"Патриотическое воспитание в школе средством изучения народного танца"
Автор: Томина Ольга Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 им. Ярослава Василенко" п.Пурпе
Населённый пункт: п.Пурпе
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в школе средством изучения народного танца"
Описание:
Донести до детей традиции нашего края через хореографическое искусство – фольклорные игры, праздники, национальные обряды и танцы.
Развивать танцевальный язык, безусловно, нужно, но сохраняя его национальную первооснову.
изучения народного танца
Томина Ольга Викторовна
Педагог дополнительного образования
«Танец – это тайный язык души» (Марта Грэхем)
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для
развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным
средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей
выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это
опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную,
моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник
познает многообразие танца: классического, народного, бального,
современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность,
трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру
общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и
активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и
в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании
творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией
приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.
Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и
любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически,
укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-
мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально
исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия
хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают
эмоциональную реакцию и, в целом, повышают
жизненный тонус
воспитанника. В танце находит выражение жизнерадостность и активность
ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности:
воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед
зрителями, родителями являются главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются
условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство
ответственности, дружбы, товарищества.
Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и
танца.
Народный (фольклорный) танец
— вид народного танцевального
творчества, созданный этносом, распространенный в
быту, отражающий
этнические особенности, хореографический язык, пластическую
выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются
в характере, координации движений, в
музыкально-ритмической
и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.
Искусство танца, созданное народом, формировалось на
протяжении
многих веков. Рожденный из жизни, народный танец возник как необходимая
потребность проявления чувств. Он
несет в
себе большую жизненную
энергию, воплощенную в художественных формах.
Общение в
хореографическом жанре происходит посредством
танцевального языка, который также древен, как и
язык литературный.
Посредством танцевального языка тоже выражаются мысли, чувства,
раскрываются взаимоотношения людей, их
характеры, образы героев, идея
произведения. Так же как литературный язык одного народа отличается
от другого, так и танцевальный язык у разных народов различен.
На развитие танца, его рисунка, хореографического языка влияли
и условия быта народа, его занятия, климат и т. п. Танцевальный язык вобрал
в себя характер народа, его темперамент, а
также и его жизненный уклад, его
социальный строй.
Сочинять хореографический текст в жанре народной хореографии сле -
дует в
традициях танцевальной культуры того народа, о
котором
рассказывается в данном хореографическом произведении, ибо танцевальный
язык, танцевальный текст находятся в
тесной зависимости от национального
характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.
Ямал - суровый северный край, который славится не только своими
полезными ископаемыми, но и богат разными традициями, которые
передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. И моя задача
как педагога донести до детей традиции нашего края через хореографическое
искусство – фольклорные игры, праздники, национальные обряды и танцы.
Развивать танцевальный язык, безусловно, нужно, но
сохраняя его
национальную первооснову.
Список литературы:
1. Ваганова А. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 191с.
2. Захаров Р. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1977. 159 с.
3. Мессерер А. Уроки классического танца. — СПб.: «Лань», 2004.