Напоминание

"Веселая кисточка"

Автор: Воробьева Оксана Яковлевна

Должность: учитель изобразительного искусства

Учебное заведение: МОУ Лицей № 8 "Олимпия"

Населённый пункт: город Волгоград

Наименование материала: Программа дополнительного образования

Тема: "Веселая кисточка"

Описание:

Программа "Веселая кисточка" предназначена для обучающихся младшего школьного возраста и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по изобразительному искусству.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=5168

Опубликовано 28.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Департамент по образованию администрации Волгограда Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
ВЕСЁЛАЯ КИСТОЧКА
Возраст учащихся — 7 – 10 лет Срок реализации — 2 года
Разработчик
: ВОРОБЬЕВА Оксана Яковлевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории Волгоград 1

Пояснительная записка

Направленность программы.
Программа «Веселая кисточка» по содержательной, тематической направленности является художественной, по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – групповой ; по времени реализации – двухгодичной, по уровню сложности – «Стартовый уровень». Программа «Веселая кисточка» предназначена для обучающихся младшего школьного возраста и направлена на обес печение дополнительной подготовки по изобразительному искусству. Программа разработана на основе личного опыта автора с учетом требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей и подростков.
Новизна
программы состоит в системном подходе к художественно- эстетическому образованию и воспитанию учащихся на основе изучения таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Освоение учащимися умений, навыков и способов человеческой деятельности происходит в тесной взаимосвязи и в процессе пошагового изучения технологических приемов и техник изобразительного искусства. Такой подход позволяет вариативное использование педагогических методик и технологий обучения и воспитания, предоставляя педагогу свободу выбора целесообразно решаемым им задачам, индивидуальным способностям учащихся и технической оснащённости учреждения.
Актуальность
данной программы обусловлена ее практической направленностью: дети могут применить полученные знания и практический опыт в области художественного творчества в самостоятельном творчестве в процессе социализации. Программа предполагает формирование художественно-эстетических ориентиров, овладение основными навыками в области художественного творчества, и стимулирует стремление ребёнка к актуализации атрибутов личности. Среди таковых саморазвитие, самопринятие, самоидентификация и осознание своей уникальности, способствующие успешной самоактуализации. Овладение технологическими приемами и техниками изобразительного искусства позволит в дальнейшем реализовать себя в практически полезном занятии и, при желании, выбрать приоритетное направление для последующего обучения.
Отличительные особенности
данной общеразвивающей программы «Веселая кисточка» заключаются в том, что она ориентирована на базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Программа построена на широком использовании оригинальных 2
авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Содержание программы выстроено в соответствии с логикой освоения учебных тем, обусловленных целеполаганием. Предложенные в данной программе педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой поставленной цели, и способствуют успешному ее решению. В структуре программы учтено соблюдение принципа интеграции изучения основ изобразительного искусства, орнаментики, технологических приемов и техник рисования с формированием у детей основ целостной эстетической культуры в процессе творческого труда. При этом используется принцип: «Главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы». Тематика программы позволяет не только расширить представления учащихся о художественных стилях и направлениях изобразительного искусства в историческом и временном контекстах развития искусства России и других стран, но и органично сочетать теорию с практикой. Теоретические блоки программы обеспечивают формирование эстетического восприятия окружающего мира и художественного вкуса детей, знакомят их с представлениями народа о красоте и добре. Практическая совместная деятельность учащихся в процессе постижения и усвоения приемов художественной деятельности способствует воспитанию трудолюбия и коммуникативной культуры, привитию детям навыков самостоятельного творчества.
Возраст детей (адресат программы)
. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7—10 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Объем и сроки реализации
программы. Программа рассчитана на 2 года обучения. Тематика и объём составлены из расчета 1 час в неделю, 36 часов в год. Программа может быть расширена до 2 часов в неделю за счет увеличения количества часов на отдельные темы, на посещение передвижных выставок и вернисажей по усмотрению педагога в зависимости от состава и индивидуальных тенденций группы и поддержки учащихся родителями.
Формы обучения.
Формы организации обучения: по количеству детей, участвующих в занятии, - групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - мастерская; по дидактической цели - комбинированные формы занятий. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя 3
необходимую информацию о теме и предмете знания. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.
Педагогическая целесообразность
программы определяется широкими возможностями воспитания детей с учётом их индивидуальности, способностей и возрастных особенностей в процессе совместной деятельности. При этом кроме обучения основам изобразительного искусства, кроме развития пространственного мышления и эстетического вкуса, дети получают трудовые навыки и установки коммуникативной культуры сотрудничества в творческой группе.
Особенности организации образовательного процесса -
формируются группы учащихся одного возраста постоянного состава.
Режим занятий
: В соответствии с концепцией учебного плана программа рассчитана на 36 часов в год. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 45 минут. Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает динамические паузы, чередование видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера. Порядок изучения разделов программы может быть изменён в зависимости от состава группы и индивидуальных особенностей обучаемых.
Целью
данной программы является формирование художественной культуры учащихся как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности детей, овладение ими образным языком изобразительного искусства и практическими навыками изобразительной деятельности в процессе совместной деятельности.
Задачи
программы определяются логикой освоения учебных тем и делятся на три группы. 1. Обучающие:  знакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения;  знакомить учащихся с жанрами и видами изобразительного искусства;  обучать детей приёмам работы с различными художественными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе с соблюдением технологии и правил безопасности;  обучать детей приёмам и техникам изобразительной деятельности. 2. Развивающие:  развивать внимание, память, фантазию, пространственное воображение, творческие способности и дарования;  развивать колористическое видение;  развивать эстетический и художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное через анализ собственных работ;  формировать потребность и установки к актуализации атрибутов личности: самосознания, саморегуляции, саморазвития, самопринятия, самоидентификации, уникальности и самоактуализации; 4
 формировать умение самооценки качества своих работ;  формировать организационно-управленческие умения и навыки;  стимулировать у детей активность роста личных достижений в творчестве и самореализации. 3. Воспитательные:  воспитать бережное отношение к ценностям национальной и мировой культуры;  повышать интерес учащихся к народным традициям творчества, к истокам и современным направлениям развития изобразительного искусства;  формировать у учащихся установки на сотрудничество и бесконфликтность в процессе совместной деятельности, как элементов коммуникативной культуры. 5

Учебный план
1 год обучения


п/п

Наименование разделов

плана

Общее

количест

во часов

В том числе

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

/контроля

теория

практика
1 2 3 4 5 6 7
Вводное занятие

1
1 беседа, вер н и с а ж
I

Живопись

4
1,5 2,5 1.1 Тёплая и холодная палитра цветов 1 0,5 0,5 беседа, практическая работа просмотр 1.2 Волшебство белого и чёрного цветов 1 0,5 0,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 1.3 Калейдоскоп красок 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр
II

Рисунок

5
1,5 3,5 2.1 Линия рассказчица 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения просмотр 2.2 Точка 1 0,5 0,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 2.3 Волшебное пятно 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа презентаци я
III

Графика. Знакомство с

графическими

материалами

8
2 6 3.1 Цветные карандаши 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая просмотр 6
работа 3.2 Гелевые ручки и тушь 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа просмотр 3.3 Восковые мелки, фломастеры 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 3.4 Пастель, уголь, сангина 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр
IV

Декоративное рисование

11
2,5 8,5 4.1 Симметрия 2 0,5 1,5 беседа, игра, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 4.2 Стилизация 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 4.3 Декоративные узоры 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 4.4 Орнамент 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 4.5 Сказочная композиция 3 0,5 2,5 беседа, практическая работа презентаци я
V

Творческая работа

5
5 творческая м а сте р с к а я, консультации презентац ия т в о р ч е ских 7
работ
VI

Подведение итогов.

Выставка

2
2 п р а зд н ик демонстрац ия и обсуждение работ, дискуссии
ИТОГО

36

8,5

27,5
8

Учебный план
2 год обучения


п/п

Наименование

разделов плана

Общее

количест

во часов

В том числе

Формы

организации

занятий

Формы

аттестации

/контроля

теория

практика
1 2 3 4 5 6 7
I

Живопись

6
2 4 1.1 Цветовая гармония 3 1 2 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа просмотр 1.2 Цветовой контраст 3 1 2 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр
II

Рисунок

6
2 4 2.1 Форма 3 1 2 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 2.2 Контраст форм 3 1 2 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр
III

Основы композиции

8
1,5 6,5 3.1 Ритм 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа просмотр 3.2 Сюжетно- композиционный центр 3 0,5 2,5 беседа, практическая работа просмотр 3.3 Симметрия. Асимметрия 3 0,5 2,5 беседа, практическая работа презентаци я
IV

Азы рисования

8
2 6 4.1 Что такое пропорции 2 0,5 1,5 беседа, практическая работа просмотр 4.2 Изображение в объёме на плоскости 2 0,5 1,5 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа просмотр 4.3 Рисование с натуры 4 1 3 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа просмотр 9

V

Творческая работа

6
6 творческая м а сте р с к а я, консультации презентац ия т в о р ч е ских работ
VI

Подведение итогов.

Выставка

2
2 п р а зд н ик демонстрац ия и обсуждение работ, дискуссии
ИТОГО

36

7,5

28,5
10

Содержание тем
1 год обучения
Вводное занятие.
(1 час) Введение в курс предусматривается в форме беседы (вопрос – ответ), уточняющего подготовленность детей и их интерес к определенным темам. Демонстрация работ. Инструктаж по технике безопасности. РАЗДЕЛ I.
Живопись.
(4 часа) Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, акварель, кисти, палитра
Тема 1.1. Тёплая и холодная палитра цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Практическая работа: упражнения на зрительную и ассоциативную память «Тепло - холодно», «Солнышко», «Золотая рыбка», «На морском дне», «В зимнем лесу» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), метод игры
Тема 1.2. Волшебство

белого и чёрного цветов.
Ахроматические цвета. Богатство оттенков серого цвета. Возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее). Практическая работа: рисование на темы: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения 11

Тема 1.3. Калейдоскоп красок

.
Степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность). Практическая работа: рисование на темы: «Воздушные замки», «Дремучий лес» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения РАЗДЕЛ II .
Рисунок.
(5 часов) Оборудование и материалы: бумага формата А-3, карандаш, тушь, кисти маркеры, пастель, фломастеры, цветные карандаши
Тема 2.1. Линия рассказчица.
Линия – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. Характер линий (злой, весёлый, спокойный). Практическая работа: рисование на темы: «Линейная фантазия», «Лабиринты» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения
Тема 2.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, фломастеры и цветные карандаши). Практическая работа: рисование на темы: «В мире насекомых», «Черепашки в пустыне», «На волшебной поляне» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные, наглядный методы обучения 12

Тема 2.3. Волшебное пятно.
Пятно как украшение рисунка. Характер пятен. Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью. Практическая работа: рисование на темы: « Танцующие бабочки», «Борьба добра со злом» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: презентация Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения РАЗДЕЛ III .
Графика. Знакомство с графическими материалами.
(8 часов)
Тема 3.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Практическая работа: рисование на темы: «Цветной фейерверк», «Волшебница осень», «Ёжики в лесу» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, цветные карандаши
Тема 3.2. Гелевые ручки и тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна. Практическая работа: рисование на темы: «Лесной волшебник», «Трава- мурава», «Паутинка» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения 13
Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гелиевая ручка, тушь, перо
Тема 3.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными). Практическая работа: рисование на темы: «Клоуны», «Веселая карусель» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы : бумага формата А-3, восковые мелки, фломастеры
Тема 3.4. Пастель, уголь, сангина.
Пастель, уголь, сангина. Их выразительные возможности. Различные приемы и техники работы. Рисование на шероховатой тонированной бумаге. Практическая работа: рисование на темы: «Золотой город», «Букет», «Сказочный герой» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, пастель, уголь, сангина РАЗДЕЛ IV .
Декоративное рисование.
(11 часов)
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии: одновременное рисование двумя руками сразу; использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическая работа: рисование на темы: «То чего не может быть», «Бабочка - красавица», «Волшебная клякса» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения 14
Оборудование и материалы: бумага формата А-3, акварель, фломастеры 15

Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Стилизация как способ детского рисования. Практическая работа: рисование на темы (по выбору): «Синяя птица», «Древо жизни», «Конёк - горбунок» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, кисти
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры, созданные природой. Узоры, придуманные художником. Узоры как средство украшения. Выразительные возможности и многообразие узоров. Практическая работа: рисование на темы: «Узоры на змейках», «Сказочные цветы» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы : бумага формата А-3, ватные палочк и, расчёска, формочки для выпечки, гуашь, кисти
Тема 4.4. Орнамент.
Понятие орнамент. Ритм, равенство орнаментальных знаков, динамичность и статичность. Раппорт. Виды орнамента. Практическая работа: рисование орнаментов Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, кисти
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Знакомство с законами построения композиции. Процесс создания композиции. Эскиз. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. 16
Практическая работа: рисование на темы: «Загадочный мир сказки», «Чудо юдо рыба кит», «У Лукоморья» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: презентация Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы : бумага формата А-3, акварель, пастель, фломастеры, цветные карандаши V.
Творческая работа.
(5 часов) Практическая работа: рисование на тему по свободному выбору Формы контроля: презентация творческих работ Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения (лекция; объяснение; беседа; диалог; консультация), проектные методы ( создание творческих работ) VI.
Подведение итогов. Выставка.
(2 часа) Формы контроля: демонстрация и обсуждение работ, дискуссии Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения (лекция; объяснение; беседа; диалог; консультация); аналитические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос) 17
2 год обучения РАЗДЕЛ I.
Живопись.
(6 часов) Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, акварель, кисти, палитра
Тема 1.1. Цветовая гармония.
Знакомство с гармоническим сочетанием цветов. Гамма. Колорит. Практическая работа: упражнения на составление цветовой гармонии, рисование на тему: «Урожай», «Праздничный букет», «Зимняя сказка» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения
Тема 1.2. Цветовой контраст.
Понятие контраст. Использование контраста цвета для выделения главного. Практическая работа: рисование на темы: «Веселые огоньки», «Невиданная птица», «Пряничный домик» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения РАЗДЕЛ II .
Рисунок.
(6 часов)
Тема 2.1. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Практическая работа: рисование на темы: «Волшебный город», «Дорисуй- ка», «Необыкновенное животное» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, акварель, фломастеры и цветные карандаши 18

Тема 2.2. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм. Практическая работа: рисование на темы: «Листопад», «Дары осени», «Хоровод» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, кисти РАЗДЕЛ III .
Основы композиции.
(8 часов)
Тема 3.1. Ритм.
Ритм в жизни и в искусстве. Ритм и движение. Ритм - средство, организующее начало композиции. Практическая работа: рисование на тему: «Весеннее пробуждение» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, акварель, гуашь, кисти
Тема 3.2. Сюжетно-композиционный центр.
Понятие сюжета. Что такое центр композиции. Смысловой центр. Законы зрения в создании композиции и размещении сюжетно-композиционного центра. Практическая работа: рисование на темы: «Молодецкие забавы», «Масленица», «Народное гулянье» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, кисти 19

Тема 3.3. Симметрия. Асимметрия.
Симметрия в искусстве. Симметричная организация композиции. Правила симметрии. Асимметрия и композиционный центр. Практическая работа: рисование на темы: «Былинные герои», «Раздолье» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, гуашь, кисти РАЗДЕЛ IV .
Азы рисования.
(8 часов)
Тема 4.1.

Что такое пропорции.
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Практическая работа: рисование животных и птиц с ярко выраженными пропорциями Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, цветные карандаши
Тема 4.2. Изображение в объёме на плоскости.
Объёмное изображение предметов. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическая работа: рисование на темы: «Геометрический узор», «Витраж», «Мои игрушки», «Конструктор» Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, наглядный метод обучения Оборудование и материалы: бумага формата А-3, цветные карандаши 20

Тема 4.3.

Рисование с натуры.
Изучение натуры. Выбор размера и формата листа бумаги для изображения. Горизонтальное и вертикальное расположение листа в зависимости от изображаемого предмета. Практическая работа: зарисовки предметов быта Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа Формы контроля: просмотр Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения, методы практической работы (упражнения), наглядный метод обучения аналитические методы (наблюдение, сравнение), метод наблюдения (зарисовка) Оборудование и материалы: бумага формата А-3, цветные карандаши V.
Творческая работа.
(6 часов) Практическая работа: рисование на тему по свободному выбору Формы контроля: презентация творческих работ Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения (лекция; объяснение; беседа; диалог; консультация), проектные методы ( создание творческих работ) VI.
Подведение итогов. Выставка.
(2 часа) Формы контроля: демонстрация и обсуждение работ, дискуссии Методическое обеспечение
:
словесные методы обучения (лекция; объяснение; беседа; диалог; консультация); аналитические методы (наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос) 21

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты
освоения программы. По окончании 1 года обучения. Учащийся будет знать:  правила безопасности труда и личной гигиены при работе с графическими и живописными материалами;  понятия тёплые, холодные и ахроматические цвета;  понятие симметрии и асимметрии;  понятие стилизация;  понятие орнамент;  основы законов композиции, цветоведения и орнаментики;  выразительные возможности линии, пятна, цвета;  правила, приемы и техники работы с графическими и живописными материалами;  процесс создания композиции от эскиза до конечного воплощения замысла. Учащийся будет уметь:  подготовить рабочее место к занятию;  различать теплые и холодные цвета;  использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, маркеры, пастель, фломастеры, гелевая ручка, тушь);  применять приемы и техники работы с графическими и живописными материалами;  создавать творческие работы на основе собственного замысла;  построить несложную композицию;  создавать несложный орнамент;  использовать в творческой деятельности различные художественные техники: монотипия, восковые мелки, фломастеры, тушь, уголь, сангина, гелевая ручка;  соблюдать последовательность в работе (от общего к частному). Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:  использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности;  использовать приобретенные знания и умения для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства. По окончании 2 года обучения. Учащийся будет знать:  понятия цветовая гармония, гамма, колорит;  понятие контраст; 22
 понятие форма;  понятие ритм как начало композиции;  понятие сюжетно-композиционный центр;  понятие пропорции;  основы симметричной и ассиметричной организации композиции;  правила объемного изображения предметов на плоскости. Учащийся будет уметь:  различать гамму цветов и колорит;  использовать контраст для выделения главного в изображении;  определять композиционный центр в рисунке;  создавать творческие работы на основе собственного замысла;  построить несложную симметричную и асимметричную композицию;  применять правила объемного изображения предметов на плоскости;  определять размер и формата листа бумаги для изображения предмета с натуры;  соблюдать последовательность в работе (от общего к частному). Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:  использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности;  использовать приобретенные знания и умения для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства. 23

Календарный учебный график
1 год обучения № п/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1 беседа, вер н и с а ж 1 Вводное занятие кабинет 2 беседа, практическая работа 1 Тёплая и холодная палитра цветов кабинет просмотр 3 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 1 Волшебство белого и чёрного цветов кабинет просмотр 4-5 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Калейдоскоп красок кабинет просмотр 6-7 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения 2 Линия рассказчица кабинет просмотр 8 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 1 Точка кабинет просмотр 9- 10 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Волшебное пятно кабинет презентац ия 11- 12 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Цветные карандаши кабинет просмотр 13- 14 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая 2 Гелевые ручки и тушь кабинет просмотр 24
работа 15- 16 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Восковые мелки, фломастеры кабинет просмотр 17- 18 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Пастель, уголь, сангина кабинет просмотр 19- 20 беседа, игра, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Симметрия кабинет просмотр 21- 22 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Стилизация кабинет просмотр 23- 24 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Декоративные узоры кабинет просмотр 25- 26 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Орнамент кабинет просмотр 27- 29 беседа, практическая работа 3 Сказочная композиция кабинет презентац ия 30- 34 творческая м а сте р с к а я, консультации 5 Творческая работа кабинет презентац ия т в о р ч е ских работ 35- 36 п р а зд н ик 2 Подведение итогов. Выставка актовый зал, холл демонстра ция и обсуждени е работ, дискуссии 25

Календарный учебный график
2 год обучения № п/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля 1-3 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа 3 Цветовая гармония кабинет просмотр 4-6 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 3 Цветовой контраст кабинет просмотр 7-9 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 3 Форма кабинет просмотр 10- 12 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 3 Контраст форм кабинет просмотр 13- 14 беседа, демонстрация приемов работы, практическая работа 2 Ритм кабинет просмотр 15- 17 беседа, практическая работа 3 Сюжетно-композиционный центр кабинет просмотр 18- 20 беседа, практическая работа 3 Симметрия. Асимметрия кабинет презентац ия 21- 22 беседа, практическая работа 2 Что такое пропорции кабинет просмотр 23- 24 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая 2 Изображение в объёме на плоскости кабинет просмотр 26
работа 25- 28 беседа, демонстрация приемов работы, упражнения, практическая работа 4 Рисование с натуры кабинет просмотр 29- 34 творческая м а сте р с к а я, консультации 6 Творческая работа кабинет презентац ия т в о р ч е ских работ 35- 36 п р а зд н ик 2 Подведение итогов. Выставка актовый зал, холл демонстра ция и обсуждени е работ, дискуссии 27

Условия реализации программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, не предполагают наличие специальной мастерской в качестве помещения для занятий можно использовать учебный кабинет со столами, стульями и обязательным наличием водопровода, мультимедийное оборудование. Из дидактического обеспечения необходимо наличие иллюстративного материала, цветового круга, таблиц по цветоведению, работ руководителя и успешных работ учащихся. Для занятий по программе «
Веселая кисточка
» необходимы следующие средства, инструменты и материалы: бумага формата А-3, гуашь, акварель, кисти, палитра, карандаш, тушь, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, гелевая ручка, перо, восковые мелки, пастель, уголь, сангина, баночка для воды, альбом. Кадровое обеспечение программы « Веселая кисточка »: педагог должен иметь и педагогическое и художественное образование.
Формы аттестации (контроля)
Согласно учебному плану формами контроля являются: опрос, просмотр, презентация работ, демонстрация и обсуждение работ, дискуссии, коллективный анализ работ, выставка. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого. Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в студийных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу. Среди традиционных форм контроля эффективности образовательного процесса программа предполагает использование дидактических игр «Критик- оппонент» (один из учащихся «критикует» работу товарища, другой ему оппонирует), «Худсовет» (выбирается учащимися), «Экскурсовод», «Магазин- салон» (назначение «цены» работе экспертами). Традиционно оценкой результативности программ обучения изобразительному искусству являются тематические выставки творческих работ воспитанников разного статуса – от студийных до международных, а также результативность участия в конкурсах, выставках и фестивалях. Студийные выставки с приглашением гостей и родителей проводятся по окончании занятий каждого года обучения. Здесь обучаемые сравнивают свои работы с другими, выслушивают мнения педагога, друг друга и приглашённых. Такие «контрольные» выставки позволяют наглядно видеть преимущества и ошибки, 28
научиться анализировать и обмениваться опытом. Лучшие работы отбираются для стендовой экспозиции достижений группы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, перечень готовых работ, фото. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: конкурсы (результативность участия), итоговые выставки.
Методические материалы

Методика организации теоретических и практических занятий может

быть представлена следующим образом:
На занятиях учащиеся знакомятся с различными техниками и приемами изобразительной деятельности. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования в работе средств создания работы могут быть представлены в виде схем, алгоритмов. Так, в работе над рисунком учащиеся всегда должны добиваться точности следования конкретной технике , стремиться к завершенности работы , применять соответствующие способы и приемы работы. Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздействия, знания никак не могут подменить собой воображения творчества ребенка. Эффективным для творческого развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. При отборе средств ребенок также последовательно должен выбрать подходящий режим деятельности, затем приступить к поиску оптимального варианта решения творческой задачи. 29
Ведущие методы организации образовательной деятельности:  Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).  Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).  Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).  Проектные методы обучения. Методы работы:  Словесные (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение).  Наглядные (демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцу и т.д.).  Практические (тренировочные упражнения).  Аналитические (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ, опрос).  Проектные (создание творческих работ). Прием объяснения ребенком собственных действий , а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможно стях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения и коммуникативной компетенции. Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовой работе с целью его усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития художественных способностей. Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. В значительной мере интерес формируется под влиянием различных эстетических, художественных впечатлений. Поэтому важной задачей педагога остается консультирование ребенка, содействие в ознакомлении с творчеством мастеров, в посещении художественных выставок, в организации экскурсий, способствующих расширению кругозора. И, наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их 30
участие в различных формах презентаций, выставок, конкурсов. Возможные формы организации деятельности учащихся на занятиях:  индивидуально-групповая;  групповые. Формы работы с обучающимися: ролевая игра, беседа, практическая работа, лекция, творческая м а сте р с к а я, консультации, групповые занятия, дискуссия. В конце каждого года обучения проводится творческая работа (проект). В процессе выполнения творческого проекта, как правило, у педагога и воспитанника возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается личный опыт самостоятельного расширения и углубления знаний и закрепления навыков технологии. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время презентации работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных вариантов решения. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют дети и родители. Методика реализации курса основывается на гуманитарно-целостном и компетентностном подходах к осуществлению художественно-эстетического образования. 31

литература для учащихся
1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М.Д. Аксенова [Текст] / М., Аванта+, 1998, 688 с., ил. – ISBN 5-89501-015-6. 2. Энциклопедический словарь юного художника [Текст] / М., «Педагогика» 1983
литература для учителя
1. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. / Глав. Ред. М.Д. Аксенова [Текст] / М., Аванта+, 1998, 688 с., ил. – ISBN 5-89501-015-6. 2. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII – XX веков.–/Глав. Ред. М.Д. Аксенова [Текст] / М., Аванта+, 1999, 656 с., ил. – ISBN 5-89501-028-8. 3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты [Текст] / М., Просвещение, 1989. 4. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка [Текст] / М., 1982 5. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. Школа зарубежного рисунка [Текст] / М., 1981 6. Трофимова, М.В., Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Ярославль, Академия развития, 1997 7. Аленова, Е.М. и др. Русские художники от «А» до «Я» [Текст] / М., СЛОВО/SLOVO, 2000, 216 с., илл. – ISBN 5-85050-231-09 8. Горяинова, О.В. Школа юного дизайнера [Текст]: научно-популярная литература / О.В. Горяинова, О.П. Медведева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 221 с.: ил. - (Мир вашего ребенка). - ISBN 5-222-07081-6 (в пер.) 9. Конран, Т. Современный дом: Искусство дизайна [Текст] / Т. Конран ; подготовка русского издания: Д. Великовский, Л. Межибовский. – Сингапур, 1997. – 264с. – (Популярная энциклопедия). – ISBN 5-89216-013-0 (В пер.) 32


Яндекс.Метрика