом этой работы становится этап, на котором
музыкант охватывает в общем и целом образно - поэтический замысел произведения,
получает художественно - достоверное, неискаженное представление о нем и как
исполнитель оказывается в состоянии убедительно (конечно, не вполне качественно)
воплотить этот замысел на инструменте. «…После того, как учащийся извлек нужные для
него умения и знания, разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный
9
материал, работа над произведением прекращается»,- писал Л. А. Баренбойм, определяя
эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности.
И, конечно же, воспитать черты исполнителя в будущем музыканте-исполнителе
может только педагог - исполнитель. Поскольку вся работа по музыкальному воспитанию
связана с изучением музыкального материала, деятельность педагога требует не только
знания характера произведения, его выразительных и исполнительских средств, но и
умения образно исполнять изучаемые учащимся произведения. Музыкальное
исполнительство, то есть показ педагога на инструменте, был и остается основным
методом музыкальной педагогики, важнейшим средством воздействия, каналом звуковой
музыкальной информации. Именно в исполнительстве наиболее ярко проявляется
творческая направленность деятельности педагога.
В зависимости от определенных обстоятельств урока существуют различные
формы показа:
показ-прослушивание (как должно звучать),
показ движений (как надо сделать),
показ форм работы (как надо учить),
показ-обсуждение,
показ-копирование,
показ всевозможных исполнительских приемов.
Исполнение педагога важно в первую очередь потому, что содержание любого, даже
самого простого произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо
другим способом.
Дети, наблюдая за концертно-исполнительской деятельностью педагогов, сами
стремятся попробовать свои силы на сцене. Значение концертно-исполнительских форм
работы учащихся в деле их музыкально-образовательного становления очень велико. Это
воспитывает артистизм, возможность свободно и непринужденно держатся на публике и
на сцене.
Методологической основой личностно-ориентированной технологии
преподавания являются:
работа по совершенствованию личного опыта и использованию новых
технологий в преподавании;
формирование у учащихся устойчивого интереса и потребности к
самостоятельным занятиям;
создаю ситуацию успеха;
понимание причины незнания, устранения их, не нанося ущерба
достоинству ученика.
10
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность заключается в применение
дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровнево обучения;
организация учебного процесса на основе изучения индивидуально-психологических
особенностей личности учащихся; развитие способностей посредством творческих
заданий; качественный отбор учебного материала - современного школьного репертуара.
Приступая к занятиям, я определяю наличие желания научиться играть на
инструменте и музыкальных способностей обучающегося, развитость речи и пальцевой
моторики, его психофизические особенности. Далее наступает планирование развития
учащегося не только в плане обучения игре на инструменте, но и развития его
человеческих качеств.
На обычном уроке регулирование нагрузки осуществляю за счет продуманного
подбора средств, методов обучения. Главной точкой отсчета на уроке безусловно
выступает личность учащегося: так начинается познание ученика, его особенностей. Это
позволяет находиться в постоянном процессе исследования спектра своих отношений с
учеником.
Психологическая целесообразность предлагаемой методики
В личностно - ориентированном образовании психология личности обучаемого
занимает важное место. В педагогическом воспитательном процессе личностный способ
отношения ученика к музыкальному произведению педагогом не передается и наглядно
не показывается. Но педагог может создать соответствующие психологические
благоприятные условия. Вот что говорили по этому поводу выдающиеся музыканты-
педагоги: «В области музыкального исполнительства учитель должен дать ученику
основные общие положения, опираясь на которые последний сможет пойти по своему
художественному пути самостоятельно...»; «Что может сделать педагог? В лучшем
случае — открыть дверь. Но ученик должен сам пройти через нее».
Свою работу по обучению игре на аккордеоне
основываю на концепции
личностно-ориентированного процесса с разными музыкальными способностями.
Уроки планирую с учетом психологических и физических особенностей каждого
учащегося. На каждом уроке при выполнении программы соблюдаю дидактический
принцип «от простого к сложному»: программы усложняются в зависимости от того, как
овладевают учащиеся исполнительскими навыками.
11
Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации
деятельности учащихся, поэтому я стремлюсь самыми разнообразными приемами
активизировать эту деятельность. Для этого использую приемы обучения: словесные
методы обучения, наглядные (сделаны наглядные пособия, без которых невозможно
объяснить процессы в музыке) и практические (показ практических решений на
инструменте), проблемно-поисковые, исследовательские, в планах - использование
приемов информационно-коммуникативных технологий.
Обучение в сотрудничестве при личностно – ориентированной
технологии.
Что такое обучение в сотрудничестве?
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в
педагогике довольно давно. Идеи обучения относятся к 20 годам 20 столетия. Первые
описания метода появились в печати в 1970-1980х годах в разных странах мира
(Великобритании, Канаде, Австралии, Западной Германии, Японии и т. д.) Но основная
идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами
американских педагогов. Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего времени
развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира.
В школе искусств на отделения музыкального исполнительства эта идея широко
воплощается в работе с коллективами. Я её использую в работе с дуэтами аккордеонистов.
Чтобы понять идею нужно обратиться к нашему пониманию слова «ошибка».
Словарь толкует: «ошибка» - неверное действие или утверждение, исходящее из неверного
суждения, неадекватного знания или невнимания.
При личностно – ориентированном обучении следует добавить фразу «что
указывает на необходимость дополнительной практики и большей тренировки, чтобы
овладеть необходимым умением или знанием».
Ошибки при обучении в сотрудничестве – это индикатор того, нуждается ли
ученик в помощи, в дополнительной практике. Но не преподаватель оказывает помощь
ученику, а ученики в состоянии взять ответственность на себя, если они будут работать в
небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научаться помогать друг другу,
когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял или
обсудить задание. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознать
ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Именно от осознания данного
факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. Практика показывает,
что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём
12
важно, что это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального
развития, но и нравственного. Очень важен здесь эффект социализации, формирования
коммуникативных умений.
Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти на
помощь друг к другу. А это уже успехи нравственного воспитания.
Главная идея обучения в сотрудничестве: «Учиться вместе, а не просто что-то
выполнять вместе»!
Терпеливо шаг за шагом приучать своих учеников:
-взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами.
-вежливо и доброжелательно общаться;
-испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за
успехи своих партнёров;
-полностью осознавать, что совместная работа - это серьёзный и ответственный
труд.
Предусмотрите виды деятельности на уроке и средства обучения, учебное
оборудование.
Очень важно приучить детей к тому, что после выполнения определённых
совместных заданий в группах следует этап коллективного обсуждения. Все учащиеся
группы должны быть готовы отвечать на любой вопрос, аргументировано отстаивая своё
решение. Это предполагает коллективную дискуссию, и в этом заложен определённый
умысел - научить ребят слушать и слышать друг друга.
Несколько правил поощрения:
•
Если ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь
каждый раз их хвалить. Считайте, что это нормально.
•
Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают
никакого.
•
Если группа не заслужила поощрения, не следует это подчёркивать каким –
либо образом, чтобы не вызвать огорчения, слёз, ссор. Помните, что ошибки - это всего
лишь сигнал о том, что что-то не понятно, недостаточно практики.
•
Поощрению подлежат не только академические успехи при работе в
сотрудничестве, но также и психологические аспекты общения.
Преподаватель может сообщить в начале урока:
Я буду наблюдать за тем, как вы
-слушаете друг друга
-помогаете друг другу
13
-вместе решаете возникшую проблему
Наиболее интересные варианты этого метода обучения:
1.Обучение в команде.
3. «Учимся вместе»
4. Исследовательская работа в группах.
Обучение в команде. Особое внимание уделяется групповым целям и успеху всей
группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы
каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы
при работе надпроизведением.
Таким образом, вся группа заинтересована в усвоении учебной информации
каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в
совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Обучение в команде сводится к 3 основным принципам:
а) «награды» - группа (дуэт) получает одну на всех оценку. Группы не
соревнуются друг с другом.
б) «индивидуальная ответственность» - Успех или неуспех группы зависит от
удач или неудач каждого её члена. Это стимулирует всех членов команды следить за
деятельностью друг друга, приходить на помощь своему товарищу в усвоении и
понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым квыступлению.
в)«равные возможности» - Возможности каждого ученика в достижении успеха
означают, что каждый учащийся ответственен за успех коллектива.
3. «Индивидуальная работа в команде». Ученики получают индивидуальное
задание по результатам проведённой раннее работы. Далее обучаются в собственном
темпе, выполняя собственную работу.
Учащиеся дуэта работают над учебным материалом, который разбит на
фрагменты. Каждый член группы изучает свой блок. Затем ребята встречаются и
занимаются вместе. Единственный путь освоить материал - это внимательно слушать
партнёров по команде, делать вместе с ним. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их
товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на итоговой
оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На
заключительном этапе преподаватель может попросить любого ученика команды ответить
на любой вопрос по данной теме, продемонстрировать тот или иной фрагмент.
«Учимся вместе». Разработан в университете штата Миннесота в 1987году
(Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон). Каждая группа получает одно задание, являющееся
подзаданием какой- либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате
14
совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего
материала.
«Исследовательская работа учащихся в группах». (Шломо Шаран, университет
Тель-Авива ). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность.
Дискуссии, обсуждения дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На
основе заданий, выполненных каждым учеником, создаётся ансамбль.
Главное направление деятельности на таких уроках - общение в ходе
познавательной совместной и творческой деятельности.
Но как сделать, чтоб всё это действительно работало? Одних слов ученикам о
необходимости работать вместе и помогать друг другу недостаточно. Кто-то не захочет
тратить своё время на слабых учеников, кто-то вообще не хочет ничего делать. Всё так.
Чтобы работа была эффективной и действительно совместной необходимо предусмотреть
некоторые условия, которые бы помогли реально создать взаимозависимость учащихся
друг от друга не по их доброму желанию, а объективно.
Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного
обучения:
•
Зависимость от единой цели, задачи, которые они могут достичь только
совместными усилиями.
•
Зависимость от источника информации, когда каждый участник группы
владеет только частью информации, необходимой для решения общей задачи.
•
Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, текст,
задача.)
•
Зависимость от одного на всех комплекта оборудования.
•
Зависимость от единого для всей группы поощрения - либо все члены
команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.
Как показали результаты работы, степень интереса учащихся к познанию зависит
от меры их активного включения в познавательную деятельность от их отношения к
достигнутому результату. Если всё получается, дети любят предмет.
Роль личностно – ориентированного обучения в системе образования.
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную
роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на
развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление
самосознания, самореализации. Личностно- ориентированное обучение предполагает, что
в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый
психологический склад, т. е. ученик как личность. Развитие ученика как личности (его
15
социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через
постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника
собственного развития; так как в процессе такого обучения происходит активное участие в
самоценной образовательной деятельности, содержание и формы, которой должны
обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения
знаниями.
Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:
1.повысить мотивацию учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е.
учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие
их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной
деятельности;
4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
6. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного
процесса;
7. отследить динамику развития учащихся;
8. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Список использованной литературы
1.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. -
Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
2.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного
образовательного процесса в школе. - Новокузнецк, 2000.
3.
Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников. - Брянск: Изд-
во Брянского государственного педагогического университета НМЦ «Технология»,
1999.
4.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).
- М.: «Дело», 1994.
5.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.:
Народное образование, 1998 .
6.
Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. -
Волгоград, 1994.
7.
Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование - М.: ТЦ Сфера, 2003.
16
8.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -
М., 1996.
9.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в
современной школе. - М., 2000.
10. Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования». Москва «ACADEMIA», 2005 г
.
17