"Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках народно-сценического танца"
Автор: Калашникова Евгения Николаевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: ЗАТО Межгорье, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Воспитание духовно-нравственных ценностей на уроках народно-сценического танца"
Описание:
Воспитание духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является первостепенной задачей для формирования моральных, культурных, патриотических качеств личности молодых людей. Каждый человек является носителем своей национальной культуры, хранителем традиций и обычаев своих предков, лицом своего народа и своей страны.
танца
»
Е
.
Н
.
Калашникова
,
преподаватель
,
концертмейстер
План
доклада
:
1. Введение: Значение воспитания духовно-нравственных ценностей у детей и
подростков.
2. Народно-сценический танец как средство раскрытия содержания народной
культуры.
3. Характерные особенности башкирского народного танца.
4. Заключение.
1.
Введение
:
Значение
воспитания
духовно
-
нравственных
ценностей
у
детей
и
подростков
Воспитание духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения
является первостепенной задачей для формирования моральных, культурных,
патриотических качеств личности молодых людей. Каждый человек является
носителем своей национальной культуры, хранителем традиций и обычаев своих
предков, лицом своего народа и своей страны. Поэтому процесс воспитания
духовно-нравственных ценностей не может быть одномоментным, фрагментарным,
это ежедневный, длительный труд. Прививать интерес к историческим и
культурным особенностям своей страны, уважение к старшему поколению, любовь
к своей малой Родине – месту, где родился и вырос человек нужно с самого раннего
детства.
Неслучайно, например, у башкир огромное значение придавалось
музыкальному и художественному воспитанию молодежи, начинавшемуся с
детства. Преподавателем, воспитателем выступал сам народ, а обучение искусству
танца, музыки, песни, слова происходило на лоне природы, во время красочных
праздников. Такое обучение не навязывалось молодежи, но всякий стремился
овладеть мастерством известных в ауле танцоров, кураистов, певцов; оно
запоминалось на всю жизнь и способствовало дальнейшему обогащению традиций
и передаче их следующим поколениям.
Талант же к танцу приравнивался у башкирского народа к мастерству в
овладении промыслом, ремеслом. Умение танцевать, красиво двигаться в танце,
исполнять движения плавно, грациозно высоко ценилось в народе. Хороших
танцоров в народе называли «мастер» и, наоборот, о не умеющих плясать, что у
башкир встречалось крайне редко, говорили «у него нет мастерства» (неумелый,
неспособный).
Зарина
:
Умеющая танцевать
Создана из яблок.
Неумеющая танцевать
Сделана из липы.
Камил
:
Ах, танцор, ах, танцор,
Подкованы твои сапожки.
У носящего такие сапожки,
Наверно есть любимая.
Алия
:
Ах, как плавно танцует!
Платье танцовщицы
В танце кружится.
Не упрекайте танцовщицу,
Танцуя, танцуя, она станет мастерицей.
2.
Народно
-
сценический
танец
как
средство
раскрытия
содержания
народной
культуры
На уроках народно-сценического танца возможность создания условий для
духовно-нравственного воспитания детей особенно благоприятна. Обращение к
народной культуре напрямую обогащает духовные и нравственные качества
ребенка, так как танец имеет уникальную способность быть понятным каждому и
проникать в самые глубины человеческой души.
Народный танец – один из наиболее выразительных и красивых способов
знакомства с культурным наследием того или иного народа, поскольку одной из
важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное
самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-
бытовых традиций.
Рашида Туйсина, прославленная танцовщица и тонкий знаток башкирской
культуры выразила смысл народного танца так: «Танец – та же речь. Слово народа,
сказанное о себе». "Танец - это пластический портрет народа, немая поэзия, зримая
песня, таящая в себе
часть народной души" – говорил о народном танце Игорь
Александрович Моисеев, в ыдающийся художник, артист и балетмейстер.
Именно
народные танцы дали развитие всем видам хореографического искусства.
Проживая на территории Республики Башкортостан, мы имеем уникальную
возможность знакомиться с примерами по истине народного башкирского
хореографического искусства, поскольку башкиры очень бережно и с большим
уважением относятся к своему творческому наследию. Народное творчество в
современном Башкортостане не только не утратило своего значения, но и широко
развивается, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.
Башкирская народная хореография очень ярко отражает художественное богатство,
самобытность и красоту народных традиций, обычаев, обрядов, которые дошли до
наших дней именно благодаря стремлению самого народа не утерять национальных
особенностей.
Богатое художественное наследие многих поколений башкирского народа
тщательно собрано, сценически оформлено и включено в репертуар многих
замечательных хореографических коллективов.
Мы же в процессе занятий обращаемся к самому яркому и выдающемуся примеру
башкирского хореографического творчества – репертуару
Башкирского
государственного академического ансамбля народного танца им. Файзи Гаскарова,
являющему собой художественную энциклопедию народных образов.
3.
Характерные
особенности
башкирского
народного
танца
Башкирские народные танцы имеют довольно разнообразную классификацию:
1. По половому признаку: мужские и женские. Это связано с тем, что у
башкир существовали исключительно женские праздники, обряды, в которых
мужчины не участвовали и наоборот. Например, в охоте, военных действиях и
связанных с ними обрядами и праздниками принимали участие только мужчины. А
в праздниках, связанных с природой, сбором урожая, домашней работой
участвовали женщины.
Предлагаем
вашему
вниманию
фрагмент
башкирского
народного
женского
танца
из
репертуара Башкирского государственного академического ансамбля народного танца им.
Файзи Гаскарова « Женский танец с кобызом» в исполнении учеников 4
класса отделения
хореографического искусства, руководитель Т.Р. Махмутова.
2. По форме: сольные (наиболее развитая форма); танцы малых форм (дуэты
– танцы-соревнования, трио – «Треножник», «Три угла», и так далее по количеству
танцоров – «Четверка», «Семь девушек»); коллективные или массовые (носили
игровой характер, исполнялись на различных празднествах).
В
исполнении
Лауреата
I
премии
заключительного
этапа
Международного
конкурса
«Будущее планеты» в г. Туапсе Луизы Сафиной, руководитель Т.Р. Махмутова, предлагаем
вам посмотреть
башкирский народный танец « Медный каблук». Это ярко выраженный
пример мужского сольного танца, но в процессе вас ждет маленький сюрприз.
3. По тематике: охотничьи, военные, пастушеские, свадебные, эпические,
игровые. Хореографическое искусство башкир было обусловлено характером труда
и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни,
образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей,
птиц, животных.
По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести.
Башкирские танцевальные мелодии состоят из двух-четырёхтактных фраз,
повторённых дважды. Музыкальный размер, как правило, 2/4.
Наряду с традиционными башкирскими инструментами кураем, кубызом, в конце
девятнадцатого – начале двадцатого века в Башкирии получили распространение
гармонь, скрипка, мандолина, тальянка и другие инструменты. Ритм танца
поддерживался хлопками в ладоши, щелчками пальцев рук, подбадривающими и
звукоподражательными возгласами.
4.
Заключение
В процессе изучения и занятий башкирской народной хореографией на
уроках народно-сценического танца, мы получаем практические результаты
высокой заинтересованности и большой увлеченности детей тематикой
башкирского народного танца.
Особенности движений в башкирском народном танце, разнообразие народных
характеров, их художественное воплощение были переданы ребятами очень точно,
красочно и удивительно тонко в открытом уроке «Башкирская народная
хореография – жемчужина национальной культуры», посвященном 100-летию со
дня рождения Файзи Гаскарова и открытом занятии «Образы танцующей страны»
по мотивам этого урока. При этом зрителями было отмечено, что материал,
представленный их вниманию, в плане духовно-нравственного воспитания детей
широко расширяет и обогащает кругозор знаний по культуре родного края.
Таким образом, приятно отметить, что, пропуская через призму своего
мироощущения и эмоционального восприятия образцы народной культуры, дети
естественным образом приобщаются к художественному наследию Башкортостана.
Подобную ценную практику на уроках народно-сценического танца мы намерены
закреплять, разнообразить и обогащать новыми интересными программами,
построенными на изучении хореографического искусства народов Поволжья и
народов мира.