Напоминание

"Вежливые правила"

Автор: Пустынцева Елена Викторовна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества "

Населённый пункт: город Норильск Красноярского края

Наименование материала: Беседа

Тема: "Вежливые правила"

Описание:

Цель беседы привить учащимся навыки поведения в обществе, наметить определённые ориентиры по теории и практике эстетического воспитания детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=5040

Опубликовано 21.12.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Беседа «Вежливые правила»
Цель: привить учащимся навыки поведения в обществе, наметить определённые ориентиры по теории и практике эстетического воспитания детей.
Слово педагога:
(как эпиграф зачитывается стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»). Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сестрами, с соседями; в школе - с учителем, одноклассниками, библиотекарем; на улице – с прохожими, в транспорте - с пассажирами, кондуктором. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одним только поздороваешься, с другим поговоришь, к кому-то сам обратишься с просьбой. Делаем вывод, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, в магазине, транспорте. Часто поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на весь день. И чтобы этот след оставался только приятным, сегодня мы и поговорим о правилах вежливости, необходимых для вас всех. - Ребята, как вы думаете, почему так важно быть вежливым? - Какие вежливые слова вы знаете? - Что не должен делать вежливый человек? (Ребята по очереди придумывают и перечисляют: не кричать и не повышать голос, не спешить первым сесть за стол, не чавкать, не толкаться, не размахивать руками, не показывать пальцем, не передразнивать и т.д.) Этот вопрос можно обыграть записью на доске: - Прочтение педагогом стихотворения Ф. Алиевой («Я однажды прочла…»)
Слово педагога:
Сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения в гостях, транспорте, театре. (Заранее учащимся выдаются стихотворения Г. Остера «Вредные советы». Перед каждой темой зачитывается выразительно стихотворение.) (Зачитываются стихотворения о поведении в гостях.) Ребята, какие вы знаете правила поведения в гостях? (Ребята перечисляют)

Возможные правила поведения в гостях
 Не опаздывай.  При подборе подарка помни, кому он будет предназначен, мальчику или девочке.  Помни пословицу «Не дорог подарок, дорога любовь».  Подарок обычно дарят при входе в помещение.  В гостях веди себя скромно, без разрешения хозяев не прикасайся к вещам и не ходи по комнатам.  За столом веди себя скромно, соблюдая правила этикета.  С взрослыми веди себя уважительно, обращайтесь на «вы».
Обсуждение ситуаций

«Как не надо вести себя в гостях».
1) «Ира пришла в гости к подруге Кате. В клетке сидела замечательная яркая птица – любимый Катин попугай. - Ничего себе птичка. Симпатичная,- сказала Ира, - у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень Катя погрустнела и надулась. Ира уже не могла её развеселить»
Слово педагога:
- Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы повели себя на её месте? (Ответы детей.) 2) «Папа подарил на день рождения Вове новые почтовые марки. Пришёл к Вове в гости Слава: - Вот какие марки! Редкие и красивые. Тебе нравятся? - Да у меня таких навалом, - захохотал Слава. – Что в них такого особенного? Чепуха, а не марки! Вова три дня не разговаривал со Славой». - Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Игровые ситуации
1) Выбирается «мама» и двое её «детей». Вы собираетесь в гости. «Мама» должна объяснить детям как нужно и как нельзя вести себя в гостях. 2) Представьте, что вы ждёте гостей, они придут к вам впервые. Какими словами вы их встретите? (2-3 человека отвечают) 3) Каким образом вы сможете развлечь своего гостя? (предложите поиграть, посмотреть фотографии, открытки.) 4) Вы хорошо провели вечер с другом, какие слова вы скажете ему при уходе домой? (2-3 человека отвечают)
Слово педагога:
Молодцы ребята! Вы хорошо разобрались как вести себя в гостях, а умеете ли вы вести себя в транспорте? (Ученик читает стихотворение Г. Остера) Ребята, а какие вы знаете, правила поведения в транспорте? (перечисляют) 2

Возможные правила поведения в транспорте
 При входе не толкай впереди стоящих.  Если есть свободное место, спокойно займи его.  Уступай место пожилым людям и женщинам.  В транспорте громко не разговаривай с друзьями.  Не сори, не привлекай излишнего внимания окружающих.  Оплати проезд.
Обсуждение ситуации
Мама, Оля и Федя отправились в гости к бабушке. Мама сказала: - Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь дети. Оля села у окна, Федя – рядом с ней. - Оля! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно! Он вскочил на сиденье, и, стоя на коленях, стал смотреть в окно. - Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место. Федя смутился: - Садитесь, пожалуйста. Извините. - Спасибо мальчик. - Пожалуйста, не стоит благодарности.
Беседа
 Как вы думаете, правильно ли вёл себя в автобусе Федя? (сначала, в конце)  Вежливой ли была женщина, которой он уступил место?  А вы уступаете место пожилым людям?  Какие слова вы при этом говорите?
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, К СТАРШИМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ С УВАЖЕНИЕМ!

Слово педагога:
А теперь поговорим о правилах поведения в театре. Ученик читает «вредный совет» Г. Остера о поведении в театре.
Слово педагога:
Ребята, какие вы знаете правила поведения в театре? (ответы детей)
Возможные правила поведения в театре
 Предъяви билет контроллеру при входе в театр.  Если это необходимо, то верхнюю одежду сдай в гардероб.  Пройди в зал и сядь на указанное в билете место.  Веди себя прилично, не мешай зрителям громким разговором, излишними эмоциями.  Во время антракта можно посетить буфет, но приносить в зал пирожное или газ воду нежелательно.  По окончании спектакля выйди из зала, не мешая другим зрителям. 3

Слово педагога:
Спасибо ребята за интересную беседу, а вам понравилось? Что нового вы для себя узнали? Считаете ли вы себя вежливыми? А теперь, в завершении, проведём небольшую анкету о правилах поведения. Анкета написанная ребятами сдаётся (анкетирование поможет выявить уровень вежливости и полезность проведения данного мероприятия).
Список литературы
1. Шкатова Л.А. Задачник по этикету: Учебное пособие для учащихся 5-7 кл. сред. школы. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Издательство, 1996. – 80с. 2. Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеринбург; «АРГО», 1997. – 192с. 3. Н.Ф. Дик Классные часы в 3-4 классах (Серия «Сердце отдаю детям») Изд. 3-е Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2004 – 416с. 4. ж/л «Бюллетень» 2000 №4 с. 38-40. (сценарий «Азбука вежливости»). 5. С.А. Насонкина Уроки этикета. – Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург, 2001
Приложение
Г. Остер Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – Пригодится самому Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Выбирай куски по мельче Чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками – Ложкой больше зачерпнёшь. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман. Но не прячь туда варенье – Трудно будет вынимать! * * * Посещайте по чаще Театральный буфет. Там пирожные с кремом С пузырьками вода. Как дрова на тарелках Шоколадки лежат, И сквозь трубочку можно Пить молочный коктейль. Не просите билеты На балкон и в партер, Пусть дадут вам билеты В театральный буфет Уходя из театра, Унесите с собой Под трепещущим сердцем В животе бутерброд. * * * Когда состаришься – ходи По улице пешком. Не лезь в автобус, всё равно Стоять придется там. И нынче мало дураков, Чтоб место уступать, А к тем далёким временам Не станет их совсем. 4


Яндекс.Метрика