Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Кемерово
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«
Детская школа искусств №15
»
650992, г. Кемерово, ул. Красная, 23б, пом. 2; тел. 58-38-24, 58-36-30, тел/факс (8-3842) 58-64-82
E-mail: moudo_dshi15@mail
ПЛАН урока по предмету « Академический вокал»
с учащимися 4-7 классов музыкального отделения
преподавателя Байрамгалиной Ольги Наильевны
Тема урока:
Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным
произведением.
Тип урока: урок применения и закрепления знаний.
Вид урока: урок-репетиция.
Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью
артикуляционного аппарата.
Задачи урока:
Обучающие
- обеспечить формирование у учащегося знаний об особенностях работы
артикуляционного аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме
«Артикуляция».
Развивающие - создать условия для
- развития у учащегося дикционных навыков в разнообразных темпах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения,
мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над
вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.
Воспитательные - создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
-
повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и
творческой самореализации.
Методы обучения: наглядно-иллюстративные методы: метод целостного образа;
методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Методы словесного воздействия: метод объяснений, комментариев, замечаний;
метод подсказа; метод «поправочных остановок»; метод наводящих указаний
(«выспрашивание»);
метод
интонационной
поддержки.
Метод
закрепления
изученного: работа над вокальными произведениями.
Средства обучения:
Фортепиано.
Зеркало.
Нотные партитуры вокальных произведений.
Структура урока:
1.
Организационный этап.
2.
Подготовка учащихся к основному этапу урока.
3.
Работа над музыкальными произведениями.
4.
Подведение итога урока.
Ход урока.
1.
Организационный этап. (1 минута)
Задачи
этапа:
подготовить
учащихся
к
работе
(мотивация),
создать
положительную эмоциональную атмосферу.
Методы и приемы: беседа.
Формы организации деятельности : фронтальная.
Содержание деятельности:
Приветствие. Вступительное слово преподавателя, объявление темы и цели урока.
2. Подготовка учащихся к основному этапу урока. (7 минут)
Задачи этапа : подготовить голосовой аппарат учащихся к исполнению вокальных
произведений.
Методы и приемы : метод позитивного показа; метод объяснений, комментариев,
замечаний; метод интонационной поддержки.
Формы организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности:
Распевание.
1. Дыхательная разминка:
Исходное положение – стоя. Для контроля левую руку положить на живот,
правую
на
ребра.
Выдохнуть
(п-фф),
живот
втянется.
Делая
вдох,
представить, что нюхаешь цветок, при этом живот выдвигается вперед, ребра
расширяются, закрепить вдох толчком живота, затем выдохнуть медленно и
плавно на «п-фф», живот втягивается, ребра опускаются. Вдох короткий,
выдох длинный. Повторяем упражнение 2 раза.
На активном выдохе троекратно произносим согласные буквы «С-Ш-Ф», тем
самым разогреваем голосовой аппарат и активизируем дыхание.
2. Артикуляционная гимнастика по В.В. Емельянову:
«Чистим зубы»: рот закрыт; вращения языком;
«Тик так» или «любопытный язычок»;
покусывание или жевание языка;
на мимику лица «обиделись, удивились».
3. Распевка на одном звуке: от «ре» первой октавы с движением по полутонам
вверх на слоги «МА-МЭ-МИ-МО-МУ». Цель: настроить головной резонатор.
4. Распевка от «ми» первой октавы с поступенным движением на квинту вверх со
штрихом legato и поступенным возвращением к исходному звуку со штрихом
staccato
на слоги «Ми-я» с движением по полутонам вверх. Цель: добиться
звуковедения legato-staccato, ровности, опоры в звуке на всем диапазоне.
5. Распевка от «ля» первой октавы со скачком на кварту вверх, опеванием «ре»
второй октавы и поступенным возвращением к исходному звуку на слоги «Ди-я».
Движение по полутонам вверх. Цель: добиться ровного звучания cantilena,
плотного дыхания, опоры в звуке.
6. Распевка по нисходящей квинте от звука «ля» первой октавы со штрихом staccato
на гласный звук «Я» с движением по полутонам вверх. Цель: добиться четкость в
дикции, хорошей артикуляции, свободы голосового аппарата.
7. Распевка по нисходящей квинте от звука «ля» первой октавы со штрихом legato
на слоги «Я-да» с движением по полутонам вверх. Цель: настроить на русскую
манеру
звучания,
следить
за
крупным,
полным
тембральным
звучанием,
активизировать работу грудного резонатора, выполнение штриха legato.
3.
Работа над музыкальными произведениями. (30 минут)
Задачи этапа : закрепить знания об особенностях произношения иностранных
языков в изучаемых музыкальных произведениях и
о связанных с этими
особенностями дикционных и артикуляционных правилах вокального исполнения;
выработать умение осознанно применять на практике известные обучающимся
средства музыкальной выразительности, характерные для каждого исполняемого
ими произведения; вычленить и отработать отдельно по партиям сложные
интонационные ходы, проблемные по звуковедению и по певческому дыханию
музыкальные фрагменты; добиться эмоционально выразительного исполнения
изучаемых вокальных произведений.
Методы и приемы : наглядно-иллюстративные методы: метод целостного образа;
метод позитивного показа. Методы словесного воздействия: метод объяснений,
комментариев, замечаний; метод подсказа; метод «поправочных остановок»; метод
наводящих указаний («выспрашивание»); метод интонационной поддержки. Метод
закрепления изученного: работа с нотными партитурами.
Формы организации деятельности : фронтальная, групповая.
Содержание деятельности :
1. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №15).
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью
голосоведения,
спокойным
взятием
«правильного»
дыхания),
ровности
и
мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной
фразировки.
2.
Работа
над
исполнением
произведения М.И.Глинки
Песня
Ильиничны «Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника.
Задача работы – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения,
подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально
насыщенному
исполнению
каждой
музыкальной
фразы,
хорошей
подачи
художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение,
сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.
Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по
активизации артикуляционного аппарата учащегося. Для этого используется
метод
мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного
пропевания,
когда
концертмейстер
исполняет
фортепианное
сопровождение
вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент
и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это
активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и
дыхательную мускулатуру.
3.Работа
над
исполнением
произведения Ф.
Шуберта
(слова
Л.Хёльти)
«Блаженство»
Задача работы – осознанный переход учащегося с русской манеры
звучания на западную. Концентрация внимания на чистоте интонации за счет
опоры дыхания и крупной артикуляции. Работа над дикционной и ритмической
четкостью, активным произношением немецкого текста. Отработка правильного
звуковедения в исполнении штриха legato. Работа над фразировкой, динамической
выразительностью,
точностью
выполнения
штрихов.
Достижение
легкого,
парящего звучания, эмоциональной подачи текста, концы фраз не должны быть
утяжелены.
4. Подведение итогов занятия . (2 минуты)
Задачи этапа : провести анализ занятия, дать оценку успешности достижения цели.
Методы и приемы : беседа.
Форма организации деятельности : фронтальная.
Содержание деятельности :
Преподаватель совместно с учащимся подводит итоги урока. Анализируются
ошибки, ставятся задачи, способствующие дальнейшему успешному освоению
исполняемых музыкальных произведений.