Населённый пункт: Волгоградской области город Камышин
Наименование материала: Открытое занятие по классу 6-струнной гитары в рамках ГМО педагогов ДОД
Тема: "Ступенька к успеху"
Описание:
Поиск современных средств системного подхода в индивидуальном обучении по классу шестиструнной гитары и развитию исполнительской техники младших школьников и подростков..
Открытый урок по классу гитары (3 класс) в рамках методического
совещания педагогов АРТ- студии «АС» МБОУ ДОД ДЮЦ
Тема: Ступенька к успеху
Проблема:
Поиск средств системного подхода в индивидуальном обучении по классу
шестиструнной гитары и развитию исполнительской техники младших школьников и
подростков..
Цель :
1.
Конкретизация и обобщение знаний, умений и навыков по предмету.
2.
Способствовать формированию и развитию исполнительских навыков,
воображения, творческого мышления, сообразительности, активности,
расширению кругозора.
3.
Создание благоприятных условий для повышения мотивации обучения, с учетом е
личного социально-значимого запроса ребенка (элементы картографии)
Тип урока : комбинированный
Форма : Индивидуальная.
Методы : Игровой (элементы брейн-ринга), беседа, элементы тренинга (картография),
игра соло и в дуэте, творчески-воспроизводящий, рефлексия.
Оборудование: гитары, подставки, магнитная доска, дидактические задания , наглядные
пособия, художественное оформление ( изображение гитары), карточка настроения.
Структура урока:
№ Этап урока
Тема, действие
Оборудование
время
1.
Организационный
момент
Актуализация,
переход к теме
«Музыкальные
азы»
Эмоциональный
настрой на успех.
Тема, цели,
занятий.
Разминка:
упражнение для
левой п. рук.,
ритмические
задания.
Игра брейн-ринг
(проверка знаний,
развитие
сообразительности,
Гитары, тема,
эпиграф к уроку
Таблица
рейтинговых
показателей и
бонусов
Карта «Мои
желания, мечты и
возможности»
5 минут
7-10
минут
фантазии,
расширение
кругозора)
2.
Основная часть
Работа над
исполнительской
техникой: сольные
и ансамблевые
пьесы. Работа над
ритмом и
средствами
музыкальной
выразительности
Нотные тексты,
листы самооценки
и настроения
8-10
3.
Итоговая
Резюме педагога,
рефлексия,
самооценка,
получение бонуса
Карта «Мои
желания, мечты и
возможности»,
Лист самооценки
5 минут
Методическая справка-предисловие для педагогов:
«Не «урок специальности», а урок Музыки и
творческого самопознания – для Ребёнка»…
Урок – центральное явление современного образовательного процесса.
Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет ценностные ориентиры
урока: не объем знаний – но «отношение к знаниям», не «эффективность
урока», но «лучезарность урока». Встает задача одухотворения урока,
превращения его в значимое явление жизни ребенка.
Для современной педагогики наиболее предпочтительными являются
следующие принципы и задачи, способствующие индивидуализации
обучения:
1 Подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу.
Урок музыки должен быть явлением иной, отличной от обыденной, жизни,
вводящим ребенка в мир облагороженных чувств, мыслей, образов, форм
общения.
II. Принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства.
Необходимо обеспечить максимальную степень свободы учащегося:
возможность сотворчества в выборе формы урока, форм музыкальной
деятельности на уроке, в планировании (постановка целей и задач)… Таким
образом, формы и содержание урока ориентируются на создание условий
для проявления самосознания ученика, инициативы, воли к
совершенствованию, к познанию.
III. И соответственно, в отличие от традиционной акцентности урока на цели
передачи опыта мастерства, главным в работе с начинающими становится
опыт самосовершенствования, и что еще важнее – радость
самосовершенствования. Как сказано Я.А. Коменским: «Главное в начале
обучения, чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить»
Таким образом, урок предстает в трех ипостасях- взаимосвязанных
ценностных аспектах:
- «урок-общение» (принцип энергии);
- «урок - совместное творчество» (принцип активности);
- «урок - актуальная помощь» (принцип соизмеримости).
Это – тот самый идеал, который соответствует моим представлениям и
близок мне. Именно этим я руководствовалась, продумывая концепцию
открытого занятия.
Краткая характеристика учащегося:
Александр Сигаев , 3-год обучения. Психологический тип: интраверт
смешанного типа (сангвиник-меланхолик). Увлечения –спорт (легкая
атлетика). Воспитан, сдержан, немногословен. Средний уровень
импульсивности. Способен к самостоятельному осмыслению материала,
обладает хорошей памятью, быстро запоминает ноты на грифе, есть
потенциал для творческого развития, внимательно относится к мнению
окружающих, сообразителен, внимателен при выполнении заданий,
просматриваются качества лидера (скрытые). Проблема взаимодействия - не
всегда способен не вербально продемонстрировать эмоциональный отклик
на то или иное предложение педагога. За период 2014-2015 года Саша
повысил исполнительский уровень, подружился с нотами на грифе, стал
более разговорчивым, уверенным в собственных силах, дебютировал на
городском мероприятии в дуэте с педагогом.
Вспомогательные средства к этапам урока:
Интеллектуальная игра: Музыкальный брэйн -ринг (элементы)- направлена
на закрепление пройденного материала, расширение кругозора.
Заработанные в процессе игры баллы поощряются бонусами в виде
дополнительных возможностей.
№
Тема/ понятие
Задание
1.
Длительности нот
Исправь ошибку
2.
Расположение нот на грифе
Заполни пропуски
3.
Музыкальные термины,
понятия
Исправь путаницу в таблице
4.
Названия инструментов
Переставь буквы правильно
5.
Разновидности инструментов
Найди соответствие между
инструментом и его типом.
Приложения: таблицы, рисунки, схемы.
Счастливый квадрат (заполняется с ребенком до или в момент урока):
элементы
картографии.
Табло Самооценки – заполняется учащимся с помощью проверочного
бланка после выполнения всех заданий.
№ зад.
очки
1.
2.
3.
4.
5.
6.Техник
а
исполне
ния
всег
о
Кол-во
Правильных
ответов
Максимально
е
Количество
очков
3
5
7
11
8
5
39
Бонусная (подарочная карта)- соответствие заработанных очков
конкретному бонусу:
Количество
заработанных
очков
Бонус- С
Бонус - В
Бонус- Т
От 25-30 очков
От 31-35 очков
От 36-39 очков
Бонус- С (сладкий приз),
Бонус-В (пьеса Вила Лобоса)
Бонус –Т ( творчество- возможность для музыкальной импровизации).
Вопросы для обсуждения в финальной части урока:
1.
Какие моменты нашего взаимодействия вызвали у тебя затруднения?
2.
Какое впечатление у тебя оставил этот урок? Повлиял ли он на твое
настроение? 3. Удовлетворен ли ты результатом нашего общения?
Проверочная таблица правильных ответов в заданиях брэйн-ринга:
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
6.
7.
4.
5
2.
1.
3.
Орган
Гобой
Арфа
Клавесин
Пианино
Бубен
Валторна
Кларнет
Литавры
Баян
Балалайка.
Клавесин
Рояль
Орган.
Виолончель.
Балалайка
Кларнет.
Валторна.
Ксилофон.
Проверочная таблица правильных ответов в заданиях брэйн-ринга:
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
6.
7.
4.
5
2.
1.
3.
Орган
Гобой
Арфа
Клавесин
Пианино
Бубен
Валторна
Кларнет
Литавры
Баян
Балалайка.
Клавесин
Рояль
Орган.
Виолончель.
Балалайка
Кларнет.
Валторна.
Ксилофон.