Напоминание

"Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Автор: Осипова Марина Алексеевна

Должность: заместитель директора по УВР

Учебное заведение: ГБУ детский дом города Салавата

Населённый пункт: Салават

Наименование материала: статья

Тема: "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Описание:

Работа с детьми сиротами по социализации, по передаче детей-сирот в семьи

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=4859

Опубликовано 23.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в ГБУ детский дом города Салавата.
За это не судят, об этом не помнят И даже помогут найти оправданье Найдутся причины, заполнятся формы Тебе без вины отбывать наказанье. Пока непонятное слово «ничей» Прилепится звуками и приживется, С тобой подрастет, станет ближе, страшней И смыслом безжалостным вдруг отзовется. Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать Про мир разноцветный, который заждался, Готовый тебя полюбить и принять, Чтоб только поверил, чтоб только остался. Ты словно бумажный кораблик в ручье, Забытый за новой игрой в одночасье К немыслимой цели, далекой мечте Из края сиротства на поиски счастья. Дай Бог тебе мужества в долгом пути, Пройти через бури, не сдаться теченьям, Ведь если не сможешь себя ты спасти, То все мы навряд ли достойны спасенья…
Наше учреждение было основано как социальный приют в
1998году Постановлением Администрации г.Салавата на базе я/с №7, в 1999году было переименовано на Муниципальное образовательное учреждение «Детский дом» «Росточек», в 2003 году передано в государственную собственность Республики Башкортостан на основании Указа Президента Республики Башкортостан. 15 сентября 2007 года детский дом переехал в приспособленное здание после капитального ремонта, соответствующее нормам и правилам СаНПиН. Теперь это благоустроенное уютное здание, в котором созданы комфортные условия для проживания и воспитания детей. Жилищно-бытовые условия максимально приближены к домашним. В детском доме пять групп – это пять уютных уголков, не похожих друг на друга, со своим укладом, интересами. Каждая спальня рассчитана на 4 человека. Бытовые приборы, мебель помогают создать для детей примерный образ жизни семьи в группе. Количество воспитанников, на сегодняшний день, 61 человек: 32 воспитанника находятся на стационаре, 29 воспитанников находятся на патронатном воспитании. Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит на плечах сотрудников детского дома: воспитателях,
медработников, младших воспитателях, узких специалистов. Всего 49 человек. Педагогических работников в детском доме 17 человек. Из них 3 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 14 человек –первую. Все сотрудники имеют высшее и среднее специальное образование. Наш педагогический коллектив работает над проблемой «Воспитание нравственной, активной, самостоятельной личности, способной к независимому образу жизни в социуме». Цель работы педагогического коллектива: добиться динамики развития воспитанников в личностном и физическом плане. Регулярно и в системе проводятся воспитательные часы по программе социального воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Часы общения». Воспитательная работа в детском доме ведется по направлениям: - Охрана здоровья, физическое развитие: формирование основ личной безопасности и профилактика травматизма, формирование здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью. - Личностное развитие: развитие механизмов эмоционального регулирования поведения, мотивационной сферы воспитанников, интересов, желаний, потребностей. - Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание: формирование потребности в труде как важнейшей ценности в жизни, воспитание уважения к своему и чужому труду. - Нравственно-патриотическое воспитание: воспитание любви к родной земле, уважение к старшим, бережного отношения к природе, чуткости и уважения к людям, честности, правдивости. - Правовое и экономическое воспитание: формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности, бережного отношения к общественному и личному имуществу. Дети дошкольного возраста занимаются, согласно договору, в детских садах города по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой. Дети с диагнозом ЗПР занимаются по программе С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР». Организация учебной деятельности детей школьного возраста ведется согласно договору со школой №3. Задачи социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется условием развития ребенка в сиротском учреждении. Эти условия, с одной стороны, не предполагают наличие эмоциональной зависимости ребёнка от взрослых, от которых нужно освобождаться, а с другой стороны, не способствуют расширению зоны собственности и самостоятельности ребёнка. Таким образом, воспитанники детских домов в юношеском возрасте
испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения, установлении эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой, общественной и бытовой деятельностью. Создание семьи – одна из жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь. Недалёк день, когда наши подопечные вступят в брак, станут мужем и женой, отцом и матерью, воспитателями своих детей. Но все ли подготовлены к этому? Понимают ли, какой глубокий поворот совершается в жизни? Хорошо и правильно ли осведомлены о том, что такое брак, семья, половая любовь, ответственность за другого человека? Все ли подумали, на какой материальной базе будут строить жизнь молодой семьи? Обо всём этом нужно знать. Знать, чтобы быть в жизни счастливым , успешным… Для решения данных задач нашим коллективом был разработан проект «Выпускник детского дома». Цель данного проекта– создать условия для реализации внутреннего потенциала ребёнка-сироты и приобретения жизненно важных навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить общественный опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. При реализации проекта в 2012 году воспитанники 8-9 классов и выпускники 2012 года стали обучаться автоделу в ООО ПатиМ города Салавата. Ежегодно старшеклассники посещают учебные заведения и предприятия города для ознакомления с профессиями. Воспитатели проводят беседы и тестирование для самоопределения воспитанников в будущей профессии. Задачи социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется условием развития ребенка в сиротском учреждении. Эти условия, с одной стороны, не предполагают наличие эмоциональной зависимости ребёнка от взрослых, от которых нужно освобождаться, а с другой стороны, не способствуют расширению зоны собственности и самостоятельности ребёнка. Таким образом, воспитанники детских домов в юношеском возрасте испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения, установлении эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой, общественной и бытовой деятельностью. Создание семьи – одна из жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека
очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь. Задачи социализации личности реализовываются и через организацию жизнедеятельности воспитанников, создание развивающей среды, проведение специально организованных занятий и мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, экскурсий: наши дети – активные участники городских и республиканских конкурсов и смотров. За участие в городском конкурсе «Фольклорная радуга-2014» наш ансамбль «Росточек» стал лауреатом 1 степени, в соревнованиях по мини- футболу, проводимых среди воспитанников детских домов в 2014 году, наша команда заняла второе место, в Региональном конкурсе «Звезды детства»диплом первой степени получила воспитанница Павлова Юлия в номинации «вокал. Мы частые участники волонтерских акций в городе: «Дворик детства», «День птиц», «Чистый дом», «Зеленый двор». В детском доме имеется «почта доверия», куда воспитанники могут обратиться с жалобами, просьбами и предложениями. У нас действует Совет воспитанников, который содействует становлению сплоченного коллектива, формированию у каждого из воспитанников сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. С 2009 года из стен детского дома выпустилось 28 воспитанников. Они обучаются: в Салаватском индустриальном колледже- 9 человек, 18 человек- в профессионалных училищах города, 1 закончил образование в и работает. Созданию благоприятного климата в доме способствуют «семейные» традиции: празднование дней рождений, Нового года, Масленицы. Проводятся викторины, конкурсы, спортивные соревнования. Коллектив детского дома большое внимание уделяет развитию семейных форм устройства воспитанников. За период 2013 – 2014 года в приемную семью отдано 2 ребенка. Под опеку и попечительство отдано 3 воспитанника, патронат–9. Анализ социализации наших детей за последние три года показывает, что выпускники имеют проблемы в профессиональном и личностном самоопределении, оказываются не готовыми к осознанному выбору своего дальнейшего пути, испытывают трудности в общении, не способны делать самостоятельный выбор. Поэтомй для успешной социализации мы активно сотрудничаем с Отделом опеки и попечительства Администрации городского округа города Салавата, Ишимбайским филиалом государственного бюджетного учреждения Республиканским Центром Семейного Устройства, Центром психолого-социального сопровождения "Мир". Мы создаем определенный комфортный микроклимат для своих воспитанников, активнодеятельный режим, в котором развиваются желания
детей заниматься, играть, общаться, создаем атмосферу, в которой педагог и ребенок - партнеры. И в заключение своего доклада я хочу прочитать стихотворение о детях, которых мы воспитываем, любим, ругаем- о наших воспитанниках: За это не судят, об этом не помнят И даже помогут найти оправданье Найдутся причины, заполнятся формы Тебе без вины отбывать наказанье. Пока непонятное слово «ничей» Прилепится звуками и приживется, С тобой подрастет, станет ближе, страшней И смыслом безжалостным вдруг отзовется. Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать Про мир разноцветный, который заждался, Готовый тебя полюбить и принять, Чтоб только поверил, чтоб только остался. Ты словно бумажный кораблик в ручье, Забытый за новой игрой в одночасье К немыслимой цели, далекой мечте Из края сиротства на поиски счастья. Дай Бог тебе мужества в долгом пути, Пройти через бури, не сдаться теченьям, Ведь если не сможешь себя ты спасти, То все мы навряд ли достойны спасенья…


Яндекс.Метрика