или Как вырастить успешного вокалиста
« Музыка - высшее в мире искусство»
Л.Н.Толстой
« Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся»
Д.Д.Шостакович
Таинственный мир искусства… Во все времена человек пытается выразить
свои глубинные душевные переживания при помощи слов, звуков,
движений. Где главный источник эмоций и чувств – душа, а инструмент –
тело.
И то и другое необходимо воспитать, подготовить к восприятию музыки , её
достойному исполнению. Когда же следует начинать воспитание юного
музыканта? Ведь ребенок чувствует себя личностью уже в 3 года. По мнению
психологов, наиболее благоприятный возраст для начала подготовки к
обучению – это 3,5-4 года. Именно в этом возрасте происходит
формирование музыкальных задатков, развивается логическое мышление,
активизируется память.
Давайте рассмотрим, на развитие каких качеств должны обратить внимание
родители будущих музыкантов.
Личностные качества :
уверенность в себе;
уважение к другим и дружелюбие;
альтруистичность;
оптимистичность;
любознательность;
терпение;
сообразительность;
любовь к прекрасному ;
целеустремленность.
Психофизические качества:
Быстрота реакции и мышления, ловкость . Развивается при помощи
занятий бегом, подвижными играми;
Выносливость ( способность противостоять утомлению в какой-либо
деятельности). Значимость для ребенка : воспитывает силу воли,
терпение, упорство, создает эмоциональную настройку, максимально
мобилизует защитные силы в экстремальных ситуациях, при умственных,
психических и физических нагрузках;
Мышечная сила (способность в процессе двигательных действий
преодолевать внешнее сопротивление). Юным вокалистам
рекомендуется выполнять упражнения на развитие мышц живота, спины.
Прыгучесть – развивает быстроту реакции, смелость и решительность.
Меткость – быстроту реакции, умение сочетать волевое усилие с
собранностью внимания. Чувство равновесия – связано с
совершенствованием участка в коре головного мозга,
уравновешивающим процессы возбуждения и торможения. Развивает
внимание, собранность, смелость, самообладание, быстроту реакции.
Кроме этого, следует обратить внимание на развитие таких важных
функций и качеств как :
Память ( словесно-логическая, образная, двигательная,
эмоциональная, механическая, зрительная, слуховая);
Внутренняя свобода ( дать ребенку право на ошибку. Когда дети боятся
сделать неправильно, боятся проявлять инициативу, все выполняют
точно по инструкции, могут возникнуть внутренние зажимы);
Развитие слуха (пение попевок, детских песен);
Развитие моторики (ловкости кистей и пальцев);
Развитие логики ( логические игры; чтение книг, обсуждение
характеров, поступков героев);
Ознакомление со знаковым письмом (буквы, цифры, ноты);
Накопление впечатлений, эмоций (посещение музеев, выставок,
концертов).
И вот счастливый день настал – ребенок выдержал приемные испытания и
поступил в музыкальную школу. Но самое сложное – удержаться на этом
пути, проявить волю и настойчивость. Часто родители не понимают
значимость всех предметов, позволяют ребенку периодически не посещать
какие-то из них, считая «второстепенными».
Давайте вместе рассмотрим «специальные» музыкальные предметы,
необходимые для обучения и воспитания хорошего вокалиста.
Вокал - постановка «певческого» аппарата, обучение правильному
дыханию, пению «на опоре», использованию резонаторов, устранению
зажимов, формированию правильной вокальной позиции и т.д.;
Сольфеджио - изучение теоретической базы, развитие навыка пения
по нотам, верного интонирования, развитие гармонического слуха;
Слушание музыки, музыкальная литература -знакомство с
различными эпохами, жанрами, стилями, характерными
особенностями стиля и исполнения произведений каждого
композитора;
Хор - умение слышать другого исполнителя, петь в единой манере
звукообразования, умение «держать партию» при многоголосном
пении;
Фортепиано - развитие моторики, умение координировать руки,
чувствовать фразу, владеть своим телом. Возможность
аккомпанировать самому себе при пении распевок , несложных
вокальных произведений.
Кроме дисциплин , обязательных для изучения в музыкальной школе,
будет замечательно, если вокалист обратит внимание на следующие
предметы:
Знание иностранных языков ( правильное произношение, понимание
смысла песни, верное раскрытие художественного образа);
Сценическое движение, сценическая речь, мастерство актера
(позволяет эстетично и грамотно передать эмоциональное состояние
героя, правдиво воплотить образ, используя знание особенностей
вокальной дикции).
Хореография.
Как мы видим, хороший вокалист должен быть гармонично развит –
как музыкант и человек . Изучение одного только предмета «вокал» не
гарантирует полноценного раскрытия творческой личности ребенка.
К.С.Станиславский сказал : «Трудное надо сделать привычным,
привычное – легким, легкое – приятным».
Конечно, труд любого музыканта, и вокалиста в том числе, невероятно
напряженный, полон преодоления, постоянного познания нового,
кропотливой работы над собой, серьезным самоконтролем. Но само
погружение в искусство, музыку, наполняет душу ребенка радостью ,
восприятие мира становится гораздо богаче и красочнее. И, в
конечном итоге, трудолюбивый, ответственный человек с богатым
внутренним миром сам делает мир прекраснее и лучше.