Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
в ГБУ детский дом города Салавата.
За это не судят, об этом не помнят
И даже помогут найти оправданье
Найдутся причины, заполнятся формы
Тебе без вины отбывать наказанье.
Пока непонятное слово «ничей»
Прилепится звуками и приживется,
С тобой подрастет, станет ближе, страшней
И смыслом безжалостным вдруг отзовется.
Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать
Про мир разноцветный, который заждался,
Готовый тебя полюбить и принять,
Чтоб только поверил, чтоб только остался.
Ты словно бумажный кораблик в ручье,
Забытый за новой игрой в одночасье
К немыслимой цели, далекой мечте
Из края сиротства на поиски счастья.
Дай Бог тебе мужества в долгом пути,
Пройти через бури, не сдаться теченьям,
Ведь если не сможешь себя ты спасти,
То все мы навряд ли достойны спасенья…
Наше учреждение было основано как социальный приют в 1998году
Постановлением Администрации г.Салавата на базе я/с №7, в 1999году было
переименовано на Муниципальное образовательное учреждение «Детский
дом» «Росточек», в 2003 году передано в государственную собственность
Республики Башкортостан на основании Указа Президента Республики
Башкортостан.
15 сентября 2007 года детский дом переехал в приспособленное здание
после капитального ремонта, соответствующее нормам и правилам СаНПиН.
Теперь это благоустроенное уютное здание, в котором созданы комфортные
условия для проживания и воспитания детей.
Жилищно-бытовые условия
максимально приближены к домашним. В детском доме пять групп – это пять
уютных уголков, не похожих друг на друга, со своим укладом, интересами.
Каждая спальня рассчитана на 4 человека. Бытовые приборы, мебель
помогают создать для детей примерный образ жизни семьи в группе.
Количество воспитанников, на сегодняшний день, 61 человек: 32
воспитанника находятся на стационаре, 29 воспитанников находятся на
патронатном воспитании.
Содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лежит на плечах сотрудников детского дома: воспитателях,
медработников, младших воспитателях, узких специалистов. Всего 49
человек.
Педагогических работников в детском доме 17 человек. Из них 3 педагога
имеют высшую квалификационную категорию, 14 человек –первую. Все
сотрудники имеют высшее и среднее специальное образование.
Наш педагогический коллектив работает над проблемой «Воспитание
нравственной, активной, самостоятельной личности, способной к
независимому образу жизни в социуме». Цель работы педагогического
коллектива: добиться динамики развития воспитанников в личностном и
физическом плане. Регулярно и в системе проводятся воспитательные часы
по программе социального воспитания и образования детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Часы общения».
Воспитательная работа в детском доме ведется по направлениям:
- Охрана здоровья, физическое развитие: формирование основ личной
безопасности и профилактика травматизма, формирование здорового образа
жизни, бережного отношения к своему здоровью.
- Личностное развитие: развитие механизмов эмоционального регулирования
поведения, мотивационной сферы воспитанников, интересов, желаний,
потребностей.
- Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание: формирование
потребности в труде как важнейшей ценности в жизни, воспитание уважения
к своему и чужому труду.
- Нравственно-патриотическое воспитание: воспитание любви к родной
земле, уважение к старшим, бережного отношения к природе, чуткости и
уважения к людям, честности, правдивости.
- Правовое и экономическое воспитание: формирование правовой культуры,
воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности,
бережного отношения к общественному и личному имуществу.
Дети дошкольного возраста занимаются, согласно договору, в детских садах
города по «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.А.
Васильевой. Дети с диагнозом ЗПР занимаются по программе С.Г.Шевченко
«Подготовка к школе детей с ЗПР». Организация учебной деятельности
детей школьного возраста ведется согласно договору со школой №3.
Задачи социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что
предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и
профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется
условием развития ребенка в сиротском учреждении. Эти условия, с одной
стороны, не предполагают наличие эмоциональной зависимости ребёнка от
взрослых, от которых нужно освобождаться, а с другой стороны, не
способствуют расширению зоны собственности и самостоятельности
ребёнка. Таким образом, воспитанники детских домов в юношеском возрасте
испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций,
профессионального и личностного самоопределения, установлении
эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой,
общественной и бытовой деятельностью. Создание семьи – одна из
жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека
очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав
семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни
обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному
развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения
мужчины и женщины, на семейную жизнь. Недалёк день, когда наши
подопечные вступят в брак, станут мужем и женой, отцом и матерью,
воспитателями своих детей. Но все ли подготовлены к этому? Понимают ли,
какой глубокий поворот совершается в жизни? Хорошо и правильно ли
осведомлены о том, что такое брак, семья, половая любовь, ответственность
за другого человека? Все ли подумали, на какой материальной базе будут
строить жизнь молодой семьи? Обо всём этом нужно знать. Знать, чтобы
быть в жизни счастливым , успешным… Для решения данных задач нашим
коллективом был разработан проект «Выпускник детского дома». Цель
данного проекта– создать условия для реализации внутреннего потенциала
ребёнка-сироты и приобретения жизненно важных навыков и умений,
необходимых в самостоятельной жизни, создание условий для его
самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать
педагогический потенциал социального окружения, помочь детям освоить
общественный опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности.
При реализации проекта в
2012 году воспитанники 8-9 классов и
выпускники 2012 года стали обучаться автоделу в ООО ПатиМ города
Салавата. Ежегодно старшеклассники посещают учебные заведения и
предприятия города для ознакомления с профессиями. Воспитатели проводят
беседы и тестирование для самоопределения воспитанников в будущей
профессии.
Задачи социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, прежде всего, связаны с достижением статуса «взрослого», что
предполагает освобождение от опеки взрослых, а также личностным и
профессиональным самоопределением. Однако, их решение осложняется
условием развития ребенка в сиротском учреждении. Эти условия, с одной
стороны, не предполагают наличие эмоциональной зависимости ребёнка от
взрослых, от которых нужно освобождаться, а с другой стороны, не
способствуют расширению зоны собственности и самостоятельности
ребёнка. Таким образом, воспитанники детских домов в юношеском возрасте
испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций,
профессионального и личностного самоопределения, установлении
эмоциональных связей с другими людьми; овладение досуговой,
общественной и бытовой деятельностью. Создание семьи – одна из
жизненных важнейших проблем. От её решения зависит в жизни человека
очень многое. Вот почему так важно подготовить детей к тому, чтобы, создав
семью, сохранить её на всю жизнь. Также подготовка к семейной жизни
обусловлена тем, что она способствует всестороннему и гармоничному
развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения
мужчины и женщины, на семейную жизнь.
Задачи социализации личности
реализовываются и через организацию жизнедеятельности воспитанников,
создание развивающей среды, проведение специально организованных
занятий и мероприятий, конкурсов, концертов, выставок, экскурсий:
наши
дети – активные участники городских и республиканских конкурсов и
смотров. За участие в городском конкурсе «Фольклорная радуга-2014» наш
ансамбль «Росточек» стал лауреатом 1 степени, в соревнованиях по мини-
футболу, проводимых среди воспитанников детских домов в 2014 году, наша
команда заняла второе место, в Региональном конкурсе «Звезды
детства»диплом первой степени получила воспитанница Павлова Юлия в
номинации «вокал.
Мы частые участники волонтерских акций в городе: «Дворик детства», «День
птиц», «Чистый дом», «Зеленый двор».
В детском доме имеется «почта доверия», куда воспитанники могут
обратиться с жалобами, просьбами и предложениями.
У нас действует Совет воспитанников, который содействует становлению
сплоченного коллектива, формированию у каждого из воспитанников
сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
С 2009 года из стен детского дома выпустилось 28 воспитанников.
Они обучаются: в Салаватском индустриальном колледже- 9 человек, 18
человек- в профессионалных училищах города, 1 закончил образование в и
работает. Созданию благоприятного климата в доме способствуют
«семейные» традиции: празднование дней рождений, Нового года,
Масленицы. Проводятся викторины, конкурсы, спортивные соревнования.
Коллектив детского дома большое внимание уделяет развитию семейных
форм устройства воспитанников. За период 2013 – 2014 года в приемную
семью отдано 2 ребенка. Под опеку и попечительство отдано 3 воспитанника,
патронат–9.
Анализ социализации наших детей за последние три года показывает, что
выпускники имеют проблемы в профессиональном и личностном
самоопределении, оказываются не готовыми к осознанному выбору своего
дальнейшего пути, испытывают трудности в общении, не способны делать
самостоятельный выбор. Поэтомй для успешной социализации мы активно
сотрудничаем с Отделом опеки и попечительства Администрации городского
округа города Салавата, Ишимбайским филиалом государственного
бюджетного учреждения Республиканским Центром Семейного Устройства,
Центром психолого-социального сопровождения "Мир".
Мы создаем определенный комфортный микроклимат для своих
воспитанников, активнодеятельный режим, в котором развиваются желания
детей заниматься, играть, общаться, создаем атмосферу, в которой педагог и
ребенок - партнеры.
И в заключение своего доклада я хочу прочитать стихотворение о детях,
которых мы воспитываем, любим, ругаем- о наших воспитанниках:
За это не судят, об этом не помнят
И даже помогут найти оправданье
Найдутся причины, заполнятся формы
Тебе без вины отбывать наказанье.
Пока непонятное слово «ничей»
Прилепится звуками и приживется,
С тобой подрастет, станет ближе, страшней
И смыслом безжалостным вдруг отзовется.
Кто выдержит взгляд твой, кто сможет солгать
Про мир разноцветный, который заждался,
Готовый тебя полюбить и принять,
Чтоб только поверил, чтоб только остался.
Ты словно бумажный кораблик в ручье,
Забытый за новой игрой в одночасье
К немыслимой цели, далекой мечте
Из края сиротства на поиски счастья.
Дай Бог тебе мужества в долгом пути,
Пройти через бури, не сдаться теченьям,
Ведь если не сможешь себя ты спасти,
То все мы навряд ли достойны спасенья…