Напоминание

"Взаимное общение, сотворчество и соучастие педагога и детей на занятиях сольфеджио"

Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ "Новатор", СОШ №129

Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа

Наименование материала: Методический доклад

Тема: "Взаимное общение, сотворчество и соучастие педагога и детей на занятиях сольфеджио"

Описание:

Автор делится опытом как достичь ситуации успеха на занятиях сольфеджио.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=541

Опубликовано 17.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВАТОР» ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСБУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Методический доклад по теме:
«Взаимное общение, сотворчество и соучастие педагога и детей

на занятиях сольфеджио, музыкальной литературы – залог успеха в

образовательном процессе»
Подготовила Лазарева Людмила Евгеньевна педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория Мы живём в век перемен. Наша жизнь во всех её проявлениях становится разнообразнее и сложнее; и чем дальше, тем больше она требует от человека не шаблонных привычных действий, освещённых многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Молодому поколению в наследство досталась неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера, неокрепшая демократия, негативная демографическая ситуация, горячие точки. На фоне сложившейся ситуации в стране семья, общество, государство выдвинули перед школой новые образовательные запросы (в виде общественного договора- ФГОС). Поставлена новая цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, н евозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Школа призвана воспитать не только здорового, образованного человека, но и – обязательно! – инициативного, думающего, способного на креативный подход к делу. Педагог, при этом должен быть примером для своих воспитанников, постоянно находиться в творческом поиске, идти в ногу со временем. На занятии, при постановке и решении учебной задачи, должно быть педагогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Созданная проблемная ситуация активизирует познавательную, коммуникативную и регулятивную деятельность детей. Таким образом, они
не только слушают, обсуждают, доказывают свою точку зрения, находят пути решения поставленной задачи, но могут оценить и проанализировать результат. Художественно-эстетический отдел Дома детского творчества базируется в средней общеобразовательной школе. Я веду предметы музыкально-теоретического цикла: групповые сольфеджио, музыкальную литературу и индивидуальные - фортепиано. К задачам, которые стоят передо мной, кроме развития определённых умений и навыков, относятся: музыкально-эстетическое воспитание детей, выявление и развитие творческих способностей, расширение их музыкального кругозора и духовно-нравственное воспитание. За время работы дети многому меня научили и заставили понять, пока интересно учителю, интересно - детям. Принцип интереса и увлечённости занимает первое место в моей практике. Поэтому я уделяю большое внимание не только тому, что преподавать, но и тому, как преподавать, учитываю возможности и особенности каждого ребёнка. Получив группу детей, я, прежде всего, стараюсь расположить их к себе, ведь, как известно, самые великие истины, сказанные нелюбимым учителем, будут отвергнуты. Расположение начинается с внимания к тем, кого собираешься учить, а внимание – с вопросов: -Что ты думаешь? -Как ты считаешь? -Почему? Здесь важен и тон, каким задаются вопросы и умение слушать каждого. Особенно много вопросов я задаю робким, чтобы помочь им поверить в свои силы. На своих занятиях я стараюсь создать атмосферу доброжелательности, доверия, сопереживания, благоприятный психологический климат на уроке. Начинать «произносить» музыку ничуть не легче, чем произносить первые слова. Музыка должна обогатить душу каждого ребёнка, и того, кто поёт чисто, имея хорошие музыкальные данные, и того, кто «бубнит» на одном звуке. (Кстати сказать, дети знают, что я пресекаю даже попытку насмешки). Искренность и уважение – мои главные помощники в общении с детьми, ведь характер отношений педагога и учеников очень важен в процессе воспитания. Принцип психологической комфортности, о котором никогда не забываю, предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в коллективе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Моя «визитная карточка» - это улыбка. А «секрет успеха» в моей педагогической жизни – это девиз: «Люби детей, совершенствуй свои знания, будь открытым и свободным, не останавливайся на достигнутом». Поэтому дети на моих уроках раскованы, целенаправленно активны – всем хочется высказать своё мнение, побывать у доски и за фортепиано, поиграть на детских шумовых инструментах. Педагогу отведена многоликая роль: быть педагогом-профессионалом, психологом, артистом. От него требуется умение ставить цель и предвидеть, что будет в конце занятия, его результат. На сольфеджио дети приходят всего один раз в неделю, поэтому каждое занятие очень насыщено. Здесь и пение упражнений, чтение с листа, изучение музыкальной грамоты, творческие задания, а некоторые формы работы, например, анализ на слух, музыкальный диктант – вообще не могут быть проведены без педагога. Чтобы занятия были полноценными, чередую перечисленные формы работ: хоровое пение, чтение с листа, где каждый участвует в работе, со слушанием или индивидуальным опросом, письменные задания – с эмоционально-двигательной разрядкой. Например, все ребята очень любят ритмическую игру «Передай ритм», под музыку. (Ритмические остинато самые разные). 1. Педагог и дети встают в круг. Звучит музыка. 2. Первые две фразы все слушают молча, анализируя размер, темп, характер музыки. Педагог или любой из детей хлопает ладошками задавая знакомый ритмический рисунок. 3. Заданный ритм повторяют по очереди, передавая его по кругу. Мелодии выбираем разные – от классики до современной популярной музыки. Дети с удовольствием включаются в игру вместе с педагогом, проговаривая ритм ритмослогами, с последующей записью в тетрадях. Известно, что пение хором и хороводные танцы улучшают структуру биополя участников, оказывает благотворное, нередко целительное воздействие на самочувствие человека. В кругу каждый видит всех, а все видят его. Таким образом, в ходе одного занятия мне по нескольку раз приходится меняться ролями с ребятами: то я слушатель, то - исполнитель, то – участник действа. Немаловажную роль на занятиях сольфеджио имеют дидактические карточки, схемы. Воспитанники с удовольствием приносят видеоролики к определённым темам, смешные картинки, весёлые тексты для распевания собственного сочинения: Мы на сольфеджио поём Все вместе, по одному, втроём.
Не страшно у доски стоять: Ответишь всё – получишь «пять». Коллективно составляют наглядные конструкции, «привязанные» к той или иной теме, которые позволяют доступно и легко усваивать материал. В общении с детьми младшего возраста, я обязательно учитываю их образно–ассоциативное мышление, повышенную чувствительность и доверчивость, способность одушевлять предметы, легко перестраиваться из реального мира в мир сказок, игровое начало. Игра на уроке – это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Я предлагаю в игровой форме творческие задания, благодаря которым, учащиеся приобретают вместе с необходимыми знаниями и навыками уверенность в себе, артистичность, свободу, воображение, а главное – интерес к музицированию. В творческих заданиях расширяется и самостоятельность ребят. Если в начале, игру веду я, то позже – сами учащиеся, но я всё равно во всех игровых ситуациях нахожусь как бы «внутри» музыки. Песня-игра «Музыкальное эхо». Эхо! (Эхо!) Отзовись! (Отзовись!) Чисто петь. (Чисто петь) Научись. (Научись) Слушай. (Слушай) Не зевай. (Не зевай) Всё за мной. (Всё за мной) Повторяй. (Повторяй) У песенки есть своя оригинальная мелодия (к сожалению, не помню автора). Задание к этому упражнению дети придумывают сами: меняются запевалы, меняется темп, тональность, ритм, но главная цель – спеть чисто неизменна. В средней группе уровень интеллектуального развития детей выше, поэтому основу работы составляет узнавание и сопоставление осознанных явлений. Здесь происходит развитие навыков практического использования полученных знаний и умений. Так, при повторном слушании пьесы М.Мусоргского «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки», на занятии музыкальной литературы, у нас родилась сказка. Позже я её немного отредактировала. Мы её так и назвали «Сказка, рассказанная музыкой». При подготовке к Всероссийской олимпиаде по музыке, все ребята несли на занятие идеи по составлению ребусов на музыкально- теоретическом материале, обсуждали и, наконец, сделали отбор из предложенных вариантов.
На сольфеджио работой заняты все без исключения ученики. Я обязательно прошу комментировать как верные, так и неверные ответы. Если у кого-то что-нибудь не получается, стараюсь искусно подвести к определённым выводам, предлагаю детям поставить такие вопросы, которые наталкивают на ответ, в результате чего, дети как бы сами делают маленькие открытия. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Таким образом срабатывает принцип фасцинации (принцип привлекательности). Грамотное использование компьютера на занятии помогает преобразить традиционный дидактический материал по сольфеждио и поднять на более высокую ступень преподавание музыкальной литературы. Но самое тесное взаимное общение, сотворчество и соучастие педагога и детей происходит через проектную деятельность. Для ребят это доступный способ через детальную разработку имеющейся проблемы расширить круг познаний  связанных с творческими портретами композиторов, историей создания музыкальных сочинений. Ребята могут работать совместно или индивидуально  но цель  создаваемого ими индивидуального проекта  каждый определяет для себя сам. Достигнутая цель представляется конкретным, воплощенным образом проекта - результатом. В нашей копилке музыкально-литературные композиции, презентации. Ситуация успеха, организованная на занятии и во внеурочной деятельности, вызывает чувство радости. Желая вернуть положительные эмоции, ребята с удовольствием берутся за подобную работу и в следующий раз. Наблюдая за учащимися, я вижу, как группа детей из разных классов общеобразовательной школы, превращается в коллектив, маленькое содружество. Они общаются и после занятий, выполняют вместе домашние задания, оценивают творческие работы друг друга, с удовольствием принимают участие в конкурсах, олимпиадах, подготовке праздников и концертных программ. Ежегодно участвуют в конкурсах разного уровня. Наши результаты: 1.Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»: Ахъяртдинов Радмир III место 2015г
2. Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»: Попкова Евгения Лауреат 2015г 3.Всероссийский творческий конкурс «Весеннее вдохновение»: Ахъяртдинов Радмир II место, 2015г. 4.VI Всероссийский конкурсе для детей и взрослых «В мире прекрасного»: Хабибуллина Карина Диплом 1 степени, 2015г. 5. Всероссийский турнир по музыке « Gloria musika »: Ахъяртдинов Радмир лауреат I степени, 2014г. 6. Всероссийская олимпиада « Musicus iuvenis »: Едильбаева Алтын лауреат I степени, 2014 г. 7. Всероссийский турнир по музыке « Gloria musika »: Рамазанов Ильнур Диплом участника, 2013г. 8. Городской конкурс юных исполнителей «Музыкальные узоры»: Ахъяртдинов Радмир дипломант, 2015г. 9. Городской конкурс юных исполнителей «Музыкальные узоры»: Суняева Лейла лауреат III степени, 2014г. 10. Городской конкурс юных исполнителей «Музыкальные узоры»: Хуснутдинова Сабина дипломант, 2012г.


Яндекс.Метрика