Напоминание

" Духовная инициатива"

Автор: Козлова Татьяна Николаевна

Должность: методист

Учебное заведение: ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау Республики Башкортостан

Населённый пункт: город Кумертау

Наименование материала: статья

Тема: " Духовная инициатива"

Описание:

опыт работы государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Кумертау Республики Башкортостан

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=4861

Опубликовано 23.11.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ДУХОВНАЯ ИНИЦИАТИВА ( из опыта работы государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Кумертау Республики Башкортостан) Для успешного оказания гарантированного социального обслуживания семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау созданы условия для комплексной реабилитации. Структура центра позволяет вести многопрофильную работу: оказывать детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья квалифицированную помощь по оказанию социально- бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально- педагогических услуг, услуг на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг. Ежегодно в рамках выполнения госзадания, Реабилитационный центр и филиалы в Стерлитамакском и Стерлибашевском районах в среднем обслуживается: 1555 человек (1300 семей), имеющих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 1 года до 18 лет; в том числе дети и подростки, находящиеся в ТЖС до 50 человек в год в возрасте с 6 – до 18 лет. обслуживают 1550 детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). В современных условиях особое значение приобретает создание и внедрение эффективных технологий социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетными задачами в области социального обслуживания детей-инвалидов являются установление тесных связей детей и родителей, предупреждение их семейного благополучия и их социальная реабилитация. Семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. При этом в процессе развития ребенка большую роль играют условия, создаваемые родителями в семье. В связи с этим деятельность специалистов, осуществляющих реабилитационные мероприятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается. Участие родителей в социально- реабилитационной работе с детьми является важным условием эффективной работы медицинских и педагогических работников центра с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В ГАУ Реабилитационный центр г. Кумертау одним из направлений комплексной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ и ТМНР, является информационно-просветительская работа. Специальное обучение родителей предусматривает различные формы деятельности специалистов: лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, проведение
тематических выступлений для родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, мастер классы, практикумы. Консультирование родителей сотрудниками, занимающимися социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении основной задачи социальной реабилитации — формирование устойчивой личности ребёнка с ограниченными возможностями, способной к взаимодействию в окружающей среде. Общение родителей со специалистами в условиях центра является эффективным средством в комплексной реабилитации, где каждая семья получает, одновременно медико-социальную социально- педагогическую и психолого-педагогическую консультативную помощь. В отделении психолого- педагогической реабилитации (ОППР) работа по разделу «Современные технологии работы с семьей» предусматривает освоение способов повышения психолого-педагогической компетентности родителей, обучения родителей доступным приемам коррекционной работы; разрешения собственных проблем родителей, имеющих влияние на внутрисемейные отношения. Для родителей проводят лекции, семинары, круглые столы, психологические тренинги, мастер- классы беседы на различные темы, которые имеют отношение к диагнозам детей, их лечению и реабилитации, Специалистами отделения психолого-педагогической реабилитации создана группа общения семей, воспитывающих детей с ОВЗ в социальныхсетях:
в контакте: :vk/com/club57180473
, Одноклассники


odnoklassniki.

ru/

mamasolnys.
для дистанционного общения. Этот способ общения основан на модели воздействия на ребёнка посредством семьи. В группе общения «!!!МАМА- солнышко мое, Я подсолнышек ЕЕ!!!» обсуждаются вопросы, касающиеся непосредственно здоровья, обучения, воспитания, социальной поддержки ребёнка. Родители получают возможность общаться с другими семьям, имеющими общую проблему; получать общие консультации по интересующим их вопросам у педагогов- психологов, учителей-дефектологов, учителей – логопедов, социальных педагогов между периодами реабилитации в учреждении. Родители вместе с детьми участвуют в дистанционных творческих конкурсах литературно- художественной и декоративно-прикладной направленности. В отделении социальной адаптации организована «школа» обучения применения ТСР, практикумы по лечебной физкультуре, механотерапии. Важно учитывать тот факт, что состав родителей неодинаков, он всегда разнороден по образованию, компетенции, развитию. Для усиления роли семьи в реабилитации детей и подростков с ОВЗ в стационарном отделении создана «Семейная академия». Работа специалистов центра с родителями – это сотрудничество, обучение. В рамках «Семейной академии» воспитатели стационарного отделения центра проводят для родителей различные виды занятий: групповые или индивидуальные. И родители вместе с детьми охотно включаются в различные виды деятельности центра: играют, соревнуются,
занимаются с ними прикладным искусством, трудовым обучением. На занятиях родители делятся своими успехами с другими родителями, задают интересующиеся их вопросы, показывают различные приемы взаимодействия с ребёнком. Родители радуются успехами своих детей. Правильная организация досуга в семье, воспитывающей ребенка с особенными потребностями, способствует ускорению и облегчению реабилитации детей. Так, дети и их родители в реабилитационном учреждении привлекаются к участию в различных социально значимых мероприятиях. Организация социокультурной реабилитации: музыкальные вечера, концерты, тематические календарные праздники (музыкотерапия), развлекательно- игровые программы (игротерапия), театральные постановки (сказкотерапия, театротерапия), спортивные мероприятия (в том числе и семейные), экскурсии в учреждения культуры и образования, оформление выставок творческих работ, изготовленных детьми совместно с педагогами и родителями, являются важным компонентом в развитии коммуникативного потенциала детей. Создание комфортного реабилитационного пространства для детей и подростков с ОВЗ, оптимизация их отношений с родителями, расширение сфер интересов, личностной активности и познавательной инициативы – основная цель работы специалистов. В учреждении создана атмосфера добра, заботы, направленная на формирование и становление духовно-нравственной личности каждого ребенка. Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. Для решения задач духовно-нравственного развития семей, воспитывающих детей с инвалидностью была разработана Программа «Духовная инициатива». Данная программа направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития в единстве совместной педагогической работы сотрудников реабилитационного центра, родителей и других институтов общества, в том числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями. Представителем мусульманской конфессии является имам-Мухтасиб Кумертау и Куюргазинского р-на Салават-хазрат Баймухаметов, православия - иерей Иоано-Предтеченского соборного храма Отца Анатолия (Гриценко). Родителями и детьми проводятся беседы, дискуссии о добре и духовности. Содержание работы педагогов в этом направлении заключается в установлении гармонии между родителями и детьми. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает норму общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Став взрослыми, дети повторяют все, что было в семье их родителей. Самое главное – это научить родителей и других членов семьи принятию ребенка таким, каков он есть, в форме конструктивного желания и
готовности создать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие. Ребенок с ОВЗ и ТМНР (как и любой другой человек), его личность, его особенности и потребности рассматриваются с позиции единства тела, души, духа, независимо от степени его инвалидизации. Именно в семье и с помощью близких и родных людей ребенок с ограниченными возможностями здоровья в состоянии включиться в жизнь. Таким эталоном для ребенка становятся взрослые, которые живут с ним рядом, являются носителями определенных ценностей и норм поведения. В рамках программы «Духовная инициатива» для родителей и детей организованы встречи с представителями духовных конфессий в форме общения с представителями церкви и мечети. Родители имеют возможность индивидуально и в группе корректировать недостаток опыта, участвовать в таинствах и службах, естественно- необходимому состоянию души. Дети с нарушениями развития усваивают нормы поведения, связанные с повседневной жизнью верующего человека, непосредственно через участие в этой жизни. Здесь важно отметить роль членов семьи, подающих пример поведения для ребенка. Участники духовных мероприятий учат взрослых осмыслению ценности жизни (своей и окружающих), а детей замечать происходящее, радоваться каждому новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения он приносит. Духовные наставники говорят об отношении к себе и к другим, как к самоценности (уважать друг друга, потому что мы — люди), об укреплении веры и доверия. Такое отношение формируется в процессе обучения детей: устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с окружающими. Педагоги и родители каждый день, выполняя задания духовных наставников помогают каждому ребенку учиться верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится — меня все равно будут любить и уважать». Ребенок с ОВЗ и ТМНР (как и любой другой человек), его личность, его особенности и потребности рассматриваются с позиции единства тела, души, духа, независимо от степени его инвадилизации. В учреждении реабилитации сотрудниками создаются ситуации успеха, ситуации доверия и предсказуемости событий, мотивирующие стремление детей и подростков к самостоятельности. Действенной формой взаимодействия с представителями религиозных организаций, способствующей сохранению и преумножению народных традиции, семейных и культурных ценностей являются праздники и благотворительные акции, посвященные календарным праздникам: Рождество, Наврус, День Ивана – Купалы, День семьи, любви и верности, Пасха, «Ураза- байрам», «Курбан- байрам», «Жаворонки». Многие родители детей-инвалидов выражают искреннее желание встречаться с представителями духовных конфессий регулярно. Помимо простого человеческого участия, родители ищут ответы на волнующие их
вопросы: почему это случилось с нами, как я могу помочь своему ребенку и мн. др. Помимо того, что участие в духовной жизни — это неисчерпаемый источник веры, укрепления и силы, это также, и дополнительная возможность для развития личности ребенка через расширение социальных контактов. На наш взгляд, в условиях современной России, это - одно из перспективных направлений духовно-нравственного воспитания, формирования толерантности. Важно понимать, что этот процесс может быть правильно организован при непосредственном сотрудничестве специалистов и духовенства. В дальнейшем объединение усилий заинтересованных сторон, опыт работы необходимо использовать в совместных социальных проектах, что будет способствовать включению в жизнь общества особых детей и обеспечит условия для их самореализации. Приход к духовности может быть тем источником любви и понимания, в которых так нуждается семья, воспитывающая ребенка с особенными потребностями. Методист государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями г.Кумертау Республики Башкортостан
Козлова Татьяна Николаевна.



Яндекс.Метрика