ПРЕДМЕТ: Живопись во 2-м классе, 2-е полугодие.
ТЕМА: Выполнение 2-х эскизов натюрморта в рассеянном и прямом
освещении.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ТЕМЕ: 4 часа.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 40 мин.
ЦЕЛЬ УРОКА: Повышение знаний и умений учащихся в передаче формы
предмета, колорита, тонального настроя работы в зависимости от
характера освещения постановки.
ЗАДАЧА УРОКА: Расширить знания, умения и навыки учащихся в работе
над натюрмортом.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мольберты, планшеты, акварельные или гуашевые
краски, кисти, 2 листа бумаги формата А5, палитры, банки с водой,
карандаши.
ПЛАН УРОКА :
Общее время 4 академических часа (160 мин.).
1.
Организационная часть 5 мин.
2.
Объяснение задания 10 мин.
3.
Практическая работа: Общее время
а) выполнение подготовительного рисунка 35 мин.
б) работа в цвете 100 мин.
4.
Обсуждение выполненных работ 10мин.
ХОД УРОКА.
1.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Проверка готовности учащихся к занятиям, наличие у них всего
необходимого для урока, размещение за мольбертами таким образом,
чтобы всем хорошо была видна постановка.
2.
ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
Выполняя какую –либо творческую работу, композицию, натюрморт
нам необходимо определиться с колоритом, тональным настроем
картины, которые напрямую влияют на решение творческой задачи.
Или это мрачный пасмурный день, буря, или яркий зимний солнечный
день, жаркий летний пляж. Везде имеет огромное значение умение
передать и прямой солнечный свет, и мягкий рассеянный, и вечерний, и
мягкие синие сумерки. Все это настроение вашей работы.
Взглянув на пленерные работы учащихся московского
художественного лицея, где один и тот же пейзаж пишется с одной
точки, но в разное время дня, при разной погоде, мы видим что
напряженность тона и особенности колорита влияют на настроение
работы, состояние пейзажа. Как пример можно так же использовать
серию картин французского художника – импрессиониста Клода Моне
где он пишет фасад Руанского собора в различных состояниях
освещения.
Задача нашей сегодняшней работы немного проще и яснее. Перед
нами простая постановка из двух предметов и одной драпировки.
Включая и выключая дополнительное освещение над натюрмортом мы
заостряем внимание учащихся на особенностях передачи формы
предметов и изменения колорита и тональной напряженности
постановки. При выключенном дополнительном освещении
рассеянный свет по предметам распространяется очень мягко, нет
резких тональных контрастов, колорит натюрморта сдержанный и
неяркий. При включенном дополнительном освещении все сильно
меняется: появляются ярко освещенные места на предметах и
драпировке, более глубокие собственные и падающие тени, форма
предметов становится более выпуклой, ярко выраженной, колорит
работы меняется на более яркий, контрастный и жизнерадостный. Одна
и та же постановка меняет свое настроение.
Мы будем выполнять сразу два эскиза постановки попеременно,
включая и выключая дополнительное освещение. Работая попеременно
над двумя эскизами, мы должны четко различать особенности передачи
рассеянного и прямого света. В конце работы у нас должны получиться
два эскиза работы, на которых должна четко ощущаться разница в
тональном настроении и колорите.
3.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
В течение 30 -35 минут учащиеся выполняют на форматах А5 два
одинаковых подготовительных рисунка натюрморта.
Затем начинают работать над одним из них в цвете. Через 15 минут
включается дополнительное освещение над постановкой.
Начинается работа над вторым эскизом. Через 15 минут свет
выключается и учащийся возвращается к работе над первым эскизом и
т.д.
4.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
В конце работы ученики выставляют свои эскизы на планшетах
вдоль стены. Вместе с ними идет обсуждение итогов сделанной работы,
какие допущены ошибки, .недочеты, показываются наиболее удачные
произведения, выставляются оценки.
ЛИТЕРАТУРА.
Журналы «Юный художник» №8.9 – 1089 года, №1 – 1991 года.
Журналы «Художественная школа» № 3,5,6 – 2009 года.
Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М., 1980 год.