Напоминание

"Музыкальная память и её развитие на музыкальных занятиях"

Автор: Лазарева Людмила Евгеньевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД ДДТ "Новатор", СОШ №129

Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа

Наименование материала: Методические рекомендации

Тема: "Музыкальная память и её развитие на музыкальных занятиях"

Описание:

Автор пытается раскрыть понятие "музыкальная память" и рассказать о эффективных методах работы над развитием музыкальной памяти.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=545

Опубликовано 17.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НОВАТОР» ОРДЖОНИКЕДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГО г. УФА
Музыкальная память и её развитие на музыкальных

занятиях
(методические рекомендации) Работу выполнила Лазарева Людмила Евгеньевна педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория Уфа 2015
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Музыкальную память определяют как «способность длительно сохранять в сознании полученные извне музыкальные восприятия» (А.Островский «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио»). Благодаря наличию музыкальной памяти мы можем узнавать музыкальные темы и произведения при их повторном исполнении. Помимо этого, память помогает воспроизвести ту или иную тему, музыкальную фразу, целое произведение, подчас весьма сложного строения. Воспроизведение музыки может быть внешним, в виде пения или игры на инструменте, а также внутренним («про себя») – на основе работы внутреннего слуха. Внутренние представления, их яркость и точность во многом зависят от памяти. Нередко эти представления вначале бледны, фрагментарны, им недостаёт устойчивости. В их развитии особое значение приобретает память и тот запас знаний и звуковых образов, который накоплен в «кладовой» мозга. Теплов пишет: «Памятью называется проявление прошлого опыта, заключающееся в заполнении, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали». (Теплов Б.М. Психология) Качество памяти характеризуется быстротой, точностью запоминания, прочностью, точнее сохранностью,
привычкой учить наизусть
, то есть
тренированностью собственной музыкальной памяти.
Также качество памяти зависит от
установки личности на запоминание
, т.е. сознания важности и необходимости запомнить тот или иной материал; и наконец,
степени доступности преподносимого материала
, при этом надо иметь в виду, что скучный материал, не вызывающий у ученика положительных эмоций, просто непонятный или недоступный запоминается гораздо хуже, чем увлекательный, интересный; именно поэтому необходимо на занятиях сольфеджио, хора, специальности - постоянно тренировать музыкальную
память на высокохудожественном материале (народные песни, мотивы, темы из классического и современного репертуара). Музыкальная память имеет много разновидностей: слуховая, зрительная, моторная и др. Запоминание в зависимости от типа памяти может быть: 1. непосредственно звуковое, основанное на подражании, как певческий рефлекс у детей; 2. механическое, связанное с двигательными рефлексами при заучивании музыкального произведения на любом инструменте (в этом случае активно работают зрительная, слуховая, а также моторная память – т. е. комбинация разных видов памяти); 3. логическое, смысловое – основанное на понимании, использующее знания и представляющий процесс мышления. Причём, как правило, виды памяти распределены неравномерно: у одних учащихся преобладает слуховая память, у других – зрительная. Часто ученику помогает моторика: привычные движения пальцев по клавиатуре или на грифе музыкального инструмента в какой-то мере способствуют запоминанию музыкального произведения. Музыкальная память является одной из ведущих музыкальных способностей, и проблема её развития постоянно поднимается в печати. Вопросы теории и методики её развития на занятиях сольфеджио ещё мало исследованы и научно не достаточно обоснованы. Есть ряд исследований, посвящённых запоминанию музыки, формированию музыкальных слуховых представлений, зависимости музыкальной памяти от восприятия музыки, её осознания (работы Б.М. Теплова, методические разработки В.В.Кирюшина, Г.И. Шатковского и др.). Однако в методике преподавания сольфеджио для учащихся младшего школьного возраста развитию музыкальной памяти внимания практически не уделяется. В этом -
актуальность
проблемы и её практическая значимость.
В ходе поиска эффективных путей развития музыкального слуха и музыкальной памяти, были выявлено следующее: 1. Развитие памяти и музыкальной памяти целесообразно начинать с детства - наиболее восприимчивого возраста. Поэтому работа над развитием памяти, как правило, должно вестись уже с первых классов музыкальных школ и школ искусств. 2. В педагогической практике следует учитывать склонности каждого ученика к тому или иному типу памяти, особенности их нервной деятельности, а также чувства, эмоции, ощущения. Музыкальным слухом и музыкальной памятью природа наделила всех по-разному. Одному ребёнку достаточно услышать мелодию, и он тотчас повторит её, другому придётся сыграть её несколько раз. Ну, а третий и при таком условии, споёт мелодию неправильно, хотя в исполнении других быстро и точно определит искажение. Значит, музыкальный слух и музыкальная память у них есть, только надо приложить усилия для их развития, проводить серьёзную и систематическую работу.
Основные и эффективные методы работы над развитием

музыкальной памяти могут быть следующие:

1.

Заучивание тем, мелодий, напевов народных песен

наизусть. Отработка быстроты заучивания (после 2-3 предъявлений).
Сольфеджирование, интонационные упражнения на уроке сольфеджио служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Они дают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка, овладевать навыками их воспроизведения. В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания чтения с листа. Для прочного усвоения любого элемента музыкального языка имеется 4 стадии: ознакомление,
слушание, запоминание, путём многократного повторения, умение точно красиво и быстро воспроизвести. Простейшие вокально-интонационные упражнения можно давать детям самого младшего возраста. Упражнения могут носить характер своеобразной увлекательной игры. Игра строится так: группа садится в ряд, и педагог каждому по очереди бросает мяч. Ребёнок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поётся с названием нот или даже со словами, Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остаётся один и тот же: короткая попевка, состоящая из трёх-четырёх нот. Неважно, что дети пока повторяют ноты, мало вникая в их смысл, упражнение-игра с введением нот оставит в памяти ребёнка прочный подсознательный след. Для детей постарше упражнения, естественно, должны быть сложнее. Например, на фортепиано играется какой-либо мотив, после внимательного прослушивания, предлагается всей группой или по одному повторить мотив сначала с закрытым ртом, а затем и с названием нот. Такие упражнения проводятся параллельно с чтением нот с листа, с упражнениями по развитию гармонического слуха и так далее. Важно, чтобы каждое упражнение имело свою чётко поставленную учебную задачу. Например, упражнение на пропевание тонического трезвучия; на неустойчивые звуки; на сочетание звуков неустойчивых с устойчивыми; на скачки от пятой ступени к седьмой и т.д. Благодаря такой системе упражнений у детей активно развивается музыкальная память. Ещё одним из действенных средств развития музыкальной памяти является и пропевание первой фразы мелодии про себя с дирижированием, а второй фразы вслух и т.п.
2.

Запоминание хоровых партий.
Исключительно полезно для развития музыкального слуха и музыкальной памяти петь в хоре партии вторых сопрано и альтов. И хотя
старшие разучивают песню гораздо быстрее, они должны терпеливо повторять трудные места до тех пор, пока не запоёт с лёгкостью весь коллектив. На хоровых занятиях тоже должна проводиться работа по развитию музыкальной памяти. Весь комплекс связанных с этим приёмов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания.
3.

Подбор мелодий, выученных наизусть, на инструменте, с

последующей их записью.
Для развития музыкальной памяти полезно регулярно заниматься подбиранием мелодий на инструменте. Вначале это могут быть одноголосные мелодии, а позже и произведения с аккомпанементом различной фактуры.
4.

Запись диктанта.
Традиционной формой развития памяти является музыкальный диктант. Анализ ошибок, допускаемых учащимися в диктантах, показывает, что они связаны как с недостаточно развитой музыкальной памятью, с неумением анализировать мелодию во время диктанта, так и с неразвитой техникой записи. При проведении музыкального диктанта чётко разграничены две формы деятельности – запоминание музыкального материала и письменная его фиксация. Уже доказана эффективность бесписьменного диктанта как средства развития музыкальной памяти, прорабатывается методика проведения подобных диктантов, направленная на развитие музыкальной памяти учащихся младшего школьного возраста. Таким образом, развитие музыкальной памяти идёт активней, если этот процесс не тормозится параллельным решением задач, непосредственно к развитию памяти не относящихся. Именно такой тормозящей задачей является письменная фиксация музыкального материала.
5.

Запоминание на занятиях фортепиано.

Значительную практическую ценность представляют также принципы развития музыкальной памяти у учащихся-пианистов, предложенные И. Гофманом: Во-первых, вначале сделать устный анализ музыкального произведения выявить главную идею, художественный образ, его развитие; определить настроение произведения и средства, при помощи которых оно выражается. Во-вторых, работа с авторским текстом произведения за инструментом. Здесь важно, чтобы первые проигрывания произведения после мысленного ознакомления с ним были нацелены на определение и выяснение общего художественно-образного замысла автора. Поэтому на данном этапе представляет особую целесообразность эскизное ознакомление с произведением. Далее при детальной работе над произведением: вычленяются смысловые опорные пункты; выявляются трудные места; выставляется удобная аппликатура; в медленном темпе осваиваются сложные исполнительские движения и т.п. На этом этапе продолжается осознание мелодических, гармонических и фактурных особенностей произведения, уясняется его тонально-гармонический план, в рамках которого осуществляется развитие художественного образа. По мнению И. Гофмана, постоянная умственная работа и вдумывание в то, что играется – залог успешного запоминания произведения наизусть. В-третьих, игра наизусть. В процессе исполнения произведения наизусть у учащихся происходит дальнейшее укрепление его в памяти. Здесь большую помощь в запоминании оказывают также и ассоциации, к которым следует прибегать для нахождения большей выразительности исполнения. В-четвёртых, наиболее трудным этапом является работа без инструмента и без нот. И. Гофман подчеркивая его сложность и «утомительность» в умственном отношении, отмечал, что, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой
на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения В практике преподавания игры на фортепиано. принципы, предложенные И. Гофманом, актуальны и в наше время. Литература: 1. Выготский J1.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 2. Гофман, И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. – М.: Классика-ХХI, 2010. – 188 с. 3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Музыка, 1986. 4. Стражникова Т.И. Музыкальная память: виды, структура и процессы. Краснодар: 1988. 5. Шибаев О.В. К вопросу о развитии музыкальной памяти. // Вопросы музыкальной теории, педагогики и исполнительства. // Сб. статей. Самара: 1994.-е.


Яндекс.Метрика