Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Использование инновационных
технологий в работе
музыкального руководителя
Автор: Сабадаш Светлана Олеговна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Киселёвск
2014 год
Цель: Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, формирование общей
культуры воспитанников, личности, имеющей прочные базовые знания и способной
адаптироваться к условиям современной жизни, я выделила
Задачи:
Повышение мотивационной готовности детей к музыкально-художественной
деятельности, гармонично сочетая традиционные средства обучения с
применением ИКТ;
Активизация заинтересованности детей для повышения результативности
музыкально-художественной деятельности;
Оптимизация музыкального воспитания для осуществления индивидуализации
обучения детей через использование ИКТ.
Видны преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ:
Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс
интересным и выразительным;
Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в
виде картинок - отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением
(например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед
Мороз показывает одобрительный жест)
Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением презентаций
позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.
Для решения поставленных цели и задач
я, как музыкальный руководитель,
применяю различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному
занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев,
повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках,
по
всем видам музыкальной деятельности:
Слушании (Эмоциональное восприятие музыки детьми)
Пении
Развитии слуха и голоса (музыкально-дидактические игры)
Игре на детских музыкальных инструментах
Музыкально-ритмических движениях
При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных
программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических
произведений, сопоставить услышанное и увиденное.
Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание
музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному
восприятию детьми музыкальных произведений. Анимационные фоны создают
эмоциональный положительный настрой у детей (Например при слушании «Времён года»
П.И.Чайковского, при проведении развлечений «Осенние чудеса», «Здравствуй, лето»,
«Зимушка- зима»)
Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных
произведений. Вы видите иллюстрации, которые я использовала при слушании
музыкальных произведений, например таких как «Клоуны» Д.Кабалевского, «Юмореска»
П.И.Чайковского, «Болезнь куклы» П.И.Чайковского и др.
Для развития ритмического слуха я использую образы, вместо значков (четверные
длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует
большей заинтересованности детей.
Для развития ритмического слуха опора на наглядность способствует развитию фантазии,
образности.
Для развития звуковысотного слуха я использую образы-картинки, вместо нот, что
также привлекает детей, активизирует творческие способности.
В игре на детских музыкальных инструментах использование ИКТ существенно
расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям
специфику звучания музыкальных инструментов.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только
через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом,
мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей.
Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя
каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных
инструментах, особенностях звучания каждого из них.
Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю
компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять
различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий
момент дети смотрят на своё творчество с экрана.
В таком направлении, как пение , я предлагаю детям видео – иллюстрации с
элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие
долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит
пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению.
Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более
быстрому запоминанию текста ( Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство
запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания,
сохранения и воспроизведения информации): например, «Ты не бойся, мама»
М.Протасова.
Использую видеоролики в структуре занятия с учётом требований СанПин
2.4.1.3049-13 постановление от 15 мая 2013 г.: просмотр видеоролика не более 5-7
минут.
Использование средств информационных технологий:
•
стало базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого
потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом;
•
позволило мне сделать процесс приобщения к музыкальному искусству достаточно
эффективным: расширился спектр, вариативность, выбор (пособий);
•
подача материала в виде мультимедийных презентаций сократила время обучения,
высвободила ресурсы здоровья детей.
Таким образом, учитывая наглядно-образный уровень мышления дошкольников, ИКТ
позволяют мне поддерживать и активизировать их внимание. Интерактивность данных
ресурсов позволяет ребенку «управлять» ситуацией, «воздействовать» на нее.
По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень
эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений,
элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения.
И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения,
внимания, любознательности.
Результаты мониторинга использую для индивидуализации обучения (выявления
талантливых детей, музыкальных способностей для их дальнейшего развития).
Для оптимизации моей деятельности (составления планов, работы с подгруппой детей).
Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать
процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые
возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.
Я повысила свою информационную и профессиональную компетентность.
Литература:
Интернет-ресурсы:
Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды
детей дошкольного возраста».